Тормозная система ВАЗ 2110

Схема гидропривода тормозов

Тормозная система ВАЗ 2110

1 – тормозной механизм переднего колеса;
2 — трубка контура «передний левый-задний правый тормоз»;
3 — главный цилиндр гидропривода тормозов;
4 — контур трубопровода «передний правый-задний левый тормоз»;
5 – бак главного цилиндра;
6 — вакуумный усилитель;
7 — тормозной механизм заднего колеса;
8 — упругий рычаг привода регулятора давления;
9 — регулятор давления;
10 – рычаг привода регулятора давления;
11 – педаль тормоза;
А – гибкий шланг переднего тормоза;
B — гибкий задний тормоз

Автомобиль имеет тормозную систему, работающую с диагональным разделением цепей, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.

При выходе из строя одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий достаточно эффективную остановку автомобиля.

Гидравлический привод включает вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления в задних тормозах.

Стояночная тормозная система приводится в действие тормозами задних колес.

Вакуумный усилитель

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — корпус вакуумного усилителя;
2 – чаша корпуса усилителя;
3 — штоки;
4 — регулировочный болт;
5 — уплотнение штока;
6 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра;
7 — диафрагменная возвратная пружина;
8 — гнездо усилителя;
9 – фланец крепления наконечника;
10 — клапан;
11 — наконечник шланга;
12 — диафрагма;
13 — крышка корпуса усилителя;
14 — уплотнительная коробка;
15 — поршень;
16 — защитный кожух гидроблока;
17 — воздушный фильтр;
18 — толкатель;
19 — возвратная пружина толкателя;
20 — пружина клапана;
21 — клапан;
22 — втулка гидроблока;
23 — приклад бронирования;
24 — гидроблок;
А — вакуумная камера;
Б — атмосферная камера;
С, Д — каналы

Резиновая диафрагма 12 вместе с гидроблоком 24 делит полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную Б. Камера А соединена с впускным патрубком двигателя через наконечник обратного клапана 11 и шланг.

Корпус клапана 24 изготовлен из пластика. На выходе из крышки она уплотнена защитной гофрированной крышкой 16. В гидроблоке размещены шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, амортизатор 23 штока, поршень 15 корпус клапана, узел клапана 21, толкатель и возвратные пружины клапана 19 и 20, воздухоочиститель 17, толкатель 18.

При нажатии на педаль толкатель 18, поршень 15 и вслед за ними клапан 21 перемещаются до упора в седло гидроблока. В этом случае камеры A и B являются отдельными. При дальнейшем движении поршня его седло отдаляется от клапана, и через образовавшийся зазор камера Б соединяется с атмосферой. Воздух, попадая через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и каналом D, создает давление на диафрагму 12. За счет разности давлений в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3 поршня, который воздействует на поршень главного цилиндра.

При отпускании педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

Привод регулятора давления

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — регулятор давления;
2, 16 — болты крепления регулятора давления;
3 — плечо рычага привода регулятора давления;
4 — штифт;
5 — рычаг привода регулятора давления;
6 — ось рычага привода регулятора давления;
7 – пружина рычага;
8 — опора кузова;
9 — кронштейн крепления регулятора давления;
10 — упругий рычаг привода регулятора давления;
11 — скат;
12 – опора для серег;
13 — шайба;
14 — стопорное кольцо;
15 — штифт опорный;
А, В, С — отверстия

Регулятор давления

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — корпус регулятора давления;
2 — поршень;
3 — защитный колпак;
4, 8 — стопорные кольца;
5 — поршневая втулка;
6 — пружина поршня;
7 — крышка корпуса;
9, 22 — шайбы опорные;
10 — уплотнительные кольца толкателя;
11 — опорная пластина;
12 — пружина втулки толкателя;
13 — уплотнительное кольцо седла клапана;
14 — седло клапана;
15 — уплотнительная прокладка;
16 — пробка;
17 — пружина клапана;
18 — клапан;
19 — упорная втулка;
20 — толкатель;
21 — уплотнение головки поршня;
23 — уплотнение штока поршня;
24 — гнездо;
А, Д — камеры, соединенные с главным цилиндром;
Б, С — камеры, соединенные с рабочими цилиндрами задних тормозов;
К, М, Н — зазоры

Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и по нему тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор давления 1 (рис. Привод регулятора давления) крепится к опоре 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно удерживает вилочную опору 3 рычага 5 привода регулятора давления. К цапфе этого кронштейна шкворнем 4 шарнирно прикреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо соединено с упругим рычагом 10, другой конец которого шарнирно соединен через серьгу 11 с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 может перемещаться относительно регулятора давления благодаря овальным отверстиям под крепежный болт. Это регулирует усилие, с которым рычаг 5 воздействует на регулирующий поршень (см раздел 6.4.2). Регулятор имеет четыре камеры: А и Г (рис. Регулятор давления) соединены с главным цилиндром, В — с левым и С — с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см рис. Регулятор давления) прижимается рычагом 5 (см рис. Привод регулятора давления) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см рис. Регулятор давления), который под действием этого усилия прижимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнением 21. Через эти промежутки проходят камеры А и D сообщаются с камерами B и C.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через пространства К и Н и камеры В и С поступает в рабочие цилиндры тормозных механизмов. С увеличением давления жидкости увеличивается усилие на поршень, стремящееся вытолкнуть его из корпуса. Когда сила напора жидкости превышает силу упругого рычага, поршень начинает выходить из корпуса, а затем толкатель 20 перемещается под действием пружин 12 и 17 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. В в этом случае пространство M увеличивается, а пространства H и K уменьшаются. Когда пространство Н полностью выбрано и клапан 18 изолирует камеру Д от камеры С, толкатель 20 вместе с находящимися в нем деталями перестает двигаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах Г, В и А увеличивается, поршень 2 продолжает выходить из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительные кольца 10 и тарелка 11 под нарастающим давлением в камере Б перемещаются в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. При уменьшении объема камеры С давление в ней, а значит, и при срабатывании тормоза возрастает и будет практически равно давлению в камере В. Когда пространство К станет равным нулю, давление в камере В, а значит, и в камере C, увеличится в меньшей степени, чем давление в камере A из-за дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнением 21. Связь между давлением в камерах Б и А определяется отношением разности площадей днища поршня и штока к площади днища. В этом случае зазор М начинает уменьшаться. При уменьшении объема камеры С давление в ней, а значит, и при срабатывании тормоза возрастает и будет практически равно давлению в камере В. Когда пространство К станет равным нулю, давление в камере В, а значит, и в камере C, увеличится в меньшей степени, чем давление в камере A из-за дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнением 21. Связь между давлением в камерах B и A определяется отношением разности площадей головки поршня и штока в область головки. В этом случае зазор М начинает уменьшаться.

С увеличением загрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см рис. Привод регулятора давления) нагружается больше и усилие рычага 5 на поршень увеличивается, т е момент контакта головки поршня с уплотнением 21 (см. Рис. Регулятор давления) достигается при более высоком давлении в главном тормозном цилиндре. Поэтому эффективность задних тормозов увеличивается с увеличением нагрузки.

При выходе из строя тормозной цепи «тормоз передний левый — задний правый» уплотнительные кольца 10 втулки 19 под давлением жидкости в камере Б переместятся на заглушку 16 до упора пластины 11 в седло 14 давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, включающей поршень 2 с уплотнением 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при выходе из строя указанной цепи аналогична работа в рабочей системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при работающей системе.

При выходе из строя тормозной цепи «правый передний тормоз — левый задний тормоз» толкатель давления тормозной жидкости 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 перемещается в сторону поршня, выталкивая его из корпуса. Пространство M увеличивается, а пространство H уменьшается. При касании клапана 18 седла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 сделано отверстие, оно закрыто пробкой 24. Вытекание жидкости под пробкой при сдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Главный цилиндр с бачком

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — корпус главного цилиндра;
2 — уплотнительное кольцо низкого давления;
3 — поршень привода контура «передний левый-задний правый тормоз»;
4 — распорное кольцо;
5 — кольцо уплотнительное высокого давления;
6 — прижимная пружина уплотнительного кольца;
7 — пружинная пластина;
8 — возвратная пружина поршня;
9 — шайба;
10 — стопорный винт;
11 — поршень привода контура «передний правый-задний левый тормоз»;
12 — соединительная втулка;
13 — бак;
14 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости;

Главный цилиндр с последовательными поршнями. К корпусу главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Все 5 уплотнительных колец высокого давления и кольца цилиндра заднего колеса взаимозаменяемы.

Тормозной механизм переднего колеса

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — тормозной диск;
2 — направляющие колодки;
3 — опора;
4 — тормозные колодки;
5 — цилиндр;
6 — поршень;
7 — индикатор износа колодок;
8 — уплотнительное кольцо;
9 — защитный кожух направляющего штифта;
10 — направляющий штифт;
11 — защитный кожух

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой расстояния между колодками и диском, с плавающим суппортом и индикатором износа колодок. Кронштейн состоит из суппорта 3 и колесного цилиндра 5, стянутых болтами. Подвижная опора привинчена к пальцам 10, которые установлены в отверстиях направляющих 2 блоков. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющими колодками устанавливаются резиновые чехлы 9. Тормозные колодки 4 прижимаются к канавкам направляющей пружинами, внутри которых имеется индикатор 7 износа покрытия.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца сохраняется оптимальный зазор между колодками и диском.

Тормозной механизм заднего колеса

Тормозная система ВАЗ 2110
1 – гайка крепления ступицы;
2 — ступица колеса;
3 — нижняя стяжная пружина башмаков;
4 — тормозная колодка;
5 — направляющая пружина;
6 – рабочий цилиндр;
7 — верхняя стяжная пружина;
8 — расширительный стержень;
9 – палец рычага привода стояночного тормоза;
10 – рычаг включения стояночного тормоза;
11 – накладка тормозного механизма

Колесный цилиндр

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — затыльники приклада;
2 — защитный колпак;
3 — корпус цилиндра;
4 — поршень;
5 — уплотнитель;
6 — опорная пластина;
7 — пружина;
8 — сухарики;
9 — упорное кольцо;
10 — стопорный винт;
11 — крепление;
А — канавка в упорном кольце

Тормозной механизм заднего колеса (рис. Тормозной механизм заднего колеса) барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора находится в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9 (рис. Колесный цилиндр), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25–1,65 мм.

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне пружинной муфты 3 и 7 (см. Тормозной механизм заднего колеса) тормозных колодок.

Когда из-за износа накладок полностью выбирается зазор от 1,25 до 1,65 мм, буртик упорного винта 10 (см рис. Колесный цилиндр) прижимается к буртику кольца 9, в результате чего упорное кольцо смещается вслед за поршнем на величину износа. При прекращении торможения поршни смещаются усилием стяжных пружин до упора щелей в бурт упорного кольца. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между башмаками и барабаном.

Привод стояночной тормозной системы

Тормозная система ВАЗ 2110

Механическая стояночная тормозная система воздействует на тормоза задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2, регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см рис. Тормозной механизм заднего колеса) ручного привода колодок и распорной штанги 8.

Тормозная система ВАЗ 2110
1 — защитный колпачок;
2 – корпус датчика;
3 – основание датчика;
4 — уплотнительное кольцо;
5 — прижимное кольцо;
6 — прожектор;
7 — толкатель;
8 — втулка;
9 — поплавок;
10 — неподвижные контакты;
11 — мобильный контакт

Механический датчик аварийного уровня тормозной жидкости. Корпус датчика 2 с прокладкой 4 и основание 3 с отражателем 6 прижимаются прижимным кольцом 5 к передней грани горловины бака.

Через отверстие в основании проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 посредством втулки 8. На толкателе имеется подвижный контакт 11, а на корпусе датчика неподвижные контакты 10. Полость контакта уплотнена защитный колпачок 1 контакт попадает на неподвижные контакты и замыкает цепь сигнальной лампы на панели приборов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector