Помочь растерявшемуся или неопытному водителю в потенциально аварийной ситуации можно двумя способами. При недостаточно энергичном нажатии им на педаль автоматика сумеет максимально быстро поднять давление в магистралях и затормозить на грани срабатывания ABS, то есть с полым использованием всех возможностей. Но если человек вообще не успел отреагировать или не заметил опасность, автоматика способна остановить машину и без его участия. Обе эти системы созданы и серийно производятся.
Разные способы помощи при аварийном дотормаживании автомобиля
Увеличить давление в тормозных механизмах можно с использованием пневматических устройств, уже установленных на машину. Обычно это вакуумный усилитель тормозов. Достаточно заставить его работать с опережающим усилием.
Другой вид повышения интенсивности торможения связан с используемыми электронной системой стабилизации ESP узлами антиблокировочной системы тормозов ABS. Их тоже можно заставить сработать по максимуму при распознании аварийной ситуации.
Пневматический принцип
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) использует в работе разрежение во впускном коллекторе двигателя. Увеличить это разрежение невозможно поэтому для реализации скачка давления в аварийной ситуации в конструкцию ВУТ введены дополнительные узлы:
- датчик начала торможения;
- исполнительный электромагнитный соленоид;
- датчик перемещения мембраны со штоком.
По сигналам датчиков электронный блок фиксирует экстренный характер торможения и подаёт управляющий сигнал на электромагнит. ВУТ начинает работать с максимальной эффективностью, дожимая тормоз. Как и всегда, мировые производители автомобилей используют разные аббревиатуры для обозначения наличия в системе подобного устройства, это могут быть BA, AFU, EBA, BAS и другие.
Гидравлический бустер
Того же эффекта можно добиться средствами комплекса электронных помощников ESP, построенного на базе антиблокировочной системы тормозов. Данный принцип более совершенен, так как в распоряжении системы имеется больше датчиков, и она способна учитывать множество различных внешних факторов, не допуская критического роста тормозного усилия. Задачей является ускорение процесса торможения, а не блокировка тормозов со всеми вытекающими последствиями.
При срабатывании оценивается информация со всех доступных источников, как объективных, так и уже рассчитанных компьютером системы:
- скорость вращения колёс;
- давление в тормозных магистралях;
- скорость изменения давления;
- угловые и линейные ускорения автомобиля;
- углы поворота управляемых колёс;
- скорость вращения рулевого колеса;
- состояние дорожного покрытия;
- ситуация вокруг автомобиля.
Приняв решение, система активирует давление от гидравлического насоса с аккумулятором, создавая максимально возможное в данных условиях тормозное усилие. Одновременно контролируется реакция автомобиля на замедление для предотвращения срыва колёс в скольжения или потери стабильности на траектории. От водителя требуется лишь максимально быстро и сильно нажать на тормозную педаль. Усовершенствованные системы способны по сигналам радарных датчиков оценивать изменение расстояния до впереди идущего автомобиля.
Торможение в автономном режиме
Элементы автоматического управления автомобилем всё шире внедряются в серийную продукцию. В отношении помощи при экстренном торможении это выражается в создании систем, способных начать процесс замедления ещё до момента нажатия водителем тормозной педали. Так работают системы автоматического торможения типа City Safety, Pre-Safe Brake и многие другие, каждая фирма присваивает им своё торговое наименование.
В обычном режиме автомобиль движется по адаптивному круиз-контролю. Система анализирует данные следящего за впереди идущим автомобилем радара, регулируя скорость, в том числе и тормозами. Но при внезапном появлении препятствия или опасном сокращении дистанции включается режим экстренного торможения. При этом подключаются и прочие функции, такие как предотвращение потери стабильности, включение стоп-сигналов и аварийной сигнализации, подготовка к срабатыванию системы пассивной безопасности водителя и пассажиров.
При работе автоматики от водителя ничего не потребуется, поскольку он не в состоянии реагировать на изменение ситуации с той же скоростью, что и электроника. Но предупредительный сигнал о возможном столкновении ему подаётся в световом и звуковом виде. Дополнительным предупреждением станет автоматическое подтягивание ремней безопасности. Если он отреагирует раньше и с адекватным усилием, то система не включится, в противном случае она либо выполнит всё полностью автономно, либо поднимет тормозное усилие в режиме помощи при экстренном торможении.
Существуют аналогичные системы, работающие и при движении задним ходом в условиях стеснённой парковки. Аппаратура технического зрения лучше видит и оценивает обстановку, применяя торможение ещё до того, как проблему заметит водитель. Надобности в экстренном характере тут нет, поэтому всё сводится именно к автономному управлению тормозами в штатном режиме.
Системы автоматического торможения типа AEB пока ещё находятся на стадии дальнейшего совершенствования. Не так давно они научились распознавать не только крупные препятствия, но и отдельных пешеходов, хотя полностью доверяться им нельзя. Возможны как ошибки в распознавании, так и ложные срабатывания, которые не менее опасны. Но как дополнительная страховка от столкновений они актуальны и на данном этапе.