В процессе эксплуатации все узлы и детали автомобиля подвержены естественному износу. Узлы газораспределительного механизма (ГРМ) очень долговечны, но рано или поздно перед владельцем встает задача замены цепи ГРМ Нива Шевроле. Однако у этой процедуры есть ряд тонких моментов, о которых мы и поговорим.
Когда менять
В заводской инструкции на цепной привод Нивы с двигателем ВАЗ-2123 интервал замены не указан. Одним из признаков предстоящего переключения является повышенный шум трансмиссии и невозможность дальнейшего натяжения цепи.
Обычно это изображение начинает проявляться ближе к 100 тысячам километров. Большинство владельцев Шеви Нива сейчас пытаются капитально отремонтировать клапанный механизм на своих автомобилях.
Для ременной передачи инжекторного двигателя Opel Ecotec Z18XE заводом установлен срок замены один раз в шесть лет. Или каждые 120 тысяч километров.
Выбор деталей
При покупке новой цепи желательно проверить ее качество. Для этого его держат в горизонтальном положении сторонами звеньев вниз. Если перепад концов цепи превышает 10 мм, лучше выбрать другую деталь. Также необходимо выделить остальные элементы единицы времени.
Детали производства АвтоВАЗа и артикулы:
- цепь — 21214-1006040-82;
- комплект шестерен — 2123-1006020-86;
- успокоитель — 21214-1006100-01;
- башмак натяжителя цепи — 21214-1006090-01
Не менее распространенный вариант – готовый комплект деталей производства «Рашаш» (номер 10-1006001). Одним из отличий этого комплекта является автоматический натяжитель Pilot, который по своим геометрическим размерам полностью соответствует стандартной детали.
Особенностью конструкции натяжителя является возможность автоматической регулировки натяжения цепи. При этом он не требует для своей работы подачи масла, все делают пружины. Пилотный натяжитель также доступен отдельно от комплекта (номер по каталогу 21214-1006060).
На ранних автомобилях Шевроле Нива с 1998 по 2002 годы стоит «гибридная» модель двигателя, которая оснащена двухрядной цепью и элементами натяжения цепи от вазовской «классики». Для таких машин нужны свои запчасти, которые приобретаются только после разборки двигателя и выяснения типа детали.
Для замены ремня на двигателях Opel обычно приобретают оригинальный сменный комплект (артикул 1606306) или его аналог Contitech (CT 975 K3). При замене ремня всегда устанавливается новый насос, наиболее распространенный вариант – детали производства SKF (VKPC 85624) или Hepu (PK03270).
Как заменить своими руками
Замена цепи ГРМ Нива Шевроле – кропотливая процедура, выполнить которую своими руками под силу только достаточно опытному владельцу. Для людей, не знакомых с устройством техники ремонта автомобилей и двигателей, такая работа может стать невыносимой. Перед началом самостоятельной работы необходимо подготовить инструменты, купить запчасти и найти место для работы.
Некоторые владельцы просто устанавливают новую цепь, не снимая передней крышки, чтобы ускорить процесс замены, но такое изменение недопустимо. Ведущие шестерни необходимо заменить, так как зубья уже изношены и не будут хорошо взаимодействовать с новой цепью. Также нужно поменять натяжители цепи.
Инструменты и материалы
Для проведения ремонта вам потребуется следующее:
- специальный ключ или головка для гайки шкива (38 мм). Некоторые владельцы изготавливают такую головку самостоятельно, используя в качестве болванки торцевой ключ для грузовых колес (32 на 38 мм);
- ключи или головки размером 8, 10, 13, 17, 22 мм;
- ключ для тормозных трубок;
- свечной ключ;
- плоскогубцы;
- молоток;
- плоская отвертка;
- тряпки для уборки;
- чистая тряпка, чтобы покрыть головку двигателя.
Для замены цепи ГРМ на Шевроле Нива 2006 года потребуются новые детали:
- одна цепь и три шестерни для приводных валов (на главном валу, вале ГРМ и вале масляного насоса);
- натяжитель цепи и амортизатор;
- передний сальник на коленчатом валу;
- прокладки крышки ГРМ и водяной помпы.
Алгоритм действий при смене цепи
Вам необходимо предпринять следующие действия:
- Ставим машину на яму, ставим на стояночный тормоз и подкладываем колодки под колеса.
- Снимите защитный экран с картера двигателя и коробки передач.
- Слейте охлаждающую жидкость и снимите радиатор с установленными на нем вентиляторами. Если машина оборудована кондиционером, необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Вытекание жидкости можно предотвратить, осторожно сдвинув узел радиатора в сторону.
- Отключите привод дроссельной заслонки.
- Снимите корпус воздушного фильтра, вытащив его из корпуса дроссельной заслонки.
- Снимите датчик положения коленчатого вала и ослабьте генератор.
- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Снимите натяжной и обводной ролики.
- Снимите верхнюю крышку распределительного вала и накройте верхнюю часть двигателя чистой тряпкой.
- Отогните стопорную шайбу отверткой и вытолкните 17-миллиметровый болт со своего места.
- Открутите крепление насоса и снимите его с двигателя.
- Приступаем к снятию передней крышки: откручиваем две гайки вверху и семь болтов по периметру.
- Отверните один болт, удерживающий кронштейн генератора.
- Включите 4-ю или 5-ю передачу и снимите 38-миллиметровую гайку со шкива.
- Снимите свечи зажигания и совместите метки на коленчатом и распределительном валах.
- Снимите шкив и отверните три гайки нижнего крепления передней крышки. Они расположены на поддоне двигателя.
- Откручиваем два винта, которые держат амортизатор и снимаем его.
- Отогните фиксаторы шайб на шестерне масляного насоса и снимите 17-мм болт крепления.
- Снимите маслопроводы с натяжителя с помощью ключа для тормозных трубок.
- Отверните 22 мм гайку датчика низкого давления масла с Т. Эта операция необходима для плановой установки натяжителя «Пилот».
- С помощью свечного ключа снимите тройник и установите на его место датчик давления.
- Ослабьте две гайки крепления талрепа на 10 мм и снимите талреп. Верхнюю гайку удобнее снимать торцевым ключом и пассатижами.
- Снимите цепь и все три шестерни.
- Снимите старый сальник коленчатого вала с лобового стекла с помощью отвертки.
- Тщательно очистите крышку сальника и седло, чтобы удалить грязь с помощью тряпки.
- Напрессуйте новый уплотнитель. Чтобы было легче, можно смазать его маслом и использовать старую деталь как оправку.
- Установите новый натяжной башмак. При установке необходимо гарантировать минимальное свободное пространство между корпусом и болтом: натяжитель должен легко ходить по болту, но не иметь люфта. Только в этом случае будет гарантировано правильное натяжение цепи.
- Установите масляный насос и шестерни коленчатого вала. При установке деталей необходимо устанавливать прокладки и стопорные шайбы.
- Согните хвостовик стопорной шайбы под прямым углом и затяните болты. Если точка крепления не входит плотно в отверстие шестерни, ее нужно немного подточить.
- Поместите шестерню на приводной вал клапана. Метка на шестерне (сзади) должна быть напротив метки на головке.
- Установите демпфер.
- Установите коленчатый вал в ВМТ (верхняя мертвая точка). Для этого на шестерне имеется метка, расположенная перед шпоночным пазом.
- Установите новую цепь, предварительно смочив ее моторным маслом. Цепь правильно расположена от коленчатого вала, затем через масляный насос к распредвалу. Этот способ позволит равномерно натянуть цепь между шестернями. При этом необходимо контролировать соответствие меток на шестернях, проворачивать можно только вал масляного насоса.
- Установите натяжитель, смазав контактные поверхности герметиком. Отверстие в корпусе натяжителя, через которое видна рабочая пружина, должно быть направлено вверх.
- Контрольные метки и герметичность. Извлеките штифт натяжителя, установив его в рабочее положение.
- Поверните вал двигателя на несколько оборотов, чтобы проверить метки.
- Затяните болты шестерни насоса и распределительного вала и загните заглушки.
- Установите переднюю крышку, предварительно смазав контактные поверхности и прокладку герметиком.
- Установите стопорные гайки и установите кронштейн генератора.
- Установите на место шкив и затяните все болты крышки.
- Установите клапанную крышку.
- Параллельно можно отремонтировать привод вспомогательных агрегатов, заменив натяжные ролики и сам ремень.
- Установите насос с новой прокладкой. Для надежности поверхность необходимо покрыть герметиком.
- Затяните гайку шкива 38 мм.
- Надеть ремень агрегатов и соединить все снятые разъемы.
- Сменить радиаторы. В этом случае рекомендуется проверить состояние шлангов и хомутов. Изношенные детали необходимо заменить новыми.
- Залейте охлаждающую жидкость.
- Выполните пробный запуск двигателя. Если завелась нормально, значит надо прогреть.
- Заглушите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек из форсунок.
- Установите оставшиеся части.
- Если автомобиль оборудован кондиционером и охлаждающая жидкость была слита, то ее необходимо заправить в специализированном сервисе.
На фото видны некоторые пятна при замене цепи на Ниве Шевроле.
Гайки и шкив сняты
Передняя крышка снята
Крышка снята с кабельным вводом
Новый датчик давления масла
Разница в длине строки
Установлено новое уплотнение
Стопорная гайка вставлена в отверстия шестерни
Изменение времени завершено
При установке шкива необходимо проверить правильность установки зажигания, которое можно расположить по венцу на шкиве. На звездочке шкива есть участок без зуба. Когда поршень первого цилиндра находится в ВМТ, эта секция находится в нижнем положении. При этом 20-й зуб, считая против часовой стрелки, должен находиться перед датчиком положения коленчатого вала.
Взаимное расположение меток на шкиве
Алгоритм действий при смене ремня
Замена ремня – более сложная процедура, поэтому вам понадобится следующий инструмент:
- полный комплект ключей и розеток;
- отвертки с плоскими и крестообразными наконечниками;
- заглушка распределительного вала, хотя эта деталь не является обязательной. При желании вы можете приобрести комплект осевых зажимов JTC-4186.
Двигатель Опель нуждается в собственных запчастях:
- оригинальный комплект ГРМ (или аналог) для двигателя Z18XE (ремень и три 3 ролика);
- оригинальный насос охлаждающей жидкости (или аналог.
Сам процесс замены ремня на автомобиле, оснащенном двигателем Опель с гидроусилителем руля (гидравлическим усилителем руля), выглядит следующим образом:
- Снимите радиаторы двигателя и кондиционера с установленными на них вентиляторами. Это приведет к сливу охлаждающей жидкости.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- Снимите приводной ремень с генератора и компрессора. Это также снимает натяжитель ремня.
- Снимите верхнюю часть пластиковой распределительной коробки.
- Нанесите метки на шестерни осей; Они должны совпадать и быть противоположными. При этом метка на шкиве должна совпадать с насечкой на картере.
- Отверните болты и снимите датчик положения коленчатого вала, а также ролик натяжителя ремня ГРМ. Ролик в сборе обычно не откручивается легко, его часто сбивают зубилом.
- Снимите насос, закрепленный на трех болтах.
- Очистите сопрягаемые поверхности, смажьте высокотемпературным герметиком и установите новый насос.
- Установите новый приводной ремень и натяжители. Проверьте совмещение меток на валах, несколько раз проверните двигатель и еще раз проверьте совпадение меток.
- Установите снятые детали.
- Залейте новую охлаждающую жидкость.
- Обратитесь в специализированный сервис и заправьте систему кондиционирования.
На фото этапы замены ремня ГРМ на Шеви Нива с двигателем Опель.
Начало работы — радиатор снят
Расположение насоса
Новый и старый насосы
Собраны новые детали
Новый мотопомпа
Все готово для установки радиаторов на место
На видео автора Александра Дизера показан полный процесс замены ремня на Ниве с двигателем Опеля.
Стоимость замены
Стоимость замены цепи составит 2600 рублей при покупке готового комплекта. При покупке деталей по отдельности стоимость деталей составит: цепь 800 руб., комплект шестерен 1500 руб., амортизатор и натяжитель 240 руб., натяжитель 550 руб.
При покупке отдельного комплекта у владельца должна быть сумма не менее 3100 руб. К этому необходимо добавить около 300 рублей на новый сальник, около 1 тысячи рублей на охлаждающую жидкость и до 3 тысяч рублей на заправку кондиционера (при его наличии и необходимости).
Покупка ремня для двигателей Opel облегчит кошелек владельца на сумму от 3300 до 4 тысяч рублей. Цена насоса находится в пределах от 2800 до 6300 рублей. К этому необходимо добавить еще около 1 тысячи рублей на замену охлаждающей жидкости и около 2-3 тысяч рублей на заправку системы кондиционирования воздуха в салоне.
Окончательная цена составит не менее 10 тысяч рублей. Покупка комплекта хомутов для распредвалов обойдется еще в 2500 руб. Стоимость выполнения работ в специализированном сервисе зависит от города. В Москве и других крупных городах цена труда достигает 7000 руб. При этом в небольших областных центрах стоимость замены более гуманна и не превышает 2500-3000 рублей.
Последствия несвоевременной смены
При длительной эксплуатации автомобиля с растянутой цепью неизбежен момент, когда она проскальзывает через зубья ведущих шестерен на одно или несколько звеньев. В этом случае нарушаются фазы газораспределения, и минимальным последствием будет внезапная остановка двигателя. Если цепь пропустит несколько звеньев, тарелки клапана соприкоснутся с днищем поршня.
В этом случае двигатель получает сильные повреждения, которые исправляются только путем его переборки. Для ременной передачи ситуация более опасна, потому что ремень просто рвется, а клапана и поршни встречаются. На двигателях Opel на каждый цилиндр устанавливается по 4 клапана, поэтому ремонт такого двигателя будет еще дороже.