При работе двигателя внутреннего сгорания крайне важно поддерживать необходимый температурный режим. Перегрев любого компонента силового агрегата неизбежно приведет к его выходу из строя. Постоянное и эффективное охлаждение двигателя осуществляется жидкостной системой охлаждения, основным элементом которой является помпа или водяной насос.
- Назначение и устройство водяного насоса
- Замена водяного насоса
- Расположение водяного насоса на Volkswagen Passat B3
- Необходимые инструменты
- Детали и узлы, заменяемые вместе с насосом
- Порядок действий при замене водяного насоса
- Количество охлаждающей жидкости
- Замена термостата
- Замена шкива водяного насоса
- Замена фланца
Назначение и устройство водяного насоса
Важнейшим элементом системы жидкостного охлаждения (СЖО) современного автомобиля является водяной насос или помпа.
Основное назначение помпы — принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по каналам двигателя и трубкам ВДЖ.
Нагретая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя автомобиля, создавая в салоне комфортную температуру. При принудительной циркуляции температура теплоносителя снижается. Компоненты силового агрегата эффективно охлаждаются и не выходят из строя преждевременно.
Водяной насос имеет довольно простую конструкцию.
Он состоит из следующих элементов:
- рамки;
- неразборная крышка, в которой размещается насос;
- ось устройства;
- подшипник вала насоса;
- импульс;
- ящик для мусора;
- шкив трансмиссии.
Замена водяного насоса
В случае неисправности водяного насоса устанавливается новый насос или заменяется насос вместе с неразборной крышкой.
При ремонте можно заменить только помпу с крышкой
Как правило, приводной шкив выходит из строя значительно реже. Поэтому при замене насоса его обычно не меняют.
Шкив заменяется при поломке или износе
Расположение водяного насоса на Volkswagen Passat B3
В автомобиле Фольксваген Пассат Б3 помпа расположена в нижней левой части картера двигателя под генератором. Шкив вала насоса приводится в движение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Водяной насос расположен в нижней левой части картера двигателя под генератором
Необходимые инструменты
Для замены водяного насоса вам потребуется:
- лифт, беседка или эстакада;
- тиски для работы с металлом;
- газовая горелка;Устройство позволяет нагреть и открутить практически любой болт или гайку
- гаечный ключ;Динамометрический ключ позволяет затягивать гайки и болты с определенным усилием
- новый водяной насос или частичная крышка;Крышка водяного насоса заменена на новую
- шесть литров охлаждающей жидкости;
- ключи (открытые, коробчатые или головки) на 10, 3, 17 и 22;
- плоскогубцы;При замене водяного насоса потребуются пассатижи
- раздвижные плоскогубцы для надежного захвата при снятии оригинальных хомутов с обработанными пазами;Чтобы снять оригинальные хомуты, вам понадобится пара плоскогубцев
- отвертка;
- шестигранный ключ на 6;Для снятия шкива помпы понадобится шестигранный ключ
- емкость для слива охлаждающей жидкости;
- монтаж;При замене насоса потребуется установка
- наждачная бумага, напильник, нож;
- герметикГерметик предназначен для герметизации стыков деталей
Работа по замене водяного насоса займет два-три часа. Помощники не нужны.
Детали и узлы, заменяемые вместе с насосом
Обычно при замене водяного насоса меняют другие узлы и детали автомобиля. Дело в том, что ресурс многих элементов совпадает с ресурсом бомбы.
Специалисты рекомендуют заменять параллельно с помпой следующие элементы:
- подшипник в вентиляторе охлаждения;Подшипник охлаждающего вентилятора обычно заменяется вместе с насосом
- ролики натяжителя ремня кондиционера и других трансмиссий;При замене водяного насоса часто устанавливаются новые натяжные ролики
- поликлиновые ремни;Поликлиновой ремень тоже удобно менять вместе с помпой
- зубчатый ремень;Ресурс натяжных роликов и ремня ГРМ такой же, как и ресурс водяного насоса
- распределительный ролик;
- демпфер натяжения ремня;
- трубопроводы;
- термостат;Иногда термостат меняется вместе с водяной помпой
- зажимы;При установке нового блока рекомендуется использовать оригинальные хомуты
- шкивы трансмиссии;
- фланец охлаждающей жидкости двигателя.Изношенный и сломанный фланец системы охлаждения вызывает утечку охлаждающей жидкости
Порядок действий при замене водяного насоса
Процесс замены водяной помпы в Фольксваген Пассат Б3 с бензиновым двигателем 1,8 см3 выглядит следующим образом:
- Отрицательная (массовая) клемма отсоединена от аккумулятора).Перед заменой помпы минусовую клемму отключают от аккумулятора
- С расширительного бачка охлаждающей жидкости снимается крышка заливной горловины.Снимите крышку заливной горловины расширительного бачка
- При наличии защиты картера двигателя ее демонтируют.При замене водяного насоса необходимо снять защиту картера двигателя
- Охлаждающая жидкость сливается в заранее подготовленную емкость объемом 8-10 литров. Для этого нижний хомут патрубка радиатора, соединенный с помпой, ослабляется и аккуратно сдвигается в сторону. После снятия патрубка охлаждающая жидкость сливается. Будьте осторожны, чтобы не обжечься горячей охлаждающей жидкостью.После снятия нижней трубки охлаждающая жидкость сливается
- Верхний из трех патрубков, пригодных для помпы, снимается и охлаждающая жидкость сливается в заранее подготовленную емкость.Охлаждающая жидкость также сливается из верхней трубки
- С помощью специальных пассатижей с канавками на губах снимается родной буртик.
- Для удаления остатков охлаждающей жидкости из радиатора печки снимается одна из трубок радиатора и удлиняется шлангом подходящего диаметра.
- Через чистую тряпку, надетую на конец удлиненного шланга, шланг продувают воздухом. Давление в радиаторе увеличивается, и остатки охлаждающей жидкости удаляются.Шланг продувают воздухом через наложенную на его конец чистую тряпку
- Шкив снимается с насоса. Его заклинивает предмет, подложенный под ремень (отвертка или гаечный ключ). Затем с помощью шестигранного ключа откручиваются три болта крепления шкива привода генератора к водяному насосу. Если болты закоксованы, их необходимо предварительно обработать спецсредством WD-40.Шкив заклинен шпонкой под ремнем
- Иногда помпу снимают вместе со шкивом.
- После снятия крышки насоса рабочее колесо зажимается в тисках. При откручивании болтов шкива рекомендуется использовать WD-40. В противном случае крыльчатка может быть повреждена и непригодна для использования.
- С помощью шестигранного ключа, крепления и ключей на 13 и 22 снимается ремень и генератор.При замене насоса генератор разбирается
- Ослабляются стягивающие металлические хомуты и отсоединяются соответствующие патрубки насоса.
- Откручиваются четыре шпильки, фиксирующие помпу на картере, и один болт, расположенный в нижней части кожуха ремня ГРМ.
- Насос снят.Насос снят с картера
- Седло водяного насоса обрабатывается наждачной бумагой и напильником.
- На седло устанавливается новое резиновое уплотнительное кольцо с нанесенным ранее герметиком.Посадочное место водяного насоса необходимо обработать герметиком
- Насосный агрегат устанавливается на свое место. Крепежные болты заворачивают с усилием не более 20 Н/м.
- Все трубки в системе охлаждения двигателя подключены.
- В систему охлаждения заливается антифриз марки G11 или G12. Слитую охлаждающую жидкость можно использовать при разборке.
- Возможные утечки хладагента тщательно проверяются.
- В обратном порядке устанавливаются узлы и остальные детали и узлы (шкив насоса, генератор, клиноременная передача).
- Двигатель запускается и работает до достижения рабочей температуры. Вентилятор охлаждения, расположенный на радиаторе, должен работать.
- Дайте двигателю поработать несколько минут на средних оборотах. Это удаляет воздух из системы охлаждения. Дело в том, что радиатор печки отопления расположен чуть выше двигателя.
- По этой причине при смене охлаждающей жидкости образуются воздушные карманы. Специалисты рекомендуют делать эту процедуру с поднятой передней частью автомобиля (можно ехать в гору). В этом случае воздух в системе будет удаляться намного быстрее.
- Уровень охлаждающей жидкости еще раз проверяют и при необходимости доводят до рабочего уровня.
Если была куплена только помпа водяного охлаждения двигателя, а не вся помпа, то после разборки выполняется ряд дополнительных действий.
- Жидкостью WD-40 обрабатываются восемь болтов, которыми помпа крепится к корпусу.Корпус насоса стянут восемью болтами
- Болты откручиваются головкой на 10. Каждый болт рекомендуется предварительно ударить молотком для облегчения снятия.
- Удаляется старая прокладка между корпусом и насосом.
- Корпус зачищается наждачной бумагой и напильником.
- Устанавливается новый уплотнитель.При замене помпы меняется и уплотнительная прокладка
- Винты крепления крышки затягиваются с усилием 10 Н/м. Специалисты не рекомендуют увеличивать усилие.
- При обнаружении механических дефектов в корпусе насоса поверхность обрабатывается герметиком.
- В случае покупки качественного насоса, при использовании прорезиненной металлической прокладки и после тщательной обработки поверхности применение герметика не требуется. Если стык сделан из бумаги, герметик необходимо нанести на обе стороны стыка.
- Болты крепления насоса и его корпус обрабатываются смазкой (например, обычной смазкой). Это значительно облегчит процесс вывода из эксплуатации в будущем.
Процесс замены водяной помпы автомобилей Фольксваген Пассат Б3 с другими типами двигателей практически не отличается от описанного алгоритма.
Видео: замена помпы Volkswagen Passat B3
Количество охлаждающей жидкости
В системе охлаждения двигателя Фольксваген Пассат Б3 в зависимости от мощности циркулирует от 6,3 до 7 литров охлаждающей жидкости. Насос расположен в нижней части системы охлаждения. Поэтому при его замене охлаждающая жидкость практически полностью удаляется.
Однако часть охлаждающей жидкости остается в блоке цилиндров и отопителях салона. Следовательно, объем слитой охлаждающей жидкости при замене насоса охлаждающей жидкости будет составлять примерно от 5 до 5,5 литров. Очевидно, такое же количество антифриза следует залить в систему охлаждения после ремонта.
Видео: замена охлаждающей жидкости
Замена термостата
При замене термостата необходимо выполнить следующие действия.
- Два фиксирующих болта откручиваются.
- Специальный пластиковый фланец снимается.
- Старый термостат снят.Процесс замены термостата довольно прост
- Устанавливается новый термостат.
- Установлено специальное резиновое уплотнительное кольцо.
- Пластиковый фланец возвращается на место.Фланец удерживает термостат в корпусе
Видео: замена термостата
Замена шкива водяного насоса
Заменить шкив водяного насоса своими руками достаточно просто. Возможность ремонта шкива не предусмотрена, его сразу меняют на новый.
Шкив может выйти из строя в результате износа после длительной эксплуатации. Обычно производитель устанавливает складной шкив, который состоит из двух частей. При замене специалисты рекомендуют ставить неразборный шкив, который считается более надежным.
Для работы вам потребуются следующие инструменты:
- шестигранный ключ на 6;
- рожковые или накидные ключи на 13 и 17;
- отвертка;
- молоток;
- жидкость ВД-40.
Процесс замены шкива состоит из следующих этапов.
- Предварительно молотком аккуратно постучите по трем болтам крепления шкива.
- Резьбовое соединение обработано жидкостью WD-40.Водоотталкивающее средство WD-40 облегчает снятие резьбовых соединений
- Не ослабляя натяжения, приводной ремень подкручивается отверткой или гаечным ключом.
- Шестигранным ключом на 6 откручиваются три болта крепления.
- Ослаблен болт натяжителя ремня привода насоса гидроусилителя руля.
- Специальный болт ослабляет натяжение ремня генератора.
- Шкив заменяется новым и фиксируется болтами.Процесс замены шкива не очень сложен
- Ремни ГУР и генератора установлены и натянуты до рабочего уровня.
- Ремень помпы снабжён прокладками, а болты крепления шкива затянуты по мере необходимости.
Видео: неисправный шкив помпы
Замена фланца
Фланец изготовлен из пластика. Поэтому со временем и под воздействием температурных перепадов он выходит из строя. На корпусе фланца появляются трещины и расслоения, происходит небольшая течь охлаждающей жидкости. Если вовремя не заменить фланец, двигатель может перегреться от недостатка охлаждающей жидкости со всеми вытекающими последствиями.
Несмотря на невысокую стоимость, значение фланца для качественного охлаждения двигателя достаточно велико. Поэтому рекомендуется покупать только новые, качественные кабельные стяжки.
Фланец играет важную роль в качестве охлаждения двигателя
В продаже можно найти комплектные фланцы как с резиновой прокладкой в виде кольца, так и без нее. Рекомендуется приобрести следующие продукты:
- фланец датчика температуры ОЖ с обраткой (VAG №037121132E);
- фланец датчика температуры охлаждающей жидкости без обратки (VAG №037121132B);
- фланец отопителя правый (VAG №026121144E);
- уплотнительное кольцо (VAG №037121687).
Замену фланца легко выполнить своими руками. Вам понадобятся следующие инструменты:
- торцевой ключ на 10;
- раздвижные плоскогубцы для снятия оригинальных хомутов;
- отвертка;
- ключи на 6 и 8 (при использовании обычных хомутов на насадках);
- разбирательство;
- герметик;
- емкость под охлаждающую жидкость объемом не менее двух литров;
- резиновый шланг для слива охлаждающей жидкости из расширительного бачка.
Процесс замены фланца выглядит следующим образом:
- Открывается крышка расширительного бачка, и с помощью шланга сливается охлаждающая жидкость в заранее подготовленную емкость.
- Нижняя трубка отсоединяется от расширительного бачка и сливается охлаждающая жидкость.
- Шланги отсоединены.
- При необходимости отсоединяется электропроводка к датчику температуры (при замене переднего фланца).
- Остальные детали, препятствующие снятию фланца, удаляются (при замене правого фланца отопителя).
- Фланцевые болты ослаблены.
- Уздечка снимается.
- Старые шпильки сняты.
- Сиденье зачищается напильником и наждачной бумагой. Затем это место обезжиривается.
- Если старые болты вышли из строя, устанавливаются новые.
- На посадочную поверхность нового фланца наносится валик герметика.Новый фланец системы охлаждения устанавливается на герметик
- Новый фланец крепится к шпилькам.
- Гайки затягиваются с небольшим усилием.
- Если расширительный бак загрязнен, его промывают водой под давлением.
- Трубы устанавливаются на свои места.
- Через уплотнительное кольцо (передний фланец) установлен датчик температуры).
- Электропроводка подключена.
- Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок.
- Двигатель автомобиля запускается.
- Как и при замене насоса, проверяется герметичность соединений и устраняются воздушные пробки.
Видео: замена фланца
Своевременная замена водяного насоса обеспечит эффективное охлаждение двигателя и гарантирует увеличение срока его службы. Внимательно следуя приведенным выше рекомендациям, заменить насос самостоятельно не составит труда. В этом случае особое внимание следует уделить качеству новой купленной водяной помпы.