Регулировка сцепления на КамАЗах

Регулировка сцепления на КАМАЗ 5320 и других моделях необходима для поддержания грузовика в хорошем состоянии. Иногда необходимость в такой работе может возникнуть в дороге, поэтому желательно, чтобы водитель транспортного средства знал основные условия для самостоятельного и правильного выполнения регулировки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

Главная масса автомобилей КамАЗ оснащена двухдисковым сцеплением с радиальным расположением усилительных пружин. Он приводится в действие гидравлическим приводом с пневматической поддержкой. Это значительно снижает усилие, необходимое для нажатия на педаль сцепления. В процессе эксплуатации КАМАЗа происходит износ дисков сцепления, который необходимо компенсировать регулировкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом-изготовителем расход топлива и надежное ускорение пустого или груженого автомобиля.

Схема привода сцепления КАМАЗа

Основными компонентами электропривода, который показан на рисунке, являются:

  • педаль (1);
  • гидравлический узел (2) с резервуаром (3);
  • линия (6);
  • приводящий в действие пневматический цилиндр (16).

Сцепление на моделях КАМАЗ 55111, 5320 и 43118 и 740 состоит из следующих компонентов:

  • картер сцепления (A);
  • разжимную пластину с рельефной металлической крышкой (B);
  • прижимные пружины (C) и рычаги (D);
  • один приводной диск (E);
  • два ведомых диска (E) с накладками (G).

Схема сцепления дизеля КАМАЗ 740

Ведущие диски сцепления КамАЗа изготовлены с термостойкими фрикционными накладками, что обеспечивает длительный срок службы механизма. Диски предназначены для гашения вибраций, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода посажена на специальные втулки и требует очень мало смазки во время работы.

Новые модели КАМАЗов оснащены так называемым однодисковым сцеплением евро типа. Этот механизм можно встретить, например, в моделях 6520 или 4308. Компоненты поставляются компанией Sachs, также использовались усиливающие элементы от Wabco. Существует несколько моделей сцепления с различными значениями передачи крутящего момента. Одной из отличительных особенностей импортных бустеров является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Мерой износа является расстояние между корпусом гидроусилителя и накладкой на штоке. Если колодки полностью изношены, это расстояние составляет от 23 до 25 мм. Автомобиль еще можно эксплуатировать, но ремонт должен быть выполнен в срочном порядке.

Wabco CCU, вы можете видеть стержень индикатора износа в левом верхнем углу

На некоторых моделях КАМАЗ, например, 43114, может стоять ЦУУ производства Волчанского завода, у которого отсутствует регулировка штока. Обычно эту муфту заменяют регулируемой или устанавливают другую регулировочную штангу.

Как осуществляется регулировка?

Если сцепление неисправно, попытайтесь выполнить регулировку. Если диски проскальзывают (медленное ускорение, легкий запах гари), правильно отрегулируйте ход сцепления.

Если диски открываются не полностью (трудно сдвигаются), требуется дополнительная работа:

  1. Отрегулируйте ход педали.
  2. Устраните любые утечки в приводных магистралях.
  3. Проверьте уровень жидкости в блоке CCU.

Если используется только блок Euro, необходимо отрегулировать только ход педали. Смазка и регулировка других частей сцепления во время работы машины не предусмотрена, за исключением проверки уровня жидкости в бачке привода.

Регулировка сцепления на автомобиле КАМАЗА 5320 и других моделях определяется установкой правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также регулировкой свободного хода педали и муфты привода. Допустимый зазор для педали привода сцепления должен составлять от 6 до 12 мм.

Зазор — это расстояние между центральной точкой накладки педали при отпущенной педали и при зацеплении главного цилиндра. Зазор регулируется поворотом эксцентрика, расположенного в соединении между рычагом педали и верхней проушиной тяги гидроусилителя руля. Регулировка выполняется при полностью нажатой пружине натяжения педали, т.е. педаль должна упираться в верхний резиновый бампер, который служит ограничителем хода.

Например, на модели КАМАЗ 65115 процесс регулировки выглядит следующим образом:

  1. Открутите шплинтовую гайку.
  2. Поверните шплинт, чтобы добиться приемлемого свободного хода.
  3. Затяните гайку и закрепите ее шплинтом.
  4. Проверьте полный ход педали. При правильной регулировке она должна составлять от 185 до 195 мм.

На однодисковых агрегатах MFZ регулировка такая же, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

Ниже показано, как отрегулировать маховик на примере КАМАЗ 4310, автор ролика Владимир Красиков.

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет установка параметров шага свободного хода колеса включения сцепления, значение которого должно находиться в пределах от 3,2 до 4 мм. Это измеряется путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий:

  1. Ослабьте крепежную гайку на вилке.
  2. Отсоедините штифт, дайте ему свободно двигаться и извлеките его.
  3. Поворачивайте шток вилки до тех пор, пока не будет достигнут необходимый зазор.
  4. Затяните гайку и установите штифт на место.
  5. Приспосабливайтесь к лингам.
  6. Проверьте регулировку. При полностью нажатой педали ход сцепления должен составлять не менее 25 мм.

Отладка полного хода толкателя усилителя

Перед регулировкой необходимо проверить длину хода толкателя. Для этого полностью отсоедините муфту и измерьте ход. Если значение составляет 25 мм или меньше, сцепление не будет расцепляться полностью. Водитель сразу заметит проблему, если сцепление включается с трудом. Чтобы найти причину проблемы, проверьте уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Стандартный объем составляет 380 см3. Если уровень недостаточен, его следует добавить.

Гидравлическая схема

На примере автомобиля КАМАЗ 5511 жидкость следует доливать следующим образом:

  1. Откройте крышку резервуара, расположенного на корпусе цилиндра.
  2. Заполните до уровня не более чем на 15-20 мм ниже края резервуара.

Второй причиной неисправности усилителя рулевого управления может быть воздух в системе. В этом случае очистите систему гидроусилителя руля. Эта процедура немного сложнее.

На КАМАЗ 55102 необходимо:

  1. Долейте жидкость до нормального уровня.
  2. Снимите защитный колпачок с перепускного клапана (установлен на корпусе CCU), присоедините резиновый шланг и погрузите его в емкость с жидкостью.
  3. Выжмите педаль сцепления до упора.
  4. Откройте клапан на один оборот и нажимайте на педаль до тех пор, пока на выходе из шланга не прекратится бульканье. В то же время постоянно добавляйте новую жидкость в питающий бак, не позволяя ей опускаться ниже отметки 40 мм от верха бака.
  5. Закройте клапан, снимите шланг и установите крышку.
  6. Долейте жидкость до рабочего уровня.
  7. Чтобы проверить качество работы, нажмите на педаль до упора — ход толкателя должен быть не менее 25 мм.

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Под регулировкой корзины сцепления понимается регулировка лапок, установленных на корзине. Эта регулировка может выполняться при снятой корзине или непосредственно на автомобиле.

Если вы выполняете задачу без снятия коробки, вам понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с кончиком длиной 20 мм, согнутую под прямым углом. Используйте этот импровизированный датчик для проверки зазора между выжимным подшипником и кольцом муфты. Зазор регулируется с помощью гайки на штоке CCU. Лапки можно подвести к кольцу через люк в верхней части корпуса муфты. Важно, чтобы ноги находились как можно ближе к поверхности. Однако более правильным и надежным является регулировка сцепления, снятого с двигателя.

Для этого вам необходимо:

  1. Установите собранную нажимную пластину на шаблон, обеспечивающий зазор 29 мм.
  2. Ослабьте крепежные болты.
  3. Отрегулируйте положение упорного кольца для ног. Все четыре зуба должны касаться кольца одновременно.
  4. Проверьте биение на пластине.
  5. Смажьте передний подшипник коленчатого вала.
  6. Отрегулируйте сцепление с помощью штифта, чтобы обеспечить выравнивание дисков сцепления и вала двигателя.

Эта регулировка должна выполняться только на двухдисковом сцеплении. Для однодискового устройства такая регулировка не требуется.

В этом видео с канала Auto & Moto показана разборка сцепления и наглядно продемонстрированы особенности конструкции, а также привод механизма.

Техническое обслуживание

Помимо регулировки, сцепление на автомобилях КАМАЗ требует регулярного обслуживания, так как это значительно увеличивает срок службы и надежность механизма на всех марках КАМАЗ.

В примере модели 53215 техническое обслуживание включает следующие основные моменты:

  1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
  2. Проверьте герметичность гидравлических линий. На них не должно быть масляных пятен.
  3. Общий осмотр компонентов педального узла. Все компоненты должны быть в хорошем состоянии и без значительных люфтов в соединениях.
  4. Проверьте смазку подшипника муфты и соединительной втулки вилки. Для подачи масла в картер сцепления имеются три точки смазки. Масло вводится в них с помощью шприца.
  5. Слейте конденсат из корпуса CCU.
  6. Проверьте уровень жидкости в бачке гидроусилителя руля.

Когда требуется замена сцепления?

Если все проведенные работы не восстанавливают механизм сцепления, это становится одним из сигналов к его замене.

Другие признаки износа критических компонентов включают

  • внезапное срабатывание дисков, вызывающее резкий рывок автомобиля;
  • все передачи включаются с трудом и характерным лязгом;
  • медленное ускорение автомобиля, при этом обороты двигателя явно не синхронизированы с выбранной передачей и скоростью;
  • запах горящих колодок во время движения.

При возникновении подобных проблем как можно скорее прекратите движение и сдайте механизм в ремонт. Продолжение движения с поврежденным или сгоревшим диском сцепления приведет к повреждению коробки передач.

 

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

На видео, снятом для канала «Авто и мото», показана регулировка сцепления, установленного на дизельном автомобиле КАМАЗ 740.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector