Принцип работы и проверка датчика износа тормозов

Датчик износа тормозных колодок далеко не новое изобретение, но в понимании многими водителями принципа работы и конструкции системы еще много неясностей, указывающих на необходимость замены фрикционных накладок. Рассмотрим не только как работает датчик износа тормозов, но и почему индикатор не гаснет после замены тормозных колодок.

Разновидности систем

Основные виды систем, предупреждающих о критическом уровне износа тормозов:

  • механический. На колодку крепится металлическая пластина, которая расположена таким образом, что при критическом уменьшении толщины колодки начинает касаться тормозного диска. Металлический скрип, возникающий в этом случае при торможении, будет признаком того, что тормозная система нуждается в обслуживании. Минус механических датчиков в том, что характерный визг может быть не только результатом критического износа, но и врожденной характеристикой некачественных колодок (сам фрикционный материал имеет свойство скрипеть при торможении). Кроме того, в результате попадания грязи и камней между парами трения могут появиться странные звуки, которые могут сбить с толку водителя. Проблема в том, что это повлияет на работу индикатора износа, если пластина каким-либо образом деформирована из-за неправильной установки или транспортировки. Бывает, что пластины просто отваливаются в процессе эксплуатации автомобиля;датчик износа
  • система с электронными датчиками. Преимущество такой конструкции в том, что сигнал об износе тормозных колодок подается водителю на приборную панель. Чтобы понять, в каких ситуациях загорается индикатор, рассмотрим устройство датчика износа и принцип работы системы оповещения.

Устройство и принцип работы

Способы крепления к тормозным колодкам:

  • контактная площадка монтируется между фрикционным слоем и металлическим основанием;Принцип работы и проверка датчика износа тормозов
  • наконечник индикатора вставляется в специальный паз фрикционной накладки (встречается, например, на моделях VW);
    Принцип работы и проверка датчика износа тормозов
  • он устанавливается в специальную прорезь в металлической основе (например, как во многих БМВ).Принцип работы и проверка датчика износа тормозов

Независимо от способа установки датчик сконструирован таким образом, что при истирании и утончении фрикционного слоя контактная перемычка трется о тормозной диск. Посадочное место рассчитано таким образом, чтобы момент затирания контакта совпадал с критическим износом фрикционных накладок.

Основную роль в работе системы играет наконечник датчика, который состоит из пластикового корпуса и контактного элемента (мягкого металлического сердечника или пластины). Корпус может полностью закрывать контакт, как в случае с датчиками VW, или служить скорее удерживающей скобой (это устройство используется на многих датчиках BMW, имеющих оголенную контактную пластину).

Принцип работы датчика износа тормозных колодок заключается в разрыве электрической цепи системы контроля толщины фрикционных накладок, что, собственно, и вызывает контактное трение о диск.

Принцип работы и проверка датчика износа тормозовПринципиальная схема включения индикации

В зависимости от конструкции автомобиля датчик износа тормозов может быть установлен только на одно из передних колес, на переднюю и заднюю оси или на все колеса одновременно. При наличии более одного датчика реализуется последовательное соединение.

Несмотря на то, что принцип работы и устройство датчиков на разных автомобилях крайне схожи, схема включения сигнальной лампы может иметь существенные отличия. Один из вариантов схемы, используемой Toyota.Принцип работы и проверка датчика износа тормозов

Когда цепь проводов внутри датчика не перетирается тормозным диском, ток течет по пути наименьшего сопротивления, поэтому на ток влияет резистор 180 Ом. При обрыве контакта датчика износа через резистор с номиналом 1200 Ом начинает протекать ток. Соответственно, блок управления регистрирует появление добавочного сопротивления в цепи (180+1200 Ом) и зажигает индикатор износа тормозных колодок на приборной панели.

Несмотря на схожий принцип работы, в Volkswagen Caravelle 2003 года используется несколько измененная схема управления.

Принцип работы и проверка датчика износа тормозов

Один из контактов датчика заземляется, через второй подается бортовое питание. Когда цепь не разорвана, ток течет через подтягивающий резистор к земле. В этом случае на выходе на блок управления (ЭБУ) будет 0 В. Как только в цепи появляется обрыв, на выходе на блок управления регистрируется +12 В, что вызывает срабатывание контрольной лампы на блоке управления панель включается.

Возможные неисправности

Как ни странно, у системы есть только одна вероятная причина неисправности: наличие обрыва цепи снаружи наконечников датчиков. Так как индикаторы установлены в непосредственной близости от фрикционных накладок, частые перепады температуры, воздействие реагентов, грязи, постоянная смена положения ступицы негативно сказываются на проводке и датчиках износа тормозных колодок. Чаще всего обрыв происходит в местах обрыва проводов.

Горит лампочка датчика износа

Многим водителям не нравится электронная система контроля износа колодок, так как лампа загорается тогда, когда, по их мнению, фрикционные колодки еще «ходят и ходят». В случае поломки многие вообще не считают нужным восстанавливать систему, поэтому просто вгрызаются в защитную изоляцию и соединяют провода скруткой.

Диагностика и ремонт

Так как принцип работы системы основан на протекании электрического тока в цепи, то для того, чтобы найти обрыв, нужно будет уметь пользоваться мультиметром и самим измерительным прибором.инструкция к мультиметру

Суть диагностики заключается в постоянном измерении напряжения на клеммах датчика (зажигание должно быть включено). Один из контактов мультиметра подключается к массе (любая металлическая часть кузова), а второй — к одному из контактов разъема индикатора износа тормозных колодок.

Начинать измерения необходимо с ближнего к блоку управления разъема (расположение можно найти на принципиальной схеме). При обрыве в месте излома гибкой части кабеля рекомендуется отдать предпочтение надежной оплётке и хорошей изоляции с использованием клеевых термоусадочных трубок и изоляционной паяльной ленты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector