Датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ автомобиля ЗМЗ-406

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно DTC) используется на двигателях с инжекторным, или распределенным впрыском топлива в цилиндры.

Назначение датчика температуры

Эта деталь используется для передачи информации о тепловом состоянии двигателя в электронный блок управления. В зависимости от степени прогрева ЭБУ регулирует количество бензина, впрыскиваемого в цилиндры. В случае неохлажденного двигателя используется режим прогрева (когда впрыскивается больше топлива). В двигателях с классической карбюраторной системой питания эту роль играет ручная воздушная заслонка («подсос»). Инжектор, с другой стороны, контролирует качество смеси напрямую. Для того чтобы электроника правильно рассчитала впрыск, она должна измерить температуру двигателя.

Использование на двигателях 406

Двигатели ЗМЗ-406 семейства Заволжского моторного завода оснащены ЭБУ МИКАС 5.4 или 7.1, а также Itelma VS5.6. Для их правильной работы требуется ДТЭЖ производства калужской компании «Автоприбор» с артикулом 19.3828. Эти двигатели имеют серийный индекс 4062.10 и устанавливаются на автомобили ГАЗ-3110, 31105 и 3102, а также некоторые модели «ГАЗель» и «Соболь».

СМГ ЗМЗ-406

Неопытные владельцы часто путают датчик температуры охлаждающей жидкости ZMZ-406 с другим датчиком, который также измеряет температуру воды в системе: переключателем вентилятора на радиаторе. Помимо внешнего вида и расположения, эти две части имеют совершенно разный принцип работы.

ПОЧТА

Датчик включения вентилятора устанавливается на трубе рядом с радиатором или непосредственно на нем. Он работает в бинарном режиме, замыкая цепь, когда температура охлаждающей жидкости достигает заданной температуры, и подает сигнал на запуск электродвигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-406 расположен непосредственно на двигателе на планке термостата. Он сконструирован по принципу термистора и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от температуры охлаждающей жидкости. Измеритель имеет двухконтактную клеммную колодку, расположение контактов которой показано на рисунке:

диаграмма

Варианты замены

Помимо калужского датчика 19.3828, входящего в заводскую комплектацию, на двигатель 406 «Волги» ГАЗ-3110 могут быть установлены детали других производителей. Автомобилисты различают их не по цифрам обозначения, а по цвету пластика на клеммном разъеме, поскольку разные заводы используют разные цвета. Таким образом, OEM Kaluga 19.3828 имеет черный хвостовик. Кроме того, вы можете найти и фирменную продукцию Bosch:

  • RIKOR 40.5226 с розовым хвостовиком, производства Арзамасского завода;
  • FENOX 19.3828000 изготовлен в Беларуси (Минск);
  • LUZAR LS 0306 406-3851010 (Луганский радиаторный завод).

Отзывы владельцев на форумах говорят о том, что качество поставляемых деталей крайне нестабильно. Два одинаковых датчика одного производителя могут показать совершенно разные характеристики при измерении.

Диагностика неисправности

Функциональное тестирование датчика может быть проведено в два этапа.

По внешним проявлениям без демонтажа

Если двигатель не запускается при низких температурах, одной из причин может быть неисправный датчик. Блок управления не получает информацию о том, что двигатель переохлажден, и не корректирует объем впрыска. Лампочка «Check» на приборной панели не загорается, потому что в самой системе нет неисправности.

Детонация прогретого двигателя также является возможным симптомом неисправного датчика температуры. Это также приведет к увеличению оборотов холостого хода.

Если у вас есть прибор, проверьте коды ошибок ЭБУ: индикаторами неисправного датчика температуры будут 21 и 22.

Проверка приборами

Выполните проверку при снятом с двигателя датчике, используя миллиамперметр и вольтметр. Соберите компоновку, показанную на рисунке:

диаграмма 2

Датчик опускается в емкость с кипящей водой, и напряжение измеряется при заданной температуре (контролируется термометром). Напряжение должно примерно соответствовать стандартным значениям (температура в градусах Цельсия напряжение в вольтах):

  • 100 — 3.73;
  • 60 — 3.33;
  • 25 — 2.98.

Деталь бракуется, если ее напряжение ниже 2,31 В (соответствует -60°C) или выше 3,98 В (показания для +125°C).

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector