Датчик положения коленчатого вала ДПКВ на Ланос — назначение, проверка и замена

Современные инжекторные двигатели оснащены различными датчиками, обеспечивающими экономичную и эффективную работу двигателя. Хотя автомобиль марки Lanos больше не производится, он по-прежнему пользуется популярностью у автовладельцев многих стран.

В конструкции инжекторных двигателей Lanos также используются различные датчики, которые еще называют рабочими элементами. Одним из основных датчиков является ДПКВ. Датчик положения коленчатого вала на Ланосе предназначен для определения скорости его вращения. Именно об этом элементе пойдет речь в материале.

Замена датчика холла

Что такое ДПКВ и для чего он нужен

Чтобы понять важность этого датчика, следует учесть, что без него или в случае его неисправности двигатель автомобиля не заведется. ДПКВ еще называют датчиком ГРМ, который связан с электронным блоком управления автомобиля. ЭБУ получает от этого устройства информацию, на основании которой принимаются соответствующие решения о впрыске топлива через форсунки. Для этого ЭБУ посылает соответствующий импульс на форсунки.

Рассматриваемый элемент играет важную роль в конструкции двигателя. Он передает данные в ЭБУ о скорости, направлении и положении коленчатого вала. На основании ваших показаний осуществляются следующие действия:

  1. Устанавливается момент впрыска топлива через форсунки
  2. Момент зажигания определяется
  3. КПД двигателя внутреннего сгорания оценивается
  4. Передача информации на щиток приборов о скорости вращения коленчатого вала. В Ланосе с завода установлены панели приборов, в которых нет тахометра. Однако при необходимости его можно установить, заменив штатную панель приборов на аккуратную с тахометром. В этом случае никаких дополнительных кабелей от датчика к компьютеру не потребуется

Принцип работы датчика

Датчик коленвала Lanos определяет, когда поршни проходят верхнюю и нижнюю мертвые точки цилиндров. Обработанная информация от ЭБУ датчиков позволяет корректировать работу ДВС, а именно:

  • Количество бензина, поступающего в цилиндры
  • Время впрыска топлива
  • угол опережения зажигания, обеспечивающий своевременное сгорание твэлов
  • угол распредвала

Ни один электронный блок не работает без датчика коленвала. Если другие преобразователи отсутствуют или неисправны, двигатель будет работать, но в аварийном режиме. Отсутствие или полная неработоспособность ДПКВ приведет к полному выходу из строя двигателя.

Ведь этот элемент отвечает за синхронизацию впрыска топлива и подачу искры на свечи зажигания, и без этих данных ДВС просто не заведется. Частично ДПКВ можно заменить на ДПРВ.

Расположение датчика коленчатого вала

Это интересно! Владельцы часто задаются вопросом, может ли неисправность ДПКВ повлиять на увеличение расхода топлива.

Теоретически это возможно, так как если поверхность датчика загрязнится или сломаются зубья крутящегося диска, ЭБУ не будет работать должным образом. Эти неисправности напрямую влияют на работу ДВС — несвоевременный впрыск топлива.

Типы датчика коленвала и их конструкция

ДПКВ также называют датчиком опережения зажигания, потому что он используется для сопряжения форсунок с системой зажигания. Его еще называют синхронизацией, так как данные, снятые с ДПКВ, сравниваются с информацией от ДПРВ (датчик положения распредвала). Эти два элемента позволяют оценить синхронность работы двух осей: распредвала и коленвала.

Благодаря тому, что элемент является важнейшим в системе двигателя, его конструкция предельно проста, а главное, достаточно надежна. Перед тем, как рассмотреть устройство и принцип работы датчика коленвала в Ланосе, выясним типы или виды этих устройств.

  1. Индуктивный датчик является наиболее популярным вариантом. Элемент состоит из обмотки (медный провод с эмалевой изоляцией, залитой дополнительным компаундом) с сердечником из постоянных магнитов. Работа этого элемента связана с подвижным элементом, который называется маркерным диском. Это стальной диск с зубьями, закрепленный на коленчатом валу. Этот диск имеет зубцы, и когда зубец проходит датчик, происходит усиление магнитного поля, индуцируемого в обмотке. По мере увеличения магнитного поля увеличивается напряжение, считываемое ЭБУ. В зависимости от частоты нарастания магнитного поля определяют число оборотов вала. На зубцах маркерного диска имеется зазор в 1 или 2 зубца, необходимый для определения исходного положения ЦВ. Это своего рода руководство. Диск маркера имеет 58 зубьев (в зависимости от модели автомобиля и количества цилиндров). График сигналов, поступающих на ЭБУ, имеет синусоидальную форму. Синусоидальная форма сигнала преобразуется в цифровую, так как ЭБУ понимает информацию только в этой форме. Отличительной особенностью таких датчиков является то, что к ним можно подключить два или три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, поскольку они сами индуцируют напряжение, достигающее ЭБУ, оно имеет синусоидальную форму. Синусоидальная форма сигнала преобразуется в цифровую, так как ЭБУ понимает информацию только в этой форме. Отличительной особенностью таких датчиков является то, что к ним можно подключить два или три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами индуцируют напряжение, поступающее на ЭБУ, синусоидальной формы. Синусоидальная форма сигнала преобразуется в цифровую, так как ЭБУ понимает информацию только в таком виде. Отличительной особенностью таких датчиков является то, что к ним можно подключить два или три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят такое напряжение, что к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят такое напряжение, что к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят такое напряжение, что к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят такое напряжение, что к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Так как они сами индуцируют напряжение, к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Так как они сами индуцируют напряжение, к ним можно подключить два-три провода. Если это двухпроводной датчик, то контакты на нем сигнальные. Обычно на устройствах, к которым микросхема подключается кабелем, присутствует два контакта. Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжение Контакты в трехконтактном датчике представляют собой сигнальные провода с экраном. Третий кабель является экранирующим и обычно устанавливается в элементах, где есть встроенный кабель. Такие типы ДПКВ не требуют дополнительного питания, так как сами наводят напряжениеИндуктивный датчик
  2. Датчик Холла: работает на основе эффекта Холла. У них другой принцип работы по сравнению с индуктивными. В системе также используется зубчатый диск 3 (маркер), а в качестве считывающего элемента используется постоянный магнит 1. Как только зубец диска проходит вплотную к датчику, значение магнитного поля, протекающего через элемент Холла 2 изменения В результате формируется сигнал в виде импульса напряжения в диапазоне милливольт. Сигнал датчика Холла на ЭБУ поступает в виде прямоугольных импульсов. Простыми словами, при создании магнитного поля через полупроводниковый элемент проходит ток. Когда поле не создано, ток не течет. Отличительной особенностью датчика является то, что у него всего три провода: питание +5В, сигнальный выход и земля»Датчик Холла
  3. Оптический датчик (также называемый лазером): принцип работы основан на излучающем элементе (светодиоде), а также на приемнике, считывающем излучение. Как только луч света попадает на зуб маркерного диска, световой поток прерывается и регистрируется приемником. Эти данные отправляются в ЭБУ

Датчик коленвала ланос что внутри

Датчик ПКВ Ланос Полупроводниковый

В автомобилях марки Lanos установлены полупроводниковые датчики положения коленчатого вала на эффекте Холла. Тип устройства, установленного в автомобиле, отличить очень просто. Для этого посмотрите в конец части. Наличие стального сердечника в центре говорит о том, что это индуктивный ДПКВ.

Чаще всего такие датчики устанавливаются на Sens и Chance. Если торцевая часть не имеет вставок, то это датчик Холла. При покупке важно предварительно убедиться, какой тип датчика установлен на автомобиле.

Индуктивный датчик

Индуктивный ДПКВ на Сенсе и Шансе 1.3 Интересно! По надежности выигрывает индуктивный вариант, но датчик Холла, имеющий полупроводниковый элемент, менее применим из-за уязвимости полупроводникового элемента.

Однако у второго варианта есть такие преимущества, как отсутствие влияния показаний скорости вращения, а также постоянная амплитуда. Еще одним недостатком является то, что они не могут эффективно работать в системах с большим количеством зубьев.

Принцип функционирования устройства

Датчик коленвала – деталь, работа которой взаимосвязана со стальной шестерней. Именно благодаря этому колесу устройство работает по принципу электромагнитной индукции. На этом диске зубья разнесены на 6 градусов.

Для того чтобы ЭБУ мог определить начальное положение коленчатого вала, на диске нарезаны два зуба 60-2=58. Когда шайба проходит эту часть мимо элемента, создается эталонный синхроимпульс. Принцип работы индуктивного датчика и полупроводникового элемента основан на электромагнитной индукции. Рассмотрим принцип работы ДПКВ на Ланосе:

  1. Рядом с датчиком проходит вращающийся диск с зубьями. Магнитное поле создается в конструкции элементаКак работает датчик
  2. При встрече зуба со всей площадью рабочей поверхности прибора (размер сердечника увеличивается) происходит увеличение магнитного потока. Это повышение напряжения обнаруживается ЭБУ
  3. Как только диск совершает один оборот и зубчатая часть проходит сквозь заготовку, характер импульсов меняется, позволяя ЭБУ судить о начальном положении коленчатого вала
  4. ЭБУ считывает информацию и на ее основе принимает правильные решения о подаче топлива через форсунки в нужное время и к определенным цилиндрам. ЭБУ также определяет момент подачи искры для сжигания топливных сборок в цилиндре

Схема датчика коленвала

Синусоидальный сигнал от датчика в ЭБУ преобразуется в цифровой сигнал. Он имеет форму прямоугольных импульсов, похожих на сигнал, снятый с датчика Холла. Положение коленвала ЭБУ отслеживается по специальному алгоритму. Размеченный диск имеет 58 зубцов и вращается на 360 градусов.

Площадь диска рассчитана на 60 зубов, поэтому это значение принято условно. Если разделить 360 градусов на 60 зубов, то получится период зуба 6 градусов. Эти 6 градусов соответствуют отсутствующему выступающему зубу.

Индуктивная схема ДПКВ

Размеры зубьев и зазоров одинаковы, поэтому для каждого зуба и зазора имеется 3 класса. Этой точности недостаточно для определения положения коленчатого вала. Поэтому каждые 3 градуса делятся еще на 6, и получается 0,75 градуса. Именно с такой точностью ЭБУ определяет положение коленчатого вала в автомобиле. От этого значения, как уже говорилось, зависит точная работа ДВС.

Принцип работы индуктивного датчика

Это интересно! Одна из причин выхода из строя ДПКВ — слишком большой зазор. Зазор должен быть от 0,5 до 1,5 мм. Проверьте расстояние между заготовкой и шестерней. Если значение больше, то его необходимо отрегулировать. Это особенно важно для ДПКВ индуктивного типа, так как полупроводниковые элементы эффективно работают даже на расстоянии 1,5 мм.

Признаки неисправности ДПКВ Ланос и виды поломок

Датчик ГРМ выходит из строя очень редко, но если такое случается, то продолжать движение автомобиля невозможно. Часто причиной неисправности является не внутренняя поломка датчика (механическая), а внешняя. Проявляется в виде загрязнения рабочей поверхности ДПКВ.

При неисправности ДПКВ на панели приборов загорается сигнальная лампа «Check Engine». При наличии на борту компьютера на экран будет выведена соответствующая ошибка о неисправности элемента синхронизации.

Если ДПКВ не работает

При неисправности ДПКВ, при загрязнении рабочей поверхности возникают следующие симптомы:

  1. Снижение номинальных характеристик автомобиля
  2. Нестабильная работа двигателя — наблюдается «плавание оборотов» на ХХ и при движении
  3. Стук двигателя на оборотах
  4. Проблемы с запуском ДВС (заводится с 3-4 раза или вообще не заводится)
  5. Удары ускорения

Разъем ДПКВ Ланос

Перед заменой устройства нужно убедиться, что проблемы с работой мотора возникают именно из-за неисправности ДПКВ. При механической неисправности устройства запустить двигатель практически невозможно.

Если возникают перебои в работе ДВС, это может свидетельствовать о таких неисправностях, как загрязнение поверхности датчика (чаще всего не только грязью, но и металлической стружкой), окисление контактов, повреждение цепи питания, смещение устройства и увеличение зазора. Выявить точную причину неисправности датчика в Ланосе можно с помощью диагностических манипуляций.

Полупроводниковый датчик Lanos

Это интересно! ДПКВ — датчик неремонтопригодный, поэтому механическая неисправность внутри прибора устраняется его заменой.

Где на Ланосе стоит датчик коленвала

Автомобили Ланос, которые выпускались тремя заводами — ДЭУ, Шевроле и ЗАЗ, имеют в своей конструкции датчик фаз газораспределения ДПКВ. Этот элемент находится рядом со шкивом коленчатого вала со стороны пассажира. Чтобы добраться до него, вам нужно будет снять правое колесо или защиту под смотровым люком.

Где ДПКВ в Ланосе

Также добраться до датчика можно из моторного отсека. Для этого также потребуется снять корпус фильтра и воздуховод. Доступ к самому датчику может потребоваться, если его необходимо заменить и проверить.

Как снять датчик коленвала

Это интересно! Если у вас есть автомобиль Chance или SENS, вам также поможет знание того, где находится датчик коленчатого вала.

На двигателях Sense и Chance с Мелитополем ДПКВ расположен с другой стороны коленчатого вала возле маховика. К маховику прикреплен диск, отмеченный зубьями. Подобную компоновку ДПКВ имеют автомобили марки «Славута», которые также оснащаются аналогичным типом двигателя с «Сенс» и «Шанс.

Диагностика ДПКВ или как проверить его на пригодность

Сразу скажу, точно проверить ДПКВ на Ланосе можно только с помощью осциллографа. Особенно это касается датчиков Холла. Если в автомобиле есть индуктивный датчик, то есть следующие способы его проверки:

  1. Проверка состояния. При возникновении проблем с работой двигателя первым делом необходимо снять датчик и очистить его от грязи. В большинстве случаев именно это и является причиной неисправности ДПКВ в Ланосах как индуктивного, так и полупроводникового типаСнятие и замена ДПКВ
  2. Проверка сопротивления. Индуктивный датчик имеет обмотку, которая со временем может выйти из строя. Такое случается редко, но очень возможно. Для проверки состояния обмотки потребуется отсоединить микросхему питания и измерить сопротивление мультиметром. Прибор ставим в режим измерения 20 кОм, и щупами касаемся выводов элемента. Сопротивление должно быть в пределах от 550 до 750 Ом. Если значение больше, то нарушена изоляция обмотки, а если оно стремится к бесконечности, то разрыв целесообразен. В этом случае элемент необходимо заменитьКак проверить правильность
  3. Проверка индуктивности ДПКВ: еще один способ проверки — поднести к рабочей части элемента металлический стержень. В этом случае необходимо подключить щупы мультиметра к датчику и установить режим измерения сопротивления. Когда металлический стержень поднимается, сопротивление в устройстве изменяется. Это указывает на то, что элемент правильный. Также к клеммам устройства можно подключить светодиод, и при отображении стального сердечника он должен загореться

Проверка индуктивного датчика

Это самые простые способы проверки исправности ДПКВ. У них есть один недостаток – невозможно определить значения, выдаваемые датчиком, поэтому, на первый взгляд, исправный элемент может выйти из строя. Чтобы убедиться в исправности устройства, потребуется проверить его на осциллографе.

Принцип проверки ДПКВ (индуктивная и полупроводниковая) на осциллографе сводится к следующим действиям:

  1. Подключить щупы к контактам проверяемого элемента
  2. Включить устройство
  3. Близко к изделию, удерживайте любым металлическим предметом

На экране устройства будет построена соответствующая диаграмма, по которой определяется пригодность предмета. Проверку можно проводить с датчиком, установленным на автомобиле при работающем двигателе. Диагностику можно провести с помощью компьютера, где также можно построить осциллограмму и сделать соответствующие выводы.

Если нужно проверить датчик Холла, то это делается мультиметром. Мультиметром нужно проверить напряжение питания на микросхеме с выводами. Для этого нужно отсоединить фишку датчика, а затем измерить напряжение мультиметром при включенном зажигании. Его значение должно быть 5В (или 12В). Если полупроводниковый элемент выйдет из строя, двигатель автомобиля не заведется.

Это интересно! Если вы хотите проверить датчик коленвала быстро и качественно, рекомендуется установить заведомо исправный элемент.

Как снять и заменить ДПКВ на Ланосе

Если нужно было разобрать и заменить ДПКВ на Ланосе, то эта процедура не сложная и не занимает много времени. Порядок замены датчика коленвала на Ланосе следующий:

  1. Замену лучше производить снизу. Для этого автомобиль необходимо установить на смотровую яму и приступить к дальнейшим манипуляциям
  2. Нет необходимости снимать клемму аккумулятора, так как сенсорные чипы защищены от контакта с телом
  3. Если есть защита, ее надо снятьСнятие защиты Ланос
  4. В зависимости от типа и конструкции датчика необходимо отключить питание, а затем прибегнуть к разборке устройстваОтключить клемму питания ДПКВ
  5. Датчики устанавливаются в ДЭУ Ланос, где фишка с кабелем напрямую связана с кузовом, что зависит от года выпуска автомобиля. На Шевроле Ланос устанавливаются устройства, имеющие неотъемлемую связь с кузовом. Это важно учитывать при покупке нового ДПКВЛанос Датчик положения коленчатого вала
  6. Датчик крепится к специальной скобе болтом на «10» или под шестигранник 5 ммСборка ДПКВ Ланос
  7. Откручиваем болт, после чего на место разобранного элемента устанавливается новый. После установки устройства необходимо проверить зазор (он должен быть в пределах 0,5-1,5 мм)Демонтаж ДПКВ
  8. Подключите датчик и проверьте работу двигателя

Установка ДПКВ Ланос

На этом замена датчика коленвала на Ланосе завершена, осталось только убедиться, что дефекты двигателя исчезли. При покупке будет полезно знать, что рекомендуется покупать оригинальный датчик коленвала на Шевроле Ланос, который имеет артикул GM 96183235. Он также подходит для автомобилей Шанс с типом двигателя A15SMS.

Если вы покупаете ДПКВ на Сенс или Шанс с мелитопольским двигателем, то вам понадобится деталь под артикулом 2313847000. Стоимость оригинальной детали около 1000 руб. При покупке датчиков других производителей рекомендуется предварительно измерить сопротивление, которое должно быть в пределах от 550 до 750 Ом. В противном случае такие детали лучше не покупать.

Важно знать, что индуктивное и полупроводниковое ДПКВ (эффект Холла) не взаимозаменяемы. Для начала убедитесь, что за устройство используется в конструкции автомобиля, после чего можно приобретать деталь.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector