Исчерпывающее руководство в мир Карбюраторов серии К-151

Карбюратор К-151 завода «Пекар» (бывший Ленинградский карбюраторный завод) предназначен для установки на четырехцилиндровые автомобильные двигатели ЮМЗ и ЗМЗ, а также на УЗАМ.

Разные модификации карбюратора отличались набором жиклеров и, соответственно, буквенными обозначениями. В статье будет подробно рассмотрено устройство «151-й», его настройка и устранение всевозможных неисправностей.

Устройство и принцип работы, схема

Исчерпывающее руководство в мир Карбюраторов серии К-151

Карбюратор предназначен для высокоточного дозирования топливовоздушной смеси и последующей ее подачи в цилиндры двигателя.

Карбюратор К-151 имеет 2 параллельных канала, по которым проходит очищенный воздух от фильтра. Каждый из них имеет поворотный дроссель (заслонка). Благодаря такой конструкции карбюратор называют двухкамерным. А привод дроссельной заслонки устроен таким образом, что в зависимости от того, насколько сильно нажимается педаль акселератора (то есть изменения режимов работы ДВС), в свое время открывается первая заслонка, а затем вторая.

Посередине каждого воздушного канала имеются конусообразные сужения (диффузоры). Через них проходит воздух, поэтому топливо всасывается через жиклеры поплавковой камеры.

Кроме того, карбюратор содержит следующие компоненты:

  1. Плавающий механизм. Он предназначен для поддержания постоянного уровня топлива в поплавковой камере.
  2. Основные дозирующие системы первичной и вторичной камер. Предназначен для приготовления и дозирования топливовоздушной смеси для работы двигателя на различных режимах.
  3. Система простаивает. Он предназначен для работы двигателя на стабильной минимальной скорости. Он состоит из специально подобранных форсунок и воздушных каналов.
  4. Система перехода. Благодаря этому происходит плавное включение в работу дополнительной камеры. Работает в переходном режиме между холостыми и высокими оборотами двигателя (когда дроссельная заслонка открыта менее чем наполовину).
  5. Загрузочное устройство. Предназначен для облегченного запуска двигателя в холодное время года. Потянув за всасывающий стержень, мы поворачиваем воздушную заслонку в первичную камеру. Таким образом, канал перекрывается и создается необходимый вакуум для повторного обогащения смеси. При этом дроссельная заслонка приоткрывается на небольшой угол.
  6. Ускорительный насос. Устройство подачи топлива, компенсирующее подачу горючей смеси в цилиндры при резком открытии дроссельной заслонки (когда воздух течет быстрее смеси).
  7. Экостат. Дозирующая система вторичной смесительной камеры. Это распылитель, через который в камеру подается дополнительное топливо при полностью открытой дроссельной заслонке (когда поток воздуха в диффузоре максимален). Это исключает обеднение смеси на высоких оборотах двигателя.
  8. Клапан экономайзера (ЭПХХ). Отвечает за отключение подачи топлива в карбюратор в режиме принудительного холостого хода (PHX). Его необходимость связана с резким увеличением СО (оксидов углерода) в выхлопных газах при торможении автомобиля двигателем. Что отрицательно сказывается на работе двигателя.
  9. Система принудительной вентиляции картера. Через него ядовитые газы из картера попадают не в атмосферу, а в воздушный фильтр. Оттуда они с очищенным воздухом поступают в карбюратор для последующего смешивания с топливом. Но система не простаивает, потому что не хватает параметров вакуума для всасывания. Поэтому была придумана небольшая дополнительная ветка. Он соединяет выпускное отверстие картера с пространством за дроссельной заслонкой карбюратора, где действует максимальный вакуум.

Ниже представлена ​​подробная схема карбюратора К-151 с условными обозначениями:

схема карбюратора к-151

Как настроить своими руками

Для регулировки карбюратора К-151 вам понадобится следующий минимальный набор инструментов:

  • плоская и крестовая отвертки;
  • правило;
  • каверномер;
  • юстировочные и сверлильные щупы (d= 6 мм);
  • насос для шин

Чтобы снять карбюратор, вам понадобятся рожковые или накидные ключи на размеры 7, 8, 10 и 13.

Перед настройкой снимите верхнюю часть карбюратора, очистите его от грязи и нагара. На этом этапе можно проверить уровень топлива в поплавковой камере. Это будет подробно обсуждаться ниже.

Снимайте карбюратор только в случае крайней необходимости! Продувкой сжатым воздухом и промывкой не устраняют последствий засорения шиберов и загрязнения жиклеров (каналов).

Важно понимать, что не слишком грязный карбюратор работает так же хорошо, как и идеально чистый. Движущиеся части самоочищаются, грязь не попадает внутрь. Поэтому часто приходится чистить карбюратор снаружи, в местах налипания крупных частиц грязи на взаимно движущиеся детали (в рычажном механизме и в пусковой системе).

Мы рассмотрим частичную разборку устройства со всеми регулировками и последующей сборкой.

Алгоритм снятия и разборки

Пошаговый алгоритм снятия и разборки карбюратора К-151:

  • откройте капот автомобиля и снимите корпус воздушного фильтра. Для этого открутите и снимите верхнюю скобу, а затем и фильтрующий элемент. Ключом на 10 откручиваем 3 гайки, которые держат корпус фильтра и снимаем его;

разбор карбюратора к-151

  • выдергиваем штекер из микропереключателя ЭПХХ;

мужская рука вытаскивает вилку

  • отсоединив все шланги и тяги, ключом на 13 откручиваем 4 гайки, которые крепят карбюратор к коллектору. Теперь снимаем сам карбюратор. Важно! Шланги и соединения лучше пометить перед их снятием, чтобы в дальнейшем при их сборке ничего не перепуталось;

вручную открутить болт

  • снимай карбюратор. Откручиваем отверткой 7 крепежных винтов и снимаем верхнюю крышку, не забыв отсоединить от рычага приводной шток воздушной заслонки;

к-151 карбюратор

  • промываем карбюратор специальным чистящим средством. Для этих целей также подойдет бензин или керосин. Форсунки продуваются сжатым воздухом. Проверяем целостность прокладок, при необходимости меняем на новые из ремкомплекта. Внимание! Не мойте карбюратор сильными растворителями, так как это может повредить диафрагму и резиновые уплотнители;
  • при разборке карбюратора можно отрегулировать пусковое устройство. Если он не работает должным образом, будет трудно запустить двигатель в холодную погоду. Мы поговорим об этой настройке позже;
  • закрутите карбюратор вместе с верхней крышкой. Подключаем блок микровыключателей и все необходимые провода.

Если вы вдруг забыли, какой шланг куда втыкать, предлагаем воспользоваться следующей схемой (для двигателя ЗМЗ-402):

схема подключения карбюратора к-151

4- штуцер для вакуумного отсоса в вакуумном регуляторе опережения зажигания (ВРОС); 5-штуцер вакуум-отсоса к клапану ЭПХХ; 6 — штуцер забора картерных газов; 9-штуцер отбора вакуума к клапану рециркуляции отработавших газов; 13- штуцер для подачи вакуума в систему ЭПХГ; 30 каналов для добычи топлива; 32 — канал подачи топлива.

Для двигателя ЗМЗ 406 предусмотрен специальный карбюратор К-151Д, в котором отсутствует штуцер под номером 4. Функцию распределителя выполняет электронный автоматический датчик давления (ДАД), который соединен шлангом с впускным коллектором , где он считывает параметры вакуума с карбюратора. В остальном подключение шлангов на 406 двигателе ничем не отличается от схемы выше.

Как отрегулировать уровень топлива поплавковой камеры

Нормальный уровень топлива для карбюраторов К-151 должен быть 215мм. Перед замером закачиваем необходимое количество бензина в камеру с помощью рычага ручного насоса.

бомбить

Уровень можно проверить, не снимая верхнюю часть карбюратора (см рисунок выше). Вместо сливной пробки поплавковой камеры накручивается штуцер с резьбой М10×1, к нему присоединяется прозрачный шланг диаметром не менее 9 мм.

Если уровень не соответствует норме, отвинтите крышку карбюратора, чтобы получить доступ к поплавковой камере. Как только снимете верхнюю часть, сразу замерьте глубиномером уровень (от верхней плоскости карбюратора до топливопровода). Дело в том, что бензин быстро испаряется при общении с атмосферой, особенно в жаркую погоду.

топливный клапан и поплавковая схема

Альтернативным вариантом контроля уровня является измерение расстояния от верхней плоскости соединителя камеры до самого поплавка. Он должен быть в пределах 10,75-11,25 мм. В случае отклонения от этого параметра нужно осторожно отогнуть язычок (4) в ту или иную сторону. После каждого изгибания язычка бензин необходимо сливать из камеры, а затем снова заливать. Таким образом, измерения уровня топлива будут наиболее точными.

Важным условием работы системы контроля уровня топлива является целостность резинового уплотнительного кольца (6) на игле замка, а также герметичности поплавка.

Регулировка пускового устройства

Прежде чем приступить к настройке загрузочного устройства, следует внимательно ознакомиться со своим устройством и схемой.

схема загрузочного устройства

Алгоритм регулировки:

  1. Поворачивая рычаг дроссельной заслонки, одновременно переместите рычаг воздушной заслонки (13) до упора в крайнее левое положение. Фиксируем веревкой или проволокой. С помощью регулировочных щупов измеряем зазор между дросселем и стенкой камеры (А). Он должен быть в пределах 1,5-1,8 мм. Если зазор не соответствует норме, ослабляем контргайку ключом на «8» и отверткой, поворачивая винт, выставляем нужный зазор.
  2. Приступаем к регулировке длины штока (8). Связывает кулачок управления спусковым крючком и рычаг управления воздушной заслонкой. При откручивании резьбовой головки 11 (в первых вариантах карбюратора) зазор (В) между рычагами 9 и 6 устанавливают равным 0,2-0,8 мм.
  3. При этом рычаг 6 должен касаться антенн 5. Если нет, отвернуть винт и повернуть рычаг 6 влево до упора с антеннами двуплечего рычага (5). На карбюраторах последних моделей зазор (В) устанавливается путем отвинчивания винта, которым колодка крепится к кулачку 13, и перемещением ее вверх вместе со штоком, а затем затягиванием винта.
  4. Наконец, проверьте зазор (B). Утопив шток 1, в образовавшийся зазор (В) вставляем сверло 6 мм (допускаются отклонения ±1 мм). Если он не входит в отверстие или слишком мал для него, отвинчивая винт 4 и перемещая двуплечий рычаг, добиваемся необходимого зазора.

Наглядное видео по настройке стартера для карбюратора новой модели К-151:

Настройка системы холостого хода

Регулировка холостого хода осуществляется для обеспечения устойчивой работы двигателя при минимальном содержании вредных оксидов углерода (СО) в отработавших газах. Но так как не у всех есть в наличии газоанализатор, то и с тахометром можно произвести регулировку, в зависимости от собственных ощущений от двигателя.

Для начала заводим двигатель и прогреваем его (винт количества 1 вкручивается в произвольное положение). Снимите пробку хвостовика качественного винта 2, если она имеется.

Важно! Во время регулировки холостого хода воздушная заслонка должна быть открыта.

После прогрева винтом качества находим положение, при котором обороты двигателя будут максимальными (еще немного и двигатель заглохнет).

Далее с помощью винта количества увеличьте скорость примерно на 100-120 об/мин выше скорости холостого хода в заводской инструкции.

После этого винт качества затягивается до тех пор, пока скорость не упадет до 100-120 об/мин, то есть до заданного заводского стандарта. На этом регулировка холостого хода завершена. Удобно контролировать измерения с помощью выносного электронного тахометра.

винты на карбюратор к-151

При использовании газоанализатора контроль (СО) в отработавших газах не должен превышать 1,5%.

Представляем вашему вниманию интересное, а главное полезное видео, с помощью которого легко отрегулировать холостой ход на карбюраторе любой модификации К-151:

Неисправности и их устранение

Обмерзание корпуса экономайзера

Карбюратор К-151 на некоторых двигателях имеет неприятную особенность. В негативную сырую погоду топливная смесь в карбюраторе активно конденсируется на его стенках. Это связано с высоким разрежением в каналах на холостом ходу (смесь движется очень быстро, что вызывает падение температуры и образование льда). В первую очередь замерзает корпус экономайзера, так как отсюда в карбюратор поступает воздух, и проходное сечение каналов здесь самое узкое.

В этом случае может помочь только подача горячего воздуха в воздушный фильтр.

Ствол воздухозаборного шланга можно кинуть прямо в коллектор. Или сделать так называемый «жаровня» — тепловой экран из металлической пластины, который располагается на вытяжных трубах и к которому подсоединяется шланг вентиляции воздуха (см рис.).

выхлопные трубы

Также для снижения риска проблемы замерзания экономайзера перед поездкой мы прогрели двигатель до рабочей температуры 60 градусов. Несмотря на теплоизоляционную прокладку на двигателе, карбюратор все же получает некоторое количество тепла.

Правка фланца

При частой разборке и снятии карбюратора, а также при чрезмерном усилии при затяжке фланца к двигателю его плоскость может деформироваться.

Работа с поврежденным фланцем вызывает утечку воздуха, утечку топлива и другие серьезные последствия.

Есть много способов решить эту проблему. Но самым простым и доступным является следующий способ:

  1. Нагреваем плоскость фланца карбюратора газовой горелкой. Сначала снимаем все узлы и детали карбюратора (фурнитура, рычаги и т.д.).
  2. Положите поплавковую камеру на плоскую поверхность.
  3. Как только карбюратор прогреется, сверху на фланец укладываем толстый ровный кусок карбида. Ударяем деталь не слишком сильно, каждый раз переставляя ее в разные места. В основном изгиб во фланце идет по краям, в районе отверстий под болты.

Для получения дополнительной информации о том, как отредактировать уздечку, рекомендуем посмотреть интересное видео:

Чтобы предотвратить дальнейший изгиб фланца, просто равномерно затяните его один раз на двигателе и больше не снимайте. Как мы видели ранее, чистку и регулировку карбюратора можно производить, не снимая его с двигателя.

Модификации

Карбюратор К-151 устанавливался в основном на автомобили с двигателями ЗМЗ и ЮМЗ объемом от 2,3 до 2,9 л. Существовали также разновидности карбюратора для малолитражных двигателей УЗАМ 331(б)-3317. Буквенное обозначение на корпусе карбюратора означает принадлежность к определенной группе двигателей в зависимости от параметров жиклеров.

таблица модификации карбюратора к-151

Калибровочные данные для всех модификаций карбюратора К-151

Из таблицы видно, что всего существует 14 модификаций, самые популярные из которых: К-151С, К-151Д и К-151В. Реже встречаются следующие модели: К-151Э, К-151Ц, К-151У. Другие модификации встречаются очень редко.

К-151С

Наиболее совершенная модификация штатного карбюратора — К-151С.

Распылитель ускорительного насоса работает в двух камерах одновременно, а диаметр маленького диффузора уменьшен на 6 мм и имеет новый дизайн.

Это решение позволило увеличить динамику автомобиля в среднем на 7%. И связь между воздухом и дроссельными заслонками теперь непрерывная (см рисунок ниже). Подсос можно включить без нажатия педали акселератора. Новые параметры дозирующих форсунок позволили выполнить актуальные требования экологических норм.

к-151с карбюратор

К-151С Карбюратор

К-151Д

Карбюратор устанавливался на двигатели ЗМ34061.10/ЗМ34063.10, у которых угол зажигания управляется электронным мозгом.

Распределитель был заменен на ДАД, который считывает параметры разрежения отработавших газов с выпускного коллектора, поэтому на К-151Д нет приспособления для отбора вакуума на вакуумном регуляторе опережения зажигания.

По этой же причине на карбе нет микровыключателя EPHX.

К-151В

Карбюратор имеет клапан дисбаланса поплавковой камеры с электромагнитным клапаном. На задней части камеры имеется штуцер, к которому подсоединяется вентиляционный шланг. Как только вы выключаете зажигание, электромагнит открывает доступ в камеру, и лишние пары бензина уходят в атмосферу, тем самым выравнивая давление.

Необходимость в такой системе возникла из-за установки карбюратора на экспортные модели УАЗ, которые поставлялись в страны с жарким климатом.

к-151в карбюратор

Электромагнитный клапан разбалансировки поплавковой камеры К-151В

Карбюратор не имеет привычного для нас выхода топлива и вакуумной подачи на клапан рециркуляции отработавших газов. Необходимость в них появится на более поздних моделях карбюратора со штатной системой перепуска топлива.

Подводя итоги

Карбюратор К-151 зарекомендовал себя как надежный, неприхотливый и простой в эксплуатации. Все поломки и недостатки в ней легко устраняются. В последних модификациях устранены все недостатки предыдущих моделей. А если правильно его настроить и следить за состоянием воздушного фильтра, «151» долго не побеспокоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector