Если из-под капота вашего автомобиля периодически доносится странный монотонный шум, это не обязательно свидетельствует о какой-то проблеме; может просто включается вентилятор радиатора. Друзья, в этой статье мы уделим ему внимание, ведь этот узел играет важную роль в процессе охлаждения двигателя автомобиля.
Вентилятор системы охлаждения: зачем и для чего?
Во-первых, давайте вспомним, для чего нужен этот вентилятор. Этот элемент является частью системы охлаждения двигателя автомобиля, принцип работы которой мы сейчас кратко рассмотрим.
Подавляющее большинство современных легковых автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения. Это означает, что охлаждающая жидкость в нем представляет собой специальную жидкость: дистиллированную воду или антифриз.
Источником тепла, как известно, является сам двигатель, который при работе довольно сильно нагревается. Чтобы избавить сердце автомобиля от такой напасти, необходимо его принудительно охладить.
Для этого в ключевых частях силового агрегата сделаны каналы, по которым течет та самая жидкость. Обладая отличной теплопроводностью, он отводит лишнее тепло и согревает сам себя. Понятно, что на ходу холодную воду в систему заливать никто не будет, поэтому перед тем, как она вернется в двигатель, ее температуру необходимо понизить.
Для этого в системе имеется насос, перекачивающий жидкость, расширительный бак, термостат, поддерживающий определенный уровень нагрева, необходимый для нормальной работы двигателя, радиатор — основной элемент для понижения температуры жидкости, и, собственно , , вентилятор радиатора.
У последнего есть функция повышения эффективности охлаждения: он увеличивает поток входящего воздуха, за счет чего жидкость, проходящая через радиатор, лучше охлаждается. Обычно вентилятор работает с перебоями — блок управления двигателем включает его только тогда, когда датчик температуры двигателя или охлаждающей жидкости указывает на перегрев, но бывают и исключения. Подробнее о них…
Разнообразие вентиляторов
Сам вентилятор охлаждения радиатора не оригинальный. Конструктивно он такой же, как бытовой вентилятор, спасающий вас и меня от жары: крыльчатка, нагнетающая воздух, и его привод. В автомобильном мире крыльчатка может вращаться по-разному. Есть такие способы:
- механик;
- электрический;
- гидравлический или гидромеханический.
Первый способ достаточно архаичен, его практически невозможно найти в современном легковом автомобиле, а вот в грузовиках и тягачах он все же вполне возможен. Главной особенностью механического привода является непосредственная связь с коленчатым валом двигателя, что предполагает, хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.
Еще один нюанс заключается в том, что вентилятор постоянно крутится при работающем двигателе. Это исключение, о котором мы упоминали ранее.
Самый обычный электровентилятор радиатора. В его основе обычный электродвигатель, питающийся от бортовой сети. Удобство такой схемы очевидно.
Во-первых, им легко управлять: электроника автоматически включает вентилятор при обнаружении превышения температуры. Как правило, это происходит при длительной остановке, когда нет потока воздуха в обратном направлении.
Во-вторых, дешевизна: электродвигатели не в дефиците, а всю конструкцию легко заменить.
Гидравлические варианты встречаются под капотами грузовиков и легковых автомобилей, но не так часто, как электрические. Такие вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как приводятся в движение коленчатым валом двигателя, но в их случае вращение передается через вискомуфты или гидромуфты, что позволяет поддерживать стабильные скорости вращения крыльчаток.