Любой приводной агрегат, включая двигатель внутреннего сгорания, прослужит дольше, если поддерживать оптимальные условия эксплуатации. Для его нормального функционирования, как в легковых, так и в грузовых автомобилях, необходимо следить за уровнем масла и своевременно его менять. Манометр давления масла КАМАЗ — это индикатор, с помощью которого контролируется уровень масла в двигателе. В работающих приводах имеется множество трущихся друг о друга деталей, и для предотвращения износа и отвода выделяемого тепла используется смазка.
Иногда на приборной панели загорается красный индикатор утечки масла. Это обычно указывает на то, что масло закончилось. Однако при осмотре выясняется, что вытекло не масло, а проблема с самим датчиком. В этой статье мы обсудим, почему он может выйти из строя, где его найти и как заменить.
Зачем нужен ДДМ
В двигателях внутреннего сгорания масляная система является обязательным элементом. Чтобы жидкость «работала», необходимо поддерживать ее уровень, давление и качество. Для контроля уровня используется щуп, для контроля качества — фильтрующий элемент, а для контроля давления — датчик.
Устройство и принцип работы датчика
Датчик давления масла КАМАЗ имеет простую конструкцию. Она состоит из:
- защитный кожух, препятствующий проникновению влаги;
- внешняя или внутренняя мембрана;
- механизм толкателя;
- контактной цепи.
Манометры давления масла бывают электронными и механическими. Электронный манометр обычно имеет серый или другой темный цвет, что затрудняет его немедленное обнаружение. Он работает за счет сильного давления смазки на мембрану, которая приходит в движение и толкает толкатель, соединенный с контактами питания. Если давление на мембрану недостаточно, толкатель остается на месте. Контакты замыкаются. Данный тип датчика устанавливается на КАМАЗ 740.31-240 (Евро 2).
Механический указатель давления масла КАМАЗ также встречается, но реже. Все больше и больше современных грузовиков оснащаются электронными индикаторами. Механические датчики давления более сложны. Они состоят из массивной медной или нихромовой катушки и бегунка. Катушка воздействует на заслонку, а заслонка передает показания давления на панель управления. Сигнал поступает в кабину по электрической цепи. Они используются на двигателях КАМАЗ 740.63-400 (стандарт Евро 3, Евро 4).
«Штатные манометры для КАМАЗа изготавливаются в соответствии с ГОСТ 3940-84. Технические характеристики:
- напряжение — 12 В;
- ток — 0,4 A;
- Соединение с реле PC509 или ZS503;
- минимальный уровень давления (холостой ход) — 0,7 атм;
- максимальное давление (на высоких оборотах) — 5-5,5 атм.
Грузовики КАМАЗ 5320 чаще всего оснащаются ММ370. Этот компонент встречается и в других грузовиках отечественного производства: КрАЗ, МАЗ. Это достаточно точный манометр, работающий по принципу механической силы, передаваемой через основные преобразователи. Эта сила действует на датчик системы индикации. В механических датчиках чувствительным элементом является мембрана, которая принимает на себя удар. И именно это давление изменяет значение манометра на приборной панели, которое видит водитель.
В электрических системах сигнал также передается через датчик. Однако у них другой способ обработки и передачи энергии, а вместе с ним и точность показаний. В настоящее время в Москве можно найти множество дисплейных систем, как отечественных, так и импортных.
Где расположен измеритель и как проверить его работоспособность
Независимо от типа измерительного устройства, место монтажа является стандартным. Манометр давления масла КАМАЗ установлен на самом двигателе, на кронштейне, рядом с элементом масляного фильтра.
Если во время движения на панели управления автомобиля загорается сигнальная лампа, указывающая на низкое давление масла, остановите двигатель и проверьте, все ли в порядке с датчиком. Алгоритм проверки:
- Визуально оцените состояние двигателя, т.е. цел ли картер, есть ли утечки масла или нет.
- Если картер деформирован, он негерметичен и должен быть загерметизирован с помощью герметика или аналогичного средства.
- Для проверки уровня смазки используйте специальный щуп. Предупреждающая лампочка обычно загорается при недостаточном количестве масла. Его доливают, запускают двигатель и проверяют лампу. Если он гаснет, проблема заключается в отсутствии масла.
- Иногда свет остается включенным. Затем снимается датчик давления масла КАМАЗ, а на его место подключается механический манометр. Двигатель запускается так, чтобы он работал на минимальных оборотах или на холостом ходу. Если манометр показывает более 0,5 кг на см, и этот показатель увеличивается с ростом скорости, это означает, что проблема в манометре, и его следует заменить. Зная, где находится манометр, его замена не должна быть слишком сложной.
Замена ДДМ
Даже неопытный механик сможет установить новый датчик давления масла, зная, где он находится. Последовательность:
- Выключите систему зажигания, откройте капот.
- Отсоедините шланг от датчика и снимите манометр с кронштейна. Для этого вам понадобятся молоток и отвертка.
- Обработайте получившееся гнездо силиконовым герметиком и замените старый датчик новым.
Затем шланг подсоединяется обратно к манометру. Также рекомендуется обработать его автомобильным герметиком. Затем подсоедините манометр с помощью шланга. Если КАМАЗ оснащен электронной системой, то манометр располагается поверх предыдущего модуля.
Для правильной работы привода КАМАЗа необходимо ежедневно проверять уровень масла, давление жидкости и качество топлива. Это простые процедуры, не требующие квалификации, поэтому с ними может справиться любой водитель. Если пренебречь этими проверками, это может привести к повреждению двигателя. А возможные неисправности легче предотвратить, чем устранить.
Заключение
Датчик сигнализации, установленный в большинстве автомобилей, срабатывает при критическом падении давления (падение до минимальной отметки). Механические «сигнализаторы» в этом отношении проще, поскольку легче контролировать давление во время работы двигателя. Для нормальной работы двигателя необходимо постоянно следить за уровнем и давлением масла в двигателе. Даже если смазочного масла в избытке, а давление низкое, это может привести к быстрому износу трансмиссии. Для предотвращения этого используйте рекомендованные моторные масла, следите за чистотой системы и проверяйте исправность датчиков и насоса.