Рекомендации по смешиванию антифризов

Необходимость пополнения уровня жидкости в системе охлаждения двигателя возникает довольно часто, и, как правило, у тех водителей, что следят за машиной и периодически заглядывают под капот, чтобы проверить уровень масла, тормозной жидкости и за одним посмотреть на расширительный бачок.

разновидность охлаждающих жидкостей

В автомагазинах предлагается большое разнообразие антифризов разных производителей, цветов и марок. Какой из них купить «на доливку», если нет информации о той субстанции, что заливалась в систему раньше? Можно ли смешивать антифризы? Постараемся подробно ответить на этот вопрос.

Что такое антифриз

Автомобильный антифриз — незамерзающая жидкость, циркулирующая в системе охлаждения и предохраняющая двигатель от перегрева.

Все антифризы представляют смесь гликолевых соединений с водой и присадками-ингибиторами, придающими антифризу антикоррозионные, противокавитационные и антипенные свойства. Иногда присадки содержат флуоресцентный компонент, облегчающий поиск утечек.

Большинство антифризов содержат от 35 до 50% воды и закипают при 1100С. При этом в системе охлаждения возникают паровые пробки, снижающие её эффективность и приводящие к перегреву мотора.

На прогретом работающем двигателе давление в исправной системе охлаждения значительно выше атмосферного, поэтому температура кипения повышается.

Производители автомобилей в разных странах разработали множество вариантов составов антифризов.

Современный рынок ориентируется на спецификацию фирмы Volkswagen. По спецификации VW антифризы разделяются на пять категорий — G11, G12, G12+, G12++, G13.

Такие обозначения утвердились на рынке и указываются в инструкциях к автомобилям.

Краткое описание классов охлаждающих жидкостей

Итак, описание ОЖ согласно спецификации VW:

  • G11. Охлаждающие жидкости, изготовленные по традиционной технологии из этиленгликоля и воды, с присадками из силикатов. Ядовиты. Окрашиваются в зеленый или синий цвет.
  • G12. Карбоксилатные ОЖ на основе этиленгликоля или моноэтиленгликоля с модифицирующими органическими присадками. Обладают улучшенными теплообменными качествами. Жидкость красного цвета. Ядовита.
  • G12+. Гибридные ОЖ с органическими (карбоксилатными) и неорганическими (силикатными, кислотными) присадками. Сочетают положительные качества обоих видов присадок. Ядовиты. Цвет — красный.
  • G12++. Гибридные ОЖ. Основа — этиленгликоль (моноэтиленгликоль) с органическими и минеральными присадками. Эффективно защищает компоненты системы охлаждения и блок цилиндров двигателя. Жидкость красного цвета. Ядовита.
  • G13. Новое поколение антифризов, называемых «лобридными». Смесь воды и безвредного пропиленгликоля, иногда с добавкой глицерина. Содержат комплекс карбоксилатных присадок. Экологически чисты. Цвет красный, красно-фиолетовый.
типы антифризов G11, G12, G13

Допускается ли смешивать охлаждающие жидкости разных цветов

Окраска антифриза не всегда позволяет отнести его к определенному классу. Основное назначение красителя — облегчить поиск утечек и определение уровня ОЖ в бачке. Яркие цвета также предупреждают об опасности «употребления внутрь». Большинство производителей руководствуются маркетинговыми стандартами, но ничто не мешает им окрасить ОЖ в произвольный цвет.

Определение класса ОЖ по цвету пробы, взятой из системы охлаждения, не совсем надёжно. После длительного применения охлаждающих жидкостей, их красители разлагаются и могут изменить цвет. Надёжнее ориентироваться на указания производителя или записи в сервисной книжке.

Добросовестный мастер, проводивший ТО с заменой антифриза, обязательно наклеит на бачок бумажку с указанием марки и класса залитой им жидкости.

Достаточно уверенно можно смешивать «синие» и «зелёные» жидкости класса G11, к которым относится и отечественный Тосол. Пропорции воды и этиленгликоля при этом изменятся, как и свойства самой ОЖ, но немедленного ухудшения работы системы охлаждения не последует.

совместимость антифризов

При смешивании классов G11 и G12 в результате взаимодействия присадок образуются кислоты и нерастворимые соединения, выпадающие в осадок. Кислоты агрессивны по отношению к резиновым и полимерным патрубкам, шлангам и уплотнениям, а шлам забьёт каналы в головке блока, радиатор печки и заполнит нижний бачок радиатора охлаждения двигателя. Циркуляция ОЖ будет нарушена со всеми тяжёлыми последствиями.

Стоит помнить, что охлаждающие жидкости класса G11, в том числе и родимый Тосол всех марок, разрабатывались для двигателей с чугунным блоком цилиндров, медными или латунными радиаторами. Современному двигателю, с радиаторами и блоком из алюминиевых сплавов, «зелёные» жидкости могут только навредить.

Компоненты антифриза склонны к естественному испарению и выкипанию при длительной работе двигателя с тяжёлыми нагрузками или на больших оборотах в долгих поездках. Образовавшийся при этом водяной и этиленгликолевый пар под давлением в системе уходит через «дыхательный» клапан в крышке расширительного бачка.

Если «доливка» необходима, лучше для этого использовать жидкость не только нужного класса, но и того же производителя.

В критических ситуациях, когда уровень ОЖ упал ниже допустимого, например, в длительном путешествии, можно воспользоваться «лайф-хаком» прежних поколений, и залить в систему чистую воду. Вода, с её высокой теплоёмкостью и малой вязкостью, была бы прекрасной охлаждающей жидкостью, если бы не вызывала коррозии металлов. Добавив воды, продолжайте движение, чаще обычного поглядывая на указатель температуры и избегая долгих морозных стоянок.

Заливая в систему охлаждения воду, или купленный в придорожном ларьке «красный» антифриз сомнительного происхождения, помните, что в конце путешествия придётся поменять охлаждающую жидкость, с обязательной промывкой системы охлаждения.

Совместимость антифризов

Возможность смешивания антифризов разных классов указана в таблице.

таблица совместимости антифризов

Классы G11 и G12 смешивать нельзя, в них применены конфликтующие пакеты присадок;Запомнить просто:

  • G13 и G12++, в составе которых присадки гибридного типа, совместимы с любыми другими классам.

После смешивания несовместимых жидкостей необходима промывка системы охлаждения и замена охлаждающей жидкости на рекомендованную.

Как проверить совместимость

Самостоятельная проверка антифризов на совместимость проста и не требует специальных методов.

Возьмите пробы — равного объёма — находящейся в системе жидкости и той, которую решили добавить. Смешайте в прозрачной посуде и понаблюдайте за раствором. Для верификации исследования, смесь можно подогреть до 80-90°С. Если через 5-10 минут первоначальный цвет начал меняться на бурый, понизилась прозрачность, появились пена или осадок, — результат отрицательный, жидкости несовместимы.

Смешивать и доливать антифризы необходимо руководствуясь указаниями инструкции-мануала, используя только рекомендованные классы и марки.

Ориентироваться только на окраску жидкостей не стоит. Известный концерн BASF, например, большинство своих продуктов выпускает жёлтого цвета, а окраска японских жидкостей обозначает их морозоустойчивость.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector