Основным источником электроэнергии для бортовых систем Шевроле Круз является трехфазный генератор, оснащенный выпрямительным блоком и электронным устройством контроля напряжения. Вал генератора вращается с помощью клинового ремня с автоматическим натяжителем.
За работой генератора следит модуль управления двигателем (ECM), который в зависимости от режима работы и количества активных потребителей электроэнергии изменяет напряжение бортовой сети в диапазоне от 12 до 15 вольт.
Активация генератора контролируется индикатором низкого заряда батареи на приборной панели автомобиля. При включении зажигания контрольная лампа загорается, а после запуска двигателя сигнальная лампа гаснет. Свечение индикатора аккумулятора на работающем автомобиле свидетельствует о неисправности. Наиболее распространенными причинами отказа являются:
- обрыв или короткое замыкание в проводке между замком зажигания и генератором;
- недостаточное натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов;
- износ щеток генератора;
- истощение обмотки возбуждения генератора;
- неисправность регулятора напряжения или выпрямительного блока;
- плохой контакт реле, разъемов или соединение корпуса генератора с массой».
Оригинальные узлы и аналоги
Согласно официальному каталогу запчастей General Motors, в зависимости от типа двигателя, Шевроле Круз комплектуется генераторами различных модификаций:
Характерная черта | Инженерная модель | Тип двигателя | оригинальный генератор | Зарядный ток |
---|---|---|---|---|
1.4 бензин, 101 л.с | A14 XER | 1,4DOHC 16 В | ГМ 13581885 | 100А |
1.4 бензин, 140 л.с | А14НЕТ | 1,4 DOHC 16 В с турбонаддувом | ГМ 13581885 | 100А |
1.6 бензин, 109 л.с | Ф16 Д3 | 1.6DOHC 16В | ГМ 13502595 ГМ 13579667 | 100А |
1.8 бензин, 141 л.с | Ф18 Д4 | 1,8DOHC 16 В | ГМ 13500577 ГМ 13579667 | 100А |
2.0 дизель, 150 л.с | Z20 S1 | 2.0D SOHC 16В | ГМ 13502580 | 130А |
2.0 дизель, 163 л.с | Z20 D1 | 2.0D DOHC 16В | ГМ 13502580 | 130А |
Цена оригинального генератора может доходить до 50 тысяч рублей, поэтому многие владельцы Шевроле Круз при выходе из строя этого узла устанавливают один из совместимых вариантов следующих производителей:
Мотор | Создатель | Код поставщиком | Средняя цена | Зарядный ток |
---|---|---|---|---|
1,4 | WAIglobal (США) | 11399Н | 19 000 руб. | 130А |
1,6 | ДЕЛЬКО РЕМИ (Бельгия) | ДР 0905 | 20 000 руб. | 100А |
1,6 | Дэу (Корея) | 13579667 | 15 000 руб. | 100А |
1,6 | Крауф (Германия) | ПОД 0577 | 9000 руб. | 100А |
1,8 | ЕВРОТЕК (Германия) | 12090467 | 18 000 руб. | 100А |
1,8 | Бош (Германия) | 0986 CR6 212 | 17 000 руб. | 100А |
1,8 | Крауф (Германия) | ПОД 0577 | 9000 руб. | 100А |
2.0 | ЕВРОТЕК (Германия) | 12090523 | 24 000 руб. | 140А |
2.0 | ВАЛЕО (Франция) | 849115 | 17 000 руб. | 140А |
2.0 | ЭРА (Италия) | 209017 | 12 000 руб. | 140А |
Демонтаж генератора
Замена генератора Шевроле Круз производится на автомобиле с отключенным аккумулятором. Для доступа к узлу необходимо снять защитный кожух на головке блока цилиндров, снять впускной патрубок с дроссельного узла, ослабить натяжной ролик и снять ремень привода вспомогательных агрегатов.
Затем генератор отключается от электрической сети автомобиля. Для этого снимите защитный кожух с конца силового кабеля, отверните гайку и снимите выходной кабель с генератора. После этого нажимается пластиковая защелка и отключается блок электропроводки. В результате генератор полностью отключается от всех систем автомобиля.
Корпус генератора крепится к блоку двигателя Шевроле Круз на двух шпильках: верхней и нижней. Сначала откручивается верхний кронштейн (для автомобилей, оснащенных системой кондиционирования воздуха, предварительно необходимо отсоединить кронштейн от кронштейна и отвести патрубок кондиционера в сторону).
Кроме того, ослабляется гайка нижнего крепления генератора, откручиваются три болта крепления нижнего кронштейна генератора и снимается сборочная часть автомобиля с кронштейном. Установка нового или отремонтированного элемента осуществляется в обратной последовательности.
Ремонт генератора
В некоторых ситуациях вместо дорогостоящей покупки новой детали удобнее восстановить работоспособность имеющегося генератора. Для этого нужно его разобрать, выполнить диагностику неисправности и заменить неисправные детали.
Сначала снимается шкив генератора:
- на «24» на гайку крепления шкива надевается высокая головка»;
- над ним вставлен шестигранник в «8» на конце оси»;
- удерживая вал генератора шестигранником, головку проворачивают раздвижными пассатижами или другим подобным инструментом;
- после откручивания гайки снимается шкив генератора и проставка.
Вместо обычного шкива на генератор Шевроле Круз может быть установлена инерционная обгонная муфта, предохраняющая ремень от вибраций, рывков и проскальзывания из-за неравномерной работы двигателя.
Прежде чем приступить к действиям, необходимо отметить краской или маркером взаимное расположение крышек статора и генератора – это предотвратит неправильную сборку.
Четыре защелки отжимаются плоской отверткой и снимается пластиковая крышка на задней части генератора. Теперь открывается доступ к регулятору напряжения, щеточному узлу и выпрямительному блоку. Ключом TORX Е4 откручиваются пять винтов крепления и демонтируется регулятор с генератора.
Если высота открытой части щеток меньше двух миллиметров или имеется подклинивание при движении щеток в щеткодержателе, то щетки подлежат замене. Чтобы полностью снять выпрямительный блок, нужно припаять три контакта обмотки статора.
Разборка корпуса
Ключом TORX E8 откручиваются четыре стяжных винта по периметру генератора, специальным съемником снимается крышка с подшипника.
Крышка имеет пластиковую втулку заднего подшипника. Рекомендуется проверить его на наличие механических повреждений (выработки, потертости, трещины). При обнаружении таких дефектов втулку заменяют новой.
Затем статор генератора и ротор в сборе с крышкой отсоединяются. Аналогичным образом выпрессовывается вал ротора и снимается передняя крышка с вала. Обязательно проверить подшипники генератора. Если при его вращении возникает люфт сепаратора или заедание вращающихся частей, то изношенный подшипник подлежит замене.
Немаловажную роль для правильной работы генератора Шевроле Круз играет состояние контактных колец. Поверхностные дефекты (царапины, потертости, износ) нарушают контакт вала со щетками, что приводит к перебоям подачи электроэнергии в автомобиль. Поверхностный износ контактных колец можно зачистить наждачной бумагой. При глубоких повреждениях рекомендуется снимать минимальный слой металла на токарном станке. В случае критических дефектов ротор в сборе с контактными кольцами подлежит замене.
Диагностика электрической части устройства
Для проверки работоспособности элементов генератора необходимо мультиметром измерить сопротивление.
Отмеченный элемент | Положительный зонд (красный | Отрицательный зонд (черный | Значение сопротивления | Вывод |
---|---|---|---|---|
Ротор | Контактное кольцо | Контактное кольцо | от 3 до 5 Ом Множество | полезный Обмотка отдыха |
Обмотка ротора в кожухе | Контактное кольцо | Корпус ротора | Множество | полезный |
Обмотка статора | Выходные контакты обмотки | Выходные контакты обмотки | Множество | Обмотка отдыха |
Обмотка статора в корпусе | Выходные контакты обмотки | Корпус статора | Множество | полезный |
«Положительные» выпрямительные диоды | Диодные выходные контакты | Положительная клемма генератора | Около 800 Ом | полезный |
Отрицательные выпрямительные диоды | Диодные выходные контакты | Минусовая клемма выпрямителя | Множество | полезный |