Замена жидкости в тормозной системе автомобиля

Тормозная жидкость со временем стареет и собирает влагу из воздуха, что может привести к опасным последствиям. Поэтому регламентом технического обслуживания любого автомобиля предусмотрена её периодическая замена. Данная процедура не отличается особой сложностью и вполне доступна для самостоятельного выполнения. Потребуется лишь внимательность и точное соблюдение правил, как и при любом вмешательстве в систему тормозов.

Тормозной диск и тормозная жидкость

Особенности проведения работы в отдельных случаях

Сейчас эти случаи перестали быть исключением, поскольку все автомобили оснащены антиблокировочной системой тормозов ABS. В ней используются гидроклапаны, ограничивающие свободное протекание жидкости. Поэтому для правильной и максимально полной замены потребуется использование сканера с дилерской программой, которая обслуживает ход процедуры. По команде устройства происходит последовательное открытие и закрытие клапанов, запускается гидронасос, свежая жидкость проходит через гидроблок ABS, вытесняя изношенную. Без этого традиционные методы сработают лишь частично.

Сканеры в настоящее время вполне доступны, как и соответствующее программное обеспечение. Владелец автомобиля, выполняющий многие операции обслуживания самостоятельно, должен иметь этот прибор в арсенале и уметь им пользоваться. Ничего недоступного в этом нет, сканер не сложнее доступного всем смартфона.

Чаще всего операцию проводят методом последовательного вытеснения старой жидкости поступающей через бачок главного цилиндра новой. Полностью сливать всю жидкость, а потом заполнять систему, сражаясь с воздушными пробками, необходимости нет. Так поступают лишь при сложных ремонтах гидропривода тормозов с заменой отдельных элементов.

Регламент обновления тормозной жидкости

Точные сроки замены указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля. Несмотря на значительные различия в составах и живучести, а также конструкциях машин, они у всех примерно одинаковы. Считается, что замену надо производить примерно каждые два года эксплуатации. По пробегу вводится значение 60 тысяч километров, поскольку обычно это срок первого большого ТО.

Независимо от качественного состава, все продукты к этим срокам успевают набрать достаточно воды, что сильно понижает температуру кипения. Узлы тормозов, расположенные близко к парам трения дисков и колодок, нагреваются до очень больших температур. Если жидкость в гидравлике закипит, то она потеряет своё основное свойство несжимаемости, тормоза мгновенно откажут со всеми вытекающими последствиями.

образование воздушных пузырьков в тормозной жидкости

В особых случаях можно провести лабораторный анализ состава. При наличии определённого процента воды жидкость надо менять безусловно. Такое может произойти при тяжёлых условиях эксплуатации, когда тормоза постоянно подвергаются значительным перепадам температуры с интенсивной конденсацией влаги даже в небольших объёмах.

Помимо опасности закипания, повышается вероятность образования коррозии на внутренних поверхностях деталей тормозной системы. Этому способствуют и продукты высокотемпературного разложения входящих в состав жидкости химических веществ.

Выбор подходящего продукта для замены

Устаревшие жидкости типа DOT3 уже почти нигде не применяется. Основная масса автомобилей использует продукты по спецификации DOT4. Температура кипения здесь должна превосходить 230 градусов при нормальном давлении. По российскому стандарту РОСДОТ4 даже выше, там этот порог составляет 250 градусов. Всё, что нормировано данными стандартами, изготавливается на одной полиэтиленгликолевой основе и совместимо, то есть допускается смешивание. Это надо учитывать при замене.

Возможно, что спецификация автомобиля предусматривает использование жидкости DOT5.1. Это усовершенствованный продукт с повышенной температурой кипения и гораздо менее вязкий. Предназначен для эксплуатации в спортивных режимах, температура кипения выше 260 градусов. В России имеется стандарт РОСДОТ6, его можно рассматривать как промежуточный между DOT4 и DOT5.1. Иногда пишут DOT4+.

тормозная жидкость DOT

Сроки замены с одной стороны, за счёт более сложного присадочного пакета могут быть увеличены до 5 лет, но с другой, в автомобилях, рассчитанных на DOT5.1, это недопустимо по требованиям безопасности. Лучше наоборот, сократить срок до одного года.

Возможна путаница с составами типа DOT5. По логике их можно путать с DOT5.1. но на самом деле это совершенно иная жидкость, на другой основе и с другими свойствами. Этот силиконовый продукт ни с чем нельзя смешивать, применять строго по спецификации автомобиля. Срок службы у жидкостей типа DOT5 значительно выше, поскольку они менее гигроскопичны, медленно набирают воду и лучше защищают тормозные механизмы от коррозии. Заявляется межрегламентный период в 5 лет, на практике всё же желательно его несколько сократить.

Порядок проведения замены

Существуют определённые сомнения по поводу возможности замены простой прокачкой и доливом в машинах с ABS, то есть уже можно сказать, что на всех. Смуту вносят даже сами производители, высказывающиеся неопределённо по этому поводу в рекомендациях для своих дилерских центров. С одной стороны, как уже говорилось выше, необходима работа электроклапанами для полного вывода старой жидкостью. С другой – гидроблоки так организованы, что такой жидкости крайне мало и находится она практически в идеальных условиях, сильно замедляющих старение. А в промежутке между заменами старый и новый продукты смешиваются.

Всё же лучше, учитывая важность тормозов в скоростных автомобилях, делать всё, как положено, то есть по процедуре дилерского сканера или заменяющего его устройства связи с клапанами гидроблока. Хуже точно не будет, и не придётся разбираться в тонкостях конкретной реализации ABS в данной модели автомобиля. А сканеры не являются чем-то труднодостижимым.

Оба контура тормозной системы прокачиваются последовательно. Порядок работы по колёсам указывается в инструкции. В наиболее распространённом случае автомобиля с левым рулём и диагональной системой дублирования начинается прокачка с заднего правого колеса. Затем левое переднее, левое заднее и последним – правое переднее.

Работа производится на установленном на подъёмник автомобиле. На многих моделях снимать колёса не потребуется, это зависит от возможности доступа к клапанам прокачки.

  1. Прежде всего, надо иметь запас новой тормозной жидкости. Обычно для полной замены требуется не более литра, но рекомендуется располагать чуть большим количеством. Дело в том, что происходит процесс смешивания и промывки всех узлов и магистралей, расход будет чуть больше.
  2. Открывается капот, из бачка при помощи шприца откачивается содержимое. Заливается новое, крышка не надевается.

    откачивание тормозной жидкости из расширительного бачка

  3. На штуцер первого прокачиваемого колеса, он расположен на тормозном цилиндре и закрыт эластичным колпачком, надевается прозрачный гибкий пластиковый шланг подходящего диаметра и длины. Второй его конец опускается в прозрачную тару, куда будет сливаться старая жидкость.

    шланг для слива жидкости

  4. Дальнейшие действия зависят от выбранного способа замены. Их несколько, начиная от самотёка и заканчивая подачей давления в бачок от специального аппарата с возможностью пополнения бачка. Проще всего работать с помощником, который будет нажимать на тормозную педаль.
  5. Помощник делает несколько нажатий на педаль, резко нажимая и относительно плавно отпуская, после чего оставляет её в нижнем положении, продолжая оказывать давление. Достаточно двух-трёх нажатий. Под машиной ослабляется штуцер на резьбе, порция жидкости уходит в тару, педаль проваливается. Перед отпусканием педали штуцер заворачивается. Намного отпускать его не следует, поскольку при ослаблении плотности резьбы велик риск завоздушивания системы, процесс сильно затянется.

    прокачивание тормозной системы

  6. Процедура повторяется, пока не будет визуально отмечен выход из шланга свежей жидкости, которая заметно более светлая.
  7. Штуцер окончательно подтягивается, надевается защитный колпачок, можно переходить к следующему колесу.
  8. За уровнем жидкости в бачке производится непрерывный контроль, нельзя допускать полного опустошения, в систему проникнет воздух, удаление которого потребует бесполезного расхода жидкости.
  9. После окончания операции на всех четырёх колёсах проверяется жёсткость педали при нажатии, уровень в бачке доводится до номинального, там для этого есть соответствующая отметка. Не надо забывать установить на место пробку бачка.

Прокачка тормозов со сканером сильно зависит от конкретного автомобиля и программы. Обычно просто открываются все штуцеры, на каждый надевается шланг, запускается программа сканера, подключённого через диагностический разъём. Она будет включать насос блока ABS и самостоятельно прокачивать каждое колесо, после чего просить закрыть его штуцер. В остальном принцип замены жидкости не отличается.

При проведении работы следует обращать внимание на проявления возможных неисправностей тормозов. Проверке подлежат:

  • состояние тормозных колодок и дисков, толщина накладок, наличие трещин и отслоений, минимальная толщина диска указывается в техдокументации на автомобиль;
  • проявление скрипов в тормозных механизмах, при замене колодок это следует учесть и произвести смазывание направляющих суппорта, тыльной стороны колодок, возможно придётся установить ремкомплект при появлении  подклиниваний и неравномерного износа;
  • на тормозных шлангах возможно появление трещин или вздутий, такие детали надо немедленно заменить;
  • металлические трубки магистралей не должны иметь следов коррозии, под ними могут оказаться опасно тонкие стенки, давление в системе достигает 200 атмосфер;
  • все шланги и проводка датчиков ABS должны быть закреплены в штатных держателях, иначе они будут перетёрты при крайних ходах подвески и повороте управляемых колёс.

Если процедура совмещалась с заменой тормозных колодок, то надо помнить, что у них есть срок начальной приработки, в это время тормоза несколько потеряют свою привычную эффективность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector