Система гидроусилителя руля КамАЗ является важным компонентом грузовика, но ее правильная работа требует периодического обслуживания с заменой деталей при необходимости. Рассмотрим назначение гидроусилителя руля на КамАЗе, его устройство, характеристики и основные неисправности, а также тонкости ремонта и регулировки механизма.
Предназначение
Основная функция механизма заключается в уменьшении усилия, необходимого для поворота рулевого колеса при управлении грузовиком. Другими словами, сборка обеспечивает комфортное управление и прохождение поворотов. Неисправность системы рулевого управления приводит к блокировке рулевого колеса и даже на низких скоростях может привести к внезапному заклиниванию рулевого колеса и даже потере контроля при маневрировании.
Задачи, которые решает ГУР
Основная цель любой системы гидроусилителя руля — облегчить управление. Без него для поворота рулевого колеса даже при незначительных движениях руля потребовались бы значительные физические усилия.
Еще одна функция системы гидроусилителя руля КамАЗа — обеспечение нормального управления автомобилем. Другими словами, это важнейший элемент для обеспечения надлежащего уровня безопасности при эксплуатации транспортного средства.
Устройство
Система гидроусилителя руля КамАЗа состоит из следующих компонентов:
- Механизм распределения. Он используется для направления потока рабочей жидкости, включая гидравлическое масло, к компонентам и камерам системы рулевого управления.
- Гидравлический цилиндр. Служит для преобразования гидравлического давления в механические импульсы, необходимые для перемещения поршней и штоков.
- Гидравлическая жидкость. Это рабочая среда, передающая усилие от насосной системы к гидроцилиндру. Жидкость выполняет функцию смазки деталей и узлов, соприкасающихся друг с другом.
- Насос гидроусилителя руля КамАЗ. Поддерживает давление, необходимое для нормального функционирования системы. Насос гидроусилителя руля КамАЗ также осуществляет циркуляцию рабочей жидкости.
- Компоненты для соединения узлов или линий. Необходим для соединения всех частей системы в единый механизм.
- Механизм фильтрации.
- Блок управления или электронный модуль. Используется для направления и регулирования работы.
Дизайн ХК КАМАЗ в разных моделях производителя автомобилей КАМАЗ может незначительно отличаться.
Характеристика ГУР
Параметры конструкции:
- Рулевой механизм — имеет гидроусилитель руля, установленный в том же картере, что и рулевой механизм. Устройство имеет винт и гайку на вращающихся валах и поршень, который находится в контакте с зубчатой частью вала сошки.
- Соотношение составляет 20
- Регулирующий клапан — золотник, сконструированный с разгрузочным и перепускным клапанами.
- Насос — роторный механизм с лопастями и зубчатым приводом, передаточное число 1,25.
- Рулевое управление и усилитель руля приводятся в действие валом гидроусилителя, соединенным скользящим шлицем, с коническими шестернями на оси пересечения.
- Радиатор — оребренная алюминиевая конструкция, установленная перед радиатором системы охлаждения.
- Рулевой цилиндр имеет две тяги (поперечного и продольного типов) с нерегулируемыми лопастными шарнирами.
Общая схема системы гидроусилителя руля КАМАЗа приведена на рисунке в начале этой главы.
Ремонт гидроусилителя руля
Ремонт системы гидроусилителя руля КАМАЗ должен выполняться специалистами с соответствующей квалификацией. Лучше всего заказать услугу в специализированном сервисе, где обслуживают легковые или грузовые автомобили КамАЗ.
Распространенные неисправности
В целом, ремонт гидроусилителя руля на автомобилях КамАЗ требуется не слишком часто, так как это достаточно надежная система. Особенно если соблюдаются правила эксплуатации узла и проводится плановое техническое обслуживание.
Как правило, неисправности усилителя руля возникают при отрицательных температурах, зимой, во время перепадов температуры. Все неисправности гидроусилителя руля КамАЗ можно разделить на две категории: механические и гидравлические (оба типа неисправностей могут возникать в любой части узла).
Основная проблема касается насоса КамАЗ CPS: увеличивается вязкость смазочных материалов, что способствует выдавливанию уплотнений и утечке масла. Эта неисправность особенно часто встречается в автомобилях, которые неправильно эксплуатировались, например, оставлены на парковке с открученными колесами. При запуске двигателя давление увеличивается только с одной стороны, и сальник выдавливается.
При температуре выше нуля грязь и пыль, которые могут задуваться в систему, могут привести к неисправности механизма. Это приводит к утечкам в отдельных компонентах, что увеличивает износ втулок и штоков. На последних быстро образуется ржавчина, что также способствует быстрому износу втулок. Если грузовик проезжает от 200 до 300 км, между этими компонентами появляется люфт, что в свою очередь приводит к появлению стука в рулевой рейке. Также часто требуется регулировка передаточных чисел.
Важно: Ремонт и восстановление рулевых тяг КамАЗа должен производиться только профессионалами, с использованием специализированного оборудования.
Как удалить воздушную пробку из системы
При заправке смазочными материалами или после ремонта необходимо удалить воздух из системы (насос ШМ на КАМАЗе).
Последовательность операций следующая:
- Подвесьте переднюю ось так, чтобы колеса не касались земли. Поднимите грузовик домкратом и подставьте подставки под балку с обеих сторон.
Запрещается приводить в действие насос рулевого управления КАМАЗа, если колеса стоят на земле. В качестве альтернативы продольная штанга может быть отсоединена от гидравлического усилителя рулевого управления.
- Снимите крышку заливной горловины, через которую заливается масло.
- Снимите резиновую прокладку с перепускного клапана и закрепите гибкий шланг на шаровой головке. Другой конец находится в стеклянном сосуде объемом 0,5 литра, наполовину заполненном маслом.
- Открутите перепускной клапан на пол-оборота — три четверти оборота.
- Поверните рулевое колесо влево до упора.
- Залейте смазку в резервуар насоса до уровня, при котором она не будет стекать.
- Запустите двигатель и добавьте масло, проворачивая коленчатый вал на низкой скорости. Уровень масла не должен снижаться до тех пор, пока на выходе из шланга, надетого на перепускной клапан, не перестанут образовываться пузырьки.
- Затем затяните перепускной клапан.
- Поверните рулевое колесо вправо до упора и обратно влево до упора. Удерживая руль в этом положении, открутите перепускной клапан на пол-оборота — три четверти оборота. Здесь также следует проверить наличие воздушных пузырьков. Как только воздух выйдет, перепускной клапан закрывается.
- Повторите шаг 9 несколько раз. Важно, чтобы из клапана вытекало чистое масло (без воздушных загрязнений).
- Остановка двигателя.
- Снимите шланг и установите головку клапана с защитным колпачком. Затем проверьте уровень смазки в резервуаре насоса. Если рулевая тяга была отсоединена, установите ее на место.
Лучше, если эту работу выполнят специалисты, которые знают, как правильно прокачать гидроусилитель руля на КАМАЗе, чтобы в системе точно не осталось воздуха.
Замена деталей при ремонте гидроусилителя руля
Приступая к ремонту системы гидроусилителя руля, корпуса насоса рулевого управления и других компонентов системы, важно понимать, что изношенные детали не подлежат ремонту, их можно только заменить новыми. Детали с высокой точностью и гладкими поверхностями могут быть изготовлены только на заводах, специализирующихся на производстве таких деталей. Вот почему так важно покупать запчасти КамАЗ у проверенных компаний, которые поставляют их от официальных производителей.
Регулировка рулевого механизма
Проверку и регулировку рулевого механизма можно проводить только при выключенном двигателе и отсоединенном рычаге продольного рулевого управления.
Перед началом работы проверьте балансировку колес, уровень давления, наличие масла в рулевой системе и ступицах, регулировку подшипников ступиц и тяг, работу амортизаторов, качество схождения передних колес и уровень масла в насосе.
Для проверки усилия на рулевой колонке используется динамометр, прикрепленный к ободу колеса. Усилие проверяется при различных положениях рулевого колеса: при повороте на два или более оборота от исходного положения, при повороте на три четверти оборота, после прохождения рулевым колесом исходного положения.
Силы, которые не соответствуют заданным значениям в требуемых положениях, должны быть скорректированы. Для этого может потребоваться демонтаж, частичная или полная разборка устройства:
- Первая регулировка производится в третьем положении, регулировка осуществляется с помощью винта вала сошки;
- Затем первое положение регулируется путем затягивания или ослабления корпуса упорного подшипника (требуется частичная разборка механизма);
- Регулировка во втором положении осуществляется при полном демонтаже гидроусилителя руля.