Название «датчик заднего хода» выглядит немного странно в сочетании с различными датчиками положения коленчатого вала, детонации, температуры двигателя, света и дождя. Какова может быть функция этого устройства и что оно может обнаружить?
Многие водители путают это устройство с датчиком парковки, установленным на бампере. В действительности это не так.
Что такое датчик заднего хода
В коробке передач каждого автомобиля есть передача заднего хода, или, проще говоря, задний ход. Без этой функции невозможно обойтись, задний ход необходим при прохождении сложных поворотов в ограниченном пространстве, при выезде и въезде на парковку (в гараж), при движении по бездорожью. Поскольку естественное положение водителя обращено в сторону направления движения, обзорность при движении задним ходом ограничена. При движении задним ходом вокруг автомобиля могут находиться люди, транспортные средства или неподвижные препятствия. Необходимо обеспечить их безопасность и помочь водителю сориентироваться в сложных дорожных условиях.
Причем тут датчик задней передачи
Меры безопасности, а также меры, призванные помочь водителю при движении задним ходом, включают в себя:
- Огни заднего хода. Они не только освещают путь автомобилю при движении задним ходом. Для пешеходов, а также других участников дорожного движения включение белых огней сзади автомобиля является сигналом. Водители, находящиеся на пути движения, будут готовы к аномальному движению транспортного средства впереди.
- В негабаритных транспортных средствах (автобусы, грузовики, спецтехника) включение заднего хода сопровождается звуковым сигналом.
- Активация датчиков парковки.
- Активация камеры заднего хода, которая является лучшим средством контроля движения в «слепых зонах».
Как активировать эти инструменты? Активировать их вручную опасно и ненадежно, защитные устройства должны активироваться автоматически. Для этого и нужен датчик заднего хода.
Технически говоря, это переключатель (точнее, тумблер) с механическим приводом.
Такие концевые выключатели используются не только в автомобилях. Когда определенный объект перемещается в рабочую зону толкателя, контакты переключателя замыкаются.
Остальное — дело техники. Реле могут быть активированы для запуска мощных устройств или питания их напрямую. Например, для фонарей заднего хода. Фактически, эти датчики делятся на универсальные (для подключения нескольких систем через реле) или работающие исключительно в цепи подсветки.
Расположение включателя в автомобиле
Где расположен датчик заднего хода? В принципе, его можно разместить рядом со всем, что занимает определенное положение при включении задней передачи. Подойдет ли для этого коромысло рычага переключения передач? В принципе, да, но перемещение кривошипа может не включить задний ход. Или наоборот: задняя передача может быть включена, а кривошип по какой-то причине не переводится в положение заднего хода. Лучше всего расположить датчик в самой коробке передач. Обычно он расположен в корпусе коробки передач.
Шток датчика переключения перемещается коромыслом, которое управляет положением заднего хода.
Информация! Этот тип датчика встречается только в механических коробках передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач системы защиты передачи заднего хода сигнализируются другим устройством.
Обратите внимание, что механический датчик и резьбовое соединение — это фактически штекер в герметичном корпусе редуктора. В нем содержится трансмиссионное масло, которое может вытекать при повреждении уплотнения.
Разновидности датчиков
Тип привода:
- Стержень или шток: подвижный элемент в виде штифта с большим диапазоном перемещения.
- Этот тип элементов не требует высокой механической точности, но занимает много места в редукторе. Кроме того, требуется уплотнение: например, путем установки сальника вокруг вала.
- Тип шара: Привод состоит из подпружиненного стального шарика.
- Короткий ход (2-5 мм), требуется высокая точность. Но при этом компактная и водонепроницаемая конструкция.
Тип разъема:
- разомкнутые контакты штыревого или ножевого типа;
- стандартный закрытый разъем с крышкой для защиты от окисления;
- поворотный разъем байонетного типа;
- винтовые клеммы для крепления проводов без разъема.
Способ подключения проводов не имеет существенного значения. Все типы соединений, кроме открытого, достаточно надежны и герметичны.
Поломка датчика
Неисправный датчик можно распознать сразу: фонарь заднего хода и другие подключенные устройства не активируются. Эта проблема также может быть вызвана обрывом жгута проводов. Как проверить, что датчик не неисправен?
- Отсоедините разъем, подключите мультиметр в тестовом режиме, проедьте задним ходом.
- Следующий шаг — открутить датчик, подключить прибор и вручную нажать на штифт (шарик).
Важно!!! При снятии датчика подготовьте резьбовую пробку, чтобы быстро перекрыть отверстие. В противном случае возможна утечка масла из поддона коробки передач.
- Если сам датчик ремонтопригоден, необходимо проверить механизмы внутри коробки передач.
Ремонт датчика задней передачи нецелесообразен. Корпус герметичен; после его вскрытия и ремонта контактной группы вернуть конструкцию в заводское состояние будет невозможно. Устройство стоит недорого, особенно в автомобилях отечественного производства. Поэтому замена не будет слишком дорогой.
Важно!!! Экспериментировать с подбором датчика от других моделей автомобилей не имеет смысла. Если механическая часть больше оригинальной, трансмиссия может быть повреждена.
Для замены не требуется специальных инструментов: только гаечный ключ.