Шаровая опора относится к элементам подвески, о которых многие слышали, но не совсем уверены, сколько вообще нужно в конструкции. Часто от человека, приехавшего в автосервис, приходится слышать примерно такое: «Пожалуйста, посмотрите на мою машину, а то я сейчас ехал и попал в яму.
Мне кажется, шаровой вырвало, теперь страшно ездить…». Абсурдность этой ситуации заключается в том, что при удалении надколенника никто никуда не уходит. Автомобиль после этого случая становится неподвижной грудой железа, не способной передвигаться самостоятельно.
В сегодняшней статье мы рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются люди при диагностике и замене шаровых опор, а именно:
1. Что такое надколенник и для чего он нужен? Каковы симптомы отказа надколенника?
2. Что вызывает повреждение надколенника и как это проверить?
3. Как надколенник выходит из строя?
4. Есть ли хорошие недорогие шаровые опоры для Хонды?
5. Ремонт шаровой опоры, насколько это надежно?
Начнем по порядку.
- Что такое надколенник?
- Для чего нужна коленная чашечка?
- Симптомы повреждения надколенника
- Что вызывает повреждение надколенника?
- Как проверить надколенник?
- Как происходит выход из строя (выход) шаровой опоры?
- Существуют ли хорошие недорогие варианты замены шаровых опор для Honda?
- Ремонт шаровой опоры, насколько это надежно?
Что такое надколенник?
Шаровая опора — элемент автомобильной подвески, представляющий собой металлический штифт с шариком на одном конце и резьбой на другом. Металлический шар находится в оболочке, заполненной специальным полимерным составом, в котором шар имеет возможность двигаться в различных плоскостях.
Особо хотелось бы отметить, что этот механизм за счет полимерного наполнения оказывается «безлюфтовым», а значит «безлюфтовым», а в случае Honda не требует периодической смазки, т.к закрыто. Снаружи мяч защищен резиновым чехлом, препятствующим попаданию внутрь набора грязи и влаги.
С обратной стороны штифта, с которым встречается резьба, шаровой шарнир крепится к другому элементу подвески (обычно рычагу), обеспечивающему взаимную подвижность двух элементов подвески за счет движения шарика, несмотря на их соединение.
Вообще для людей далеких от техники конструкцию шаровой опоры можно объяснить ее сходством с шаровой опорой. По сути, это механический аналог человеческого сустава (например), позволяющий, опять же, например, руке двигаться практически в любой плоскости.
Для чего нужна коленная чашечка?
На практике, для ясности, шаровая опора чаще всего располагается в районе поворотного кулака — элемента передней подвески автомобиля, к которому крепится колесо. Подвижность поворотного кулака необходима для управления автомобилем (все повороты колес осуществляются непосредственно при участии поворотного кулака), поэтому шаровая опора в данном узле технически самое простое и правильное решение.
Стоит отметить, что в многорычажной схеме передней подвески, как правило, с каждой стороны установлено по две шаровые опоры – одна верхняя и одна нижняя. В системе МакФерсона надколенник один, нижний. Существуют конструкции задней подвески Honda, в которых шаровые опоры (верхние.
В случае МакФерсона, где имеется только один шар, ситуация загрузки аналогична «дну». Это привело к тому, что в большинстве каталогов и руководств было указание на замену шаровой опоры только вместе с поворотным кулаком.
Позже, после испытаний, были выпущены специальные бюллетени, подтверждающие возможность замены шаровой опоры в системе МакФерсон без замены поворотного кулака, и в продажу поступили настоящие шаровые опоры.
Другим местом для надколенника может быть предплечье. Такая компоновка присутствует, например, в Honda Fit (Jazz) и других, построенных на ее основе. На самом деле ничего принципиально уникального в этом нет: это вариация на тему Макферсона.
В этом случае Honda предлагает только один вариант замены шаровой опоры вместе с рычагом. Это дорого, но, к сожалению (или к счастью), пока единственно правильный выбор. Почему мы так думаем? Продолжай читать
Симптомы повреждения надколенника
Наиболее частым признаком повреждения шаровой опоры является появление странного звука в подвеске при преодолении неровностей дороги. Спереди слева или справа (в зависимости от поврежденной стороны) раздается странный шум, который большинство автомобилистов определяет как «расщепление». Звук, издаваемый поврежденной шаровой опорой, часто напоминает стук металлического предмета по пластику (фактически это шаровая опора).
Во время и после сильных морозов шаровая опора может очень громко трещать при движении автомобиля. Это связано с тем, что жир в надколеннике, «уставший» от разорванного пыльника, замерзает при низких температурах.
Что вызывает повреждение надколенника?
Главный враг любой коленной чашечки не дороги (если не ловить все дырки), ни время, а банальная влага и грязь, попадающая под защитный ботинок. Стоит сказать, что с целым пыльником это практически невозможно, но, к сожалению, у небольшого кусочка резины тоже есть свой срок годности.
Случайно повредить его за рулем очень сложно: его расположение таково, что зацепиться за что-то практически невозможно. Чаще всего поломка пыльника происходит из-за банального износа (здесь очень большую роль играет погода) или из-за действий человека, например, поломки инструментом при работе на узле (например, при отсоединении цевья для замены сайлентблоков).
Своевременно замеченный разрыв пыльника и его последующая замена практически не влияет на работоспособность штуки. Езда с такими повреждениями в течение длительного времени вызывает попадание в шаровую опору грязи и воды, которая, действуя как абразив, вызывает коррозию шара и ликвидирует каверны в полимерном наполнителе и на поверхности шара реакция.
Последний, на шаровой опоре, говорит о необходимости срочной замены (или ремонта) детали. В противном случае высока вероятность выхода из строя и возникновения аварийной ситуации.
Как проверить надколенник?
Целостность шаровой опоры лучше проверить в автосервисе, однако, если у вас есть свой гараж с ямой или подъемником, а также достаточное количество света, то проверить ее можно и самостоятельно. Суть контроля в следующем: рабочий шар должен иметь полный пыльник и не иметь разрывного зазора.
Поврежденный пыльник, если нет люфта, следует заменить сразу же при обнаружении. Наличие отката означает однозначную замену (ремонт) надколенника также в момент обнаружения. Езда с такими повреждениями опасна!
Как происходит выход из строя (выход) шаровой опоры?
Чтобы понять, что происходит в случае поломки шаровой, достаточно вспомнить ее назначение: прикрепить поворотный кулак к другому рычагу подвески. Обрыв разъединяет эту связь, в результате чего поворотный кулак начинает жить своей жизнью, управлять им становится невозможно, а прикрепленное к нему колесо, как правило, выворачивается наружу, по пути повреждая подкрылок, уже часто дверь автомобиля.
Выход из строя шаровой опоры чреват серьезными последствиями для кузова автомобиля и вообще создает опасную ситуацию на дороге.
Чаще всего такие аварии происходят на минимальных скоростях, при трогании с места, так как именно в этот момент шаровая опора испытывает максимальную нагрузку (кроме попадания в яму). Благодаря этому аварии при поломке шарового крана случаются гораздо реже, чем могли бы быть, учитывая серьезность ситуации.
К сожалению, бывают и редкие аварии, происходящие на большой скорости при попадании колеса в яму. В этом случае от неприятностей может спасти только стечение обстоятельств и мастерство водителя, так как машина с рулем в одну сторону в одно мгновение становится совершенно неуправляемой.
Существуют ли хорошие недорогие варианты замены шаровых опор для Honda?
Ни для кого не секрет, что для Хонды лучшие шаровые опоры — это оригинальные Хонды, у которых есть только один «маленький» минус — высокая цена (даже завышенная за час), которая может доходить до $150-200. Неудивительно, что многие автолюбители предпочитают экономить при замене шаровой опоры, руководствуясь рядом соображений («все равно скоро продавай» или «моей машине 10 лет, зачем ей такие дорогие детали»), помимо практических соображений и безопасности. Попробуем вместе разобраться, как можно сэкономить на замене шаровой опоры.
На рынке есть много разных производителей, которые предлагают шаровые шарниры для Honda. Среди наиболее привлекательных можно назвать 555, CTR, Febest, Masuma, которые предлагают свою продукцию по цене в 3-5 раз ниже оригинальной новой шаровой опоры от Honda. Что можно сказать о его качестве?
Честно говоря, ничего хорошего. Общее (и не, заметьте, единственное) наблюдение за шаровыми опорами разных производителей, в течение нескольких лет, дает довольно печальную картину: детали ходят, но не стабильно.
Шаровая опора Хонды имеет однозначный ресурс, соотносимый с предыдущим ресурсом, который составляет не менее 80 000 тыс км. На практике были случаи эксплуатации автомобилей, пробег которых достигал 150 000 км, без необходимости замены детали. Замена пыльника позволяет продлить срок службы шарового крана еще на равный период.
В случае с дублирующими шарикоподшипниками прежний ресурс часто был больше, чем ресурс самого подшипника. Иными словами, поломки произошли буквально через несколько дней после проверки подвески автомобиля на станции, где была проверена целостность резиновой детали.
Конечно, мы знаем отзывы о 20 000 км, 30 000 км и иногда даже 40 000 км благополучного пробега с дублированной нижней шаровой опорой, но к сожалению это редкость в общей массе. Чаще такая шаровая опора требовала замены задолго до 15 000 км.
В нашей практике также известны случаи, когда разрыв дубликата надколенника происходил через несколько метров (!!!) после начала операции. Самым показательным моментом стала поломка шаровой опоры на Honda CR-V при проезде через подъезд автосервиса, где была заменена именно эта деталь. При этом мастер неоднократно предупреждал заказчика о нестабильном качестве производителя шаровой опоры.
Кроме того, многие «пострадавшие» отмечали общую черту выхода из строя дублирующих шаровых опор — чаще всего они «умирают» тихо, не «квакая», не «хрустя», не «чакая», то есть без ничего не звучащего, и не давая возможности «поймать» его до того, как он выпадет из соединения. Все это позволяет прийти к однозначному выводу: установки дублирующих нижних шаровых опор лучше избегать.
С верхними шаровыми опорами, присутствующими на многорычажной подвеске, дело обстоит иначе. На практике замечено, что замена верхних шаровых опор на дубликаты, как правило, не приводит к неприятным последствиям. Виной тому конструкция подвески Хонды, в которой верхняя шаровая играет роль «опорной» детали, не несущей сильной нагрузки.
Все мастера однозначно определяют основную причину выхода из строя надколенника как «длительную эксплуатацию с сорванным защитным пыльником» и вообще надколенник часто «ходит» в два раза дольше, чем используемые сайлентблоки на том же рычаге.
К сожалению, Хонда не предусматривает выпуск верхних шаровых опор отдельно от рычага, на котором они расположены. Это приводит к удорожанию его замены (поскольку приходится покупать целый рычаг), что очень неприятно для автомобилистов, которые ездят на этом типе автомобилей (хотя практически все они прекратили выпуск после 2001 года).
В этом случае замена оригинального шарового шарнира дубликатом могла бы иметь смысл, если бы не одно обстоятельство: маленькая площадь приземления шара. Не каждый мастер может «посадить» новую дублирующую шаровую опору в старое посадочное место, и часто новая дублирующая шаровая опора «для надежности» заедает сваркой в месте крепления, что приводит к повреждению полимера внутри шаровой опоры ускоренный выход из строя самого шара!
Правда, с верхними рычагами выход другой – есть возможность приобрести дубликат рычага в сборе вместе с сайлентблоками и шаровой опорой, внешне почти не отличающийся от оригинала. Как показывает опыт, эти заменители ведут себя вполне прилично, но касаются только верхней части передней подвески!
Но что делать, если нижняя шаровая опора повреждена, а сэкономить очень хочется? Есть два варианта. Первый — попытаться найти контрактный (т.е б/у) узел (например, поворотный кулак или нижний рычаг) с полной шаровой опорой.
Привезенный из Японии (а не снятый с погибшего на дорогах России автомобиля), комплект может быть практически новым (несмотря на паршивый внешний вид), и хотя сейчас шансов на это все меньше и меньше, они все же есть.
Так, в нашей практике есть случаи приобретения контрактных поворотных кулаков менее чем за 30 долларов, которые при установке в сборе (т.е шаровая (80 долларов), ступичный подшипник (80 долларов), тормозной диск (110 долларов), суппорт (150 долларов) (цены даны за новые оригинальные запчасти)), проехал более 80 тыс км без нареканий.
Однако многим такой вариант закупки может быть не по карману (нет доступа к качественным деталям) или может не понравиться («зачем платить за старые детали?»), поэтому есть другой вариант: ремонт шаровой опоры.
Ремонт шаровой опоры, насколько это надежно?
Ведь многие автолюбители недооценивают этот метод ремонта, и, как показывает практика, зря. Хороший мастер при правильном оборудовании и материалах может восстановить ресурс шаровой опоры в два раза (а иногда и втрое) меньше, чем у новой!
Например, в Новосибирске есть как минимум пара мастеров, которые разработали свою поистине уникальную технологию восстановления шаровых опор, после которой шаровая опора становится практически вечной, значительно превосходя по ресурсу не то что дубликат, но даже одну новую и оригинал шаровой шарнир! И зачастую это дешевле, чем покупать новый.
Безусловно, восстановление шаровой опоры – процесс, требующий большой ответственности, и обращаться по этой теме следует только к проверенному мастеру. Категорически не рекомендуем делать эту операцию самостоятельно, без специальной подготовки и знаний!
Надеемся, что смогли наглядно проинформировать вас о характеристиках шаровых опор Honda и их замене. Следует отметить, что данные, представленные в статье, относятся только к Honda. Насколько нам известно, конструктивные особенности других автомобилей, таких как Тойота, несколько иные, и нагрузка на шаровые опоры там распределяется иначе, поэтому советы, данные в этой статье, могут не помочь водителям Тойоты, а то и навредить их.
На наш взгляд, лучший вариант замены шаровых опор автомобиля – это оригинальные шаровые опоры Honda, или.. отдать их на ремонт профессиональным мастерам. Возможность покупать контрактные вертлюги вместе с узлом, к сожалению (или к счастью), ушла в прошлое. Имеющиеся на рынке дубликаты запасных частей пока не могут считаться качественной заменой оригинальной продукции.
Обменять опору на оригинал стоит, если цена головки находится в пределах 70-80 долларов. Во-первых, это не такая уж и высокая цена за качественную деталь, а во-вторых, в этом случае можно сэкономить на стоимости замены, выполнив ее своими руками (конечно, при наличии технической возможности).
Обращение к мастеру, занимающемуся ремонтом шаровых опор, можно рекомендовать владельцам тех автомобилей, у которых оригинальная шаровая опора не является отдельной деталью, а только идет в комплекте с рычагом. В этом случае польза работы мастера будет очевидна.
Остается только добавить одно, прежде чем записываться к мастеру, который будет восстанавливать шаровые опоры вашего автомобиля, попробуйте поискать отзывы о нем. Все-таки, выбрав этот путь, вы доверяете свою безопасность человеку, у которого нет никаких гарантий от Хонды. Но, зачастую, это не мешает ему быть настоящим профессионалом.