Замена гидромуфты на автомобиле КАМАЗ

Система охлаждения автомобилей КамАЗ устроена по классическому принципу. Однако есть некоторые особенности. Одним из них является наличие гидравлической муфты вентилятора. Благодаря правильной работе этого узла система охлаждения грузовика лучше всего работает под нагрузкой.

Наиболее важным компонентом для эффективного охлаждения двигателя является жидкостная муфта. Без него у КамАЗа был бы постоянно работающий вентилятор охлаждения. Его задача — включить вентилятор в нужный момент и затем выключить. Когда двигатель прогревается, а также когда автомобиль холодный, вентилятор вообще не нужен.

Прямая задача гидравлической муфты — в нужный момент передать крутящий момент коленчатого вала двигателя на вентилятор охлаждения. Кроме того, он поглощает любые резкие изменения крутящего момента коленчатого вала и действует как положительный амортизатор для привода вентилятора.

Функционирование этого уникального компонента системы охлаждения иллюстрируется конструкцией гидромуфты.

Устройство гидромуфты КамАЗа

Только при наличии масла в рабочем пространстве гидромуфта будет работать. У КАМАЗа для этого самая лучшая конструкция. В основе сцепления лежат два колеса: ведущее (9) и ведомое (10). Ведущее колесо имеет 33 лопасти и соединено с коленчатым валом двигателя через шлицевой вал (7). Приводное колесо имеет 32 лопасти и неразрывно связано с приводным валом (16), который, в свою очередь, приводит в движение охлаждающий вентилятор. Приводной вал (7) вращается в подшипниках 8 и 19, а выходной вал, в свою очередь, вращается в подшипниках 4 и 13.

Читайте также: Как подключить двигатель стиральной машины

Без масла роторы сцепления не соприкасаются друг с другом. Это означает, что когда машина выключена, вращается только ведущее колесо. Другими словами, при выключенном двигателе вращается только приводное колесо, а при вращении вентилятора с открытыми жалюзи пассивно вращается ведомое колесо. Гидравлическая муфта вентилятора имеет прочный разборный корпус, состоящий из крышки (1) и корпуса (2). В КАМАЗе хорошо продумана система защиты от утечек. Муфта для жидкости имеет два уплотнения (17, 20) и прокладку (18) для предотвращения утечки масла.

Для обеспечения подачи масла в гидромуфту в нужное время предусмотрен трехпозиционный «флажковый» переключатель. Давайте рассмотрим этот простой, но важный компонент более подробно.

Выключатель гидромуфты

Металлический корпус с датчиком температуры, напрямую соединенный с охлаждающей жидкостью, является выключателем жидкостного сцепления. На КАМАЗе существует следующий температурный режим: при повышении температуры охлаждающей жидкости или антифриза до 83-86 оС (горячий или холодный переключатель) рабочая масса в датчике начинает плавиться и расширяться, толкая шток. Затем открывается масляный канал к гидромуфте. Когда температура охлаждающей жидкости снова понижается, пружина возвращает шток, открывая выключатель.

Итак, что делают три положения переключателя жидкостного сцепления? «Флажковый» переключатель позволяет выбрать три основных режима работы:

  • автоматический;
  • постоянно открыты;
  • навсегда закрыт.

Очевидно, что автоматический режим является основным рабочим режимом и не переключается в другие положения, когда работает гидромуфта вентилятора. Если выключатель выходит из строя (что вполне возможно), он переводится в режим «постоянно открыт». В этом случае выключатель следует заменить как можно скорее.

Третий режим работы гидравлического переключателя сцепления — «постоянно замкнутый» — используется, когда автомобиль преодолевает глубокие броды. В таких случаях работа вентилятора не только не нужна, но и может привести к повреждениям.

Принцип работы гидромуфты вентилятора

Теперь, когда внутренняя структура гидромуфты стала ясна, довольно легко понять, как все это работает. В автоматическом режиме гидромуфта запускает, а точнее, включает вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости поднимается до 83o C или 86o C. При включении вентилятор обдувает радиатор, тем самым охлаждая антифриз и поддерживая оптимальную температуру двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости падает, гидравлическая муфта активирует выключатель, и вентилятор прекращает вращение. После этого он может вращаться только пассивно, за счет входящего потока воздуха, возникающего при движении автомобиля (при открытых жалюзи радиатора).

Также теперь становится понятно, как обеспечить эффективную работу вентилятора охлаждения. Самый простой способ — установить переключатель на гидравлическом сцеплении в положение «постоянно открыто». Вентилятор будет работать постоянно, так как масло будет постоянно находиться в гидромуфте, и он будет работать постоянно, пока коленчатый вал двигателя вращается.

Особенности и слабые места гидромуфты

Жидкостное сцепление представляет собой довольно сложный узел, и может показаться, что это не очень надежная конструкция. На практике, однако, само жидкостное соединение практически не поддается разрушению. Его надежность является исключительной. Слабым местом в системе передачи крутящего момента коленчатого вала является участие гидромуфты. У КАМАЗа довольно слабый гидравлический выключатель сцепления. Это компонент, который может вывести из строя всю систему охлаждения автомобиля.

В самом гидравлическом сцеплении теоретически могут изнашиваться уплотнения и подшипники. Но эти компоненты соответствуют типичным нагрузкам, плюс определенный запас прочности. За их неудачу должен быть незапланированный удар. При исправной работе автомобиля и регулярном техническом обслуживании гидромуфта может продолжать работать без необходимости ремонта или замены.

Преимущества гидромуфты

Если рассматривать другие виды муфт в приводе вентилятора, а именно электрическую муфту и вязкостную муфту, то преимущества жидкостной муфты очевидны.

  • Отсутствует вся электрическая цепь для управления и контроля работы устройства.
  • Конструкция более надежна, что увеличивает время работы в течение срока службы двигателя.
  • Благодаря гидромуфте вентилятор запускается и останавливается максимально быстро.

Очевидные преимущества жидкостного соединения разбавляются его муфтой, которая является не самой надежной частью системы. Для повышения общей надежности на практике используются различные методы. Один из них — использование кроссовера от «Урал-4320».

Как выявить неисправность

Существует несколько факторов, которые обеспечивают длительную и бесперебойную работу гидромуфты. КАМАЗ очень надежен, но есть нюансы. На первом месте, конечно же, находится переключатель работы гидромуфты. На практике большинство проблем возникает именно из-за его неисправности. Это делает данную деталь расходным материалом, наравне с фильтрами двигателя.

Еще одним фактором будет качество моторного масла. Если у вас хорошее всесезонное моторное масло, гидромуфта будет работать правильно. КАМАЗ не во всем так требователен, но не в этом случае. Это важный компонент для зимней эксплуатации автомобиля.

Еще один момент, о котором стоит упомянуть, — это регулярный осмотр системы охлаждения двигателя на предмет утечек. Любые следы охлаждающей жидкости или масла должны быть своевременно устранены. Малейшая утечка без вмешательства может вывести из строя весь двигатель.

Ухудшение состояния гидравлической муфты можно легко определить по снижению скорости вращения вентилятора охлаждения. Если он вообще не вращается на прогретом двигателе — поломка очевидна. Хорошо, если ремень привода вентилятора просто износился или ослаб. Если речь идет о сальнике гидромуфты, то для КАМАЗа потребуется более трудоемкая работа.

Как заменить гидромуфту

Гидравлическое сцепление работает долгое время без каких-либо помех. КамАЗ-740 может себе это позволить. Однако рано или поздно все изнашивается. Если это происходит и дальнейшая эффективность системы охлаждения оказывается под вопросом, необходимо демонтировать этот компонент.

Расположение привода вентилятора и жидкостной муфты значительно усложняет работу по замене. Первым шагом является получение доступа к двигателю. В случае с автомобилем КамАЗ это делается путем подъема кабины. Последовательность работ при замене жидкостного сцепления может быть следующей

  • слейте моторное масло;
  • снимите вспомогательный ремень;
  • открутите вентилятор охлаждения;
  • Снимите масляный поддон;
  • Снимите радиатор охлаждения;
  • Снимите масляный радиатор;
  • Снимите масляный фильтр;
  • Получите доступ к передней крышке, подняв двигатель;
  • Снимите переднюю крышку, включая гидромуфту.

После демонтажа гидромуфты определяется степень износа и виды повреждений. Если возможно, некоторые компоненты будут заменены. Однако, учитывая трудоемкость операции по замене сцепления, рекомендуется заменять весь узел. Еще лучшим и более простым решением является замена гидромуфты в сборе с передней крышкой устройства.

После обратной процедуры сборки следует проверить систему на наличие утечек, а затем проверить правильность работы жидкостной муфты. При замене блока важно выбрать оригинальную деталь и не искать приключений в установке каких-либо аналогов.

Профилактика и техническое обслуживание

Достаточная продолжительность для обеспечения правильной и бесперебойной работы привода с жидкостной связью. У «КАМАЗа» в целом хороший запас прочности. И не требуется специального ухода, чтобы он прослужил как можно дольше. Профилактика неисправностей заключается в общем регулярном осмотре, плановом техническом обслуживании с использованием качественного масла и других технических жидкостей.

Также во время эксплуатации и технического обслуживания следует всегда обращать внимание на слабые места гидромуфты — переключатель. Своевременная замена неисправного выключателя облегчит использование всего узла.

Вместо заключения

Надежный монтаж в системе охлаждения — жидкостная муфта. КАМАЗ, при своевременном обслуживании, обеспечивает безупречную работу на весь срок службы двигателя. При замене сцепления рекомендуется выполнять полную замену оригинального узла с передней крышкой блока цилиндров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector