Коробка передач КАМАЗа — важный компонент трансмиссии, служащий для передачи крутящего момента от коленчатого вала к шасси. Он приводит в движение оси грузовика, которые подвергаются большим нагрузкам. В линейке КАМАЗов много модификаций: заднеприводные автомобили, самосвалы, внедорожники. Механические блоки поставляются в передней, средней и задней версиях.
Характеристики устройства следующие:
- Эффективность;
- Передаточное число;
- мощность;
- угловая частота вращения вала;
- количество осей;
- тип передачи.
Как устроен редуктор
Пластина постоянно вращается. Подшипники и шестерни, подверженные постоянному трению, имеют большое значение в конструкции трансмиссии. Для обеспечения нормальной работы деталей в картер необходимо добавить смазку.
Уровень масла в коробке передач проверяется следующим образом:
- Крышка картера поднимается.
- Жидкость заливается внутрь.
- Когда жидкость выходит из отверстия, процедура останавливается.
Все коробки передач собираются одинаково, за исключением передней коробки передач на грузовиках КАМАЗ 6х6. Межосевой компонент расположен в отдельном от центральной оси корпусе и передает крутящий момент под углом 90° на ведущие колеса. Если КАМАЗ двухосный, то центральная коробка передач отсутствует. Компоненты дифференциала заднего моста показаны на схеме заднего редуктора.
Карданные фланцы используются для крепления к приводному валу. На старых моделях они квадратные, на более новых — круглые с шлицами на шарнире и боковых шестернях («евро») по 20 шлицов. Многие грузовики оснащены межосевыми блокировками на задней или центральной оси; это не относится к передней оси.
На КАМАЗе также установлена угловая коробка передач, которая снимает крутящий момент с карданного вала и подает его на рулевой механизм.
- Для версий 5320, 53205, 5511, 4310:
- Редуктор заднего моста весит 140 кг, объем — 0,097 м³;
- Центральная ось весит 180 кг, ее объем составляет 0,24 м³.
- Для КАМАЗ-6520, 6522:
- масса агрегата задней оси — 115 кг, объем — 0,09 м³;
- центральная ось — 220 кг, объем — 0,158 м³.
- Для КАМАЗ-4310, 43118: масса трансмиссии переднего моста составляет 132 кг при объеме 0,14 м³.
Какой редуктор лучше
Основными характеристиками механизма являются количество зубьев по отношению к шестерне коленчатого вала и мощность машины. Чем выше мощность, тем больше передач имеет коробка передач.
Пары цилиндров следующие:
- 46/16 с передаточным числом 4,98;
- 47/15 — 5,43;
- 48/14 — 5,94;
- 49/13 — 6,53;
- 50/12 — 7,22.
Передаточное число зависит от количества зубьев, и это число определяет производительность тележки. Цифры означают следующее: 4.98 — это 46 зубьев шестерни и 16 зубьев передачи.
Шестерни на всех осях должны иметь одинаковое передаточное число, которое подбирается индивидуально для каждой модели в зависимости от условий эксплуатации:
- Для грузовиков, движущихся на низких и средних скоростях, устанавливаются более низкие передаточные числа: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
- для тракторов подходят более высокие настройки для бортовых КамАЗов: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) или 4,98 (46/16).
Автомобили КамАЗ, самосвалы и узкая спецтехника оснащаются передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому агрегат дорогой.
На каждом устройстве имеется информационная табличка с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.
Неисправности редуктора и их устранение
Коробка передач надежна и редко выходит из строя — при условии, что профилактические меры принимаются достаточно рано.
Отказ редуктора можно распознать следующим образом:
- При скорости 20 км/ч появляется странный шум, увеличиваясь до 80 км/ч, он исчезает.
- При движении со скоростью 80 км/ч поставьте автомобиль на нейтральную передачу и выключите зажигание; если шум появится вновь, проблема кроется в коробке передач.
Существует 3 типа неисправностей, наиболее часто встречающихся в агрегате КАМАЗ:
- Перегрев главной передачи. Причинами могут быть:
- Недостаток или избыток масла в картере;
- Высокое натяжение подшипников;
- Неправильное расположение зубов.
- Повышенный уровень шума. Причины:
- Износ подшипников;
- Плохо отрегулированное сцепление;
- расшатанные подшипники.
- Утечка масла может быть вызвана:
- Изношенные уплотнения;
- Загрязнение вентиляции.
Если проблема обнаружена, она устраняется. Владельцы автомобилей обращаются в мастерскую или делают это самостоятельно.
Как отрегулировать редуктор
Тюнинг редуктора моста на автомобилях КамАЗ включает в себя регулировку таких параметров, как:
- натяжение кольца конического роликового подшипника;
- дифференциальный;
- боковой зазор в муфте пары шестерен;
- контактная площадка
При ремонте промежуточной коробки передач необходимо соблюдать технические данные; необходимо соблюдать номинальные зазоры и допуски.
Для точной регулировки натяжения необходимо:
- Уменьшите размер пакета регулировочных прокладок на величину осевого смещения с допуском 0,04-0,06 мм.
- Затяните контргайку.
- Проверьте силу вращения стакана.
- Установите на место в корпус.
Для регулировки бокового зазора необходимы шайбы разной толщины с допуском 0,2-0,35 мм.
Дифференциал устанавливается таким образом, чтобы шестерня ведущего колеса была симметрична шестерне переднего. Регулировка осуществляется путем равномерного затягивания регулировочных гаек и затягивания соединительных болтов.
Снятие, разборка и сборка
Этапы разборки и сборки первичной или вторичной коробки передач:
- Слейте масло.
- Демонтаж приводного вала в сборе.
- Разделите его на составные части:
- Приводные шестерни и ведущие шестерни;
- картер;
- дифференциальная передача;
- спутниковые оси.
- Проверка состояния:
- кресты;
- шеи;
- боковые шестерни;
- вождение.
- Замена изношенных компонентов.
- Внесение изменений.
- Соберите ось в обратном порядке.
- Проверьте собранную ось на наличие притирки, утечек в местах соединений.
- После завершения всех операций верните собранный механизм в рабочее положение.
Видео