Устройство КПП КамАЗ

Схема переключения передач в КАМАЗе мало чем отличается от таковой в легковом автомобиле. Но каждая система грузовиков имеет свои особенности.

Переключение передач

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и конструкцию коробок передач автомобилей КамАЗ. Автомобили КАМАЗ оснащаются механическими коробками передач. Они имеют 5 скоростей. Переключение передач осуществляется путем выжимания педали сцепления и перемещения рычага коробки передач в нужное положение. Из-за веса автомобиля переключение с одной передачи на другую требует нескольких шагов.

Принцип работы коробки передач КАМАЗа таков: с дизельным двигателем она работает в режиме повышенной передачи В или в режиме пониженных оборотов Н. Они предназначены для того, чтобы снизить нагрузку на двигатель тяжелого автомобиля при полной нагрузке и в то же время не заставлять его работать слишком интенсивно без нагрузки.

Схема распределительной коробки передач КамАЗа несложная, но различается в зависимости от модели коробки передач. Рассмотрим схему коробки передач КАМАЗа, которая встречается в дизельных грузовиках. При движении по ровной дороге необходимо переключать передачи без сцепления. Конструкцию коробки передач КАМАЗа можно представить в виде следующей формулы: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Наглядная диаграмма

Переключение передач осуществляется следующим образом:

  1. Во-первых, рычаг коробки передач используется для переключения с высшей передачи на низшую.
  2. Затем выжимается сцепление.
  3. Переведите рычаг на нужную передачу и не переключайтесь вверх или вниз, а включайте каждую передачу по очереди.

Коробки передач предлагаются с автоматическим переключением.

Как работает делитель на КамАЗе

Делитель или мультипликатор коробки передач — это дополнительно установленная повышающая передача, которая превращает 5-ступенчатую коробку передач в 10-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает расстояния между главными передачами, уплотняя диапазон передаточных чисел и расширяя их на 20-25 процентов.

Эта модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • расход топлива
  • скорость ускорения;
  • тяговое усилие;
  • ходовые качества.

Механизм расположен перед коробкой передач или немного справа от нее, так как основной блок не подвергается большим нагрузкам и не требует конструктивных изменений. Это позволяет самостоятельно ремонтировать и регулировать распределитель в случае поломки.

Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе

Большинство автомобилей КАМАЗ оснащены механическими коробками передач с 5 передаточными числами (с распределителем или без него). Передачи переключаются путем перемещения кулисы коробки передач при нажатой педали сцепления. Однако передачи в грузовиках должны включаться не сразу, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на двигатель при движении с полным грузом и экономит топливо, когда кузов пуст.

Типичные режимы коробки передач КАМАЗа — повышенная передача «В» или пониженная передача «Н». На автомобилях, оборудованных коробкой передач с мультипликатором, переключение из режима «B» в режим «N» осуществляется путем опускания специального одинарного рычага делителя.

Важно знать, как переключать передачи при вождении полностью загруженного КАМАЗа: опытные водители рекомендуют первые 4 передачи переключать в тяжелом, второстепенном режиме «Н», затем 4-ю передачу переключить в режим «В», понизить передачу до 5-й и затем переключиться в «В». Порядок переключения передач может отличаться в зависимости от конкретной модели коробки передач.

Технические характеристики

Коробка передач КАМАЗ с распределителем состоит из следующих компонентов:

  • картер, в котором установлены приводной, ведомый и промежуточный валы с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • реверс-редуктор в сборе,
  • верхняя крышка коробки передач,
  • механизм переключения передач.

Коробка передач на автомобилях КАМАЗ бывает пятиступенчатой и десятиступенчатой. Разделитель коробки передач имеет высшие и низшие передачи и в сочетании с основной коробкой передач обеспечивает 10 передач вперед и 2 передачи назад. Система сплиттеров улучшает тягу, облегчает управление и уменьшает количество переключений рычага коробки передач. Передаточные числа коробки передач указаны в руководстве по эксплуатации.

Схема коробки передач и распределителя

На коробке передач КАМАЗ 141 установлен выключатель света заднего хода. В крышке имеется шариковый замок для предотвращения одновременного включения двух передач и предохранитель с пружиной для предотвращения случайного включения передачи заднего хода. Коробка передач с делителем весит 320 кг. На крышках валов установлены уплотнения. Они защищают коробку передач от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приводит к повреждению коробки передач. В коробке передач должно быть 9 литров масла при первой заправке и 8 литров при замене жидкости.

Технические характеристики коробки передач КамАЗ-141:
Картер:

  1. Диаметр отверстия под подшипник составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия вала коробки передач составляет 32 мм.

Главный вал:

  1. Диаметр шарнира переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Диаметр пальца заднего подшипника составляет 59 мм.

Коробка передач КамАЗ-141

Вспомогательный вал имеет следующие диаметры на деталях:

  1. Втулка четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовые подшипники — 80 мм.
  3. Втулка шестерни передачи заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр ступицы составляет 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр цапфы переднего подшипника 65 мм, диаметр цапфы заднего подшипника 49 мм.
  2. Диаметр вкладыша заднего подшипника составляет 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Зубчатое колесо имеет внутренний диаметр 65 мм.

Вес коробки передач с распределителем составляет 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Для того чтобы правильно переключать передачи, необходимо знать, как устроена коробка передач. Коробка передач сконструирована таким образом, что она часто работает на пониженной скорости, чтобы автомобиль мог перевозить тяжелые грузы. На КамАЗе установлена пятиступенчатая коробка передач. Переключение передач осуществляется с помощью педали сцепления и рычага.

Схема управления переключением передач

Начало движения

Перед началом движения необходимо включить пониженную передачу. Переключайте передачу только при выжатой педали сцепления. Схема переключения передач основана на ступенчатом переключении. Чтобы завести автомобиль, необходимо провернуть коленчатый вал двигателя.

Вторая передача включается, когда игла на тахометре достигает отметки 3, что означает 3 000 об/мин. Такой способ переключения передач продлит срок службы коробки передач и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Порядок переключения передач следует учитывать сразу после начала движения автомобиля. Когда КАМАЗ разгоняется, порядок переключения передач следующий: 4H — 4B — 5H. Для включения второй передачи частота вращения коленчатого вала должна увеличиться до 3 000 об/мин, как показывает тахометр. Основная функция — коленчатый вал.

Задний ход

Чтобы включить заднюю передачу на тележке, переключатель должен быть установлен в нижнее левое положение. Запрещается включать передачу заднего хода, когда автомобиль находится в движении. Чтобы включить заднюю передачу, машина должна быть полностью остановлена перед выполнением маневра.

Правила переключения в разных условиях

Переключение передач зависит от различных условий, в которых движется автомобиль. Вы должны соблюдать эти правила, чтобы трансмиссия не вышла из строя во время эксплуатации.

Подъем

При подъеме на холмы переведите коробку передач в режим H, в результате чего коробка передач будет работать с повышенной нагрузкой.

Движение в гору

Соблюдайте следующие правила:

  1. При переключении с 1-й на 2-ю передачу на подъеме следует дважды выжать педаль сцепления.
  2. Для правильной работы коленчатого вала при переключении передач необходимо также периодически нажимать на педаль подачи топлива. Любой крутой склон можно преодолеть.
  3. При движении в гору обороты должны быть выше 2 000 об/мин, иначе двигатель может заглохнуть, что может привести к аварии на дороге.
  4. Переключение передач при подъеме облегчает работу двигателя и всех компонентов.

Спуск

Некоторые водители выключают двигатель при спуске с холма, чтобы сэкономить бензин. Это неприемлемо для КАМАЗа.

Если во время движения двигатель выключен, система EPS не сработает, что приведет к блокировке рулевого колеса.

Торможение КамАЗа осуществляется не только остановкой двигателя, но и включением вспомогательной тормозной системы. Когда тяжелый автомобиль движется под уклон и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключать автомобиль с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Управляйте грузовиком на обледенелых участках дороги на максимальной скорости и дальности. При торможении используйте систему помощи двигателю. Если требуется экстренное торможение, оператор должен остановить колеса прицепа. Несоблюдение этого правила может привести к заносу.

КАМАЗ зимой

Торможение двигателем допускается только в исключительных случаях, так как это может привести к износу двигателя. Во время торможения колеса не должны проскальзывать. Чтобы избежать этого, необходимо замедлить работу двигателя, чтобы уменьшить частоту вращения коленчатого вала.

Занос

Не допускается выключение сцепления при пробуксовке. При пробуксовке грузовика поверните рулевое колесо в направлении заноса. Если КАМАЗ пробуксовывает, уберите ногу с педали акселератора и выжмите дифференциал. Сделайте это с помощью управления, имеющегося на панели. В результате загорится индикатор на панели. Начните движение со второй высшей передачи. Как только пробуксовка будет преодолена, разблокируйте дифференциал.

Особенности переключения в разных моделях

Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций (тягачи 44108 или 5490; самосвалы — 6520 или 55111; грузовики — 5320 или военная модель 5350; дорожные комплекты — 5410, 65206) оснащаются следующими коробками передач:

  • 141, 142 и 144 — механические, 5-ступенчатые коробки передач (используются в легких грузовиках и по конструкции и принципу работы схожи с коробками передач легковых автомобилей);
  • 152 и 154 — механические коробки передач с мультипликатором, 10-ступенчатые;
  • Механические коробки передач ZF-6S1000 немецкого производства, шестиступенчатые с полной синхронизацией;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 — механические 9-ступенчатые коробки передач с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей различаются по количеству передач, сложности устройства, конструкции коромысел и последовательности переключения. Более подробное описание отдельных коробок передач приведено на примере нескольких моделей КАМАЗ.

Руководство в PDF »

Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем

На КамАЗ-5320 устанавливаются два типа коробок передач — пятиступенчатая 142 или десятиступенчатая 152 с раздаточным механизмом. Переключение передач в автомобиле КАМАЗ-152 осуществляется следующим образом:

Технические данные:

  • количество передач — 10;
  • тип управления передачей — механический;
  • тип управления распределителем — пневмомеханический преселектор;
  • подшипники — роликовые с сепаратором и без сепаратора (зубчатые колеса), шариковые и сферические подшипники (зубчатые валы);
  • синхронизаторы — инерционный палец;
  • коробки передач — передние двухступенчатые.

КамАЗ-4310: схема переключения

Военные грузовики модели 4310 обладают повышенной проходимостью и оснащаются пятиступенчатой, трехступенчатой коробкой передач 14 (она отличается от 141-й тем, что имеет прямую пятую передачу, в то время как у 141-й — прямую четвертую, пятая передача разгоняет). Механизм переключения передач аналогичен механизму переключения главной коробки передач КамАЗ-5320 с распределителем. Схема показана на фотографии:

Диаграмма сдвига

КПП КамАЗ-43118

На КАМАЗ-43118 устанавливается распределительная коробка передач модели КАМАЗ-154, которая имеет такой же механизм переключения передач, как и модель 152.

Передаточные числа коробки передач:
Цифры переключения передач

КПП КамАЗ-65115

В зависимости от модификации, тягач модели 65115 оснащается усиленной коробкой передач с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатой коробкой передач немецкого производства — ZF9.

Механическая коробка передач имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 — 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент составляет 1 300 Нм. Схема переключения коробки передач показана ниже:

диаграмма

Неисправности и ремонт

Ремонт коробки передач включает в себя разборку узла, диагностику, ремонт или замену изношенных компонентов. После ремонта механизма устройство собирается и снова вводится в эксплуатацию. Можно обратиться в сервисный центр, но лучшим решением будет самостоятельный ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в раздаточной коробке проверяется следующим образом. Пробка картера откручивается. При проверке индикатор скважины должен быть вставлен в отверстие до упора. Масло сливается из картера 10-ступенчатой механической коробки передач через 3 отверстия. Два из этих отверстий расположены в нижней части картера коробки передач, а третье — в распределителе. Пятиступенчатые коробки передач сливаются через 2 отверстия.

Замена масла

Для замены масла очистите поддон коробки передач моторным маслом. Очистите все металлические частицы с магнитных пробок и заполните до верха индикаторной линии. Проверьте уровень масла через 5 минут. Коробка передач должна работать плавно, свободно переключать передачи и надежно фиксироваться при движении автомобиля. Громкий шум может указывать на изношенные подшипники вала, недостаточный уровень масла или плохую смазку в картере.

Техническое обслуживание редуктора

Как снять коробку

Чтобы снять коробку передач, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Вы должны демонтировать трансмиссию. Для этого открутите 4 крепежные гайки.
  2. Снимите блок управления.
  3. Снимите крепления стартера.
  4. Отсоедините трубку, идущую к редуктору.
  5. Снимите рычаг переключения передач.
  6. Установите домкрат между маховиком и поддоном двигателя и снимите двигатель, используя деревянную подставку.
  7. Открутите гайки задней поперечины и снимите ее.
  8. Снимите распорную планку.
  9. Выверните болты крепления опоры выхлопной системы.
  10. Установите лебедку на болты и затяните их.
  11. Снимите гайки, фиксирующие шайбы со стороны двигателя.
  12. Выкрутите болты, крепящие коробку передач к двигателю.
  13. Поднимите подъемник, отодвиньте коробку передач от двигателя, пока главный вал коробки передач не выйдет наружу.
  14. Вытащите коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать коробку передач, проверить узлы и детали. Если они неисправны, их заменяют на новые. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерни необходимо заменить, предварительно проверив место крепления на наличие износа или участков, прижатых роликами.

Подшипники валов подлежат замене, поскольку поверхности качения подшипников повреждены в результате образования трещин и попадания металлической стружки в масло, что может привести к поломке коробки передач. Шестерни осматриваются, выявляются повреждения и износ зубьев шестерен. Фаски синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны быть ослаблены. Шлицы не должны быть повреждены.

Как правильно собрать

Соберите коробку передач в обратном порядке. Установите промежуточный вал в корпус коробки передач. Установите подшипники — передний роликовый подшипник и сферический роликовый подшипник. Закрутите упорную шайбу. Закрепите его гайкой и закройте крышку фиксации заднего сферического подшипника. Установлены прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания деталей в движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с распределителем ее необходимо разобрать. Разборка включает следующие шаги:

  • Чтобы разобрать коробку, сначала снимите воздушный выключатель, открутите крепежные элементы;
  • снимите вал и вилку переключения передач;
  • следующим шагом будет снятие вилок переключения, вала переключения и синхронизатора;
  • затем откройте крышку заднего подшипника, открутив крепежные болты;
  • снимите подшипник и вал;
  • также, чтобы получить доступ к мультипликатору коробки передач, снимите шайбу несущего вала, металлическую втулку и подшипник выходного вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный стержень, осторожно извлеките подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не раздавить деталь;
  • затем снимите гайку сцепления и гайку давления масла с помощью подходящего гаечного ключа;
  • завершающим этапом разборки является извлечение из коробки передач роликового подшипника, втулки и ведущей шестерни.

Затем следует проверить все детали и заменить изношенные, после чего собрать устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.

Передача

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Коробку передач для КамАЗа можно приобрести в специализированном магазине, где будет представлен прайс-лист с доступными моделями. Цена покупки коробки передач зависит от модели грузовика, на который она будет установлена. Стоимость коробки передач для КамАЗа составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач для КАМАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на коробки передач КАМАЗ экологического класса Евро-3.

Какая модель коробки передач установлена на вашем КАМАЗе?

Читайте также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector