Когда требуется замена сальника заднего полуоси Шевроле Нива, владельцу необязательно сразу обращаться на СТО. Эта операция относится к работам, не требующим высокой квалификации и специального оборудования, и при желании выполняется вручную. Это касается и автомобилистов, управляющих обычными «Нивами» — ВАЗ 21214 и 21213.
Когда меняется уплотнитель
Замена сальника полуоси не привязана к конкретному пробегу, а производится при следующих дефектах:
- Течь масла в коробке передач заднего моста Шевроле Нива. Характеризуется появлением масляных пятен на корпусе тормоза и «чулка» с той стороны, где потерял герметичность сальник полуоси.
- При случайном повреждении уплотнения при замене подшипника полуоси. Это происходит, когда деталь вытаскивается из гнезда.
Следует различать течь трансмиссионного масла из уплотнения вала с обеих сторон задней балки и из штока коробки передач, где закреплен карданный вал. Во втором случае пятна жира и грязи покрывают картер редуктора заднего моста, расположенный посередине.
Если по разным причинам вам необходимо заменить подшипник вала, то попутно стоит поменять и сальник. Это избавит вас от необходимости снова разбирать узел из-за протечки старой детали. Деталь стоит несколько копеек, ее каталожный номер для Шевроле Нивы 2110-2301034 (справа) и 2110-2301035 (слева), а габаритные размеры следующие:
- внешний диаметр — 57мм;
- ширина — 9мм;
- диаметр отверстия по выступающей резиновой (или силиконовой) кромке 35 мм.
Каталожный номер и размеры уплотнительного кольца полуоси Нива ВАЗ 21214 идентичны. Помимо самого сальника потребуется трансмиссионное масло для восполнения потерянного в коробке передач количества. «Родным» для всех типов коробок передач ВАЗ является масло марки ТАД17И.
Подготовка и разборка
Чтобы самостоятельно снять подтекающий сальник заднего моста Нива Шевроле, вам потребуются следующие инструменты:
- стандартный набор ключей;
- плоская отвертка и баллонный ключ;
- джек;
- молоток;
- деревянная опора;
- тканевые перчатки
Никогда не пренебрегайте перчатками при ремонте автомобиля: они защитят ваши руки от повреждений при случайных ударах. Высота деревянной опоры должна быть достаточной для поддержки заднего моста при снятом колесе и открученном амортизаторе, иначе масло вытечет.
Прежде чем снимать старый сальник, необходимо разобрать узел задней ступицы и снять полуось. Разборка производится в следующей последовательности:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и зафиксируйте его противооткатными упорами. Убедитесь, что стояночный тормоз выключен.
- Ослабьте гайки крепления, поддомкратьте автомобиль и снимите колесо.
- Удалите ржавчину с плеча задней полуоси, выступающего из тормозного барабана. Также можно обработать это место смазкой WD-40.
- Ключом на 12 открутите 2 болта, удерживающих барабан, затем аккуратно постучите по нему молотком, чтобы снять его с места.
- Барабан снимается 2-мя способами: закручиванием тех же болтов, закручиванием в других отверстиях или ударами молотка через деревяшку. Способы можно комбинировать, только не повредить ударами обод барабана.
- После разборки еще раз очистите посадочное место на полуоси, чтобы потом барабан можно было легче снять.
Следующим шагом является откручивание и снятие полуоси. На автомобиле ВАЗ 2131 Шевроле Нива 4 болта его крепления держат с другой стороны скобу крепления амортизатора.
После откручивания болтов амортизатор перестанет удерживать заднюю ось, а пружина продавит его вниз, масло вытечет.
Чтобы этого избежать, необходимо предварительно прикрепить опору, подняв автомобиль повыше. «Середина» заднего моста должна упираться с уклоном в другую сторону, чтобы масло не вытекало.
Так как на обычной Ниве ВАЗ 21214 и 21213 амортизатор крепится к чашке пружины, а не к задней ступице, откручивать его не нужно. Опора здесь тоже не нужна, достаточно домкрата, чтобы ее поднять.
4 болта крепления задней полуоси откручиваются ключом на 17мм. Обратите внимание на культиваторы — они не должны потеряться в тормозном механизме. Если проигнорировать потерю культиватора и поставить новый, то старый со временем попадет между колодкой и барабаном при движении и колесо застрянет.
Открутив болты, резким движением извлеките полуось с подшипником из обоймы. Если это не помогло, затяните шипованное колесо с помощью трех гаек и попытайтесь его снять. Последний вариант – использовать для извлечения специальный инерционный экстрактор.
Есть еще народный способ: привязать полуось веревкой к железному полотну гаражных ворот и молотком выбить ее из обоймы. Но для этого нужно с умом поставить машину ближе к двери.
Установка нового уплотнения
После снятия полуоси металлический щиток, где закреплены тормозные колодки, будет свисать с медной трубки с жидкостью, поэтому его необходимо закрепить, вставив 2 верхних винта обратно в отверстия. Затем следуйте инструкциям:
- Снимите толстую резиновую прокладку с фланца заднего моста.
- Подденьте старый сальник отверткой или пассатижами. Очистите сиденье и протрите его тряпкой.
- Слегка смажьте новый сальник трансмиссионным маслом и максимально ровно вставьте его в гнездо заднего моста Нивы.
- С помощью круглого переходника из трубки легкими ударами молотка вдавите сальник в гнездо. В качестве дополнительного руководства можно использовать вышеуказанный герметик.
По окончании процедуры необходимо тщательно очистить от масла все детали: тормозной цилиндр, колодки, барабан и металлический щиток. Перед обратной сборкой стоит проверить подшипник вала на износ и смазку. На износ указывают затрудненное вращение, залипание или легкий шум. Обнаружив неисправность, отнесите полуось в ближайший автосервис, заменить подшипник без специального оборудования не получится.
Чтобы проверить смазку внутри подшипника, нужно поддеть пробойником пластмассу, закрывающую ролики, и снять ее. Затем добавляем внутрь густую смазку типа «Литол» и ставим пластик на место, после чего приступаем к сборке.
В конце важно проверить уровень масла в редукторе заднего моста Шевроле Нива. Проверка проводится на полностью собранном автомобиле, стоящем на ровной площадке. Пробка заливного отверстия выкручивается из картера коробки передач, после чего уровень масла определяется визуально или тонкой деревянной палочкой. При нехватке в заливную горловину следует вставить шланг подходящего диаметра с лейкой на конце, куда заливается смазка. Доливать удобнее с ассистентом: вы контролируете уровень, а ассистент постепенно доливает масло.