Водяной насос системы охлаждения двигателя предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Насос КАМАЗа расположен в передней части левого блока цилиндров и приводится в действие вращением, передаваемым от шкива гидромуфты двигателя через ременную передачу. Выход из строя насоса приводит к закипанию антифриза и выходу из строя всего двигателя. Проверка уровня и качества охлаждающей жидкости гарантирует, что насос находится в безупречном состоянии.
Устройство и принцип работы
Водяной насос представляет собой центробежный насос, который состоит из:
- жилье;
- вал;
- 2 шарикоподшипника;
- механическое уплотнение;
- рабочее колесо;
- шкив.
Чугунный или алюминиевый корпус имеет 2 патрубка: всасывающий к радиатору и напорный к оболочке блока двигателя. Это соединение позволяет перекачивать жидкость, уже охлажденную в радиаторе.
Корпус насоса имеет два отверстия: верхнее предназначено для вентиляции полости подшипника, а нижнее — для контроля утечки антифриза в случае нарушения герметичности — оно также служит в качестве слива.
Смазка подшипников во время работы осуществляется через смазочный фитинг (штифт).
Поскольку привод насоса механический и напрямую связан с двигателем, скорость циркуляции охлаждающей жидкости зависит от оборотов двигателя. Чем выше скорость, тем интенсивнее охлаждение. Торцевое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Он устанавливается на вал и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) частей. Герметичность обеспечивается графитовыми уплотнительными поверхностями, на которые наносится графитовая смазка.
На подвижной части узла уплотнения установлена пружина для создания герметичного уплотнения. Со временем графитовые поверхности изнашиваются и теряют свою герметичность. В этом случае их можно заменить. Рабочее колесо устанавливается на вал насоса и фиксируется гайкой. Насос установлен на блоке цилиндров на специальной антивибрационной прокладке.
Помпа Камаз Евро 2
На следующем рисунке показана конструкция двух евронасосов.
- болт, крепящий манжетное уплотнение к насосу;
- упаковка насоса;
- корпус устройства;
- фланец вала;
- крыльчатая шайба насоса;
- стопорное кольцо;
- фиксатор уплотнения насоса;
- проставка уплотнительного кольца;
- очиститель пыли;
- деталь привода насоса;
- подшипник для соединения частей насоса (уплотнение только с одной стороны);
- подшипник для соединения частей насоса (уплотнение только с одной стороны);
- сальник;
- крепежный болт;
- фиксирующая шайба на десяти пружинных деталях;
- плоская шайба с плоским дном;
- крепежная гайка;
- стопорное кольцо;
- шайбу на крепежном основании;
- сегментированный ключ;
- зажимная гайка;
- стопорное кольцо;
- шайбу на фиксирующем основании;
- Сегментированный ключ.
Насос на автомобилях с двигателем Euro 2 имеет специальную конструкцию. Для обеспечения высокой степени герметичности и воздухонепроницаемости между деталями и уменьшения степени истирания в устройстве установлено уплотнительное кольцо. Он изготовлен из специального прочного материала, защищенного от коррозии. Материал устройства представляет собой композитный материал с графитовой подложкой. Для прижатия частей изделия друг к другу используются специальные пружины. В верхней части насоса имеется отверстие для выхода воздуха. Водяной насос для двигателей Евро-2 отличается от других форматов тем, что его детали скреплены между собой шкивом. В целом, различия в конструкции водяных насосов незначительны.
Неисправности и ремонт
Причиной выхода из строя водяного насоса является потеря целостности механического уплотнения. Когда горячая охлаждающая жидкость попадает в полость подшипника, смазка вымывается из подшипников. Через некоторое время насос начинает стучать, а затем заклинивает. Самодиагностика может выявить эту неисправность по утечке антифриза из смотрового отверстия, люфту вала и, в зимнее время, по снижению мощности отопителя салона.
Насос можно восстановить, заменив блок. Но большинство водителей выполняют ремонт насоса КамАЗ своими руками.Если имеются запасные части или вал в сборе, то отремонтировать насос несложно. Для этого необходимо снять насос с прежнего места, разобрать и заменить поврежденные детали. Отличительной особенностью водяного насоса КАМАЗ Euro является то, что нагнетатель установлен не на шкиве насоса, а на гидромуфте.
Как снять и разобрать
Демонтаж насоса прост. Перед началом работы слейте охлаждающую жидкость. Обратите внимание, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его необходимо собирать в контейнер. Чистая охлаждающая жидкость после фильтрации может быть использована повторно. Чтобы снять приводные ремни, ослабьте их натяжение. После слива охлаждающей жидкости снимите хомуты шлангов антифриза.
Насос крепится к блоку с помощью 3 винтов. После их удаления снимите насос в сборе с его фиксированного места и извлеките его вместе с линиями подачи охлаждающей жидкости к термостату и гидравлической муфте. Чтобы снять водяной насос, снимите шкив и крыльчатку. Чтобы снять вал с подшипниками и уплотнением, используйте мягкую призму. При необходимости демонтируйте неисправный блок и установите запасные детали из ремонтного комплекта.
Как поменять
На автомобилях КамАЗ используются насосы с одним и двумя шкивами. При замене агрегата необходимо приобрести насос, который является полным аналогом ранее установленного. В противном случае существует высокая вероятность повторного возникновения дефекта. Замена насоса производится в порядке, обратном порядку демонтажа. Перед его установкой полость в подшипниковом узле необходимо заполнить смазкой до появления последней в смотровом отверстии. Это затруднит доступ к уплотнению в случае его поломки.
Сколько стоит помпа и ее ремонт
Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Его стоимость варьируется от 5 до 15 тысяч рублей. Восстановленные изделия продаются в диапазоне 2-2,5 тысяч рублей. Ремонт своими руками обойдется гораздо дешевле, так как ремкомплект можно купить за 600-700 рублей. Этого с лихвой хватит даже на полную замену антифриза. Если корпус насоса безупречен, а рабочее колесо не повреждено кавитационной коррозией, имеет смысл самостоятельно заменить поврежденные детали.
Обратите внимание, что использование высококачественной охлаждающей жидкости и периодическое техническое обслуживание значительно продлят срок службы насоса.
В Москве насос для автомобиля КАМАЗ можно приобрести в любом специализированном магазине запчастей. Товары продаются как новые, так и бывшие в употреблении.