В разное время на автомобилях КАМАЗ использовались различные системы охлаждения моторного масла. Вопреки современным стандартам, производитель грузовиков выбрал кожухотрубный масляный теплообменник, оптимальный с точки зрения стоимости, веса и производительности.
- Из чего состоит и как работает теплообменник жидкостно-масляного типа
- Система смазки двигателя КАМАЗ Евро-1
- модели 740.11, 740.13, 740.14
- Смазочная система двигателя
- Масляный насос
- Масляный фильтр
- Масляный картер
- Термоклапан
- Водомасляный теплообменник
- Система вентиляции картера
- Конструкция масляной системы дизеля КАМАЗ 740.11-240
- Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения
- Ремонт элементов масляной системы
Из чего состоит и как работает теплообменник жидкостно-масляного типа
Внутри алюминиевой оболочки находится сердечник с дефлектором и масляными фильтрами, от которого расходятся входные и выходные сопла для перекачки охлаждающей жидкости. Впускной порт (коллектор) отвечает за подачу охлаждающей жидкости из блока цилиндров в систему охлаждения, выпускной порт отвечает за возврат охлаждающей жидкости в водяную рубашку. Перепускной клапан для аварийного режима работы в обход отбойника в случае засорения или других эксплуатационных проблем также считается важным элементом конструкции.
Сердечник разделен металлическими пластинами на 4 изолированные секции. Их наличие позволяет направлять потоки масла и охлаждающей жидкости внутри рабочей системы. За это отвечает фланец, уплотненный внутри корпуса уплотнительными кольцами с одного конца и посаженный на торцевую стенку с другого конца. Направление потока моторного масла регулируется дефлектором.
При всей своей кажущейся сложности, основное назначение детали — эффективное разделение потоков масла и хладагента при замкнутом цикле дистилляции. Поэтому хладагент «задерживается» внутри трубок сердечника, а масло, которому требуется больше пространства и пути потока, просачивается между трубками хладагента и стенками корпуса LMT. Впускной коллектор подключается к системе через короткую переходную трубку, выпускной коллектор подключается через притирку.
Принцип работы жидкостно-масляного охладителя в целом следующий:
когда двигатель нагревается до 95-100 градусов Цельсия, открывается термоклапан жидкостно-масляного охладителя;
Через клапан часть масла из фильтров поступает в корпус;
внутри, масло проходит через все 4 блока сердечника, отдавая тепло и охлаждаясь в процессе;
Охлажденное масло постепенно возвращается в систему через выпускной коллектор.
Если двигатель перегревается до 100-115 градусов, весь поток масла из системы проходит через теплообменник. LMT эффективен при температуре до 115 градусов Цельсия, когда двигатель горячий. В случае перегрева на приборной панели КАМАЗа начинает мигать аварийный индикатор, указывающий на необходимость заглушить двигатель для полного охлаждения и провести диагностику системы для выявления причины достижения критического уровня температуры.
Система смазки двигателя КАМАЗ Евро-1
модели 740.11, 740.13, 740.14
Смазочная система двигателя
Система смазки соединена с «мокрым» картером. Система содержит масляный насос, масляный фильтр, водомасляный теплообменник, масляный поддон, маслозаливную горловину, контрольную трубку и указатель уровня масла.
Из картера 13 масляный насос 1 подает масло на масляный фильтр 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную масляную магистраль и далее в ресиверы.
Система смазки также включает в себя системный клапан 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, настроенный на давление 931-1127 кПа (9. 5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, настроенный на пуск при перепаде давления через фильтр 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термостатический клапан 11 на водомасляном теплообменнике.
Когда температура масла ниже 95 °C, клапан открыт, и основной поток масла в двигатель идет в обход теплообменника. Когда температура масла превышает 110°C, термостатический клапан закрывается, и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.
Термостатический клапан физически расположен в корпусе масляного фильтра.
Масляный насос
Масляный насос установлен в нижней части блока цилиндров. Главная шестерня установлена на переднем конце коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомая шестерня — 52, т.е. передаточное число 0,8125. Зазор в зацеплении ведущей шестерни регулируется прокладками, установленными между плоскостями крепления насоса и блока, который должен составлять 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен составлять 49-68,6 Нм (5-7 кгс.м).
Масляный насос представляет собой односекционный шестеренчатый насос. Он содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни. В крышке находится клапан системы смазки 13 с пружиной 11. В нагнетательном трубопроводе установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и прокладок.
Масляный фильтр
Масляный фильтр установлен на правой стороне блока двигателя и состоит из корпуса 1, двух кожухов 9 и 11, в которых размещены полнопоточный 8 и неполнопоточный 4 фильтрующие элементы.
Обтекатели вкручиваются в корпус. Крышки уплотняются в корпусе кольцами 2 и 3.
Корпус фильтра также содержит перепускной клапан 15 и термостатический клапан для переключения водомасляного теплообменника в корпусе фильтра. Очистка масла в фильтре комбинированная. Основной поток масла перед поступлением к потребителям проходит через полнопоточный фильтрующий элемент 8, тонкость очистки масла составляет 40 микрон. Частичный расход фильтрующего элемента 4 составляет 3-5 л/мин, при котором удаляются загрязнения размером более 5 мкм. Из частичного проточного элемента масло сливается в картер. Это обеспечивает высокую степень очистки масла без загрязнения.
Масляный картер
Масляный поддон запрессовывается и устанавливается на блок двигателя с помощью резиновой прокладки. Момент установки картера 8-17,8 Нм (0,8-1,8 кгс-м).
Термоклапан
Термостатический клапан на теплообменнике вода/масло состоит из подпружиненного поршня 13 с термодатчиком 6. При температуре ниже 93°C поршень 13 находится в верхнем положении и большая часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. Когда масло достигает температуры (95+2) °C на термодатчике 6, активная масса в цилиндре начинает плавиться и, увеличивая свой объем, перемещает шток датчика и поршень 13. При температуре масла (110+2) °C поршень 13 разделяет полости в фильтре до и после теплообменника, и весь поток масла проходит через теплообменник. Когда температура масла поднимается выше 115 °C, срабатывает датчик температуры и на приборной панели загорается предупреждающая лампочка.
Водомасляный теплообменник
Теплообменник масло-вода расположен в масляном фильтре и имеет кожухотрубный тип. Охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает внутрь трубок, а масло — наружу. Со стороны масла трубки оребрены охлаждающими ребрами. Поток масла в теплообменнике пересекает водяные трубки четыре раза, что обеспечивает высокую эффективность охлаждения масла.
Для двигателей 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 предлагаются два типа теплообменников:
- 740.11-1013200 для двигателя 740.11-240,
- 740.20-1013200 для двигателя 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются по длине.
Система вентиляции картера
Система вентиляции картера относится к типу открытых циклонов. Картерные газы выходят из полости наддува второго цилиндра через угол 1, где установлен завихритель 2. Во время работы двигателя картерные газы проходят через ротор 2 и испытывают спиральное движение. Под действием центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, выбрасываются на стенку трубки 4 и попадают обратно в картер через трубку 6. Очищенные газы из картера выбрасываются в атмосферу.
Конструкция масляной системы дизеля КАМАЗ 740.11-240
Характеристика масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300.
Система смазки соединена с «мокрым» картером
Система включает в себя масляный насос, масляный фильтр, водомасляный теплообменник, масляный поддон, маслозаливную горловину, индикаторную трубку и указатель уровня масла.
Схема системы смазки показана на рисунке 1.
Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в масляный фильтр 3 и через водомасляный теплообменник 6 в магистраль, а затем в ресиверы.
Система смазки также включает клапанную систему 2, обеспечивающую давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, настроенный на давление 931-1127 кПа (9. 5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, настроенный на срабатывание при падении давления через фильтр 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ), и термостатический клапан 11, активирующий водомасляный теплообменник.
Когда температура масла ниже 95° C, клапан открыт, и основной поток масла поступает в двигатель в обход теплообменника.
Когда температура масла превышает 110° C, термостатический клапан закрывается, и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.
Таким образом, двигатель быстро прогревается после запуска и оптимальная температура поддерживается во время работы.
Термостатический клапан физически расположен в корпусе масляного фильтра.
Масляный насос (см. рисунок) установлен на нижней стороне блока цилиндров.
Главная шестерня установлена на переднем конце коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомая шестерня — 52, т.е. передаточное число составляет 0,8125.
Зазор в зацеплении ведущей шестерни регулируется прокладками, установленными между плоскостями крепления насоса и блока, который должен составлять 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен составлять 49-68,6 Нм (5-7 кгс.м).
Масляный насос представляет собой односекционный шестеренчатый насос. Он содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.
В крышке находится смазочный клапан 13, с пружиной 11. В нагнетательной линии находится предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и прокладок.
Масляный фильтр (см. чертеж) установлен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух крышек 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и неполнопоточный 4 фильтрующие элементы.
Колпачки вкручиваются в корпус. Крышки уплотняются в корпусе кольцами 2 и 3.
Корпус фильтра также содержит перепускной клапан 15 и тепловой клапан для водомасляного теплообменника.
Очистка масла в фильтре комбинированная.
Основной поток масла перед поступлением к потребителям проходит через фильтрующий элемент 8 в полном потоке, тонкость фильтрации масла составляет 40 микрон.
Частичный расход фильтрующего элемента 4 составляет 3-5 л/мин, при котором удаляются загрязнения размером более 5 мкм.
Из элемента частичного потока масло сливается в картер. Такое расположение обеспечивает высокую степень очистки масла без загрязнений.
Масляный картер изготовлен методом экструзии и крепится к блоку цилиндров с помощью резиновой прокладки. Момент затяжки картера в сборе составляет 8 — 17,8 Нм (0,8-1,8 кгс фут).
Термостатический клапан на водомасляном теплообменнике состоит из подпружиненного поршня 13 с термодатчиком 6.
При температуре ниже 93°C поршень 13 находится в верхнем положении, и большая часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.
Когда масло достигает температуры (95+2) °C на термодатчике 6, активная масса в цилиндре начинает плавиться и, увеличивая свой объем, перемещает шток датчика и поршень 13.
При температуре масла (110+2) °C поршень 13 разделяет полости в фильтре до и после теплообменника, и весь поток масла проходит через теплообменник.
Когда температура масла поднимается выше 115 °C, срабатывает датчик температуры и на приборной панели загорается сигнальная лампа.
Масляно-водяной теплообменник (рис. Масляный фильтр с теплообменником) устанавливается на масляный фильтр, кожухотрубного типа, и предварительно собирается.
Охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает внутрь трубок, а масло — наружу.
Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих ребер.
Поток масла в теплообменнике пересекает водяные трубки четыре раза, что обеспечивает высокую эффективность охлаждения масла.
Для двигателей 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 предлагаются два типа теплообменников:
— 740.11-1013200 для двигателя 740.11-240,
— 740.20-1013200 для двигателя 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются по длине.
Система вентиляции картера (см. чертеж) относится к типу открытых циклонов. Картерные газы отводятся из надпоршневой полости второго цилиндра через уголок 1, где установлен завихритель 2.
Во время работы двигателя картерные газы проходят через завихритель 2 и испытывают спиральное движение.
Под действием центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, выбрасываются на стенку трубки 4 и через трубку 6 попадают обратно в картер.
Очищенные газы из картера выбрасываются в атмосферу.
Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения
Отказ
Чрезмерное потребление масла
— Длительная работа двигателя на холостом ходу.
Не запускайте двигатель на холостом ходу без необходимости.
— Утечка масла через соединения в системе смазки турбокомпрессора.
Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и резиновые шланги.
— Изношенное соединение втулки клапана в головке блока цилиндров, старение резиновой втулки клапана.
Проверьте и замените изношенные детали.
— Засоренный воздушный фильтр или крышка воздухозаборника.
Обслужите воздухоочиститель и очистите сетку крышки воздухозаборника.
Низкое давление масла в системе смазки
— Уровень масла в масляном картере низкий.
Проверьте уровень масла и при необходимости долейте до отметки «B».
— Неисправность манометров
Убедитесь, что манометры находятся в хорошем состоянии
— Масло неправильной вязкости
Замените масло в соответствии с таблицей вязкости масла.
— Загрязненные элементы масляного фильтра
Замените фильтрующие элементы.
— Предохранительный клапан или клапан системы смазки не отрегулирован или засорен
Проверьте и разблокируйте клапаны, при необходимости отрегулируйте их или замените неисправные детали.
— Засорение всасывающей линии масляного насоса
— Утечка охлаждающей жидкости в масло
Проверьте водяное уплотнение, уплотнение гильзы цилиндра и теплообменник вода/масло на наличие утечек и замените поврежденные детали.
— Утечки масла из соединений и маслопроводов системы смазки
Проверьте состояние технологических пробок, заглушек, затяжку крепежа, состояние уплотнительных колец и прокладок
— Неисправность масляного насоса
Демонтируйте насос и проверьте его работу на специальном насосном стенде.
— Недопустимое увеличение люфта в подшипниках коленчатого и распределительного валов
Недопустимое увеличение люфта в подшипниках коленчатого и распределительного валов.
Загорается предупреждающая лампочка температуры масла
— Датчик температуры масла вышел из строя
Неисправный датчик температуры масла Проверьте датчик температуры масла и при необходимости замените его.
— Заедание терморегулирующего клапана, переключающего теплообменник, неисправный датчик термомасла
Проверьте работу терморегулирующего клапана; при необходимости откорректируйте или замените датчик.
— Засоренные трубки охлаждения или загрязненные ребра охлаждения
Проверьте теплообменник вода/масло на предмет засорения трубок или загрязнения ребер охлаждения; при необходимости промойте или замените теплообменник.
Повышение давления масла в системе смазки
Замените правильным маслом в соответствии с хемометрической таблицей
— Негерметичность или засорение контрольной линии между основной масляной магистралью и насосом
Читайте также: система вентиляции картера ваз 2114 инжектор 8 клапанов
Проверьте маслопровод к насосу, затяжку крепежных болтов, открытие капота
— Клапан в системе смазки захвачен или смещен.
Проверьте клапан и устраните заедание, при необходимости замените поврежденные детали.
Ремонт элементов масляной системы
Разборка, сборка и проверка масляного насоса:
— слить масло из картера, открутить крепежные болты и снять картер;
— Снимите приемную трубу 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и систему смазки клапана подающей трубы;
— Ослабьте болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;
— Снимите съемник шестерен масляного насоса I80 1.02.000 (рис.), для этого вверните винт 3 в шестерню 5 до упора, посадите винт 1 на конец вала.
Поверните кривошип, вкрутите болт в крестовину, чтобы завершить снятие шестерни;
— открутите болты крепления секции нагнетания и охлаждения масляного насоса и снимите ее;
— Измерьте радиальные и осевые зазоры нагнетательной и охлаждающей секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в охлаждающей и нагнетательной секциях, между приводным валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
— при сборке насоса не используйте повторно изгибающие прокладки.
Когда насос собран, вал должен плавно вращаться от руки без галопирования;
— испытайте насос на испытательном стенде, используя масло M10G2K или M10DM.
При скорости вращения валков 2800-60 мин-1 и вакууме всасывания 12-15 кПа подача насоса должна составлять не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35-0,40 МПа;
— отрегулируйте начальное давление клапана системы смазки, которое должно составлять 0,40 — 0,45 МПа.
Для регулировки можно использовать не более 3 прокладок под пружиной.
Если давление открытия не соответствует норме, замените пружину. Не используйте шплинт из штекера повторно.
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Винты масляного насоса 49,0 — 68,6 (5 — 7)
Болты крышки 39,2 — 54,9 (4 — 5,6)
Винты крепления насосной трубы 19,6 — 24,5 (2 — 2,5)
Заглушки масляного фильтра 49,0 — 58,8 (5 — 6)
Заглушка термогильзы фильтра 47,0 — 58,8 (4,8 — 6)
Сливные пробки крышки 24,5 — 39,2 (2,5 — 4,0)
Болты крепления масляного фильтра 88,2 — 112,6 (9,0 — 12,5)
Гайка болта заглушки масляного насоса 98.1-117.6 (10-12.5)
Размеры деталей и допустимый износ, мм
Диаметр шестерни 55.44 — 55.47
Допустимый диаметр шестерни 55,4
Допустимый радиальный люфт между шестерней и стенкой корпуса 0,130 — 0,206
Допустимый радиальный люфт 0,25
Gear Heights 34.913 -34.975
Допустимая высота передачи 34.900
Глубина хода 35.050-35.089
Допустимый торцевой зазор 0,2
Допустимый диаметр вала 19.920 — 19.899
Допустимый диаметр хвостовика 19,85
Диаметр втулки в корпусе под шарнирами вала 19.98 — 19.959
Допустимый диаметр втулки 20.10
Допустимый диаметр вала 19,85
Диаметр ступицы ведомой шестерни 20.040-20.073
допустимый диаметр ступицы 20.080
Диаметр плунжера клапана 15,968-15,941
Допустимый диаметр плунжера 15.92
Диаметр отверстия клапанной крышки 16.000-16.027
Сила сжатия пружины клапана 44 мм, N 60-74
Чтобы снять, установить и проверить масляный фильтр:
— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
— выкрутите сливные пробки из крышек и слейте масло из фильтра;
— отсоедините входной и выходной патрубки охлаждающей жидкости от теплообменника;
— открутите пять крепежных винтов и снимите фильтр с теплообменником;
— открутите гайки и отсоедините теплообменник от фильтра;
— выкрутите заглушки из корпуса, промойте внутреннюю полость дизельным маслом, проверьте целостность уплотнительных колец, упорных пружин, замените при наличии повреждений;
— проверьте герметичность собранного фильтра сжатым воздухом под давлением 490 кПа в воде;
— проверить давление открытия перепускного клапана, которое должно составлять 0,147-0,216 МПа;
— проверьте работу термостатического клапана на теплообменнике.
При температуре масла (50-70) °C расход через клапан должен составлять не менее 70 л/мин при давлении 0,147 кПа и не более 5 л/мин при 100-110 °C.
При необходимости замените датчик температуры TC 103-1306090-30.
Для демонтажа, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника
— Установите заглушки на фланцы входа масла и подвергните масляную полость давлению 0,79-0,83 МПа в воде, если обнаружены утечки, снимите входной и выходной коллекторы теплообменника и извлеките сердечник из корпуса, замените уплотнительные кольца или, если трубки повреждены, сердечник.