Жидкость для ГУР, состав, виды и особенности

Гидравлический усилитель руля — техническое устройство в системе рулевого управления.

Увеличивает усилия рук водителя при вращении руля и повороте управляемых колёс.

жидкости для ГУР

Что такое ГУР

В сущности, это объёмный гидропривод с насосом высокого давления и исполнительным механизмом, связанными напорной и обратной магистралями.

Насос роторного или лопастного типа устанавливается на блоке цилиндров двигателя. Вал насоса вращается отдельным ремнём от шкива коленчатого вала.

В конструкциях реечного типа золотник-распределитель, непосредственно связанный с рулевым валом, направляет поток рабочей жидкости в ту или иную полости рабочего цилиндра, обеспечивая продольное перемещение поршня и рулевой рейки.

устройство ГУР

В автомобилях с рулевой трапецией вал-золотник и рейка-поршень размещаются в общем редукторе типа винт-шариковая гайка. При вращении рулевого вала рейка-поршень поворачивает сошку рулевой трапеции.

Клапан ограничения давления встроен в корпус насоса.

Рабочая жидкость забирается насосом из бачка, оборудованного встроенным фильтром, указателем уровня и заливной пробкой.

Рабочая жидкость ГУР

В качестве гидравлической жидкости применяется специальное масло, предназначенное для гидроусилителей и автоматических КПП гидротрансформаторного типа.

Такие масла обладают характерными свойствами:

  • Не загустевают и способны прокачиваться при температурах наружного воздуха до -400С.
  • Сохраняют вязкость и смазывающие свойства при высокой собственной температуре +80…900С.
  • Не вспениваются и не склонны к кавитации.

В среднем в систему ГУР, включая трубопроводы и шланги, входит 1…1,5 литра масла.

На магистральных грузовиках встречаются системы, вмещающие до 7-8 л.

Независимо от бренда (торговой марки), в систему ГУР можно заливать масло, имеющее на этикетке упаковки:

  • надпись на русском языке: «Область применения: Используется в системе гидроусилителя руля, гидрообъемных передачах и гидросистемах»;
  • обозначение PSF (Power Steering Fluid) – жидкость для гидроусилителей, или ATF (Automatic Transmission Fluid) – жидкость для автоматических трансмиссий.

Не допускается использовать моторные масла любых типов и марок, и трансмиссионное масло для механических КПП и редукторов ведущих мостов.

Типы жидкостей для ГУР

Технические свойства всех допускаемых к применению гидравлических жидкостей уже упомянуты. Используемые в автоматических трансмиссиях жидкости типа ATF, работающие в замкнутых объёмах автоматических КПП, нагреваются до высоких температур, что вынуждает изготовителей устанавливать в агрегатах радиаторы охлаждения.

В исправных гидроусилителях рулевого управления рабочая температура жидкости, постоянно охлаждающейся при циркуляции по магистралям, не превышает критических значений.

По типу основы все жидкости для ГУР можно разделить на

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

Минеральные

Основу минеральных масел получают путём глубокой очистки нефти с последующим крекингом (возгонкой и дистилляцией). К основе, составляющей до 90-95% объёма, добавлены различные присадки, улучшающие противоизносные и антипенные свойства и термическую стабильность. Рабочая температура +80…900С.

минеральное масло для ГУР

Выпускаются зарубежными производителями Shell, GT Oil, Ravenol и отечественными Oilright и LuxOil с маркировкой А, Р и PSF.Минеральные масла, даже самого высокого качества, всегда дешевле гидравлических жидкостей на другой основе. В отличие от минеральных моторных масел, гидравлические в процессе работы не окисляются, не выгорают и служат достаточно долго.

Полусинтетические

Изготовлены на минеральной нефтяной основе (до 70%) с добавлением до 30% синтетических компонентов и присадок. По сути, это минеральные масла с улучшенными свойствами по более высокой цене. Изготовителями маркируются как PSF и ATF.

полусинтетическое масло для ГУР

Синтетические.

Основа синтезирована из углеводородов и полиальфаолефинов (ПАО), полученных из той же нефти или природного газа. Добавки, до 3%, предназначены для повышения температурной стабильности. Не загустевают при температурах ниже -400С и не теряют вязкости при 130-150°С. Самые дорогие жидкости. Предназначены, в основном, для применения в автоматических трансмиссиях и выпускаются с обозначением ATF под брендом Dexron. Самые известные производители ZIC, Mobil, Mannol, FEBI и др.

синтетическое масло для ГУР

Различия по цвету

Автомобильные гидравлические жидкости, кроме основы, могут отличаться цветом.

Красные.

Изначально разрабатывались концерном General Motors для автоматических КПП. Относятся к типу ATF, но могут использоваться и в других гидравлических системах.

красная жидкость для ГУР

Выпускаются под брендом Dexron II и Dexron III.

Жидкости красного цвета других брендов должны производиться по лицензии GM.

Желтые

Разработаны Daimler AG и предназначались для автомобилей Mercedes-Benz и других моделей концерна.

Относятся к классу универсальных, применяются в гидроусилителях и гидроамортизаторах.

желтая жидкость для ГУР

Распространённые бренды — Mobil и Total, с обозначением PSF. По типу основы могут быть минеральными и полусинтетическими.

Зеленые

Автор жидкостей зелёного цвета — Volkswagen AG.

Относятся к классу PSF, применяются только в гидроусилителях руля.

зеленая жидкость для ГУР

Выпускаются под торговой маркой Pentosin.

Отличаются специфическим составом основы и пакета присадок.

Можно ли смешивать жидкости разного типа и цвета

Прежде, чем сделать в ГУРе «коктейль», нужно ознакомиться с указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля рекомендациями изготовителя.

В крайнем случае, если в дороге обнаружено понижение уровня масла в бачке и другого выхода нет, необходимо помнить:

  • Категорически нельзя смешивать минеральные и синтетические масла, даже если они одного цвета. У них разные основы и присадки.
  • Допускается доливать в минеральное масло полусинтетику и наоборот.
  • Гидравлические жидкости зеленого цвета можно смешивать только с зелеными.
  • Если добавляемое масло изготовлено на одной основе с используемым, можно доливать красное в желтое и наоборот, а так же красное в красное и желтое в желтое.

Заявления отдельных специалистов о том, что «синтетика» якобы «разъедает» резиновые уплотнения и шланги, убедительных оснований не имеют.

Все манжеты и уплотняющие кольца в гидросистемах, так же, кстати, как и в двигателях, давно изготавливаются не из «резины» на основе натурального каучука, а из маслобензостойких смесей на основе синтетических бутадиен-нитрильных и фторкаучуков. На это могут указывать буквы PTFE на нерабочей поверхности манжеты или на оболочке шланга.

При полной замене рабочей жидкости ГУРа, можно использовать любое надёжное масло, соответствующее требованиям «мануала» автомобиля.

Разумеется, каждый производитель рекомендует для своих моделей собственные масла, хотя, например, установленные в большинстве иномарок насосы ZF прекрасно работают с красными Dexron от GM, зелеными маслами VAG и желтыми «минералками» Daimler.

В настоящее время рынок присадок к маслам практически поделен между крупными транснациональными корпорациями — примерно 40 % масел в мире готовятся на пакетах присадок компании Lubrizol и ещё столько же — компании Infineum. Остальные производители, в том числе и отечественные, покрывают не более 20 % рынка. Большинство современных автомобильных масел в одной категории отличаются лишь основой (базой) и местом изготовления, в то время как пакеты присадок схожи по составу или полностью идентичны.

Признаки утечки

  • Полная замена масла ГУР может понадобиться через 60-100 тысяч км пробега, если другое не указано в инструкции или регламенте.
  • Проверять уровень гидравлической жидкости нужно при каждом ТО или раз в 15 тысяч км пробега.
  • Утечки рабочей жидкости легко определить по указателю на пробке маслобака, появлению потёков на шлангах и «отпотеванию» корпуса насоса.
  • Стук рулевой рейки наверняка связан с износом зубчатого зацепления и к ГУР отношения не имеет.

Внезапно возникшие в пути большие усилия при повороте руля и шум насоса ГУР скорее всего говорят о вытекании масла из-за разрушения уплотнений или шлангов.

В этом случае дальнейший путь автомобиль должен проделать на эвакуаторе.

Повреждение рулевого управления — одна из неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector