Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно DTC) используется на двигателях с инжекторным, или распределенным впрыском топлива в цилиндры.
Назначение датчика температуры
Эта деталь используется для передачи информации о тепловом состоянии двигателя в электронный блок управления. В зависимости от степени прогрева ЭБУ регулирует количество бензина, впрыскиваемого в цилиндры. В случае неохлажденного двигателя используется режим прогрева (когда впрыскивается больше топлива). В двигателях с классической карбюраторной системой питания эту роль играет ручная воздушная заслонка («подсос»). Инжектор, с другой стороны, контролирует качество смеси напрямую. Для того чтобы электроника правильно рассчитала впрыск, она должна измерить температуру двигателя.
Использование на двигателях 406
Двигатели ЗМЗ-406 семейства Заволжского моторного завода оснащены ЭБУ МИКАС 5.4 или 7.1, а также Itelma VS5.6. Для их правильной работы требуется ДТЭЖ производства калужской компании «Автоприбор» с артикулом 19.3828. Эти двигатели имеют серийный индекс 4062.10 и устанавливаются на автомобили ГАЗ-3110, 31105 и 3102, а также некоторые модели «ГАЗель» и «Соболь».
Неопытные владельцы часто путают датчик температуры охлаждающей жидкости ZMZ-406 с другим датчиком, который также измеряет температуру воды в системе: переключателем вентилятора на радиаторе. Помимо внешнего вида и расположения, эти две части имеют совершенно разный принцип работы.
Датчик включения вентилятора устанавливается на трубе рядом с радиатором или непосредственно на нем. Он работает в бинарном режиме, замыкая цепь, когда температура охлаждающей жидкости достигает заданной температуры, и подает сигнал на запуск электродвигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-406 расположен непосредственно на двигателе на планке термостата. Он сконструирован по принципу термистора и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от температуры охлаждающей жидкости. Измеритель имеет двухконтактную клеммную колодку, расположение контактов которой показано на рисунке:
Варианты замены
Помимо калужского датчика 19.3828, входящего в заводскую комплектацию, на двигатель 406 «Волги» ГАЗ-3110 могут быть установлены детали других производителей. Автомобилисты различают их не по цифрам обозначения, а по цвету пластика на клеммном разъеме, поскольку разные заводы используют разные цвета. Таким образом, OEM Kaluga 19.3828 имеет черный хвостовик. Кроме того, вы можете найти и фирменную продукцию Bosch:
- RIKOR 40.5226 с розовым хвостовиком, производства Арзамасского завода;
- FENOX 19.3828000 изготовлен в Беларуси (Минск);
- LUZAR LS 0306 406-3851010 (Луганский радиаторный завод).
Отзывы владельцев на форумах говорят о том, что качество поставляемых деталей крайне нестабильно. Два одинаковых датчика одного производителя могут показать совершенно разные характеристики при измерении.
Диагностика неисправности
Функциональное тестирование датчика может быть проведено в два этапа.
По внешним проявлениям без демонтажа
Если двигатель не запускается при низких температурах, одной из причин может быть неисправный датчик. Блок управления не получает информацию о том, что двигатель переохлажден, и не корректирует объем впрыска. Лампочка «Check» на приборной панели не загорается, потому что в самой системе нет неисправности.
Детонация прогретого двигателя также является возможным симптомом неисправного датчика температуры. Это также приведет к увеличению оборотов холостого хода.
Если у вас есть прибор, проверьте коды ошибок ЭБУ: индикаторами неисправного датчика температуры будут 21 и 22.
Проверка приборами
Выполните проверку при снятом с двигателя датчике, используя миллиамперметр и вольтметр. Соберите компоновку, показанную на рисунке:
Датчик опускается в емкость с кипящей водой, и напряжение измеряется при заданной температуре (контролируется термометром). Напряжение должно примерно соответствовать стандартным значениям (температура в градусах Цельсия напряжение в вольтах):
- 100 — 3.73;
- 60 — 3.33;
- 25 — 2.98.
Деталь бракуется, если ее напряжение ниже 2,31 В (соответствует -60°C) или выше 3,98 В (показания для +125°C).