Система распределения тормозных усилий EBD — описание и принцип работы

Для борьбы с динамическим перераспределением веса автомобиля по осям ранее использовались примитивные гидравлические устройства, регулирующие усилие тормозов на одной или двух осях в зависимости от загрузки подвесок. С появлением быстродействующих многоканальных систем ABS и соответствующего оборудования необходимость в этом отпала. Составная часть антиблокировочной системы тормозов, отвечающая за регулирование давления при смещении центра тяжести вдоль оси автомобиля, получила название EBD — Electronic Brake Distribution, то есть буквально, электронное распределение тормозного усилия.

система EBD

В чём состоит роль EBD в автомобиле

На распределение сцепного веса по осям автомобиля влияют два фактора – статический и динамический. Первый определяется загрузкой автомобиля, невозможно разместить заправку, пассажиров и груз таким образом, чтобы их центр масс совпадал с таковым у пустого автомобиля. А в динамике к вектору силы тяжести добавляется вектор отрицательного ускорения во время торможения, направленный перпендикулярно к гравитационному. Результирующий сдвинет проекцию на дорогу вдоль траектории. Передние колёса дополнительно нагрузятся, а с задних будет снята часть сцепного веса.

Если в системе тормозов будет проигнорировано это явление, то при равенстве давлений в тормозных цилиндрах передней и задней осей задние колёса могут заблокироваться значительно раньше передних. Это приведёт к ряду неприятных и опасных явлений:

  • после перехода в скольжение задней оси автомобиль потеряет устойчивость, стойкость колёс к боковому смещению относительно продольного обнулится, малейшие воздействия, которые всегда существуют, приведут к боковому уводу оси, то есть заносу;
  • суммарное тормозное усилие снизится за счёт уменьшения коэффициента трения задних колёс;
  • увеличится скорость износа задних шин;
  • водитель будет вынужден ослабить усилие на педали, чтобы избежать перехода в неуправляемое скольжение, тем самым сняв давление и с передних тормозных механизмов, что ещё больше снизит эффективность торможения;
  • автомобиль потеряет курсовую устойчивость, могут возникнуть резонансные явления, которые очень трудно парировать даже опытному водителю.
принцип работы EBD

Применяемые ранее регуляторы частично компенсировали этот эффект, но делали это неточно и ненадёжно. Появление системы ABS на первый взгляд исключает проблему, но реально её действия оказывается недостаточно. Дело в том, что антиблокировочная система параллельно решает многие другие задачи, например, отслеживает неоднородность дорожного покрытия под каждым колесом или перераспределение веса за счёт центробежных сил в поворотах. Комплексная работа с добавлением ещё и перераспределения веса может наткнуться на ряд противоречий. Поэтому необходимо выделить борьбу с изменением сцепного веса на отдельную электронную систему, использующие те же датчики и исполнительные механизмы, что и ABS.

Тем не менее, конечным результатом работы обеих систем будет решение одних и тех же задач:

  • фиксация начала перехода в проскальзывание;
  • регулировка давления раздельно по колёсным тормозным механизмам;
  • сохранение стабильности движения и управляемости во всех условиях по траектории и состоянию дорожного покрытия;
  • максимально эффективное замедления.

Набор оборудования при этом не изменяется.

Состав узлов и элементов

Для работы EBD используются:

  • колёсные датчики частоты вращения;
  • гидроблок ABS, включающий систему впускных и разгрузочных клапанов, насос с гидроаккумулятором и стабилизирующие ресиверы;
  • электронный блок управления, часть программы которого содержит алгоритм работы EBD.
элементы EBD

Программа выделяет из общего потока данных те, которые непосредственно зависят от распределения веса, и работает именно с ними, разгружая виртуальный блок ABS.

Алгоритм действия

Система последовательно оценивает состояние автомобиля по данным ABS:

  • изучается разница в работе программы ABS для задней и передней осей;
  • принятые решения оформляются в виде исходных переменных для управления разгрузочными клапанами каналов ABS;
  • в переключении режимов снижения давления или удержания используются типовые алгоритмы предотвращения блокировки;
  • при необходимости скомпенсировать перенос веса на переднюю ось система может использовать давление гидронасоса для увеличения усилия в передних тормозных механизмах, чего чистая ABS не делает.
распределение тормозных сил посредством EBD

Такая параллельная работа двух систем позволяет точно реагировать на продольное замедление и перенос центра тяжести в результате загрузки автомобиля. В любой ситуации будет полностью использован сцепной потенциал всех четырёх колёс.

Единственным недостатком системы можно считать её работу с использованием тех же алгоритмов и оборудования, что и ABS, то есть некоторое несовершенство на существующем уровне развития. Имеются недоработки, связанные со сложностью и многообразием дорожных условий, в частности скользких покрытий, сыпучих и мягких грунтов, переломов профиля в сочетании с тяжёлыми дорожными условиями. Но с появлением новых версий эти вопросы постепенно решаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector