- Назначение и принцип действия датчика температуры двигателя
- Описание датчика кислорода
- Технические отличия
- Система питания
- Система охлаждения
- Система управления впрыском топлива
- Устройства и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406
- Использование на двигателях 406
- Классификация датчиков температуры всасываемого воздуха
- Особенности устройства катушки зажигания
- Как выбрать новый датчик
- Признаки неисправности датчика температуры на впуске воздуха ЗМЗ 406
- Возможные неисправности контроллера
- Проверка работоспособности
- Тестирование в процессе движения
- Диагностика с применением мультиметра или тестера
- Внешний осмотр сенсора
- Установка однотипного, заведомо исправного устройства
- Диагностика неисправности
- По внешним проявлениям без демонтажа
- Проверка приборами
- Регулировка дмрв змз 406 своими руками
- Возможные неисправности контроллера
- Последовательность действий при прозвонке
- Правила безопасной прозвонки с использованием мультиметра
- Место установки
- Прозваниваем проводку в квартире мультиметром
- Варианты замены
- Проверка ДТОЖ ЗМЗ 406 миллиамперметром
- Порядок подключения патрубков к карбюратору К151Д
- Стартер
- Регулировка карбюратора К151Д
- Электрооборудование ГАЗ 3110
- Экскурс по брендам
- Проверка датчика давления масла
- Проверка датчика холостого хода
- Можно ли продолжать ездить на автомобиле
- Аварийные режимы ЭБУ, характер работы двигателя ЗМЗ-409 в этих режимах.
- Распиновка и подключение ДМРВ Газель
- Небольшое отступления от темы
- Как проверить исправность ДМРВ
Назначение и принцип действия датчика температуры двигателя
Устройство предназначено для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя в разное время года, при различных погодных условиях, и передачи своих данных, преобразуя их в единицу напряжения, в ЭБУ. С помощью датчика температуры охлаждающей жидкости компьютер автомобиля запускает двигатель, поддерживает его работу и включает вентилятор для охлаждения. Информация, полученная от датчика температуры охлаждающей жидкости, позволяет ЭБУ определить температуру двигателя и с помощью программы рассчитать необходимое количество топлива, которое инжектор должен подать в цилиндры.
Существует несколько типов датчиков температуры охлаждающей жидкости двигателя:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости используется для передачи информации на указатель температуры на комбинации приборов.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, который передает данные в ЭБУ двигателя.
- Устройство предупреждения о перегреве охлаждающей жидкости двигателя. Он передает свои данные на красный индикатор, расположенный на указателе температуры двигателя.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, обеспечивающий работу вентилятора охлаждения двигателя.
- Датчик температуры воздуха, который передает в ЭБУ информацию о температуре в резервуаре сжатого воздуха форсунок.
Датчик температуры охлаждающей жидкости в основном представляет собой полупроводниковый прибор — термистор. Он способен изменять свое внутреннее электрическое сопротивление при изменении температуры. Эти датчики температуры двигателя изготовлены из материалов с высоким температурным коэффициентом. Это могут быть отрицательные термисторы, NTC, и положительные термисторы, PTC термисторы или позисторы. При отрицательном температурном коэффициенте (термисторы NTC) внутреннее электрическое сопротивление уменьшается при повышении температуры. NTC термисторы этого типа являются датчиками температуры охлаждающей жидкости модели DT-215 и ее аналогами 234.3828, 421.3828. PTC термисторы или позисторы, наоборот, увеличивают свое внутреннее электрическое сопротивление с ростом температуры. Представителем этой группы PTC термисторов является датчик температуры двигателя, модель 19.3828 и его аналоги 42.3828, DT-226.
Устройство представляет собой твердотельный регулятор, питающийся постоянным напряжением (5 В) от ЭБУ.
Выходное напряжение устройства изменяется при изменении температуры антифриза. Выходной сигнал ‘U’ устройства изменяется с увеличением температуры антифризной жидкости.
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости заключается в том, что сопротивление чувствительного элемента может изменяться при изменении температуры охлаждающей жидкости. Это, конечно, изменяет выходное напряжение от устройства к компьютеру, который управляет двигателем. Используя эти данные, ЭБУ рассчитывает рабочие параметры форсунок. Поэтому он является очень важным устройством в системе управления двигателем, особенно во время запуска двигателя.
Описание датчика кислорода
Лямбда-зонд или кислородный зонд устанавливается в выхлопной системе Газели. Это устройство используется для измерения объема кислорода в выхлопном газе. По своей конструкции устройство имеет встроенный нагревательный элемент, который позволяет контроллеру быстро нагреваться, чтобы он работал правильно. Показания лямбда-зонда используются для регулировки подачи топлива, проверки двигателя и системы нейтрализации.
Технические отличия
Приводной блок, отработавший свой срок службы, заменяется, часто на более современную версию.
Конструктивно все устанавливается на заводские места, а отличия, например, от ГАЗели-бизнес, видны только в электрической схеме, касающейся расположения оборудования:
- Различные формы соединительных колодок;
- Различные схемы подключения электроприборов;
- Различные напряжения.
Система питания
Если оставить в стороне карбюратор, то замена силового агрегата неизбежно влечет за собой замену системы питания:
- Устанавливается новый топливный бак, так как инжектор должен сбрасывать излишки топлива обратно, а старая конструкция бака на это не рассчитана;
- Заменяется бензопровод (прокладывается обратная линия + изменяется соединение линии подачи);
- Работа форсунок регулируется соединительными линиями.
Система охлаждения
Новый инжекторный двигатель ЗМЗ-406 более требователен к системе охлаждения, поэтому при установке нового привода:
- На радиаторе охлаждения установлен электрический вентилятор;
- Замена жгута проводов моторного отсека.
Система управления впрыском топлива
Не следует забывать, что система питания форсунок двигателя управляется электронным блоком, который также должен быть подключен к штатной электрической системе автомобиля. Поэтому проводка в Газели 406 отличается от проводки в более старых версиях автомобиля с двигателями 402 и должна быть заменена.
Устройства и признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ЗМЗ 406
На Газель с двигателем ЗМЗ 406 устанавливаются два разных датчика. Первый датчик отвечает за передачу информации о температуре двигателя на электронный блок, в то время как второй датчик только информирует водителя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор, который посылает электрические импульсы в ЭБУ при изменении температуры окружающей среды.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (GTC) ЗМЗ 406
Несмотря на свою простоту, этот датчик очень часто выходит из строя, о чем вам расскажут следующие признаки:
- Обороты будут расти, двигатель будет работать на холостом ходу и глохнуть.
- Двигатель часто превышает свою нормальную рабочую температуру
- Длительный прогрев двигателя
- Из выхлопной трубы выходит густой черный дым
- Нестабильная работа двигателя
Вы, вероятно, знаете, что неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости может стать причиной многих неприятностей, поэтому в случае его выхода из строя его стоит заменить.
Использование на двигателях 406
Двигатели ЗМЗ-406 в семействе автомобилей, выпускаемых Заволжским моторным заводом, используют электронные блоки типа МИКАС версии 5.4 или 7.1, а также Ителма ВС5.6. Для их правильной работы необходим датчик температуры охлаждающей жидкости производства калужского предприятия «Автоприбор» с артикулом 19.3828. Эти двигатели имеют серийный индекс 4062.10 и устанавливаются на автомобили ГАЗ-3110, 31105 и 3102, а также некоторые модели ГАЗель и Соболь.
Неопытные владельцы часто путают датчик температуры охлаждающей жидкости ZMZ-406 с другим датчиком, который также измеряет температуру воды в системе: переключателем вентилятора на радиаторе. Помимо внешнего вида и расположения, эти две части имеют совершенно разный принцип работы.
Датчик включения вентилятора устанавливается на трубе рядом с радиатором или непосредственно на нем. Он работает в бинарном режиме, замыкая цепь, когда температура охлаждающей жидкости достигает заданной температуры, и подает сигнал на включение электродвигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-406 расположен непосредственно на двигателе на планке термостата. Он сконструирован по принципу термистора и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от температуры охлаждающей жидкости. Измеритель имеет двухконтактную клеммную колодку, расположение контактов которой показано на рисунке:
Классификация датчиков температуры всасываемого воздуха
Разделение на типы производится по нескольким показателям:
- Принцип действия:
- Термовыключатели. Сопротивление изменяется ступенчато:
— до короткого замыкания. Сопротивление остается постоянным до достижения определенной температуры. Затем сопротивление переходит от 1 к 0
— при открытии. Когда температура достигает определенного предела, сопротивление переходит от 0 к 1.
- Терморезисторы. Изменение сопротивления происходит постепенно:
— с обратной зависимостью между сопротивлением и температурой (при повышении температуры сопротивление уменьшается);
— с прямой зависимостью, когда сопротивление увеличивается с увеличением t;
Эти типы размещаются для активации аварийной сигнализации и вентилятора охлаждения.
- Функции активации сенсоров:
— вентилятор
— температурная стрелка
Читайте также: незацепляющиеся шестерни. Возникает при работающем двигателе — основные проблемы
— система впрыска
- По местоположению:
— Датчик температуры поступающего воздуха. В коллекторе;
— Датчик охлаждающей жидкости. Находится в малом контуре охлаждающей жидкости;
— Внешний датчик температуры. Устанавливается снаружи коллектора.
Особенности устройства катушки зажигания
Катушка зажигания (ЭК) представляет собой небольшой трансформатор. Первичная обмотка наматывается на магнитопровод, а вторичная обмотка располагается на нем, по секциям. Оба они установлены в пластиковом корпусе, а пространство между этими компонентами заполнено термоактивной полимерной смолой.
Также на корпусе расположены низковольтные и высоковольтные контакты для подключения устройства. В соответствии со схемой подключения катушки, низковольтные импульсы подаются в устройство от модуля управления. Попадая в устройство, эти импульсы преобразуются в высоковольтные заряды, которые, в свою очередь, подаются на SP. Разгрузка происходит одновременно на двух СП (видео Александра Терехина)
Как выбрать новый датчик
Моторизованный имеет несколько методов поиска. Каждый из них хорош по-своему, но самое главное — это эффект. Как показывает практика, вы можете выбрать датчик, соответствующий спецификации, из Китая за гроши, и он прослужит достаточно долго. Устройство очень простое, поэтому если вам попадутся аналоги, вы можете купить их. Вот как вы можете найти оригиналы и аналоги:
- Поиск по номеру VIN. Вероятность найти не то устройство равна нулю. Проще найти оригинал, а по его характеристикам менеджер магазина «подтягивает» аналоги;
- Согласно данным автомобиля. К ним относятся: марка, модель, параметры двигателя, комплектация, год выпуска. Часто бывает так, что один послепродажный датчик может быть установлен на целый парк автомобилей. Скорее всего, поиск по данным автомобиля даст вам много совпадений, поэтому вам нужно выбрать дальнейшее, основываясь на информации о производителе (об этом мы поговорим позже);
- Поиск в электронных каталогах. Вы можете найти сотни предложений для одной и той же детали. Критерием поиска будет код автомобиля или его данные. Опять же, необходимо знать производителя.
Поэтому если водитель не хочет тратить много времени на поиски, он может провести поиск по коду транспортного средства и взять оригинал. Подбор аналогов — более тонкая и трудоемкая задача.
Признаки неисправности датчика температуры на впуске воздуха ЗМЗ 406
Поскольку ДТВВ непосредственно влияет на поток топливно-воздушной массы в двигатель, основным симптомом его неисправности будет:
- Повышенный расход топлива
- Возможны также отклонения в работе двигателя внутреннего сгорания.
- И скачок оборотов двигателя на холостом ходу.
Очевидно, что все эти симптомы влияют на производительность вашей Газели, и если проблему не решить, то ситуация может усугубиться тем, что двигатель не запустится из-за невозможности запуска форсунок при холодном пуске.
Решением проблем с датчиком всегда является его замена. Однако перед заменой неисправного датчика температуры воздуха ЗМЗ 406 стоит проверить датчик.
Возможные неисправности контроллера
Следующие ошибки могут указывать на неисправности:
- P0131, P0132. Эти неисправности указывают на то, что сигнал датчика кислорода слишком низкий или слишком высокий.
- Р0134. блок управления не обнаружил активность лямбда-зонда.
- Р0135. Эта неисправность может указывать на обрыв в линии подключения датчика, а также на возможное короткое замыкание на питание или землю.
- Р0133. реакция контроллера слишком медленная.
- P0137, P0138. Очень низкий или высокий сигнал от второго лямбда-зонда.
- Р0141. неисправность также относится ко второму датчику кислорода, в этом случае происходит размыкание или короткое замыкание (видео Lty D).
Проверка работоспособности
Прежде чем приступить к диагностике ДМРВ, важно знать симптомы, позволяющие определить степень исправности датчика MAF (аббревиатура устройства) в автомобиле. Перечислим основные признаки неисправности:
- Расход топливной смеси значительно увеличивается, а разгон замедляется.
- Двигатель работает рывками на холостом ходу. Падение или повышение оборотов можно наблюдать на холостом ходу.
- Двигатель не запускается. Это само по себе не указывает на неисправность расходомера автомобиля, могут быть и другие причины.
- Отображается сообщение о проблеме двигателя Cheeck Engine
Пример выделенного сообщения «Cheeck Engine» (выделено зеленым цветом)
Эти предупреждающие знаки указывают на возможную неисправность расширительного клапана, для определения причины неисправности следует провести диагностику. Это несложно сделать своими руками. Подключение диагностического адаптера (при наличии) к ЭБУ значительно упростит задачу, и тогда вы сможете определить эффективность или неисправность датчика на основании кода ошибки. Например, ошибка p0100 указывает на неисправность в цепи расходомера.
Поиск и устранение неисправностей с помощью диагностического адаптера
Но если вам необходимо провести диагностику отечественных автомобилей, выпущенных 10 лет назад и более, тест DMV можно провести одним из следующих способов:
- Тестирование во время вождения.
- Диагностика с помощью мультиметра или тестера.
- Внешний осмотр датчика.
- Установка аналогичного заведомо исправного устройства.
Тестирование в процессе движения
Самый простой способ проведения теста — проанализировать поведение двигателя при отключенном датчике MDA. Процедура выполняется следующим образом:
- Откройте колпак, отсоедините расходомер, закройте колпак.
- Заведите автомобиль, и двигатель перейдет в аварийный режим. В результате на приборной панели появится сообщение о проблеме двигателя (см. рисунок 10). Количество подаваемой топливной смеси зависит от положения впускного отверстия.
- Проверьте производительность автомобиля и сравните ее с производительностью до отсоединения датчика. Если автомобиль становится более динамичным и мощность увеличивается, это, скорее всего, свидетельствует о неисправности датчика массового расхода воздуха.
Обратите внимание, что можно продолжать движение с отключенным устройством, но настоятельно рекомендуется этого не делать. Во-первых, увеличивается расход топлива, а во-вторых, отсутствие контроля над регулятором кислорода приводит к увеличению образования нагара.
Диагностика с применением мультиметра или тестера
Признаки неисправности регулятора давления топлива можно определить, подключив черный щуп к земле, а красный — к сигнальному входу датчика (распиновку можно найти в техническом паспорте устройства, там же указаны основные параметры).
Пример измерения мультиметром напряжения на расширительном клапане в автомобиле ВАЗ 2114
Затем установите пределы измерения на 2,0 В, включите зажигание и выполните измерение. Если прибор ничего не показывает, проверьте правильность подключения зондов к сигналу заземления и расходомеру. Общее состояние устройства можно оценить по показаниям счетчика:
- 0,99-1,01 В указывает на то, что датчик новый и работает правильно.
- 1,01-1,02 В — устройство БУ, но его состояние хорошее.
- 1,02-1,03 В — указывает на то, что устройство все еще работает.
- 1.03-1.04 — состояние приближается к критическому, т.е. ДМРВ необходимо заменить новым датчиком в ближайшее время.
- 1.04-1.05 — ресурсы устройства почти исчерпаны.
- Выше 1,05 — определенно необходим новый SMART.
Таким образом, о состоянии датчика можно правильно судить по его напряжению, низкий сигнал указывает на рабочее состояние.
Внешний осмотр сенсора
Этот метод диагностики не менее эффективен, чем предыдущие. Просто снимите датчик и оцените его состояние.
Проверьте датчик на наличие повреждений и присутствие жидкости
Типичными признаками неисправности являются механические повреждения и попадание жидкости в датчик. Последнее указывает на то, что подача масла в двигатель не отрегулирована. Если датчик сильно загрязнен, следует заменить или очистить воздушный фильтр.
Установка однотипного, заведомо исправного устройства
Этот метод почти всегда дает однозначный ответ, работает датчик или нет. Этот метод довольно сложно реализовать на практике без покупки нового устройства
Диагностика неисправности
Устранение неисправностей датчика может быть выполнено в два этапа.
По внешним проявлениям без демонтажа
Если двигатель не запускается при низкой температуре, одной из причин может быть неисправный датчик. Блок управления не получает информацию о том, что двигатель переохлажден, и не корректирует объем впрыска. Лампочка «Check» на приборной панели не загорается, потому что в самой системе нет неисправности.
Детонация прогретого двигателя также является возможным симптомом неисправного датчика температуры. Это также приведет к увеличению оборотов холостого хода.
Если у вас есть прибор, проверьте коды ошибок ЭБУ: индикаторами неисправного датчика температуры будут 21 и 22.
Проверка приборами
Испытание проводится при снятом с двигателя датчике с использованием миллиамперметра и вольтметра. Соберите систему, показанную на рисунке:
Датчик опускается в емкость с кипящей водой, и напряжение измеряется при заданной температуре (контролируется термометром). Напряжение должно примерно соответствовать стандартным значениям (температура в градусах Цельсия напряжение в вольтах):
- 100 — 3.73;
- 60 — 3.33;
- 25 — 2.98.
Если напряжение ниже 2,31 В (соответствует -60°C) или выше 3,98 В (показания для +125°C), деталь бракуется.
Регулировка дмрв змз 406 своими руками
режим набора номера
Если вы планируете провести проверку проводов в своей квартире, вам необходимо знать несколько принципиально важных фактов о мультиметрах. Прежде всего, стоит отметить, что проверить провод можно с помощью самого простого прибора. Достаточно будет недорогой китайской модели с минимальными возможностями.
Однако удобнее всего использовать прибор, который сам имеет функцию проверки проводов. Чтобы привести рукоятку устройства в нужное положение, поверните ее в направлении светодиодной пиктограммы (звуковая волна также является опциональной). Это означает, что во время проверки целостности проводов при замыкании контактов будет раздаваться звуковой сигнал.
Но наличие звукового сигнала не является необходимым для проверки провода с помощью мультиметра. Разомкнутая цепь будет обозначена на дисплее цифрой 1, указывающей на то, что уровень сопротивления между зондами выше предела измерения. Если, с другой стороны, в проверяемой зоне нет неисправности, на дисплее отобразится значение сопротивления, которое в идеале должно стремиться к нулю (при условии работы в коротких бытовых сетях).
Возможные неисправности контроллера
Устройство может сигнализировать о следующих неисправностях:
- P0131, P0132. Эти неисправности указывают на то, что сигнал датчика кислорода слишком низкий или слишком высокий.
- Р0134. блок управления не обнаружил активность лямбда-зонда.
- Р0135. Эта неисправность может указывать на обрыв в линии подключения датчика, а также на возможное короткое замыкание на питание или землю.
- Р0133. реакция контроллера слишком медленная.
- P0137, P0138. Очень низкий или высокий сигнал от второго лямбда-зонда.
- Р0141. неисправность также затрагивает второй датчик кислорода, в данном случае это обрыв или короткое замыкание (видео Lty D).
Последовательность действий при прозвонке
- Перед составлением схемы с помощью мультиметра поверните циферблат в нужное положение.
- Вставьте клеммы (тестовые провода) в соответствующие гнезда. Черный провод к гнезду с маркировкой COM (иногда оно может быть обозначено «*» или заземлением) и красный провод к гнезду с маркировкой Ω (иногда оно обозначается R). Стоит отметить, что символ Ω может использоваться отдельно или в сочетании с другими единицами измерения (В, мА). Это правильное положение тестовых проводов, которое позволит сохранить полярность при дальнейших измерениях. Хотя если необходимо проверить только целостность проводов, взаимное расположение проводов не повлияет на результат.
- Включите устройство. Это можно сделать с помощью отдельной кнопки или автоматически, повернув диск в нужное положение при выборе диапазона измерения или режима работы.
- Замкните тестовые провода, и если вы услышите звуковой сигнал, устройство работает и готово к использованию.
- Возьмите кабель или провод для тестирования (предварительно концы должны быть зачищены от изоляции, очищены до металлического блеска, с поверхности удалены грязь и окислы). Коснитесь оголенных концов кабелей тестовыми проводами.
- При наличии целостности раздастся звуковой сигнал, а показания будут равны 0 или укажут значение сопротивления. Если на дисплее отображается 1 и нет звукового сигнала, это означает, что проверяемый провод оборван.
Правила безопасной прозвонки с использованием мультиметра
Определение целостности питающего кабеля с помощью мультиметра
Работа с электричеством не допускает непрофессионализма, поэтому существует определенный перечень правил, чтобы сделать ее максимально точной, быстрой и безопасной.
- Наиболее удобным способом тестирования проводов является использование специальных наконечников, более известных как «крокодилы», на концах тестовых проводов. Это позволит сохранить стабильность контакта и освободить руки для измерений.
- Проверяемая цепь всегда должна быть предварительно обесточена (даже слаботочные батареи должны быть извлечены). Если в цепи есть конденсаторы, их следует разрядить путем короткого замыкания. В противном случае устройство просто сгорит во время выполнения работ.
- Перед проверкой целостности длинного участка кабеля важно не касаться оголенных концов руками при проведении измерений. Это связано с тем, что полученные показания могут быть неверными.
При испытании многожильного кабеля все проводники должны быть разделены и изолированы с обоих концов. После этого проверьте цепь на короткое замыкание, прикладывая зажим «крокодил» к каждому проводнику по очереди и касаясь всех остальных проводников другим концом теста во всех возможных комбинациях.
Убедитесь, что между проводами нет короткого замыкания. Если индикатор показывает «1» и нет звукового сигнала, все в порядке, в противном случае имеется короткое замыкание.
В этом случае звуковой сигнал будет свидетельствовать о наличии короткого замыкания между тестируемыми жилами. Это может не иметь практического значения для низковольтных многожильных кабелей, но в высоковольтных приложениях это очень важно.
Протестируйте жилы кабеля. Если раздается звуковой сигнал, все в порядке, в противном случае сердечник поврежден.
Чтобы определить, целы ли жилы, выполняется та же процедура, но зачищенные жилы скручиваются вместе на одном конце кабеля. При поиске обрыва в кабеле важно учитывать, что отсутствие звукового сигнала на любом конце будет свидетельствовать о повреждении кабеля.
Место установки
Для экономии топлива современные автомобили оснащаются двигателями с электронным впрыском. Проще говоря, инжектор — это точечный впрыск смеси через форсунку в цилиндр или впускной коллектор. ЭБУ в просторечии называют «мозгом» автомобиля, и именно этот орган регулирует четыре основных параметра электронной системы управления ЭБУ:
- скорость впрыска
- время впрыска;
- дозирование топливной смеси;
- соотношение топлива и воздуха в нем.
Для получения этих данных используется принцип дистанционных датчиков. Например, момент впрыска определяется датчиком коленчатого вала DICV, а за соотношение смеси отвечает DMRV. Весь воздух, поступающий в двигатель автомобиля, проходит через дроссельную заслонку, которая расположена между впускным коллектором и воздушным фильтром.
Поэтому логичнее искать SMART непосредственно перед дросселем, где он расположен. Примечание: Контроллер получает информацию от семи датчиков: распредвала DRV, детонации DD, лямбда-зонда, дроссельной заслонки DPDZ, системы охлаждения DTEJ, объемного DMRV и коленвала DPKV. На основании этих сигналов модуль зажигания отключается, включаются бензонасос и форсунки, вентилятор и регулятор холостого хода.
Прозваниваем проводку в квартире мультиметром
В качестве примера возьмем современную квартиру, где проводка выполнена в соответствии с действующими стандартами и правилами. Это означает, что цепи освещения и розетки были проложены и подключены отдельно для каждой комнаты. Каждая из этих цепей индивидуально подключена через автоматический выключатель к главному распределительному щиту в вашем доме.
Варианты замены
На двигатель 406 «Волги» ГАЗ-3110, помимо заводского датчика Калуга 19.3828, могут быть установлены детали других производителей. Автомобилисты различают их не по цифрам обозначения, а по цвету пластика на клеммном разъеме, поскольку разные заводы используют разные цвета. Таким образом, OEM Kaluga 19.3828 имеет черный хвостовик. Кроме того, вы можете найти и фирменную продукцию Bosch:
- RIKOR 40.5226 с розовым хвостовиком, производства Арзамасского завода;
- FENOX 19.3828000 произведено в Беларуси (Минск);
- LUZAR LS 0306 406-3851010 (Луганский радиаторный завод).
Отзывы владельцев на форумах говорят о том, что качество деталей, поставляемых в запчасти, крайне нестабильно. Два одинаковых датчика одного производителя могут измерять совершенно разные характеристики.
Проверка ДТОЖ ЗМЗ 406 миллиамперметром
Итак, у вас в автомобиле наблюдаются вышеперечисленные симптомы, что делать? Необходимо проверить эффективность датчика расхода! Как это сделать? Давайте узнаем. Для этого:
- Соберите схему, приведенную ниже, где: цифра 1 обозначает переменный резистор сопротивлением 10 кОм. Цифра 2 обозначает аккумулятор, 3 — вольтметр, 4 — миллиамперметр, 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Теперь подключите провода к батарее и с помощью переменного резистора установите ток в цепи между 1 и 1,5 мА. Измерьте напряжение вольтметром и сравните результат с таблицей. Поскольку мы измеряли напряжение датчика в комнатных условиях (температура = около 25 градусов), напряжение должно составлять 2,98 В
- Давайте изменим среду и поместим датчик в кипящую воду, затем соберем всю схему и снова проверим напряжение. Сравните результат с таблицей. Если показания отличаются от указанных в таблице, замените измеритель зажигания на новый.
Порядок подключения патрубков к карбюратору К151Д
Карбюратор в сборе (КА) в модификации К151Д по внешнему виду, конструкции и многим элементам идентичен модели К151С, которая устанавливалась на двигатели ЗМЗ-402. Само устройство не слишком сложное, более того, оно легко устанавливается, но у некоторых водителей (автовладельцев) возникают трудности с подключением шлангов, так как их много.
Рассмотрим этот вопрос подробнее, рассмотрим с помощью схем (фотографий), куда подключаются разъемы и для чего нужен каждый из них:
- на первой фотографии: ¹ 1 — к главной топливной магистрали, ¹ 2 — к обратной магистрали, ¹ 3 — к форсунке вентиляции картера, ¹ 4 — к штуцеру ECV (электромагнитного клапана) ограничителя холостого хода;
- на втором рисунке: № 5 — для подключения к ЭМС экономайзера (вторая ветка), № 6 — для подключения к клапану рециркуляции отработанных газов.
Первые два соединения являются самыми важными, они используются для подключения подающего и обратного шлангов, их нельзя перепутать, так как обратный шланг оснащен клапаном и топливо не будет поступать в ЕМС из бензобака, двигатель не запустится. Под номером три подсоединен патрубок для принудительного выпуска газов из картера двигателя, которые поступают во впускной коллектор под действием разрежения. Поскольку этот выпуск расположен в нижней части корпуса, картерные газы не попадают в сам карбюраторный узел.
Под номерами 4 и 5 (они на разных фотографиях) — патрубки со шлангами, с помощью которых ЕМС подключается к управлению экономайзером холостого хода, этот клапан часто ломается (хотя может выйти из строя и предохранитель). Кроме того, считается, что он играет незначительную роль, практически не влияет на расход топлива и часто отключается путем закольцовывания выходов трубок между собой. Нельзя оставлять фитинги неподключенными или подавленными — двигатель будет дросселировать, работать со значительными пульсациями и терять мощность.
Номер 6 — самый «лишний» из всех выходов, так как клапан рециркуляции влияет только на зеленые выхлопы, к тому же это устройство не всегда устанавливается на автомобиль. При необходимости ниппель 6 можно заглушить, но это не обязательно — если оставить его открытым, это ничего не изменит и не повлияет на работу двигателя.
Стартер
Стартер запускает двигатель, и от того, насколько хорошо он работает, зависит, будет ли автомобиль работать или нет. Для двигателей 3110 стартер выпускается многими производителями, и они также различаются по мощности.
Вот как выглядит стартер для автомобиля Волга 3110
Существует много типов стартеров для двигателя ЗМЗ 402 по мощности, но в основном они делятся на большие и малые. Средняя мощность малого стартера составляет около 1 кВт, большого — от 1,5 до 1,8 кВт. Существует также довольно много различных производителей. Наиболее известные марки стартеров — БАТЭ (Республика Беларусь), КАТЭК, ЛКД, FENOX, PRAMO, ZMZ KENO.
Регулировка карбюратора К151Д
Как и другие типы КУ («Озон», «Солекс» и т.д.), карбюратор K151D можно регулировать и настраивать, основными настройками являются:
«Сто пятьдесят первый» напоминает модель К126 и является как бы улучшенной ее версией, хотя имеет более сложную конструкцию, считается более «капризным» к настройке. Но не так уж сложно отрегулировать, например, холостой ход; здесь, к тому же, можно установить минимальные обороты на Газели с помощью тахометра.
Самая базовая регулировка, доступная для K151, — это регулировка угла наклона холостого хода, которая выполняется при прогретом двигателе, при этом все остальные компоненты топливной системы, цепи зажигания и сам двигатель должны быть исправны. Регулировка оборотов холостого хода выполняется следующим образом:
- запустите двигатель на холостом ходу, открутите большой винт количества (с пружиной), также открутите винт качества, установив обороты на максимум;
- Поочередно вращайте оба винта, снижая обороты, пока двигатель не начнет работать неровно;
- увеличить дроссельную заслонку на «количество», а затем на «качество», чтобы выровнять работу двигателя, но этот винт должен быть повернут как можно меньше, поскольку он влияет на расход бензина;
- уменьшите обороты до нормальных, т.е. примерно до 700-750 об/мин, используя винт количества (см. тахометр).
После регулировки холостого хода автомобиль обычно проверяют в работе, при необходимости регулировку повторяют.
Электрооборудование ГАЗ 3110
Как и в любом автомобиле, электрическая схема ГАЗ 3110 имеет автомобильную проводку с разъемами, различные реле и датчики, предохранители, приборы, а также источники и потребители электроэнергии. Источниками энергии являются генератор и аккумулятор, а потребителями — потребители:
- Стартер;
Схема конструкции стартера для Газ 3110 - Двигатели отопителя и стеклоочистителя ветрового стекла;
- Предупреждающие сигналы;
- Освещение;
- Компоненты системы зажигания;
- Автомобильное радио, сигнализация и другие приемники, установленные пользователем.
Волга 3110 оснащена электронным спидометром. Следует отметить, что предыдущая модель ГАЗ 31029 имела спидометр с механическим приводом (тросик). Также, в отличие от модели 31029, модель 3110 оснащена тахометром.
Но в автомобиле ГАЗ новый блок не сразу смог работать без проблем, поэтому были зафиксированы различные проблемы со спидометром и тахометром.
Тахометр в первых моделях имел следующую проблему — игла дрожала при указании оборотов. Позже производитель доработал устройство, и владельцам первых автомобилей пришлось устранять неисправность — впаивать дополнительный резистор в цепь тахометра.
Тахометр от автомобиля Волга 3110
После 1999 года проблема исчезла в этих автомобилях. Следует также сказать, что они были разными — их производили во Владимире и Риге.
Экскурс по брендам
Не будет ложью сказать, что лучшие датчики — это оригинальные датчики. Рынок запчастей OEM широк, но пугает покупателей ценами и необходимостью ждать доставки. Так много людей пользуются аналогами из-за стоимости и времени. Однако мы не советуем вам брать первый попавшийся! Обратите внимание на продукцию следующих компаний:
- Энергомаш (Россия). Отечественный производитель, продукция которого не уступает оригинальным аксессуарам. Цена доступная, качество выше всяких похвал. Можно было бы отнести «Энергомаш» ко второму списку, но мы отдали ему первое место за впечатляющее соотношение цена/качество;
- Denso (Япония). Производит датчики неизменно высокого качества. Покупатель может быть неприятно удивлен ценой, но продукт определенно стоит этих денег;
- Bosch (Германия). Немецкий производитель уже много лет радует автовладельцев высококачественными деталями. И датчики не являются исключением. Напротив, они почти не уступают оригиналам и стоят гораздо дешевле;
- Борзехунг (Германия). Она производит ограниченное количество компонентов автомобильной электроники. Она малоизвестна в России и Украине, но в Германии, где базируется компания, она считается одним из лучших производителей автомобильных датчиков;
- EPS (Италия). Выбирая между двумя крупнейшими итальянскими компаниями EPS и Facet, отдайте предпочтение первой, если вы готовы немного переплатить. В противном случае перейдите к продукции ]Facet[/anchor], которая замыкает список.
Существуют и более дешевые аналоги. Обратите внимание, что упомянутые китайские датчики стоят недорого, но служат недолго. Мы рекомендуем отдавать предпочтение продукции одной из этих компаний:
- Вика (Тайвань). Это не самый бюджетный вариант, но качество стоит своих денег. Если вы не можете позволить себе датчик, скажем, немецкой компании, поищите запасную часть на Тайване;
- Делло (Германия). С натяжкой можно сказать, что продукция этой компании подпадает под определение «немецкое качество». Тем не менее, датчики характеризуются высокой степенью отказоустойчивости и длительным сроком службы. Поэтому они прослужат долгое время;
- Facet (Италия). Компания уже упоминалась выше. Ее продукция отличается высоким качеством, но дефекты не редкость. Кроме того, датчики неправильно измеряют температуру (обычно она выше исходной), что уже опасно.
Подведем итог: при покупке внешнего датчика температуры рассматривайте самые дешевые аналоги в последнюю очередь — они будут выполнять свою работу, но выйдут из строя слишком быстро, и вы заплатите за это дважды.
Проверка датчика давления масла
Неисправный датчик давления масла может привести к неисправности двигателя. Поэтому его следует периодически проверять, чтобы убедиться, что он работает правильно. Как можно проверить датчик давления масла? Для этого существует специальная техника. Для этого необходимо снять датчик давления масла. Затем необходимо подключить контакты мультиметра к датчику. Он показывает нулевое сопротивление. Затем масло необходимо прокачать с помощью насоса. Цепь должна быть разорвана. В этом случае измерительный прибор показывает бесконечность. Это означает, что датчик полностью готов к работе. Если вы знаете, как проверить датчики, вы сможете обеспечить нормальную работу двигателя и всех систем в течение длительного времени.
Проверка датчика холостого хода
При возникновении вышеуказанных неисправностей следует проверить датчик холостого хода. Он расположен на дроссельной заслонке. Рядом с ним находится трос дроссельной заслонки. Над датчиком холостого хода находится датчик положения дроссельной заслонки. Выключите зажигание и извлеките представленное устройство. Датчик можно закрепить с помощью клеящего состава или винтов. В первом случае потребуется снять весь узел дроссельной заслонки. Винтовое соединение позволяет отсоединить только датчик.
Затем бортовые провода следует подключить к датчику. Палец должен быть помещен на иглу конуса. Затем включается зажигание. Если после этого вы почувствуете легкое потягивание иглы, это означает, что датчик исправен. В противном случае элемент будет неподвижен. Необходимо будет заменить датчик.
Можно ли продолжать ездить на автомобиле
Если датчик температуры всасываемого воздуха выходит из строя и перестает выдавать показания или выдает неправильные показания, одновременно возникает несколько неприятных последствий. Первое — это возникновение проблем с запуском двигателя. Это происходит потому, что термистор работает в паре с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Полученные данные позволяют точно рассчитать момент впрыска, что особенно важно при запуске горячего двигателя. Одновременно выявляются и другие проблемы:
- потеря мощности двигателя, ослабление реакции;
- нестабильная работа двигателя на низких оборотах.
В зависимости от марки автомобиля могут быть и другие последствия. Например, в автомобилях Chery, произведенных в Китае, может увеличиться расход топлива и перестать включаться задний мост.
Аварийные режимы ЭБУ, характер работы двигателя ЗМЗ-409 в этих режимах.
В случае отказа или неисправности отдельных компонентов или датчиков системы управления двигателем ЗМЗ-409 электронный блок управления (ЭБУ) включает лампу «Check Engine» и переходит в один из аварийных режимов управления двигателем.
В этом случае рекомендуется полностью остановить автомобиль или хотя бы двигаться со скоростью 50 км/ч до устранения неисправности системы, чтобы исключить возможный перегрев двигателя или детонацию, а также выход из строя каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Компоненты электронной системы управления двигателем оказывают различное влияние на работу двигателя. Например, выход из строя датчика положения коленчатого вала или электробензонасоса. приводит к полному отказу двигателя ЗМЗ-409.
Однако, если, например, выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, ЭБУ просто начинает принимать его значение равным температуре холодного двигателя, а затем через 3-5 минут работы устанавливает это значение равным температуре прогретого двигателя. Однако это может быть реализовано не во всех версиях прошивки, поэтому иногда холодный запуск может быть затруднен или невозможен из-за неисправного датчика температуры.
Распиновка и подключение ДМРВ Газель
Чтобы выяснить, где отсутствует контакт, или измерить напряжения питания и сигнала, необходима схема. Рассмотрим вариант для пленочного датчика массового расхода воздуха производства Siemens.
Небольшое отступления от темы
На рисунке показано, насколько тесно расширительный клапан интегрирован в систему управления ЭБУ. Малейший сбой в обмене данными приведет к немедленному нарушению формирования топливно-воздушной смеси. Это приводит к снижению эффективности и увеличению расхода топлива.
Важное замечание: нарушение или даже полное удаление ДМРВ из ЭБУ не приведет к остановке автомобиля. Однако длительная работа без датчика негативно сказывается на сроке службы двигателя, не говоря уже о текущих финансовых потерях.
Как проверить исправность ДМРВ
Прежде всего, необходимо регулярно проводить компьютерную диагностику автомобиля, даже в гараже с помощью элементарных автомобильных сканеров. Каждая версия Газели оснащена портом OBD-II, через который можно получить подробную информацию о работе электронных систем двигателя.
Начальные параметры датчика расхода воздуха (необходимо выбрать модель и тип двигателя) сохраняются в диагностической программе. Таким образом, отклонения от нормы будут исправлены, а продвинутые программы также подскажут вероятную причину нарушения.
Однако есть и более примитивный метод, который можно использовать, если у вас нет под рукой диагностического сканера. Цифровой мультиметр можно найти в гараже каждого автомобилиста. Самое главное, чтобы его погрешность не была слишком большой: значения напряжения на распиновке данных DMRE варьируются в пределах сотых долей вольта — минимальный разброс значений, на который рассчитан ЭБУ.
На рисунке показана распиновка датчика от Siemens или его российских аналогов «Автел» и «Элкар».
- Прежде всего, следует проверить целостность жгута проводов и контактной группы проводов. Для этого (после предварительного отсоединения отрицательной клеммы аккумулятора) отсоедините разъем и снова подсоедините аккумулятор. Включите зажигание, не проворачивая стартер. На выводе 2 должно быть 12 вольт. Не 13,5, как на батарее, а ровно 12, после регулятора напряжения. Контакт №4 должен подавать на датчик напряжение 5 вольт.
- Затем снова подключите разъем (не забыв временно отсоединить «землю» аккумулятора). Проверьте самый важный сигнал датчика: напряжение компенсации термистора. При включенном зажигании это значение должно быть в пределах 0,99 — 1,02 В. 1,03 — 1,05 В является приемлемым, но такой ДМВ долго не продержится. Любое другое значение, даже с допуском 0,01 В от номинала, является признаком неисправности.