- Назначение предохранителей и реле КАМАЗ Евро-3, Евро -4
- Блок реле
- Сгорел предохранитель габаритов (габаритных огней) на КАМАЗе, что проверять?
- Предохранитель поворотов КАМАЗ, или что делать если не работают поворотники?
- Не работают дворники (стеклоочистители) на КамаЗе, что делать и какой предохранитель проверить?
- Стоп сигнал КамАЗ
- Описание работы схемы.
- Неисправности электросхемы.
- Электросхема камаз 43118 евро 4
- Схема КАМАЗа 43118
- КамАЗ 43118 — технические характеристики
- Состав электрооборудования КамАЗ
- Система электроснабжения автомобиля КамАЗ-43118
- Электросхема световой оповестительной сигнализации
- Система наружного и внутреннего освещения КамАЗ-43118
- Система контрольно-измерительных приборов
- Электрическая схема отопительной системы, систем звуковой сигнализации и стеклоочистки
- ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)
- КамАЗ 431185 евро 5: Схема электрическая принципиальная
- Питание потребителей
- Запуск двигателя
- Световая сигнализация модели 431185
- Внешнее и внутреннее освещение
- Очистка стекла и автономный отопитель
- Электросхема автомобиля КамАЗ
- Состав электрооборудования КамАЗ
- Система электроснабжения
- Электросхема световой оповестительной сигнализации
- Световые индикаторы и звуковая сигнализация
- Электросхема блока освещения
- Контрольно-измерительная электрическая схема
- Электрическая схема отопительной системы
- Электрическая схема запуска двигателя
- Стартер СТ-142Б автомобиля КамАЗ
- Генератор автомобиля КамАЗ
Назначение предохранителей и реле КАМАЗ Евро-3, Евро -4
Расположение предохранителей и реле
1 — реле за панелью переключателей; 2 — блок предохранителей (F2, F3, F4, F6); 3 — блок реле; 4 — предохранитель F1; 5 — реле стартера; 6 — реле сигнала; 7 — реле стеклоочистителя; 8 — реле указателя поворота.
Реле за панелью приборов
1, 2, 3, 4 — см. таблицу используемых реле; 5 — реле подогревателя топлива; 6 — реле ESP; 7 — реле дневных ходовых огней; 8 — реле датчика остановки платформы; 9 — реле задних противотуманных фонарей; 10 — реле маслоотделителя
Поз. | Для двигателей Cummins | Для двигателей КАМАЗ |
---|---|---|
1 | Реле ABS | |
2 | Реле блокировки стартера | Реле ABS |
3 | Реле тормоза | |
4 | Реле сцепления | Реле вспомогательного тормоза |
Блок реле
K1 — Силовое реле, когда переключатель приборов и стартер заблокированы;
K2 — Выключатель приборов и реле стартера;
K3 — реле аккумулятора;
K4 — реле стоп-сигналов;
K5 — реле реверса;
K6 — реле зуммера;
K7 — реле ближнего света фар;
K8 — реле дальнего света;
K9 — реле задних противотуманных фонарей;
K10 — реле противотуманных фар;
K11 — реле контрольных ламп
Блок предохранителей, расположение и функции
Сгорел предохранитель габаритов (габаритных огней) на КАМАЗе, что проверять?
Неисправность предохранителя стояночного огня чаще всего вызвана коротким замыканием в электрической системе, а также неисправными лампами и лампочками. Предохранители F2.8 (правые боковые фары и подсветка приборов) и F2.9 (левые боковые фары) отвечают за габаритные огни автомобилей КАМАЗ. Если после установки предохранителя и включения габаритных огней предохранитель снова перегорает, ищите короткое замыкание в электрической системе.
Предохранитель поворотов КАМАЗ, или что делать если не работают поворотники?
Если в вашем КАМАЗе не работают указатели поворота, проблема обычно заключается в реле указателей поворота RP 3402.3777-22 Ниже приведена электрическая схема реле указателей поворота в вашем КАМАЗе. Проверьте напряжение на красном проводе реле индикатора.
Не работают дворники (стеклоочистители) на КамаЗе, что делать и какой предохранитель проверить?
На современных автомобилях КАМАЗ 2017 года стеклоочистители управляются блоком CBCU, который в свою очередь подает команду на дополнительное реле стеклоочистителя, расположенное в центре панели за перчаточным ящиком. Если при включении стеклоочистителей работает только высокая скорость, низкая скорость и прерывистый режим, в первую очередь следует проверить реле.
На старых моделях КАМАЗ реле К18 отвечает за управление стеклоочистителями. Реле стеклоочистителя EURO 3502.3777 (ЗАО «КАМЭК», Наб.Челны) представляет собой 10-контактное реле. Он расположен с правой стороны за предохранителями.
Источник
Стоп сигнал КамАЗ
Схема сигнализации автобусных остановок КамАЗа несколько сложнее, чем у других транспортных средств. Это происходит благодаря использованию нескольких датчиков, которые обеспечивают включение стоп-сигнала при работе нескольких тормозных систем. Хотя она и называется тормозной системой КАМАЗа, но благодаря своей надежности теперь используется и на других автомобилях.
Описание работы схемы.
Электрическая схема для всех таких автомобилей идентична и отличается только дизайном. Схема стоп-сигнала КамАЗа включает в себя датчики, промежуточное реле, звуковой сигнал и контрольную лампу стояночного тормоза и, конечно же, сигнальные лампы в задних фонарях тягача и прицепа.
Датчики устанавливаются на тормозных контурах вокруг тормозного клапана и активируются при изменении давления в контуре. В последних моделях датчиком стоп-сигнала служит кнопочный выключатель, установленный под педалью, как и на большинстве автомобилей. При нажатии на педаль давление в обоих контурах изменяется, и контакты датчика замыкаются. В случае кнопочного выключателя контакты замыкаются механически, под действием кнопки. Это соединяет катушку промежуточного реле с заземлением автомобиля. Затем ток от предохранителя проходит через катушку реле, контакты одного из датчиков или выключателя под педалью. Контакты реле замыкаются и включают сигнальные лампы аварийной сигнализации в задних фонарях.
При включении стояночного тормоза в дополнение к сигнальным лампам мигает сигнальная лампа стояночного тормоза. Это происходит потому, что выключатель стояночного тормоза и сигнальная лампа стояночного тормоза получают минус через датчик стояночного тормоза.
Поскольку все датчики подключены к катушке промежуточного реле, при коротком замыкании любого датчика минус подается на все датчики. В цепи имеется диод, который не позволяет минусу воздействовать на провод датчика стояночного тормоза, поэтому сигнальная лампа не загорается при срабатывании других датчиков.
Неисправности электросхемы.
Во время работы могут возникнуть определенные неисправности. Наиболее распространенным для всех автомобилей является ситуация, когда не загораются сигнальные лампы тормозной системы. В этом случае проверьте, загораются ли сигнальные лампы при включении стояночного тормоза.
Если да, то неисправен датчик или перебит кабель от датчика к реле. Чтобы проверить это, отсоедините кабель от датчика и подключите его к заземлению автомобиля. Если загораются сигнальные лампы, значит, датчик неисправен. В противном случае происходит обрыв кабеля. Если при включении стояночного тормоза не загораются световые индикаторы, проверьте исправность предохранителя, контрольных ламп и реле. Дефектные детали должны быть заменены.
Причиной неисправности также может быть обрыв провода между реле и сигнальными лампами. Если сигнальные лампы загораются при нажатии на педаль тормоза, но не загораются при нажатии на стояночный тормоз, проверьте датчик, соединительный провод и диод. Лучше всего начать с проверки диода, который расположен на панели предупреждающих ламп приборной панели, рядом с контрольной лампой стояночного тормоза. Если при нажатии стояночного тормоза на диоде появляется минус, датчик и соединительный кабель в порядке. Если нет, отсоедините провод от датчика и подключите его к заземлению автомобиля. Если минус на диоде не появляется, то необходимо устранить обрыв в кабеле и, если это так, заменить датчик.
Еще одна неисправность — постоянное включение предупреждающих ламп. В отличие от описанных выше, он характерен только для стоп-сигнала КамАЗа. Этому может быть несколько причин. Первый — короткое замыкание плюсового провода на провод сигнальной лампы, на практике это происходит, когда провода расплавились во время короткого замыкания плюсового провода на землю автомобиля. Вторая причина — заклинивший контакт реле в сигнальных лампах.
Просто извлеките реле и вставьте его обратно в гнездо. Если реле работает, вы услышите щелчок. Неисправное реле необходимо заменить.
Третья причина может заключаться в отсутствии питания сигнальной лампы стояночного тормоза и ее реле отключения. В этом случае плюс подается на минус через обмотку реле сигнальной лампы, сигнальной лампы стояночного тормоза, провод, питающий сигнальную лампу, и один из потребителей, питающихся от того же провода. Это замыкает цепь и запускает реле сигнальной лампы. Чтобы проверить это, просто отсоедините кабель питания от выключателя сигнальной лампы. Реле должно разомкнуться, и сигнальные лампы должны погаснуть.
Возможной причиной может быть неисправный предохранитель или обрыв провода. Последней причиной может быть то, что любой провод от датчиков подключен к заземлению автомобиля.
Как и на всех автомобилях на КАМАЗе, возможно также, что перегорел предохранитель сигнальных ламп. Поиск неисправностей зависит от того, когда перегорает предохранитель. Чтобы найти его, снимите автомобиль со стояночного тормоза и отпустите педаль тормоза. Если предохранитель перегорает сразу после установки, ищите короткое замыкание под приборной панелью от предохранителя до реле сигнальных ламп. Если предохранитель перегорает при нажатии на педаль тормоза, короткое замыкание находится в проводе от реле к задним фонарям или в гнезде прицепа.
Электросхема камаз 43118 евро 4
Схема КАМАЗа 43118
КамАЗ-43118 — это машина, которая была разработана совсем недавно. Он выпускался с 2011 по 2016 год. За это время этот грузовик стал одной из самых продаваемых моделей Камского автомобильного завода. А в 2017 году он стал самым продаваемым грузовиком в России.
КамАЗ 43118 — технические характеристики
КАМАЗ-43118 — полноприводный грузовик в конфигурации 6 × 6. Этот автомобиль отличается высокой проходимостью и стал незаменим в отдаленных районах России. Кроме того, обладая грузоподъемностью 10 тонн, машина является базой для разнообразного специального оборудования, особенно кранов.
КамАЗ-43118 имеет следующие размеры (в мм):
- Длина — 8580;
- Ширина — 2500;
- Высота — 3455;
- Дорожный просвет — 385;
- Колесная база — 3960+1320.
Автомобиль оснащен дизельным двигателем КАМАЗ-740.30-260, отвечающим экологическим стандартам Евро-2. Этот силовой агрегат производится по формуле V8. Он имеет рабочий объем 10,85 л, оснащен турбокомпрессором и развивает мощность 260 л.с.
Двигатель позволяет грузовику развивать максимальную скорость 90 км/ч.
Собственный вес грузовика составляет 10400 кг. Вес полностью загруженного грузовика может достигать 20700 кг.
Состав электрооборудования КамАЗ
Электрооборудование автомобиля КамАЗ-43118 включает в себя следующие системы:
- Электропитание;
- Световая сигнализация;
- Освещение;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Система отопления;
- Система очистки стекла;
- Система звукового оповещения;
- Выпускной.
Каждая из этих систем имеет свою собственную схему, которая будет описана ниже. И начнем мы с электрической системы.
Система электроснабжения автомобиля КамАЗ-43118
Эту систему можно считать основной системой энергоснабжения грузовика, благодаря ей грузовик получает электроэнергию во время работы двигателя. Общая схема системы электропитания показана ниже:
Читайте также: тормоза tm18dm не замедляются
Цифры на рисунке означают:
- реле, отсоединяющее обмотку возбуждения генератора;
- генератор переменного тока;
- блок предохранителей;
- реле стартера;
- стартер;
- аккумулятор;
- выключатель заземления;
- кнопка главного выключателя дистанционного аккумулятора;
- Реле двигателя отопителя;
- Амперметр;
- 13.3722 (7.5A) предохранителей;
- Предохранитель PR310 (10A);
- Выключатель приборов и стартера;
Краткое пояснение к принципиальной схеме:
Источником питания для этой схемы является генератор переменного тока(2) и две батареи (6), соединенные последовательно. Минусовая клемма аккумуляторов, как и во всех автомобилях, соединена с шасси. Но в отличие от легковых автомобилей, в КАМАЗе он подключается через специальный дистанционно управляемый выключатель заземления (7).
Под номером 1 на схеме находится реле отключения обмотки возбуждения генератора. Это реле должно размыкать цепь при работе электролюминесцентного блока (EFU), отвечающего за запуск двигателя при низких температурах.
Когда двигатель работает и зажигание включено (на схеме зажигание обозначено номером 13), цепь, ведущая к дистанционному главному выключателю батареи (8), разомкнута. Это необходимо для того, чтобы исключить случайное или аварийное отключение двигателя.
Далее мы рассмотрим цепь сигнальной лампы:
Электросхема световой оповестительной сигнализации
Эта система управляет задними стоп-сигналами и сигналами поворота. Он используется для предупреждения других участников дорожного движения о маневрах, выполняемых грузовиком. Общая схема системы показана на рисунке ниже:
Цифры на схеме обозначают:
- левая лампа;
- правая лампа;
- индикатор и реле аварийной световой сигнализации;
- Предохранитель PR 119 (6A);
- Выключатель света;
- Предохранитель 13.3722 (7,5A);
- Предохранитель PR 310 (10A);
- Выключатель света;
- правый индикатор
- левый индикатор
- левый задний фонарь
- правый фонарь заднего хода
- выключатель стоп-сигнала
- переключатель электромагнитного клапана прицепа;
- реле сигнала торможения
- сирена (зуммер);
- 18, 19 — переключатели, сигнализирующие о потере давления в резервуарах пневматических тормозных цилиндров;
- сигнальный выключатель системы стояночного тормоза;
- реле выключателя системы стояночного тормоза;
- выключатель фонаря заднего хода
- фонарь заднего хода;
- Розетка для прицепа 24 В;
- Выключатель сигнализации блокировки межосевого дифференциала;
- 27, 28 — сигнальные устройства;
- Выключатель индикатора засорения масляного фильтра;
I. для выключателя приборов и стартера;
II. к индикатору температуры охлаждающей жидкости;
Эта система включает в себя следующие подсистемы:
- Система аварийного освещения;
- Индикаторы торможения (стоп-сигналы);
- Индикаторы направления
- Индикаторные лампы указателей поворота автомобиля и прицепа;
- Контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала,
- Стояночная тормозная система;
- Падение давления воздуха в контурах пневматического тормоза;
- Контрольные лампы в сборе,
Кроме того, в системе имеется ряд переключателей и реле.
Краткое объяснение принципиальной схемы. Номер 8 — это хорошо известная «аварийная остановка». То есть, этот переключатель активирует все сигналы поворота одновременно.
Сами указатели поворота в стандартном режиме включаются комбинированным переключателем света, обозначенным на схеме цифрой 5. Их прерывистая подсветка обеспечивается специальным реле (3).
Водитель следит за работой самих указателей поворота с помощью сигнальных ламп (26), причем машина и прицеп имеют разные сигнальные лампы.
Тормозной сигнал для остановки поступает от пневмоэлектрического датчика (13). Сигнал от него направляется через промежуточное реле (15) и затем на стоп-сигнал. Обратите внимание, что цепь останова подключена через амперметр и не подключена к муфте приборов и выключателю стартера. Это необходимо для того, чтобы стоп-сигналы включались даже при выключенном зажигании.
Следует знать, что стоп-сигнал загорается даже при включенном стояночном тормозе — ручном тормозе. Датчик под номером 20 на схеме отвечает за включение стоп-сигналов при нажатии на ручной тормоз. При нажатии стояночного тормоза тормозные огни загораются прерывисто. Это обеспечивается реле выключателя (21).
Система наружного и внутреннего освещения КамАЗ-43118
Помимо внешнего освещения, эта система также отвечает за освещение внутри салона. Он состоит из следующих устройств:
- фары;
- противотуманные фары;
- фары; противотуманные фары; фары;
- задние фонари;
- свет под капотом;
- перчаточный ящик и свет в спальном отделении;
- индикаторная лампочка;
- лампочка в кабине;
- переносная лампа.
Он имеет следующую схему:
- правая противотуманная фара
- левая противотуманная фара;
- правая фара
- лампа в перчаточном ящике;
- выключатель света;
- выключатель света для освещения вагона поезда;
- выключатель света для освещения вагона поезда;
- Реле двигателя отопителя;
- Левый фонарь кабины;
- Правый фонарь кабины;
- Левая фара;
- выключатель противотуманных фар;
- реле стоп-сигналов;
- переключатель электромагнитного клапана прицепа;
- задний правый фонарь
- задний левый фонарь
- правая передняя фара
- левая передняя фара
- выключатель света;
- 13.3722 (7.5A) предохранитель;
- Предохранитель PR 310 (10A);
- выключатель освещения приборов;
- подкапотное освещение;
- выключатель аварийного освещения;
- Розетка для переносной лампы;
- семиконтактный разъем;
- манометр давления масла;
- указатель уровня топлива;
- спидометр;
- тахометр;
- указатель температуры охлаждающей жидкости;
- амперметр
- манометр;
I. для выключателя приборов и стартера.
Все приборы, за исключением лампы освещения перчаточного ящика, подключены по однопроводной схеме. Что касается лампочки освещения перчаточного ящика, ее отрицательная клемма подключена к блоку предохранителей.
Что касается ближнего и дальнего света (номера 3,11), стояночных и противотуманных фар (1,2), то они включаются и выключаются комбинированным переключателем (19), подключенным через амперметр.
Термопредохранители PR310 используются для защиты ближнего света и противотуманных фар от короткого замыкания. Ходовые огни имеют свои собственные предохранители.
Цепи защиты и лампы освещения приборов также защищены от короткого замыкания термобиметаллическими предохранителями типа 13.3722.
Система контрольно-измерительных приборов
Как следует из названия, система КИП имеет ряд индикаторов, манометров и преобразователей. Индикаторы расположены на приборной панели, а датчики — в отдельных компонентах.
Электрическая схема системы выглядит следующим образом:
Цифры на диаграмме обозначают:
- индикатор уровня топлива;
- индикатор уровня топлива;
- fuse 13.3722 (7.5 A);
- индикатор температуры охлаждающей жидкости;
- индикатор перегрева охлаждающей жидкости;
- манометр давления масла;
- манометр давления масла;
- манометр давления масла;
- 11 — узлы индикаторных ламп;
- индикатор температуры охлаждающей жидкости;
- генератор переменного тока;
- тахометр;
- спидометр;
- датчик спидометра;
I. для приборной муфты и выключателя стартера
Электрическая схема отопительной системы, систем звуковой сигнализации и стеклоочистки
Эта система отвечает за работу системы отопления автомобиля, обычно называемой отопителем. Он также питает стеклоочистители и звуковой сигнал. Схема этой системы выглядит следующим образом:
- двигатель нагревателя;
- выключатель двигателя отопителя;
- стеклоочиститель;
- Реле двигателя отопителя;
- Предохранитель 13.3722 (7,5A);
- Предохранитель PR 310 (10A);
- Выключатель омывателя;
- Переключатель стеклоочистителя,
- Переключатель стеклоочистителя;
- Выключатель света, комбинированный выключатель света;
- сирена (зуммер);
- рог;
- передача акустических сигналов;
I. к клемме AM выключателя приборов и выключателя стартера;
II. к замыкающей клемме выключателя прибора и стартера;
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электропитания, светофоров, внешнего и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; отопления, стеклоочистителя и звуковой сигнализации, запуска двигателя.
Электрические схемы этих систем и их описания приведены ниже. На схемах номера проводов и их цвета указаны рядом с символом электрооборудования: B — белый; D — синий; G — желтый; 3 — зеленый; K — красный; BF — коричневый; O — оранжевый; P — розовый; S — серый; F — фиолетовый; B — черный.
Система электропитания (рис. 323) используется для подачи электроэнергии потребителям во время работы двигателя. Источниками питания являются две батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, соединенная параллельно с батареями. Отрицательная клемма батарей соединяется с шасси автомобиля через дистанционно управляемый заземлитель 7.
Схема включает реле 1, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора при работе EFU. Кроме того, когда ключевой выключатель 13 находится в положении работы приборов и стартера, ток на кнопку 8 дистанционного главного выключателя не подается, что предотвращает случайное отключение источника питания от земли при работающем двигателе (аккумуляторная батарея может быть отключена только при отключении генератора от электрической системы путем установки ключевого выключателя и стартера в нейтральное положение).
Система светофоров (рис. 324) используется для предупреждения водителей других транспортных средств о необходимости поворота или торможения, а также для сигнализации о состоянии узлов транспортного средства, влияющих на безопасность движения.
Светофоры включают в себя сигнальные лампы аварийной сигнализации, сигнальные лампы тормозной системы, индикаторы и указатели поворота автомобиля и прицепа, сигнальные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, потери давления воздуха в контурах пневматического тормоза, объединенные в блоки сигнальных ламп, а также соответствующие переключатели, тумблеры и реле.
Переключатель 8 сигнальных огней опасности обеспечивает одновременное включение всех указателей поворота в прерывистом режиме. Загорается сигнальная лампа, встроенная в рукоятку выключателя; направленные лампы в корпусе сигнальной лампы могут не загораться. Указатели поворота активируются комбинированным переключателем 5, когда переключатель приборов и стартер находятся в рабочем положении. Контактно-транзисторное реле-переключатель 3 обеспечивает прерывистую работу указателей поворота автомобиля и прицепа; работа указателей поворота отображается лампами (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке контрольных ламп 26.
Сигнал торможения в задних фонарях активируется при срабатывании тормозной системы автомобиля. Это приводит к замыканию контактов пневмоэлектрического преобразователя сигнала торможения 13, включению промежуточного реле сигнала торможения 15 и загоранию сигнальных ламп заднего фонаря. Цепи сигналов торможения подключаются к источнику питания через амперметр, минуя выключатель комбинации приборов и выключатель стартера.
Сигнал торможения также активируется при включении стояночной тормозной системы. Это приводит к замыканию контактов датчика 20, установленного в цепи III привода воздушного тормоза, и загоранию сигнальной лампы. В цепи питания сигнальной лампы системы стояночного тормоза установлено переключающее реле 21, которое вызывает прерывистое свечение лампы. В то же время цепи ламп задних стоп-сигналов замыкаются через промежуточное реле. Система внешнего и внутреннего освещения (рис. 325) предназначена для обеспечения безопасности автомобиля и освещения рабочей зоны водителя. Система наружного и внутреннего освещения включает в себя фары, противотуманные фары, фары головного света, задние фонари, фонарь под кабиной, освещение багажника и перчаточного ящика, розетки освещения приборов, освещение кабины и переносную лампу.
Все приемники подключены к источнику питания по однопроводной схеме, за исключением лампы перчаточного ящика 4, отрицательная клемма которой подключена к панели предохранителей. Включение ламп ближнего и дальнего света 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.
Цепи ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохранителями PR310 на панели предохранителей. Цепь фары дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепи освещения маркера и подсветки приборов защищены автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система приборов (рис. 326) предназначена для контроля работы узлов и отдельных агрегатов автомобиля, а также для определения скорости движения. Приборы состоят из индикаторов и указателей скорости.
Измерительные устройства состоят из манометров и датчиков. Все индикаторы установлены на приборной панели в кабине водителя, датчики расположены на шасси и блоках двигателя.
Электрическое соединение приборов осуществляется по однопроводной схеме. Отрицательная клемма приборной панели соединена с заземлением шасси, а датчики подключены параллельно через выключатели приборов и стартера.
Рис. 323 . Электрическая схема энергосистемы: 1 — реле отключения возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — аккумулятор; 7 — выключатель заземления; 8 — дистанционный главный выключатель аккумулятора; 9 — реле двигателя отопителя; 10 — амперметр; 11 — предохранители 13. 3722 (7,5 A); 12 — предохранитель PR310 (10 A); 13 — выключатель приборов и стартера; I — терморегулятор EFU
Рис. 324 Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 — левая и правая фары; 3 — реле указателей и аварийной сигнализации; 4 — предохранитель PR 119 (6 A); 5 — выключатель комбинированного света; 6 — предохранитель 13. 3722 (7,5 А); 7 — предохранитель ПР 310 (10 А); 8 — выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 — правый и левый указатели поворота; 11, 12 — задний левый и правый; 13 — выключатель сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 — реле сигнала торможения; 16 — звуковой сигнал (зуммер); 17, 18, 19 — выключатели сигнализации падения давления в воздушных резервуарах тормозных механизмов; 20 — выключатель сигнала стояночной тормозной системы 21 — выключатель стояночной тормозной системы; 22 — выключатель фонаря заднего хода; 23 — фонарь заднего хода; 24 — розетка 24В для прицепа; 25 — выключатель сигнала блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 — сигналы; 27 — выключатель сигнала засорения масляного фильтра; I — выключатель приборов и стартера; II — указатель температуры охлаждающей жидкости; III — указатель тахометра; IV — указатель спидометра
Рис. 325 Электрическая схема установки наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — правая и левая противотуманные фары; 3, 11 — правая и левая фары; 4 — ящик приборной панели; 5 — выключатель приборной панели; 6 — фары автомобиля; 7 — выключатель фар автомобиля; 8 — реле мотора отопителя; 9, 10 — освещение кабины слева и справа; 12 — выключатель противотуманных фар; 13 — реле стоп-сигналов; 14 — выключатель соленоида прицепа; 15, 16 — задние фонари справа и слева; 17, 18 — фары справа и слева; 19 — выключатель света; 20 — предохранитель 13. 3722 (7,5 A); 21 — предохранитель PR 310 (10 A); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — фонарь под капотом; 24 — выключатель аварийного освещения; 25 — гнездо для переносного светильника; 26 — семиполюсная розетка; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — указатель; I — для выключателя приборов и стартера.
Рис. 326 Электрическая схема системы КИПиА: 1 — указатель уровня топлива; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — предохранитель 13.3722 (7,5 A); 4 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 5 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — указатель давления масла; 8 — указатель давления масла; 9, 11 — блоки контрольных ламп; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 — генератор; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — датчик спидометра; I — к выключателю приборов и выключателю стартера.
Система отопления предназначена для поддержания оптимального температурного режима в салоне при понижении температуры окружающей среды. Электродвигатели 1 (рис. 327) заставляют воздух проходить через отопитель кабины. При установке электродвигателей необходимо обращать внимание на направление вращения их валов. В системе используется реверсивный электродвигатель ME 250. При подключении положительного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вращение, а отрицательного полюса — левое. Двигатели подключаются параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режимом осуществляется с помощью клавишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает в себя пневматические и электроакустические сигналы 12 (см. рис. 327), предназначенные для обеспечения безопасности движения, и звуковой сигнал 11 (зуммер), сигнализирующий об аварийном падении давления в пневматических тормозных контурах транспортного средства, предназначенный для внутренней сигнализации в кабине.
Звуковой пневматический сигнал активируется нажатием кнопки на правой стороне комбинированного выключателя освещения.
При давлении воздуха в пневматической системе 392,3. 686,5 кПа (4. 7 кгс/см2 ) звук должен быть чистым.
Электрические гудки 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и приводятся в действие перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; гудки 12 питаются от промежуточного реле
реле 13, установленное на нижней приборной панели.
Сигнал 11 установлен под приборной панелью и включен в цепь предупреждения о падении давления воздуха в тормозной системе. Этот сигнал подключается к земле автомобиля через сигнальные лампы и датчики падения давления воздуха и звучит одновременно с загоранием любой из четырех сигнальных ламп, указывающих на падение давления воздуха в одном из контуров.
Схема системы запуска двигателя показана на рисунке 100.
Схема электрооборудования автомобилей Модели 5320 и 55102 отличаются наличием на модели автомобиля дополнительного механизма подъема платформы электрооборудования. 55102:
— два электромагнитных клапана подъема и опускания;
— электромагнитный клапан распределителя гидравлической системы;
— электромагнитный клапан для отбора мощности;
— Выключатель коробки отбора мощности;
— распределительный переключатель гидравлической системы;
— переключатель механизма подъема платформы.
В отличие от автомобильных мод. 55102 в моде отсутствуют следующие компоненты. 55111 отсутствуют:
— Идентификационные лампы и их выключатель;
— электромагнитный клапан пневматического рожка;
— электромагнитный клапан распределителя гидравлической системы и его выключатель.
На тракторном агрегате мод. 53212, в отличие от автомод. 5320 установлены:
— плафон двухъярусного освещения (опционально);
— переключатель приборов и стартер с противоугонным устройством.
На тракторном агрегате мод. 5410 по сравнению с мод. 5320 имеет дополнительное освещение спального места и освещение седла.
Седельный тягач мод. 54112, в отличие от тягача мод. 5420, имеет дополнительный двухъярусный светильник. Модель 54112, в отличие от модели 5410, имеет выключатель на приборной панели и лампу стартера. Модель 5410 оснащена стартером и приборным выключателем с функцией защиты от угона.
Рис. 327 Электрическая схема системы обогрева ветрового стекла, звукового сигнала и стеклоочистителя: 1 — мотор отопителя; 2 — выключатель мотора отопителя; 3 — стеклоочиститель; 4 — реле мотора отопителя; 5 — предохранитель 13. 3722 (7,5 A); 6 — предохранитель PR 310 (10 A); 7 — выключатель очистителя ветрового стекла; 8 — очиститель ветрового стекла, 9 — выключатель стеклоочистителя; 10 — выключатель комбинированного света; 11 — зуммер (зуммер); 12 — звуковые сигналы; 13 — реле зуммера; I — к клемме AM выключателя приборов и стартера; II — к клемме KZ выключателя приборов и стартера; III — реле стоп-сигналов; IV — к блоку сигналов
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
Все схемы имеют одинаковый список компонентов, расположение компонентов на полупроводниковых схемах может немного отличаться (рис. 328-337).
КамАЗ 431185 евро 5: Схема электрическая принципиальная
Автомобили КАМАЗ оснащены электрооборудованием для нормальной работы узлов и агрегатов. Электросхема КАМАЗ 431185 используется для ремонта автомобиля. Для удобства производитель выполнил жгуты проводов в изоляции разного цвета.
Электрооборудование автомобиля состоит из нескольких подсистем.
Питание потребителей
Потребители питаются от двух батарей и генератора постоянного тока. Аккумуляторы и генератор подключены параллельно. Нейтральный провод от аккумулятора подключается к шасси автомобиля через переключатель заземления. Он управляется дистанционно и при необходимости отсоединяет клемму аккумулятора от шасси автомобиля.
Напряжение бортовой сети составляет 24 В. Для этого устанавливаются 2 аккумулятора 12 В, которые соединяются последовательно через перемычку. Аккумуляторы необходимы для питания приемников при выключенном двигателе внутреннего сгорания. Когда трансмиссия работает, приемники питаются от генератора постоянного тока.
Читайте также: Волга 105 без тормозов
ПРИМЕЧАНИЕ: Для предотвращения пожара в случае короткого замыкания жгут проводов оснащен блоком предохранителей.
Запуск двигателя
Запуск двигателя автомобиля КАМАЗ осуществляется с помощью электрического стартера. Электрическая схема КамАЗ 43118 имеет стартер с дистанционным управлением. Он управляется поворотом ключа зажигания, расположенного на передней панели автомобиля.
Напряжение питания электрического стартера составляет 24 В. Стартер оснащен втягивающим реле, которое необходимо для приведения ведущей шестерни в контакт с маховиком двигателя и включения двигателя стартера. Когда система привода активирована, штифт втягивающего реле втягивается под действием питающей пружины.
Световая сигнализация модели 431185
Для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля и указания выполняемых маневров производитель оснастил модель светящейся сигнализацией. Предупреждающие сигналы включают:
- Индикаторы направления;
- Аварийное освещение;
- Стоп-сигналы транспортных средств;
- Индикатор привода заднего хода;
- Огни заднего хода автомобиля.
Мигание индикаторных лампочек питается от реле переключателя. Реле индикатора и реле аварийной световой сигнализации находятся в одном корпусе.
Сигналы поворота включаются с помощью комбинированного переключателя, расположенного на рулевой колонке автомобиля. Для предупредительных огней безопасности предусмотрен отдельный выключатель.
Стоп-сигналы включаются пневматическим выключателем. При нажатии на педаль тормоза давление сжатого воздуха воздействует на мембрану выключателя. Мембрана замыкает контакты выключателя для включения стоп-сигналов.
ВАЖНО: Из-за пневматического привода выключателя стоп-сигналы загораются как при нажатии рабочего тормоза, так и при нажатии стояночного тормоза.
Огни автопоезда используются для обозначения транспортного средства с прицепом на дорогах общего пользования. Огни включаются переключателем на передней панели автомобиля. Вы также можете прочитать о КАМАЗ 55111.
Внешнее и внутреннее освещение
Наружное освещение включает фары и габаритные огни. Наружное освещение управляется переключателем на рулевой колонке.
СОВЕТ: Наружное освещение включает в себя фару, пространство под КАМАЗ 43118 и лампу проверки двигателя.
Электрическая схема автомобиля КамАЗ 43118 включает в себя освещение салона в виде плафона, установленного в салоне, и освещение приборной панели. Есть возможность регулировки яркости подсветки.
Очистка стекла и автономный отопитель
Очистка ветрового стекла осуществляется стеклоочистителем с электроприводом.
Он имеет две скорости вращения ротора. Мотор стеклоочистителя управляется комбинированным переключателем. Система стеклоочистителя включает в себя электрический мотор омывателя.
Для поддержания необходимой температуры в салоне автомобиль КАМАЗ 431185 оснащен автономным отопителем. Циркуляция воздуха через радиатор осуществляется с помощью электрического вентилятора.
Из вышеизложенного следует, что цветная электрическая схема КамАЗ 43118 необходима для проведения технического обслуживания и ремонта электрооборудования. Жгут проводов автомобиля состоит из нескольких подсистем. Защита проводки осуществляется с помощью предохранителей.
Электросхема автомобиля КамАЗ
Эксплуатация автомобиля КАМАЗ в течение многих лет обеспечивается правильной работой электрооборудования. В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать различные неисправности. Они связаны с постепенным износом и выходом из строя компонентов. Ремонт электрооборудования КамАЗа производится в рамках технического обслуживания автомобиля.
Состав электрооборудования КамАЗ
Электрооборудование автомобиля состоит из следующих компонентов:
- Электромонтаж.
- Система светового и звукового оповещения.
- Внешнее и внутреннее техническое освещение.
- Контрольно-измерительное и регистрирующее оборудование.
- Система отопления.
- Пусковой комплекс.
Система электроснабжения
Система электроснабжения предназначена для работы внутренних и внешних компонентов автомобиля. Электроэнергия вырабатывается генераторной установкой. Стартер используется для запуска двигателя.
Потенциальная энергосистема КамАЗа включает в себя источники питания и автоматические выключатели различных типов.
Для хранения вырабатываемой энергии используются две литий-ионные батареи. Они соединены друг с другом через последовательный блок.
Генератор подключен к батареям по параллельной схеме. Минусовая клемма батарей подключается к шасси автомобиля через дистанционный переключатель заземления.
Электролюминесцентное устройство используется для быстрой активации стартера двигателя при низких температурах. При его активации цепь обмотки генератора прерывается автоматическим реле.
Когда переключатель приборов находится в положении ON, кнопка наземного управления отключена. Автоматическая блокировка предотвращает внезапное отключение электропитания при запуске трансмиссии.
Генератор отсоединяется от батарей с помощью кнопки выключателя. Для этого кнопку переключателя приборов необходимо установить в нейтральное положение. Работа всех процессов контролируется индикаторными лампочками.
Электросхема световой оповестительной сигнализации
Сигнальные огни используются для предупреждения других водителей о совершаемых маневрах. При повороте, обгоне и торможении используются различные световые сигналы. Источники света включают сигнальные лампы и светодиоды.
Система светофора включает в себя следующие компоненты
- сигнальные лампы аварийной сигнализации;
- сигнальные огни поворота автомобиля и прицепа;
- индикаторы тормозной системы;
- сеть наружного и внутреннего освещения;
- сигнализация о блокировке межосевого дифференциала.
Активация кнопки аварийного режима после запуска стартера приведет к включению передних и задних указателей поворота. В аварийном режиме индикаторы светятся в мигающем режиме.
Световые индикаторы и звуковая сигнализация
Мигающие сигнальные лампы активируются реле аварийного освещения. Функция реле дублируется сигнальной лампочкой на выключателе аварийной световой сигнализации.
Сигналы поворота включаются и выключаются комбинированным переключателем. Устройство работает, когда переключатель приборов находится в разблокированном положении. Работа всего механизма оценивается по показаниям соответствующих датчиков.
Стоп-сигнал включается, когда автомобиль замедляется и полностью останавливается. Сигнал торможения срабатывает при замыкании пневмоэлектрического датчика.
Промежуточное пусковое реле включает задние стоп-сигналы. Сигнал для включения сигнальной лампы подается амперметром. Работа амперметра не зависит от положения кнопки стартера и выключателя на приборной панели.
Звуковой сигнал предназначен для сигнализации нормальной работы. Информация передается с помощью пневматических и электрических звуковых сигналов.
Пневматический звуковой сигнал включается нажатием кнопки, расположенной справа от выключателя наружного освещения. Сирена включается и выключается с помощью соответствующей кнопки на поперечной раме под кабиной.
Электросхема блока освещения
Внутреннее и внешнее освещение предназначено для эксплуатации автомобиля в условиях плохой видимости и в темное время суток.
Система освещения на КАМАЗе включает в себя следующие компоненты:
- фары в кабине водителя;
- галогенные противотуманные фары;
- передние и задние лампы указателей поворота;
- лампа накаливания под капотом;
- лампочка освещения багажного отделения;
- лампочка освещения спального отделения;
- световая панель приборной панели;
- световые блоки в салоне водителя.
Подключение внутреннего и наружного освещения осуществляется по однопроводной схеме. Непрерывная работа электрической цепи обеспечивается предохранителями с плавкой вставкой типа ПРС-10.
Управление освещением осуществляется с помощью комбинированного выключателя, подключенного непосредственно через амперметр к источнику питания.
Контрольно-измерительная электрическая схема
Контрольно-измерительные приборы предназначены для регистрации рабочих параметров компонентов и узлов.
Все компоненты прибора соединены в однопроводную параллельную цепь. Электрическая цепь осуществляется через переключатель приборов и выключатель стартера. Для освещения и управления световыми индикаторами используются лампы накаливания и светодиоды различной мощности.
Электрическая схема отопительной системы
Отопление используется для обогрева кабины в холодное время года. Воздух нагревается с помощью радиатора. Горячий воздух подается реверсивным двигателем типа ME-250.
В зависимости от того, как подключены контакты, двигатель работает в двух режимах. При подключении к положительному полюсу источника питания вал двигателя вращается в правильном направлении. При подключении к отрицательному полюсу двигатель будет вращаться против часовой стрелки.
Управление отоплением осуществляется из кабины с помощью клавишного переключателя. Эффективная работа компонентов проверяется с помощью индикаторных лампочек.
Электрическая схема запуска двигателя
Система запуска предназначена для запуска двигателя и обеспечения стабильной работы двигателя.
Пусковая система состоит из следующих компонентов:
- стартер типа ST-142B;
- реле стартера;
- выключатель стартера и приборы;
- реле блокировки;
- резервный выключатель стартера;
- внешнее гнездо стартера.
Стартер СТ-142Б автомобиля КамАЗ
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока. Это устройство используется для преобразования электрической энергии от источника тока в механическую энергию для вращения коленчатого вала.
Прибор выполнен в герметичном корпусе и имеет последовательное возбуждение. Устройство оснащено электромагнитным реле. Электромагнитное реле позволяет шестерне стартера войти в зацепление с венцом маховика. Запуск и работа стартера обозначается мигающим индикатором.
Первым исполнительным механизмом электродвигателя является храповой механизм. Храповик имеет свободное вращение. Вторым приводом является масса двигателя.
Номинальное напряжение пускателя типа ST-1425 составляет 24 В. Номинальная мощность не превышает 7,7 кВт. Пусковой коэффициент двигателя имеет значение 11,3.
Генератор автомобиля КамАЗ
Генератор — это устройство, используемое для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала в электрическую энергию.
Генератор состоит из неподвижной части — статора — и вращающегося элемента — ротора. Статор состоит из набора металлических пластин с медными обмотками. Медные обмотки смещены относительно друг друга на 120°.
Ротор имеет форму гофрированного стального вала. Два магнитных сердечника напрессованы на вал. Между ними установлена медная обмотка возбуждения.
При включении питания в обмотках генератора создаются магнитные потоки. Каждый поток имеет противоположное направление. Пересечение противоположных токов приводит к возникновению электрического тока. Выработанная электроэнергия поступает к потребителям через щеточные провода.
Электрическая схема автомобиля КамАЗ является сложной. Он состоит из многочисленных реле, датчиков, переключателей и индикаторных лампочек. Знание основных принципов работы каждого компонента является обязанностью каждого водителя транспортного средства.