Датчик температуры автомобиля Лада Гранта

Такая, казалось бы, незначительная деталь автомобиля, как датчик температуры Лада Гранта, является одним из самых важных приборов в автомобиле. Безопасная эксплуатация двигателя внутреннего сгорания (ДВС) зависит от его исправности. Своевременно выявленная причина резкого повышения температуры охлаждающей жидкости избавит владельца транспортного средства от неприятностей на дороге и крупных непредвиденных расходов.

Лада Гранда:

Лада Гранд

Почему происходит закипание охлаждающей жидкости

Иногда можно встретить машину, стоящую на обочине с поднятым капотом, из-под которого клубами выходит пар. Это результат выхода из строя датчика температуры Лада Гранта. Прибор выдавал электронному блоку управления (ЭБУ) неверную информацию, и система вентиляции не могла вовремя сработать, из-за чего антифриз закипал.

При неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) на Лада Гранта тосол может закипать по нескольким причинам:

  1. Ослабление ремня ГРМ.
  2. Выход из строя подшипника помпы.
  3. Неисправность термостата.
  4. Течь антифриза.

Ослабление ремня ГРМ

Натяжение ремня может ослабнуть из-за исчерпания ходового ресурса или низкого качества изготовления. Ремень начинает проскальзывать по зубьям шестерни привода насоса. Скорость движения антифриза в радиаторе падает, а температура резко повышается. Ремень подтягивается или заменяется новым изделием.

Ремень ГРМ:

Ремень ГРМ

Разрушение подшипника помпы

Следствием выхода из строя подшипников водяного (охлаждающей) помпы является то, что помпа начинает подклинивать. Антифриз перестает двигаться внутри большого контура системы охлаждения Гранта, и жидкость, быстро нагреваясь, достигает температуры кипения 100°С. Насос срочно разбирается и заменяется новым насосом.

Помпа:

Помпа

Выход из строя термостата

Со временем устройство может исчерпать свой ресурс, а при прогреве антифриза клапан перестает работать. В результате антифриз не может циркулировать по большому контуру и проходить через радиатор. Жидкость, оставшаяся в рубашке двигателя, быстро нагревается и закипает. Срочно требуется замена термостата.

Термостат:

Термостат

Утечка тосола

Это может произойти из-за негерметичности соединений патрубков системы охлаждения, повреждения радиатора, расширительного бачка и помпы. Низкий уровень антифриза можно увидеть по маркировке на расширительном бачке. Также это будет заметно по тому, как быстро движется стрелка или меняются значения температуры на интерфейсе панели приборов. Нужно долить жидкость до нужного уровня и ехать в гараж или на СТО.

Расширительный бак:

Расширительный бак

Назначение

Процесс воспламенения топливной смеси в цилиндрах ДВС сопровождается повышением температуры до 20000С. Если не поддерживать рабочую температуру, блок цилиндров со всеми деталями просто разрушится. Назначение системы охлаждения двигателя как раз и состоит в поддержании теплового режима двигателя на безопасном уровне.

Датчик температуры двигателя Гранта — это датчик, который сообщает ЭБУ, насколько горяча охлаждающая жидкость. Электронный блок, в свою очередь, анализируя данные со всех датчиков, в том числе и ДТОЖ, выводит все системы ДВС на оптимальный и сбалансированный режим работы.

ДТОЖ:

ДТОЖ

Устройство и принцип работы

Датчик температуры Гранта представляет собой термистор с переменным сопротивлением. Термопара, заключенная в бронзовый корпус с резьбовым наконечником, при нагреве снижает сопротивление электрической цепи. Это позволяет ЭБУ определять температуру охлаждающей жидкости.

Устройство ДТОЖ:

Устройство ДТОЖ

Если рассматривать датчик в разрезе, то можно увидеть два контактных лепестка, расположенных вверху и внизу термистора, изготовленного из специального сплава металлов, который меняет свое сопротивление в зависимости от степени нагрева. Замкните оба контакта. Один получает питание от бортовой сети. Ток, пройдя через резистор с измененной характеристикой, выходит через второй контакт и по проводу поступает в микропроцессор компьютера.

От ДТОЖ зависят следующие параметры двигателя внутреннего сгорания:

  • показания датчика температуры на панели приборов;
  • своевременный запуск вентилятора принудительного охлаждения двигателя внутреннего сгорания;
  • обогащение топливной смеси;
  • обороты двигателя на холостом ходу.

Признаки неисправности

Все возникающие негативные явления, как только ДТОЖ выходит из строя, можно описать так:

  • сильно увеличивается расход топлива;
  • затрудненный «холодный» запуск двигателя»;
  • при запуске глушитель «дышит»;
  • вентилятор радиатора работает постоянно;
  • вентилятор не включается при критическом уровне температуры охлаждающей жидкости.

Прежде чем браться за разборку счетчика, специалисты рекомендуют предварительно проверить надежность проводки и крепление разъемов.

Где находится

Найти датчик температуры совсем не сложно. Разработчики модели ВАЗ-1290 Лада Гранта 91 встроили датчик в корпус термостата. Это как раз то место в системе охлаждения, где можно установить максимальную степень нагрева антифриза. Если поднять капот, то почти сразу видно, где находится термостат. Он расположен с правой стороны головки блока цилиндров. Находим датчик в седле корпуса термоклапана.

Расположение ДТОЖ (видна желтая гайка):

Расположение ДТОЖ

Проверка исправности

Для проверки работоспособности драйвера необходимо его удалить (как это сделать см ниже) и подготовить следующее:

  • датчик очистить от пыли и грязи;
  • цифровой мультиметр;
  • термопара с датчиком или термометр;
  • открытая емкость для кипятка.

Мультиметр:

Мультиметр

Порядок проверки

Проверка ДТОЖ осуществляется следующим образом.

  1. Посуду с водой ставят на плиту и включают газовую конфорку или электрическую плиту.
  2. Мультиметр установлен в режим вольтметра. Щуп замыкает контакт с «0» счетчика. Второй датчик подключен к другому выходу датчика.
  3. Контроллер опускают в чашу так, чтобы в воде оставался только его кончик.
  4. В процессе нагрева воды фиксируются изменения температуры и значения сопротивления датчика.

Полученные данные сравниваются с показателями следующей таблицы:

Температура воды в баке, °ССопротивление датчика, кОм
09.4
105.7
двадцать3,5
тридцать2.2
351,8
401,5
пятьдесят0,97
600,67
700,47
800,33
900,24
сто0,17

Если показания отличаются от табличных данных, это означает, что датчик температуры охлаждающей жидкости подлежит замене, так как такие приборы ремонту не подлежат. Если показания правильные, нужно искать дальше причины неисправности.

Диагностика программой Opendiag mobile

Старый способ проверки счетчика сегодня уже можно считать «дедовским». Чтобы не тратить время на кипяток или тем более ехать на СТО для диагностики электрооборудования автомобиля Лада Гранта, достаточно иметь смартфон на базе Android с загруженной мобильной программой Opendiag и диагностикой ELM327 Bluetooth 1.5 адаптер.

Адаптер ELM327 Bluetooth 1.5:

ELM327 Адаптер Bluetooth 1.5

Диагностика проводится следующим образом.

  1. Переходник вставляется в диагностический разъем Лада Гранта и включается зажигание.
  2. В настройках телефона выберите режим Bluetooth. На дисплее должно появиться название адаптированного устройства — OBDII.
  3. Введите стандартный пароль — 1234.
  4. Выйдите из меню Bluetooth и войдите в мобильную программу Opendiag.
  5. После команды «Подключить» на экране появятся коды ошибок.
  6. Если на экране видны ошибки РО 116-118, то неисправен сам ДТОЖ.

Интерфейс мобильной программы Opendiag на Android:

Интерфейс мобильной программы Opendiag на Android

Замена

При наличии навыков обращения с простейшими инструментами заменить поврежденное устройство новым датчиком не составит труда. Перед началом работы необходимо убедиться, что двигатель холодный, автомобиль стоит на ровной площадке на ручнике и со снятой минусовой клеммой с аккумулятора. После этого действуйте следующим образом:

  1. С головки разъема ДТОЖ снимается контактная фишка с проводом.
  2. Слейте часть (около ½ литра) охлаждающей жидкости в подходящую емкость, отвернув болт в нижней части блока цилиндров.
  3. Рожковым ключом на «19» откручивается старый датчик.
  4. Установите новый датчик и вставьте контактную микросхему в разъем ДТОЖ.
  5. В расширительный бачок доливается антифриз до нужного уровня.
  6. Клемма возвращается на место в аккумуляторе.

При некоторой сноровке сливать охлаждающую жидкость не нужно. Если быстро сжать отверстие пальцем, а потом так же быстро вставить и провернуть новый драйвер на 1-2 оборота, то потеря антифриза составит несколько капель. Это избавит вас от «обременительной» операции по сливу и последующему добавлению антифриза.

Замена

Гарантией от проблем в будущем станет осторожность при выборе нового датчика температуры охлаждающей жидкости. Покупать устройства следует только у проверенных брендовых производителей. Если машине больше 2 лет или пробег уже 20 тыс км, то запасной ДТОЖ в багажнике Лада Гранта лишним не будет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector