Замена и регулировка переднего ступичного подшипника нива
Симптомы и последствия
Звук вышедшего из строя подшипника передней ступицы 2121 часто практически неотличим от дорожного шума, особенно зимой при езде по асфальту на шипованной резине. Однако по мере износа узла он начинает усиливаться и постоянно сопровождает водителя. Дополнительный звонок — подогрев руля в сторону центра без характерного запаха тормозных колодок.
При первых же подозрениях на конкретную неисправность нужно начинать ее искать, а затем менять деталь; в противном случае нарушается не только акустический комфорт, но и есть вероятность полного разрушения подшипника, появления износа ступицы с последующей ее заменой, а в самой запущенной ситуации — перекоса и подклинивания колеса, что они и допустят Вам легко «сделать уши», поставив короткую базу и уникальные настройки подвески Нивы 21213 и 21214.
Диагностика
При отсутствии специальной поддержки есть возможность выявить проблему. Для этого осторожно подвесьте подозреваемое неисправное колесо. А затем захватите крайние точки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и совершайте раскачивающиеся движения.
Ремонтопригодный подшипник не имеет или ничтожен зазор, в противном случае он требует замены. Кроме того, при повороте слышны звуки качения или скрипа. И что? Менять ступичный подшипник придется самостоятельно, ибо о регулировке речи не идет.
Замена
Для замены переднего ступичного подшипника в полевых условиях необходимо снять тормозные суппорты с передней оси. Потому что я должен:
- Повесьте и открутите колесо;
- Зубилом снимите колпак ступицы;
- С помощью пассатижей снимите шплинт, расположенный на нижнем валу прижимного рычага;
- Аккуратно снимите вал прижимного рычага с помощью металлического выколотки с последующим его снятием плоскогубцами;
- С помощью плоской отвертки, предварительно сняв прижимной рычаг и пружины, снимите тормозные суппорты с посадочного места и расположите их за поворотным кулаком так, чтобы они не мешали последующему (подвесному) процессу).
Снятие ступицы
Для этого разбирается конусная втулка.
Разблокировка гаек производится легким постукиванием по зубилу.
После этого ключом «на 19» габариты последовательно откручивают заднюю и переднюю защелки рычага до кулака,
не забыв избавиться от стопорной пластины.
Затем ключами «на 17» и «10», а также плоской отверткой от поворотного кулака снимаются шланги тормозного контура.
Заменив упор под рычаг снизу, двумя ключами на «13» откручиваем гайку, расположенную на болте крепления шаровой опоры к верхнему рычагу. Таким же образом открутите еще 2 гайки. И отведите узел в сторону.
Также провести разборку нижней шаровой опоры
Когда деталь освобождается от креплений, удерживая обеими руками поворотную рукоятку вместе со ступицей, тормозным диском, верхней и нижней шаровыми опорами, ее снимают.
При разъединении деталей может потребоваться зажать поворотный кулак тисками, после чего ступица снимается без дополнительных усилий.
Далее откручиваются болты, крепящие поворотный кулак к рычагу.
Тормозной диск ломается путем навинчивания гаек на шпильку с последующими сосредоточенными ударами по полученной конструкции.
Результат работы на этом этапе — диск тормозной системы и ступица отделились друг от друга.
Поддевают кольцо, защищающее от грязи, после чего ключом на «10» снимают кожух, защищающий поворотный кулак.
Замена ступичного подшипника
Поворотный кулак помещается в тиски, затем плоской отверткой снимается уплотнение (сальник).
Далее последовательно снимается кольцо с проставкой в составе внутреннего кольца. Компоненты подшипника извлекаются изнутри аналогичным образом.
Обратите внимание на внешнюю сторону подшипника и снимите оттуда наружную обойму с помощью выколотки. Те же манипуляции характерны для противоположного наружного кольца.
Разборка завершена. Дефектовка деталей проводится для того, чтобы в дальнейшем при необходимости самостоятельно заменить их на новые, очистить узлы от старой смазки и забить их новым составом. Рекомендуется использовать многоцелевую смазку для подшипников и шлицев Castrol LMX.
Сборка: в обратном порядке с использованием отрезков трубы, пригодных для запрессовки подшипников, уплотнений и т.п.
Регулировка
Восстановив конструкцию, пока суппорты с колодками не вернутся на место, на поворотный кулак ставят блокировку стрелочного индикатора. Индикатор располагают так, чтобы его ножка упиралась в регулировочную гайку.
Соорудив рычаг на болтах, механизм плавно вращается вокруг своей оси.
При превышении допустимого зазора 0,15 мм регулировочная гайка заменяется новой. Последовательно изменяя степень кручения, измеряют зазор в подшипниках. По окончании работы гайка законтрилась.
Есть ли альтернатива постоянному ремонту
Правда, ступичный подшипниковый узел нивы 4х4, будучи одним из самых сильно нагруженных на автомобиле, так и не научился быть надежным. В чем виноваты, бракованные комплектующие или конструкторские ошибки, выяснить непросто. Однако опыт владельцев подсказывает использование альтернативных вариантов, например, замена «стока» на двухрядные подшипники (ИВЕКО, Москвич и т.д.).
В отличие от стандарта:
- Устройство не требует регулировки или смазки; все настройки сделаны с завода.
- Нет возможности загрузки;
- Износ сиденья минимален;
- Он имеет увеличенный срок хранения.
Сложность реализации заключается в необходимости сверления ступицы под двухрядный подшипник, а также в относительно высокой стоимости комплектующих. Но, скорее всего, кратковременных попыток снова поменять ступичный подшипник больше не последует.