Способы диагностики системы ABS

ABS, или антиблокировочная тормозная система, предназначена для предотвращения блокировки колес при экстренном торможении. Он состоит из электронного блока управления, гидравлического блока и датчиков вращения задних и передних колес. Основной функцией системы является поддержание управляемости автомобиля, обеспечение устойчивости и сокращение тормозного пути. Поэтому очень важно поддерживать эффективность всех его компонентов. Датчик ABS можно проверить самостоятельно. Для этого необходимо точно знать, какой тип датчика установлен в вашем автомобиле, признаки, указывающие на его неисправность, и методы проверки. Давайте рассмотрим все по очереди.

Типы датчиков АБС

В современных автомобилях наиболее распространены три типа датчиков ABS:

  1. пассивный тип — его основой является индукционная катушка;
  2. магниторезонанс — работает по принципу изменения сопротивления материалов под воздействием магнитного поля;
  3. активный — работает по принципу эффекта Холла.

Пассивные датчики начинают работать при начале движения и считывают информацию с зубчатого импульсного кольца. Металлический штекер, проходящий над устройством, вызывает генерацию импульса тока в устройстве, который передается в ЭБУ. Датчики активируются при скорости движения 5 км/ч и выше. Грязь не влияет на их работу.

Активные датчики состоят из электронных компонентов и постоянного магнита, размещенного на ступице. Когда магнит проходит мимо, в устройстве создается разность потенциалов, которая затем генерируется интегральной схемой в качестве управляющего сигнала. Затем эти данные считываются электронным блоком управления. Такие датчики ABS встречаются очень редко и не подлежат ремонту.

Пассивный тип датчиков АБС

Простая и надежная конструкция, с длительным сроком службы. Не требует дополнительного источника питания. Он состоит из индукционной катушки, внутри которой помещен магнит с металлическим сердечником.

При движении автомобиля металлические зубья ротора проходят через магнитное поле сердечника, изменяя его и создавая переменный ток в катушке. Чем больше скорость автомобиля, тем больше частота и амплитуда тока. ЭБУ использует полученные данные для отправки команд на электромагнитные клапаны. Преимуществами этого типа датчиков являются низкая стоимость и простота замены.

Недостатки пассивного датчика ABS:

  • относительно большой размер;
  • низкая точность данных;
  • не включается на скорости до 5 км/ч;
  • срабатывает при минимальной скорости вращения колеса.

Из-за постоянных неисправностей он редко устанавливается на современные автомобили.

Магниторезонансный датчик АБС

Его работа основана на способности изменять электрическое сопротивление ферромагнитного материала в результате воздействия постоянного магнитного поля. Часть датчика, отвечающая за контроль изменений, состоит из двух или четырех слоев железо-никелевых пластин с расположенными на них проводниками. В другую часть встроена интегральная схема, которая считывает изменения сопротивления и генерирует управляющий сигнал.

Ротор в этой конструкции выполнен из пластикового кольца с магнитными контурами и жестко закреплен на ступице колеса. При движении машины магнитные части ротора взаимодействуют с магнитным полем пластин сенсорного элемента, что фиксируется схемой. Генерируется импульсный сигнал, который передается на блок управления.

Магниторезонансный датчик ABS с высокой точностью определяет изменение вращения колеса и тем самым повышает безопасность движения автомобиля.

На основе эффекта Холла

В основе его работы лежит эффект Холла. На разных концах плоского проводника, помещенного в магнитное поле, создается поперечная разность потенциалов.

В этих датчиках проводником является квадратная металлическая пластина, помещенная в интегральную схему, которая содержит схему Холла и управляет электроникой. Датчик ABS расположен напротив импульсного ротора. Ротор может быть выполнен полностью из металла с зубцами или в виде пластикового кольца с магнитными секциями и жестко закреплен на ступице колеса.

При такой схеме разрывной сигнал генерируется непрерывно на определенной частоте. В неподвижном состоянии частота минимальна. Во время движения металлические штыри или магнитные секции проходят через магнитное поле и вызывают изменение тока в датчике, которое отслеживается и регистрируется схемой. На основе этих данных формируется сигнал, который передается в ЭБУ.

Датчики активируются сразу после начала движения, обладают высокой точностью и обеспечивают надежную работу.

Симптомы и причины неисправностей датчика ABS

Одним из первых признаков неисправности ABS является включение лампочки на приборной панели более чем на 6 секунд после включения зажигания. Или он включается после того, как автомобиль отъехал.

Причин неисправности может быть много, но перечислим наиболее распространенные из них:

  • Неисправная проводка на датчике или неисправный модуль контроллера. В таких случаях на приборной панели появляется ошибка, система отключается, и нет сигнала для изменения угловой скорости.
  • Неисправен датчик колеса. При включении система начинает самодиагностику, обнаруживает ошибку, но продолжает работу. Возможно, на контактах датчика произошло окисление, что привело к плохому сигналу, или датчик ABS имеет короткое замыкание или упал на землю.
  • Механическая неисправность одного или нескольких компонентов — подшипник ступицы, люфт ротора на датчике и т.д. В таких случаях система не включится.

Наиболее уязвимым компонентом всей системы является колесный датчик, расположенный вблизи вращающейся ступицы и полуоси. Грязь или люфт в подшипнике ступицы могут привести к полной блокировке АБС. На неисправность датчика указывают следующие симптомы

  • Код ошибки ABS появляется на бортовом компьютере;
  • нет характерной вибрации или звука при нажатии на педаль тормоза;
  • колеса блокируются при экстренном торможении;
  • сигнал стояночного тормоза появляется, когда стояночный тормоз выключен.

При появлении одного или нескольких из этих симптомов в первую очередь необходимо провести диагностику датчика частоты вращения колеса.

Как провести диагностику системы ABS

Для получения полной и достоверной информации о состоянии всей системы диагностика должна проводиться с использованием специализированного оборудования. Для этого производителем предусмотрен специальный разъем. После подключения включается зажигание и начинается проверка. Адаптер генерирует коды ошибок, каждый из которых указывает на отказ конкретного компонента или элемента системы.

Хорошей моделью такого устройства является Scan Tool Pro Black Edition от корейских производителей. 32-битный чип позволяет диагностировать не только двигатель, но и все узлы и агрегаты автомобиля. Стоимость такого устройства относительно невысока.

Диагностика также может проводиться в сервисных центрах и на станциях технического обслуживания. Однако даже в гаражных условиях, при наличии определенных знаний, выявление дефектов не составит труда. Вам понадобится следующий набор инструментов: паяльник, тестер, термоусадка и ремонтные разъемы.

Выполните тест в следующем порядке:

  1. поднимите проверяемое колесо;
  2. снимите блок управления и провода управления;
  3. подключите ремонтные разъемы к датчикам;
  4. сопротивление измеряется с помощью мультиметра.

Полностью обслуженный датчик ABS в состоянии покоя имеет сопротивление 1 кОм. Показания должны изменяться при вращении колеса; если это не так, датчик неисправен. Обратите внимание, что разные датчики имеют разные значения, поэтому обязательно ознакомьтесь с ними перед началом работы.

Проверка датчика ABS мультиметром

Помимо самого прибора, необходимо найти описание модели датчика. Дальнейшая работа проводится в следующем порядке:

  1. Машина паркуется на ровной, однородной поверхности, затем определяется ее положение.
  2. Колесо, в котором необходимо проверить датчик ABS, снимается.
  3. Отсоединяется штекер, разбираются контакты как датчика, так и самого штекера.
  4. Провода и их соединения проверяются на наличие потертостей и других признаков повреждения изоляции.
  5. Переключатель на мультиметре установлен в режим измерения сопротивления.
  6. Палочки тестера прикладываются к выходным контактам датчика, и снимается показание. В нормальных условиях на дисплее измерительного прибора должно отображаться число, указанное в паспорте датчика. Если эта информация недоступна, показания от 0,5 до 2 кОм следует считать нормальными.
  7. Затем, не снимая манометров, поверните колесо автомобиля. Если датчик исправен, сопротивление будет изменяться, и чем выше скорость, тем больше изменяется сопротивление.
  8. Мультиметр переключается в режим измерения напряжения и производится измерение.
  9. При скорости вращения колеса 1 оборот/сек. Показания должны быть в пределах от 0,25 до 0,5 вольт. Чем выше скорость, тем выше напряжение.
  10. Все датчики проверяются в том же порядке.

Кроме того, все жгуты проводов проверяются между собой, чтобы убедиться в отсутствии коротких замыканий.

Обратите внимание, что датчики задней и передней оси отличаются по конструкции и значениям.

Функциональность датчика определяется данными измерений:

  • ниже нормального значения — датчик не подходит;
  • очень низкое значение сопротивления или близко к нулю — катушка закорочена;
  • если жгут проводов согнут, значение сопротивления изменяется — провода повреждены;
  • значение сопротивления уходит в бесконечность — обрыв провода или обрыв провода в индукционной катушке.

Если во время диагностики значение сопротивления одного датчика ABS значительно отличается от других, этот датчик неисправен.

Прежде чем приступить к прокладке жгута проводов, выясните расположение контактов разъема блока управления. Затем откройте соединения датчиков и ЭБУ. Затем вы можете начать соединять провода в жгуте по одному в соответствии с распиновкой.

Проверка датчика ABS осциллографом

Для определения исправности датчиков ABS можно также использовать осциллограф. Однако стоит отметить, что вам потребуется определенный опыт в этой области. Если вы являетесь заядлым радиолюбителем, это не должно представлять особой проблемы, но для обычного человека это может оказаться сложной задачей. Главная из них — стоимость устройства.

Такое устройство больше подходит для специалистов и мастеров в сервисных центрах и на станциях технического обслуживания. Однако если у вас есть такое устройство, оно станет хорошим помощником и поможет выявить неисправности не только в системе ABS.

Осциллограф визуализирует электрический сигнал. Амплитуда и частота тока отображаются на специальном экране, что позволяет получить точную информацию о работе компонента.

Таким образом, проверка начинается так же, как и при использовании мультиметра. Только там, где подключен мультиметр, подключается осциллограф. Последовательность следующая:

  • подвешенное колесо вращается с частотой от 2 до 3 оборотов в секунду;
  • Колебания регистрируются на дисплее прибора.

После установления целостности одного колеса следует немедленно проверить противоположную сторону оси. Затем полученные результаты сравниваются и делаются выводы:

  • Если показания относительно одинаковы, то датчики пригодны для использования;
  • отсутствие явления всплеска при подаче меньшего синусоидального сигнала свидетельствует о нормальной работе датчика;
  • стабильная амплитуда с пиковыми значениями, не превышающими 0,5 В при вышеуказанных оборотах, указывает на целостность датчика.

Проверка без приборов

Датчики ABS также могут быть проверены с помощью магнитного поля. Берется любой черный предмет и прикладывается к корпусу датчика. Он должен быть притянут при включенном зажигании.

Следует также тщательно проверить сам датчик и место установки на предмет повреждений. Кабель не должен иметь потертостей, сколов, повреждений изоляции и т.д. Разъем датчика не должен иметь окисления.

Обратите внимание, что грязь и окисление могут искажать сигнал датчика.

Вывод

Для диагностики датчиков ABS не обязательно ехать в автосервис, вы можете сделать это самостоятельно, если у вас есть необходимые инструменты. Однако для того, чтобы получить полную картину, вам потребуется необходимый набор знаний и немного свободного времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector