Охлаждающая жидкость и как ее заливать

Какое назначение охлаждающей жидкости для авто? Каковы характеристики антифриза и тосола? Когда и как правильно заливать ОЖ? Ответы на эти вопросы в нашей статье

Для чего нужна охлаждающая жидкость автомобилю?

Автомобильный двигатель – это тепловой двигатель, в котором сжигается топливо. Образующаяся тепловая энергия частично преобразуется в механическую работу – вращение коленчатого вала. Значительная часть тепла уходит в атмосферу с выхлопными газами, но часть энергии расходуется на преодоление силы трения и нагрев корпуса двигателя. Если не обеспечить отвод тепла, детали двигателя будут перегреваться и терять свои механические характеристики. Основное назначение жидкости в системе охлаждения — эффективный отвод тепла.

Назначение жидкости в системе охлаждения:

  • поддержание теплового режима работы установки;
  • охлаждение элементов трансмиссии летом (например, АКПП);
  • часть тепловой энергии используется зимой для обогрева помещений;
  • охлаждение воздуха в интеркулере (в автомобиле с турбокомпрессором);
  • защита алюминиевых частей рубашки охлаждения от коррозии и кавитации;
  • смазка движущихся частей центробежных насосов, используемых для циркуляции жидкостей.

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

На ранних этапах развития двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости для автомобилей использовалась обычная вода, которая нагревалась до точки кипения и таким образом поддерживалась температурный режим. В процессе эксплуатации постоянно приходилось доливать воду. Позже стали применять закрытые системы с радиаторами и заливкой дистиллированной водой, которая меньше образует солевых отложений на стенках механизма. Из-за высокой температуры замерзания воды появились охлаждающие жидкости на основе различных веществ.

В качестве теплоносителей используют водоэмульсионные смеси, полученные с добавлением:

  • глицерин;
  • метиловый или этиловый спирт;
  • этиленгликоль.

В настоящее время используются жидкости, состоящие из компонентов:

  • дистиллированная или деионизированная вода;
  • этиленгликоль (более дорогой пропиленгликоль используется реже);
  • комплекс антикоррозионных присадок.

Процентный состав антифриза

Виды охлаждающей жидкости

Хотя все антифризы основаны на смеси этиленгликоля и воды, жидкости делятся на несколько категорий. Критерием разделения является тип добавок.

На рынке представлены жидкости трех типов:

  1. На основе карбоксилата. Присадки основаны на солях карбоновых кислот. Наиболее распространенная категория антифриза, используемая автопроизводителями для первой заливки на заводе. Жидкости способны сохранять свои характеристики не менее 5 лет и выдерживать пробеги до 650 тыс км.
  2. На гибридной основе. В состав жидкостей, предназначенных для автомобилей европейских концернов, входят присадки на силикатной основе. Азиатские производители автомобилей вводят в состав вещества фосфатные присадки. За счет них срок службы жидкости сокращается и не превышает трех лет.
  3. На основе пропиленгликоля — лобридного типа. Некоторые производители автомобилей утверждают, что жидкости не меняют своих характеристик со временем и не нуждаются в замене. Примером такого антифриза является жидкость GM/Opel.
  4. Традиционные хладагенты на неорганической основе. В состав введен комплекс добавок на основе силикатов, а также солей кремния, бора, фосфора и ряда других материалов. Антифризная жидкость — классический пример неорганического антифриза.

Характеристика антифриза

Ключевыми характеристиками антифриза являются температуры кристаллизации и кипения. Значения температуры можно изменять в ограниченном диапазоне за счет увеличения или уменьшения процентного содержания воды и этиленгликоля. Введение этиленгликоля в состав воды приводит к снижению температурных коэффициентов расширения при замерзании. Основа, содержащая 60 % этиленгликоля, при затвердевании увеличивается в объеме на 1,5 %. Эта техническая характеристика особенно важна, так как от нее зависит целостность рубашки охлаждения и труб при застывании.

Таблица соотношения концентраций и температуры замерзания жидкости на основе многоатомных спиртов (этиленгликоль).

Содержание этиленгликоля, %Температура замерзания, ºСНижний допустимый порог применения, ºС
35-двадцать-пятнадцать
Четыре пять-тридцать-25
пятьдесят-36-31
55-42-37
60-пятьдесят-Четыре пять

Вопреки распространенному мнению, антифризы никогда не содержат отдельных присадок для обеспечения смазывающих свойств. Единственным компонентом, отвечающим за смазку, является этиленгликоль.

Характеристика антифриза по цветам

Примерный способ деления антифриза на группы – это цветовая методика:

  • красный антифриз с максимальным сроком годности (до пяти лет);
  • зеленый антифриз, сохраняющий свои характеристики до трех лет;
  • синий антифриз, рассчитанный на работу не более двух лет.

Цвет антифриза не является гарантией его характеристик, так как выпускаются жидкости типа антифриза, окрашенные в другие цвета, кроме синего. Кроме того, ключевые компоненты антифриза бесцветны. Красители вводятся для визуального контроля уровня жидкости в расширительном бачке и определения мест утечки из системы. Различные производители выпускают антифризы одного химического состава, но разного цвета по спецификации заказчика.

Примером такого антифриза является линейка Cool Stream Premium производства ОАО «Техинформ», которая выпускается в следующих цветах:

  • апельсин;
  • желтый;
  • розовый;
  • синий.

Характеристика антифриза по стандартам

Антифризы классифицируются в соответствии со спецификациями, изданными основными автомобильными компаниями. Одним из самых известных стандартов является спецификация Volkswagen (обозначается буквой G и двумя цифрами). В зависимости от марки в антифризе могут отсутствовать соединения на основе бора, а также регулируется количество силикатов.

Характеристики антифризов различных классов:

  1. Тип G11 – жидкость традиционного типа на основе неорганических соединений.
  2. Тип G12 содержит соединения карбоновой кислоты. Выпускаются антифризы улучшенного типа G12++ или гибридные G12+.
  3. Тип G13 на основе пропиленгликоля.

Характеристика тосола

В СССР была разработана жидкость типа антифриза для использования в системах охлаждения автомобилей ВАЗ, предполагавшая использование специальных охлаждающих жидкостей. Создание антифриза позволило осуществлять эксплуатацию автомобильного транспорта в течение всего года без традиционного слива воды зимой.

Антифриз содержит краситель, который используется для определения состояния вещества, а также для выявления утечек в системе охлаждения. Новая жидкость имеет ярко-синий оттенок. С возрастом цвет меняется на темно-зеленый, который переходит в желтый. При последующем использовании жидкость постепенно обесцвечивается. При потере цвета исходные параметры полностью теряются.

Антифриз рассчитан на длительную работу с нагревом до 95ºС. Перегрев жидкости при 105ºС вызывает изменение цвета на зеленый, а при 170ºС антифриз обесцвечивается в течение четырех часов.

Основные технические параметры антифриза:

  • температура застывания до минус 65ºС;
  • температура кипения не ниже 108ºС;
  • отсутствие пены при любой температуре;
  • не оказывает разрушающего действия на пластмассовые и полимерные детали;
  • химически стабилен при хранении;
  • низкий коэффициент вязкости, мало зависящий от температуры;
  • обладает высоким коэффициентом теплопроводности.

Для обозначения марок используются:

  • литерами А, М, К — автомобильный, модернизированный, концентрированный;
  • цифры 30, 40 и 65 – обозначают температуру кристаллизации;
  • дополнительные символы, введенные производителем.

В настоящее время производство оригинального антифриза прекращено. Обозначение «антифриз» используется как общее название силикатного антифриза, предназначенного для систем охлаждения старых автомобильных двигателей.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Неправильно разделять понятия тосол и тосол, так как антифриз – это любая жидкость, которая остается текучей при температуре ниже 0ºС. Производители во всем мире используют термин антифриз для обозначения автомобильных охлаждающих жидкостей, что буквально переводится как «незамерзающая охлаждающая жидкость». Затем каждый производитель добавляет свою торговую марку, например GlasELF, Prestone или GlycoShell.

По сути антифриз — это торговое название одной из разновидностей антифриза. Выше и ниже под понятием антифриз будет подразумеваться жидкость на основе карбоксилата.

В основе тосолов и тосолов лежат совершенно разные комплексы присадок. Благодаря этому они имеют разную температуру кипения и отличаются сроком годности. По этой причине категорически запрещается смешивать два разных хладагента. При переходе с одного типа на другой требуется полная промывка системы охлаждения от остатков старого антифриза.

Преимущества антифриза перед тосолом

Использование антифриза дает ряд преимуществ:

  1. Улучшенный отвод тепла достигается комплексом присадок. Входящие в состав комплекса антикоррозийные присадки останавливают коррозию, покрывая поврежденный участок пленкой.
  2. Более длительный срок службы без заметной потери производительности.
  3. Защита алюминиевых деталей при высоких температурах. Одно из ключевых преимуществ, так как современные двигатели имеют тонкостенные алюминиевые блоки и головки, а также интенсивную тепловую работу.
  4. Снижено кавитационное воздействие на рабочее колесо насоса. Снижение нагрузки достигается благодаря присадкам.
  5. Химически нейтральный антифризный состав, не образующий новых агрессивных соединений при контакте с материалами магистралей системы охлаждения. Это положительно сказывается на работе радиатора, так как каналы для прохождения жидкости имеют малое сечение и склонны к засорению.

Недостатком тосола является его высокая стоимость по сравнению с антифризом. Однако этот недостаток компенсируется увеличенным сроком хранения жидкости.

Способность эффективно охлаждать двигатель

При использовании неорганических жидкостей на поверхности системы охлаждения образуется равномерная защитная пленка толщиной до 0,5 мм. Эффективно защищает поверхность от коррозии, а также снижает теплообмен между деталями и веществом. При высоких температурах окружающей среды снижение тепловыделения может привести к локальному перегреву и повышенному износу двигателя.

Жидкости из группы карбоксилатов образуют пленку только на участках, поврежденных коррозией. При этом толщина защитного слоя составляет 0,0006 мм и он практически не влияет на теплообмен в этом месте.

Длительный срок эксплуатации

Соединения на силикатной и нитритной основе, применяемые в неорганических теплоносителях, не обладают длительной стабильностью и подвержены разложению при температуре выше 100ºС. Силикаты используются для защиты алюминиевых деталей от коррозии, а нитриты используются для снижения эффекта кавитации. Средний срок службы комплектующих не превышает 40 тысяч километров.

Жидкости на основе карбоксилатов сохраняют свои эксплуатационные характеристики в течение всего срока службы. Во многом это достигается за счет создания локальных точек защиты, что снижает расход присадок.

Эффективная защита алюминия в режиме высоких температур

Использование алюминия и сплавов на его основе в современных двигателях привело к повышению рабочих температур силовых агрегатов и необходимости ускоренного отвода тепла. Жидкости на основе карбоксилатов обеспечивают более высокую скорость рассеивания тепла, а также снижают риск коррозии поверхностей каналов.

Водяной насос

Поскольку рабочее колесо вращается в потоке жидкости, оно подвергается кавитационным нагрузкам. Зарядка вызвана вакуумом или разряженными пузырьками пара, которые образуются на поверхности вращающейся лопасти, а затем лопаются. Причиной появления пустот является локальное изменение давления в жидкости, возникающее при вращении ротора. Схлопывание пузырьков вызывает гидродинамические удары, которые приводят к эрозии поверхности.

Кавитации подвержено не только рабочее колесо насоса, но и втулки. Антифризы не устраняют полностью негативный эффект, но снижают вредное воздействие. Ресурс рабочих колес водяных насосов, работающих на жидком карбоксилате, на 50 % выше, чем при использовании вещества на другой основе.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Категорически запрещается смешивать жидкости на основе органических и неорганических соединений. При соединении происходят химические реакции, в результате которых образуются вещества, способные выпадать в плотный осадок. Он забивает узкие каналы в системе охлаждения и снижает интенсивность теплообмена. Каналы головки блока цилиндров особенно подвержены засорению. Уменьшение тепловыделения вызывает локальный перегрев и деформацию деталей. Перегрев цилиндров приводит к появлению колец в канавках.

Можно смешивать антифризы на основе карбоксилатов, за следующими исключениями:

  • жидкий стандарт G12 нельзя смешивать с антифризом типа G11;
  • антифриз G12 можно смешивать только с G12+;
  • жидкости типа G13, G12++ или G12+ полностью совместимы с G11.

Таблица совместимости антифризов

Производители антифризов разрешают смешивать готовую жидкость и дистиллированную воду. Необходимо помнить, что добавление воды меняет такое важное свойство антифриза, как температура замерзания. Неконтролируемое разбавление антифриза замерзнет при повышенных температурах и может привести к разрыву системы охлаждения. Перед наступлением холодов рекомендуется заменить разбавленный водой антифриз на новый.

Допустимые варианты смешивания хладагентов обсуждаются в ролике, снятом для канала AutoMUM Store».

Когда и почему нужна замена охлаждающей жидкости?

В процессе эксплуатации автомобиля антифриз проходит многократные циклы охлаждения и нагрева, постепенно теряя свои первоначальные характеристики. Производители автомобилей указывают периодичность замены жидкости в инструкции по эксплуатации. В зависимости от типа охлаждающей жидкости и конструктивных особенностей срок замены составляет от 75 до 240 тысяч километров пробега.

Бывают случаи, когда потребуется внеплановая замена антифриза:

  • помутнение жидкости или явное изменение цвета;
  • образование осадка или накипи на поверхности жидкости в расширительном бачке;
  • пенообразование при работе двигателя;
  • появление сгустков в жидкости или общее сгущение, не связанное с замерзанием;
  • уход с уровня жидкости в результате испарения;
  • добавление неподходящего типа антифриза.

Как правильно заливать охлаждающую жидкость в автомобиль?

Первым делом при замене жидкости необходимо определить ее тип. Описание параметров и характеристик антифриза имеется в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если концентрат куплен, его разбавляют дистиллированной водой в необходимой пропорции.

Общая последовательность замены:

  1. Ставим машину на ровную площадку, открываем расширительный бачок и пробки радиатора.
  2. Подставьте емкость под дренажные отверстия и откройте их.
  3. Подождите несколько минут для наиболее полного стекания старой жидкости.
  4. Если необходима промывка, залейте дистиллированной водой до отметки «максимум» на расширительном бачке. Сливные клапаны должны быть закрыты в первую очередь. Запустите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры и дайте поработать 10-15 минут на высоких оборотах (до 2-3 тысяч об/мин). При этом постоянно следить за температурой воды в системе, не допуская перегрева.
  5. Выключите двигатель и через 5-10 минут слейте воду в соответствии с процедурой, описанной выше. При обнаружении в воде посторонних примесей и грязи повторите промывку.
  6. Заливка новой жидкости производится через расширительный бачок или горловину радиатора. Куда доливать антифриз зависит от модели автомобиля. При заливке рекомендуется периодически подтягивать от руки шланги, выходящие из радиатора.
  7. Залив антифриз до отметки «максимум», запустите двигатель и прогрейте его до включения вентилятора радиатора. Циркуляция жидкости через систему охлаждения позволит удалить воздушные карманы. За счет этого уровень вещества в бачке снизится, его следует нормализовать.

В течение нескольких дней необходимо следить за уровнем жидкости и ее цветом. Это связано с тем, что на рынке распространено значительное количество контрафактной продукции и существует риск приобретения контрафактного антифриза.

Сколько стоят охлаждающие жидкости?

Стоимость антифриза бюджетной ценовой категории.

АнтифризЦена за 1 литр, руб
Зеленый или красный Старекс70
OJ-40 Север Антифриз70
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Антифриз среднего ценового диапазона.

АнтифризЦена за 1 литр, руб
Красный G-12+ Premium Sintec170
Красный G-12+ глисантин200
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Антифриз высокого ценового диапазона.

АнтифризЦена за 1 литр, руб
Антифриз Inugel Optimal Red Motul420
Оригинальный антифриз Honda или Volvo (или любые другие проблемы)550
Розовый Toyota Super Longlife1150
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector