В основном, «КАМАЗ» производит большегрузные автомобили, в том числе внедорожники грузоподъемностью от 10 тонн. Учитывая это, а также значительную длину автомобиля, дополнительная ось, принимающая на себя часть нагрузки, может рассматриваться как технологическая необходимость и способ продлить срок службы автомобиля, а также улучшить его эксплуатационные характеристики. На КамАЗе может быть более одного центрального моста, и они даже могут иметь разную конструкцию, поэтому будет интересно и полезно обсудить их подробно….
Принцип работы
Система довольно проста: если у автомобиля более двух осей, то первая — передняя, последняя — задняя, а все остальные между ними — центральные оси. Все остальные, потому что в Набережных Челнах производят не только двухосные и трехосные тяжелые грузовики, но и четырехосные автомобили. И в этом случае два «внутренних» моста можно считать «первичным» и «вторичным». Кстати, их конструкция и техническое назначение не обязательно одинаковы (кроме получения веса) даже на одной и той же модификации.
Дело в том, что оси в основном делятся на три типа:
- Исключительно с несущей функцией, т.е. за исключением деталей крепления балки и колес, креплений подвески и, возможно, деталей для крепления некоторых других узловых механизмов, не имеют
- Ведущий — оснащен набором узлов-механизмов, которые передают крутящий момент и позволяют колесам работать в качестве движителей
- управляемый — с необходимым оборудованием для прохождения поворотов
Последние два типа выполняют одну и ту же несущую функцию, а элементы рулевого механизма могут быть «чистыми» или присутствовать одновременно (обычно в передних мостах полноприводных моделей). Центральный мост КАМАЗа может быть любого типа, но практически никогда — с приводом и рулевым управлением одновременно.
Для понимания. Поэтому все трехосные грузовики в Татарстане, если у них есть дополнительная ось, то она всегда ведущая. КамАЗ-6540 имеет колесную формулу 8х4(4), что означает, что центр1 приводится в движение спереди, а центр2 — сзади. Только четырехосный полноприводный «армейский» КАМАЗ-6350 имеет вторую ось, или «центр-1», загруженную по максимуму (carrier-driven-steer). В силу того, что автомобили с центральным расположением колес являются скорее исключениями, чем правилами, и имеют свои особенности, мы не будем на них останавливаться, а перейдем к наиболее распространенному варианту.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Основные элементы здесь такие же, как и для задних колес:
- полая балка;
- главная передача (коробка передач);
- полувалы;
- межосевой дифференциал.
Важным отличием является то, что коробка передач соединена с межосевым диффом, и для нее, а также для блокировочного механизма существуют отдельные детали. Исключение составляет вторая ось пресловутых «Мустангов». — из-за большого веса и обычно очень сложных условий движения блокировки не устанавливаются на передние мосты, так как в активном состоянии они делают внедорожник непригодным для движения.
Главная коробка передач двойная, в ней используются две разные пары шестерен — спиральные конические шестерни и цилиндрические конические шестерни. Размер-число шестерен и зубьев определяет передаточное число, и в зависимости от потенциального применения возможны варианты с этими числами:
- для одиночных автомобилей — 5,94 или 5,43;
- для комбинированных транспортных средств (прицепы и полуприцепы) — 7,22 или 6,53.
Выберите не только тип транспортного средства, но и преобладающие категории дорог, на которых оно будет использоваться!
Для автомобилей КАМАЗ существует общность во многих деталях, например, конические ведущие шестерни одинаковы на всех мостах, но конические ведомые шестерни отличаются конфигурацией штифтов. Межосевой дифференциал устанавливается в сборе с коническими роликовыми подшипниками (при наличии закрытых крышек) в специальное гнездо в картере и состоит из пары чашек и узла привода шестерни. Как уже упоминалось, для дифференциала предусмотрен механизм блокировки (очень полезная вещь на скользкой дороге), состоящий из зубчатых муфт, пневматической камеры мембранного типа, штока, вилки и управляющего клапана.
Балка является составной, сваренной из штампованных деталей. В готовом виде к нему дополнительно привариваются крышки масляного поддона, а также кронштейны крепления амортизатора и динамометрической тяги, пальцы ступицы, фланцы хомутов и крепления главной коробки передач. Общая прочность и долговечность конструкции очень хорошие, но следует помнить, что сохранить их можно только при соблюдении рекомендаций по эксплуатации и уходу.
MAINTENANCE
Ежедневное обслуживание здесь может ограничиваться визуальным осмотром, чисткой в случае сильного загрязнения и проверкой работы (отсутствие посторонних или повышенных шумов, стуков, сбоев и т.д.). Каждые 15-16 000 миль следует проверять картер на наличие утечек, количество и состояние трансмиссионного масла, очищать вентиляционные отверстия и проверять подшипники в шкворневых соединениях. Во время сезонного обслуживания (два раза в год) замените масло на соответствующее время, подтяните болты на фланцах (уточните момент затяжки для конкретной версии) и проверьте функциональность вентиляционных отверстий. Крайне желательно проверить состояние подшипников ступицы.
Правильная эксплуатация очень важна — на большинстве моделей блокировка диффа должна включаться только при остановленном автомобиле. А длительная работа межосевого дифференциала на высокой скорости может привести к его повреждению, поэтому его следует отключать сразу после преодоления сложных участков.
Любые обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены, так как их игнорирование приведет к усугублению повреждений и проблем с соответствующими деталями. Особое внимание следует уделять достаточному количеству смазки, поскольку любая преждевременная потеря смазки может свидетельствовать о повреждении коробки передач или растрескивании картера. Ремонт узловых агрегатов и восстановление отдельных деталей должны выполняться в соответствии с технологическими нормами и последовательностью операций.
Во время разборки и сборки не используйте подручные средства и инструменты, которые могут привести к повреждениям. И вообще, если у вас нет необходимого опыта и инструментов, лучше потратиться на услуги специалиста — да, это дополнительные расходы, но по сравнению с возможными затратами на устранение последствий непрофессионального ремонта, это вполне приемлемо и оправдано. Конечно, если требуется замена компонентов, покупайте новые только у проверенных производителей.
Например, сотрудничая с нашим торговым домом «СпецМаш», вы можете быть на 100% уверены в качестве предлагаемой продукции (все представленные в каталоге товары протестированы в НАМИ и МАДИ, сертификация — РосТест). И в то же время никто не заставляет вас платить лишнего, наоборот, цены на нашу продукцию гораздо ниже, чем в розничных магазинах, и могут соперничать по привлекательности с ценами, предлагаемыми большинством наших конкурентов. Кроме того, если вы станете нашим постоянным клиентом или просто разместите оптовый заказ, цена за единицу товара будет ниже, чем цена за счет скидки, предусмотренной для таких случаев.
Консультации по техническим вопросам, приобретение запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич. |
Заявки принимаются по телефону, электронной почте, через форму обратной связи на сайте и в головном офисе (помимо заказа, операторы предоставляют консультации по применимости запчастей и другим тематическим вопросам). Мы предоставляем наличные и безналичные варианты оплаты, также возможна отсрочка. Покупки выдаются на нашем складе на руки покупателю или организуется доставка по указанному адресу (только по России, в офисы ТК, и примерно в сотню городов бесплатно).
Схема моста
15320,2401114 Клапан с соединением
253229-2501007Assembled crankcase
353205-2502011-40A центральная ось главное колесо
465115-3104010Ступица заднего колеса в сборе с тормозным барабаном
553205-3104040-10Комплектная пружинная манжета
86540-3502010-13Задний правый тормоз в сборе
96540-3502011-13Левый задний тормоз в сборе
115320-2402034Прокладка корпуса редуктора
125320-2403048Прокладка полуоси
1365115-2403070A фланцевый полувал
1465115-2403071A фланцевый полувал
155320-2403072Расширительная втулка для штоков осей
155320-2403072Ступица расширителя полуоси
1653205-3104044Кольцо проставочное
1753205-3104045Пробка
1853205-3104077Гайка подшипника
1955111-3104079Podkładka zabezpieczająca
2055111-3104082Подшипниковая шайба
227517A Конический роликовый подшипник, однорядный, ГОСТ 520-89
236-7815A Конический роликовый подшипник, однорядный ГОСТ 520-89
241/21640/11Белая гайка M14x1.5-6H
251/21641/21H Шайба M16x1.5-6H
251/21641/21 Гайка M16x1.5-6H
261/05171/77 Шайба 14
271/05172/77 шайба 16 пружинная шайба
271/05172/77 шайба 16 пружинная шайба
281/18004/31Шпилька М16х1,5х22х35
291/18006/31Крышка картера M16 x 1,5 x 22 x 45
291/18006/31Шпилька M16x1.5x22x45
30853063Пружинный болт M14x1.5-6gx40 фланец
31853303Springbolt M16x1,5x22x35
32864341Громметы 1/8″
32864341KG 1/8″ прокладка
362101-2401046Магнитный штекер в сборе
Картер
153229-2501011Центр картера оси (сварка)
255102-2409016Стопорная вилка в сборе
35320-2509024Крышка корпуса замка (сварная)
8740.1003439Кольцо уплотнительное
955102-2409019 Поршень запорного механизма
1055102-2409020 Запорный поршень
1155102-2409033Пластина опорная
1255102-2409034Прокладка
1353229-2409053Муфта блокировки межколесного дифференциала
145320-2509017Диафрагма для межосевого дифференциала
191/09020/21Винт M6-6gx12
201/13069/21Болт М10х1,25-6gх30
211/61015/11Гаечный ключ M12x1.25-6H
221/61036/11Podkładka M12x1.25-6H
231/02785/50Uszczelka 16x22x0,5
241/02813/80 Регулировочная прокладка 16x22x1
251/05168/77 Шайба 10 пружинная
Шайба 12 пружинная 261/05170/77
30 Выключатель света заднего хода BK 403BRВыключатель света заднего хода BK 403B
Главная коробка передач
153205-2402015Редуктор заднего моста в сборе
253205-2402136 Фланец приводного вала
353205-2402064-40 Конический и цилиндрический редуктор в сборе
45320-2402108Блок подшипника
553229-2403011-40Дифференциал заднего моста
65320-2502012В собранном виде коническая ведущая шестерня
75320-2502208Крышка заднего подшипника в сборе с сальником
853205-2506010Центральный дифференциал в сборе
115320-2402041Маслоотражатель
125320-2402047Прокладка
145320-2402096Прокладка регулировочная
145320-2402096Прокладка регулировочная
155320-2402097Прокладка регулировочная
155320-2402097Прокладка регулировочная
165320-2402098Прокладка регулировочная
165320-2402098Прокладка регулировочная
175320-2402099Прокладка регулировочная
175320-2402099Прокладка регулировочная
185320-2402100Прокладка регулировочная
185320-2402100Прокладка регулировочная
195320-2402126Чашка подшипника
205320-2402225Прокладка чашки подшипника
215320-2402249Подшипниковая шайба
2253205-2402269Гайка подшипника
2353205-2402288..318Втулка регулировочная
545320-2402371Втулка редуктора
5553205-2403040Гайка подшипника
565320-2403043Фиксатор гайки подшипника
575320-2502201Задний промежуточный вал
585320-2506115A уплотнение шестерни
62310A однорядный радиальный шарикоподшипник ГОСТ 520-89
636-7516A1Конический роликоподшипник, однорядный, ГОСТ 520-89
6427310NA большой конический роликовый подшипник, однорядный ГОСТ 520-89
65U-27911A однорядный радиальный конический роликоподшипник ГОСТ 520-89
661/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
661/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
671/55408/21Болт М12х1,25-6gх50
681/42376/21Винт M8-6gx12
691/42749/31 Самостопорящийся винт M12x1.25-6gx50
701/05168/77 Пружинная шайба 10
701/05168/77 Пружинная шайба 10
711/05170/77 Пружинная шайба 12
721/07350/01Штуцер 4.7×50
73262515CG 1/4″ OST 37.001.178-82
74853522Гайка MZx1.5-6H
75862500Плоская шайба 34x60x6
Коническая коробка передач
15320-2502063 Гайка подшипника цилиндрической шестерни в сборе
25320-2502017Шестерня промежуточной оси в сборе
35320-2502049 Подшипник шестерни в сборе
45320-2502067 Стопорная шайба Стопорная гайка
553205-2502088.111 Регулировочная втулка (выбор)
295320-2502175Tightening washer
326-7214AU Конический роликовый подшипник, однорядный, ГОСТ 520-89
336-7516A1Однорядный конический роликоподшипник ГОСТ 520-89
Гайка M68x1.5-6H
Поперечный дифференциал
15320-2506026Крышка подшипника в сборе
253205-2506037A фланец центрального дифференциала
353212-2506054Фланец центрального дифференциала со ступичным узлом
353212-2506054A паук центрального дифференциала со ступичным узлом
45320-2509010A осевой дифференциал в сборе
65320-2506018A чашка центрального переднего дифференциала
75320-2506019A чашка заднего центрального дифференциала
85320-2506029Прокладка крышки подшипника
95320-2506041Маслоотражатель
105320-2506051Подшипниковая шайба
115320-2506058Myjka satelitarna
115320-2506058Myjka satelitarna
125320-25060A центральный полумесяц дифференциала
135320-2506065Podkładka podtrzymująca
145320-2506111A корпус центрального дифференциала
1553212-2506126Шестерня привода заднего моста
1653212-2506130Шестерня привода среднего моста
175320-2506131Редуктор дифференциала для привода центральной оси
185320-2509049Стопорная вилка
195320-2509053A блокирующая муфта дифференциала центральной оси
205320-2509157Прокладка уплотнительная
24311A Подшипник шариковый однорядный обыкновенный, ГОСТ 520-89
251/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
251/59709/21Болт М10х1,25-6gх35
261/42344/31Самостопорящийся винт M10x1.25-6gx70
271/07910/11Белая гайка M10x1.25-6h
281/01589/00Расширительный штекер 22
291/02785/50Uszczelka 16x22x0,5
301/02813/80 Регулирующая прокладка 16x22x1
311/05168/77 Шайба 10 пружинная
Шайба 10 пружинная 311/05168/77
32262515Smar 1/4″ ОСТ 37.001.178-82
33864341Громметы KG 1/8″.
34853350Винт установочный M10x1.25-6gx25
35853538Пример M33x1.5-6H
36862500Плоская шайба 34x60x6
37862809Уплотнительное кольцо
40Выключатель заднего света BK 403-BВыключатель заднего света BK 403-B
Разница между коробками передач КАМАЗ Евро и обычными!!!
Схема среднего редуктора КАМАЗ 5320
Коробка передач КАМАЗ является важным компонентом трансмиссии, который используется для передачи крутящего момента от коленчатого вала к шасси. Он приводит в движение оси грузовых автомобилей, подвергающихся большим нагрузкам. Камская техника имеет множество модификаций: заднеприводные грузовики, самосвалы, внедорожники. Механические узлы могут быть передними, средними и задними.
Характерными показателями устройства являются:
- ЭФФЕКТИВНОСТЬ;
- передаточное отношение;
- мощность;
- угловая скорость вращения вала;
- количество валов;
- тип передачи.
Как устроен редуктор
Машина постоянно вращается. Подшипники и шестерни являются неотъемлемой частью конструкции трансмиссии и подвержены постоянному трению. Необходимо добавлять смазку в масляный картер для обеспечения нормального функционирования деталей.
Уровень масла в коробке передач проверяется следующим образом:
- Крышка картера поднимается вверх.
- Жидкость заливается внутрь.
- Если из отверстия вытекает жидкость, прекратите процедуру.
Все коробки передач собираются одинаково, за исключением передней коробки передач на автомобилях КамАЗ с полным приводом 6х6. Межосевой компонент расположен в отдельном корпусе центральной оси и передает крутящий момент под углом 90° на ведущие колеса. Если КамАЗ является двухосным автомобилем, центральная передача не предусмотрена. Межосевой дифференциал заднего моста в сборе показан на схеме задней коробки передач.
Карданные фланцы используются для крепления к приводному валу. На старых моделях они квадратные, на более новых — круглые, со шлицевым соединением и 20-шлицевыми («евро») полуосями. Многие грузовики оснащены межосевой блокировкой на центральной или задней оси; на передней оси она не используется.
На КАМАЗе также установлена угловая коробка передач, которая снимает крутящий момент с карданного вала и подает его на рулевой механизм.
Объемные и весовые характеристики:
- Для модификаций 5320, 53205, 5511, 4310:
- редуктор заднего моста весит 140 кг, объем — 0,097 м³;
- Центральная ось — 180 кг, вместимость — 0,24 м³.
- Для КАМАЗ-6520, 6522:
- масса агрегата задней оси — 115 кг, вместимость — 0,09 м³;
- центральная ось — 220 кг, вместимость — 0,158 м³.
- Для КАМАЗ-4310, 43118: масса трансмиссии переднего моста составляет 132 кг при объеме 0,14 м³.
Какой редуктор лучше
Основными характеристиками механизма являются количество зубьев по отношению к шестерне коленчатого вала и мощность машины. Чем выше мощность, тем больше передач имеет коробка передач.
Цилиндрические редукторы имеют следующую форму:
- 46/16 с передаточным числом 4,98;
- 47/15 — 5,43;
- 48/14 — 5,94;
- 49/13 — 6,53;
- 50/12 — 7,22.
Количество зубьев определяет передаточное число, число определяет производительность тележки. Цифры означают следующее: 4.98 — это 46 зубьев на шестерне и 16 на ведущей шестерне.
Шестерни на всех осях должны иметь одинаковое передаточное число, которое подбирается индивидуально для каждой модели в зависимости от условий эксплуатации:
- грузовики, движущиеся на низких и средних скоростях, оснащаются пониженными передаточными числами: 7,22 (50/12) или 6,53 (49/13);
- Более высокие значения подходят для тягачей, автомобилей КамАЗ: 5,94 (48/14), 5,43 (47/15) или 4,98 (46/16).
Владельцы бортовых грузовиков, самосвалов и спецтехники производства КАМАЗ оснащены передаточным числом 4,98. Цилиндрическая пара имеет самую высокую цену, поэтому агрегат дорогой.
На каждом устройстве имеется информационная табличка с серийным номером, датой изготовления и передаточным числом.
Неисправности и их устранение
Редуктор надежен и редко выходит из строя, если профилактические меры принимаются достаточно рано.
Чтобы распознать повреждение коробки передач, выполните следующие действия
- При скорости 20 км/ч раздается ненормальный шум, который исчезает при увеличении скорости до 80 км/ч.
- При движении со скоростью 80 км/ч поставьте автомобиль на нейтраль и выключите зажигание — если шум сохраняется, проблема в коробке передач.
Существует 3 типа неисправностей, наиболее часто встречающихся при эксплуатации агрегата КАМАЗ:
- Перегрев главной передачи. Причинами могут быть:
- недостаточное или избыточное количество масла в картере;
- повышенное натяжение подшипников;
- Неточное выравнивание коробки передач.
- Повышенный уровень шума. Причины:
- Изношенные подшипники;
- Неправильно отрегулировано сцепление;
- Плохо посаженные подшипники.
- Утечка масляной жидкости может быть вызвана:
- Изношенные уплотнения;
- Загрязнение вентиляционной пробки.
При обнаружении неисправности машина ремонтируется. Владельцы автомобилей могут поручить его обслуживание или сделать это самостоятельно.
Как отрегулировать
Регулировка редуктора моста на КамАЗе заключается в установке таких параметров, как:
- натяжение кольца конического роликового подшипника;
- дифференциальный;
- боковой зазор в зацеплении пар зубчатых колес;
- контактная зона.
При ремонте зубчатых колес среднего размера необходимо соблюдать технические данные, номинальные зазоры и допуски.
Для точного выравнивания интерференции необходимо:
- Уменьшите размер пакета регулировочных прокладок на величину осевого смещения с допуском 0,04-0,06 мм.
- Затяните зажимную гайку.
- Проверьте силу вращения чашки.
- Установите на место в корпус.
Для регулировки бокового зазора с допуском 0,2-0,35 мм требуются прокладки различной толщины.
Установите дифференциал так, чтобы ведомое колесо располагалось симметрично относительно ведущего колеса. Регулировка осуществляется путем равномерного затягивания регулировочных гаек и затягивания соединительных болтов.
Как снять, разобрать и собрать
Этапы разборки и сборки центральной или задней коробки передач:
- Слейте масло.
- Разборка ведущего моста в сборе.
- Разберите его на составные части по очереди:
- шестерня и зубчатая передача;
- картер;
- дифференциальная передача;
- спутниковые оси.
- Проверьте состояние:
- поперечные валы;
- журналы;
- осевые шестерни;
- Приводной механизм.
- Замена изношенных деталей.
- Внесение изменений.
- Соберите ось в обратном порядке.
- Проверьте собранную ось на отсутствие скрежета, утечек в соединениях.
Разборка заднего редуктора КАМАЗа!
Редукторные подшипники КАМАЗ
Схема среднего редуктора КАМАЗ 5320
№ | Описание |
1 | Центральный дифференциал промежуточного моста в сборе |
2 | Уплотнение картера |
3 | Подшипник |
4 | Шайба подшипника |
5 | Гайка подшипника |
6 | Прокладка крышки стакана подшипника |
7 | Крышка стакана подшипника |
8 | Опора редуктора |
9 | Пружинная шайба 12 |
10 | Винт m12 — 1, 25 — 6q -50 |
11 | Главная коробка передач промежуточного моста, в сборе |
12 | Регулировочная оправка |
13 | Чашка подшипника |
14 | Регулировочная оправка |
15 | наружное кольцо |
16 | Коническая и цилиндрическая коробка передач в сборе |
17 | Внутреннее кольцо с сепаратором и роликами в сборе |
18 | Цилиндрическая ведущая шестерня |
19 | Гаечный ключ 14 — 9 — 45 пт. |
20 | Ведомая коническая шестерня |
21 | Собранные подшипники |
22 | Разъем CG-1 1/4 |
23 | Промежуточный вал заднего моста |
24 | Расширительный болт 4,7 x 50 |
25 | Гайка M33 -1.5 6A |
26 | Плоская шайба 34-60-6 |
27 | Фланец приводного вала в сборе |
28 | Винт M10-1.25-6q-35 |
29 | Уплотнительный сальник в сборе |
30 | Пружинная шайба 10 / Крышка подшипника в сборе |
31 | Обложка |
32 | Прокладка крышки |
33 | Oiler |
34 | Подшипники |
35 | Картер главной коробки передач |
36 | Прокладка картера |
37 | Цилиндрическая передача |
38 | Pin |
39 | Крышка подшипника |
40 | Упорная пластина |
41 | Винт M18-1.5-6q-110 |
42 | Ведомый шкив для промежуточного ведущего моста |
43 | Подшипник |
44 | Распорная втулка |
45 | Регулировочная оправка |
46 | Чашка подшипника конической шестерни |
47 | Коническая шестерня в сборе |
48 | Подшипник |
49 | Болт M12-1.25-6q-50 |
50 | Гайка подшипника в сборе |
51 | Шайба подшипника |
52 | Стопорная шайба |
53 | Гайка М68 |
Центральная схема редуктора