Система охлаждения двигателя КамАЗ

Система охлаждения двигателя КамАЗ жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на постоянное использование низкозамерзающих жидкостей.

Основными элементами системы охлаждения являются центробежный насос 8, радиатор, расширительный бак 20, термостаты, перепускная труба 7, пятилопастный осевой вентилятор 10 с кожухом, заслонками и гидромуфтой привода вентилятора, а также как трубы и каналы в блоке и головках цилиндров.

Система охлаждения двигателя КАМАЗ

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах от 80 до 98 °C. Допускается кратковременная работа двигателя при температуре до 105 °С.

Нагретая жидкость из головок блока цилиндров по водяным трубкам 4 и 6 поступает в корпус термостата, откуда, в зависимости от положения клапанов термостата, проходит через радиаторную или перепускную трубку и поступает в насос 8, откуда направляется к блоку цилиндров

Выключатель гидромуфты КАМАЗ

Выключатель гидромуфты золотникового типа установлен в передней части двигателя на патрубке, подающем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Переключатель состоит из термосилового датчика, являющегося чувствительным элементом переключателя, реагирующим на температуру охлаждающей жидкости, корпуса, крышки, золотника, шайбы, возвратной пружины, латунных прокладок, гайки крепления датчика, заглушки, заглушки крышки, рычага, фиксатора рычага, стопорная пружина, уплотнительные кольца.

При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей датчик термосилы, до 85-90°С шток датчика перемещает золотник 7, который открывает масляный канал в корпусе переключателя. Масло из главного маслопровода двигателя по каналам в корпусе переключателя, трубке 5 (см рис. 44), каналам в приводном валу, через отверстия в ведомом колесе поступает в рабочие полости колес. При этом происходит гидродинамическая передача крутящего момента на рабочее колесо вентилятора.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С золотник 7 под действием возвратной пружины 6 перекрывает масляный канал в корпусе 4, и подача масла к гидромуфте прекращается. При этом масло в гидромуфте через два отверстия в корпусе 3 (см рис. 44) сливается в картер двигателя, а вентилятор выключается.

Выключатель гидромуфты КАМАЗ

Водяной насос КАМАЗ

Водяной насос центробежного типа обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Ролик 10 вращается в подшипниках 5 и 6, установленных в корпусе насоса 1. Подшипники — закрытого типа, поэтому в процессе эксплуатации не нуждаются в смазке. На ролике установлены шкив 2 и поводок 8 с отверстиями для экстрактора. Для предотвращения попадания охлаждающей жидкости в полость подшипникового узла в корпусе насоса установлен сальник 9.

Водяной насос КАМАЗ

Вентилятор осевого типа, с пятью лопастями, установлен соосно с коленчатым валом двигателя на валу с приводом от гидромуфты. Он приводится в действие гидравлической муфтой.

Читайте также Ремонт устройства системы питания двигателя

Вентилятор вращается в кожухе, закрепленном на раме радиатора, что уменьшает подсос воздуха с боков лопастями и, таким образом, увеличивает скорость воздушного потока, подаваемого вентилятором.

Кулер для воды КАМАЗ

Водяной радиатор представляет собой трубчатую ленту («змейку»), трехрядную, с овальными трубками, расположенную перед двигателем. Состоит из верхнего и нижнего резервуаров, рамы и боковых стоек.

Верхний и нижний баки приварены к раме, состоящей из трех рядов труб. Промежутки между трубками заполнены гофрированной, изогнутой серпантином медной лентой и припаяны к трубкам. К верхнему и нижнему резервуарам приварены две боковые решетки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной они образуют каркас радиатора.

Входной патрубок приварен к верхнему латунному баку, а выходной патрубок приварен к нижнему.

Радиатор крепится к автомобилю в трех точках на резиновых подушках, степень сжатия которых ограничивается прокладками.

КАМАЗ вентилятор с гидравлическим приводом

Гидромуфта вентилятора предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, а также для гашения инерционных нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Передняя крышка 1 и кожух 2 соединены винтами и образуют полость, в которой установлена ​​гидромуфта.

Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 свинчены между собой и составляют передаточную часть гидромуфты, передающей крутящий момент от коленчатого вала через шлицевой вал на ведущий шкив привода генератора 11. Передняя часть гидромуфты вращается в шарикоподшипниках 7 и 19.

Ведущее колесо 9 в сборе с валом, на котором установлена ​​ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, передающей крутящий момент на вентилятор. Ведомая часть гидромуфты вращается в двух шарикоподшипниках 4 и 13.

Герметизация гидромуфты осуществляется с помощью резиновых манжет 17 и 20.

КАМАЗ вентилятор с гидравлическим приводом

1. Вентилятор может работать в одном из трех режимов:

Автоматический — вентилятор автоматически включается при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85-90°С, клапан включения гидромуфты ставится в положение В.

2. Вентилятор выключен: рычаг заглушки находится в положении 0. В этом случае крыльчатка вентилятора может иметь низкую скорость вращения.

3. Вентилятор всегда включен. Рычаг находится в положении P.

Жалюзи радиатора КАМАЗ

Жалюзи радиатора складываются и управляются из кабины водителя рукояткой, расположенной под панелью приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, потяните ручку на себя. Заслонки должны быть закрыты при прогреве двигателя, а также во время движения в случае падения температуры охлаждающей жидкости.

Читайте также Технические характеристики системы питания КамАЗ

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, всасываемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора узких горизонтальных пластин из оцинкованного железа, соединенных общей рамой и снабженных шарнирным устройством, обеспечивающим их одновременное вращение вокруг своих осей. Решетки крепятся к раме радиатора перед решеткой охлаждения.

Расширительный бачок КАМАЗ

Расширительный бачок КамАЗ 20 расположен с правой стороны двигателя по ходу автомобиля и соединен с корпусом термостата верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема теплоносителя при его расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень наполнения системы охлаждения и способствует удалению воздуха.

В горловине расширительного бака установлена ​​паровоздушная пробка с двумя вентилями: входным (воздух) и выходным (пар). Подпружиненный выпускной клапан обеспечивает избыточное давление в системе охлаждения до 0,65 кгс/см2. Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, предотвращает создание вакуума в системе при остывании двигателя.

Впускной клапан открывается и сообщает холодильную систему с атмосферой при разрежении 0,01-0,13 кгс/см2.

Охлаждающая жидкость заливается в систему охлаждения двигателя через горловину бачка.

Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется специальным клапаном контроля уровня.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на панели приборов. При повышении температуры в системе охлаждения выше 101 +- 3°С на манометре загорается контрольная лампа. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.

Расширительный бачок КАМАЗ

КАМАЗ термостаты

Термостаты с твердым заполнением и прямым ходом клапана предназначены для автоматического контроля теплового режима двигателя. Они размещены в отдельной коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

При прогреве холодного двигателя труба, соединяющая водяные полости блока с радиатором, закрывается 12 клапанами термостата, а перепускной канал к водяному насосу открывается клапанами 4. Охлаждающая жидкость циркулирует в обход радиатора, что ускоряет двигатель за счет прогрева. При достижении теплоносителем температуры 80 °С активная масса 3 (церезия), заключенная в цилиндре термостата 2, плавится и ее объем увеличивается. При этом цилиндр 2 начинает двигаться вправо, открывая клапан 12 и закрывая клапан 4. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. Полное открытие клапана 12 происходит при температуре охлаждающей жидкости 93 ± 2 °С, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружины 7 термостата принимают исходное положение.

КАМАЗ термостаты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector