Поворот налево на перекрестке. Часть 2

В первой части темы о повороте налево на перекрестке было рассмотрено несколько случаев поворота налево с крайней левой полосы.

Состоялась дискуссия о том, как должен осуществляться поворот налево в соответствии с Правилами.

Также были рассмотрены некоторые основные риски для водителей в таких ситуациях.

В этой статье мы расскажем о взаимодействии участников движения, осуществляющих параллельный поворот с двух крайних полос (левой и соседней) на перекрестке в случаях, разрешенных Правилами дорожного движения.

В таких случаях левые повороты с двух соседних полос обычно выполняются одновременно или почти одновременно.

Обычно параллельный, то есть двусторонний поворот налево не вызывает разногласий между участниками движения, но только до тех пор, пока их пути не начинают пересекаться.

И если во время поворота кто-то движется (перестраивается) со своей полосы на чужую (этот маневр — не что иное, как смена полосы движения в пределах перекрестка), существует вероятность эскалации в виде столкновения (конфликта).

Причиной конфликта чаще всего является то, что при выезде с перекрестка кто-то из поворачивающих стремится занять «неправильную» полосу, что в итоге выглядит как игнорирование чужого приоритета.

И поскольку обычно есть два человека, которые хотят ехать первыми, в таких случаях между ними возникает спор о том, кто должен уступить дорогу первым.

Давайте попробуем разобраться в этом, но чтобы было понятнее, имеет смысл сначала прочитать первую часть этой темы.

Знаки 5.15.1 «Направление движения по полосам» и 5.15.2 «Направление движения по полосам», установленные перед перекрестком, действуют на всем протяжении перекрестка, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем, не указывают другое направление.

Другие знаки 5.15.1 и 5.15.2 обычно устанавливаются над проезжей частью перекрестка так, чтобы они были видны и не вызывали разногласий.

Вторичные симптомы

Многие замечали, что на многополосных перекрестках полосы движения на перекрестке обозначаются знаком 1.7 (короткая черточка, границы полос движения в пределах перекрестка).

Наиболее распространена разметка для полос, поворачивающих налево или направо, и гораздо реже — для полос, поворачивающих налево или направо.

Но в действительности на большинстве перекрестков таких знаков нет.

Таким образом, когда на перекрестке нет знака 1.7, полосы движения на перекрестке являются фиктивными, но они есть и никуда не денутся.

Проблема в том, что чувство пространства у людей разное (особенно за рулем), и не все могут спокойно ехать по своей условной полосе.

Когда левый поворот на перекрестке разрешен с двух крайних левых полос (возможно, с более чем двух), разумно поворачивать, двигаясь по своей полосе как бы параллельно друг другу (рисунок ниже), и тогда никто не будет мешать.

А полосу для выезда (левую или правую) лучше выбирать исходя из дальнейшего маршрута.

Параллельный левый поворот одновременно с двух полос, пути не пересекаются

Правила разрешают выполнять поворот налево на любой полосе дороги, на которую вы поворачиваете, так как в ПДД нет прямых указаний по выполнению поворота налево.

Пункт 8.6 ПДД гласит, что поворот (как левый, так и правый) должен быть выполнен таким образом, чтобы при выезде с перекрестка транспортное средство не оказалось на встречной полосе.

Поэтому, согласно этому правилу, любой водитель, поворачивающий налево, каждый со своей полосы, имеет право въехать на ту полосу дороги, на которую он поворачивает.

Обратите внимание, что если вы покидаете свою полосу движения при выполнении поворота (на пересечении проезжих частей), вступает в силу так называемое правило «смены полосы движения» (Правила дорожного движения, параграф 8.4).

Если есть перекресток, водитель на своей полосе должен уступить дорогу.

Если смена полосы происходит в обратном порядке (оба находятся на своих полосах), преимущество имеет водитель справа.

Например, нередко бывает, что оба поворачивающих налево автомобиля стремятся въехать на одну и ту же полосу. Либо они оба находятся в крайней левой полосе, либо они оба находятся в средней или правой полосе.

Если их пути обязательно «встретятся», т.е. пересекутся, чья сторона будет иметь преимущество?

Водитель, поворачивающий с другой (не левой) полосы и стремящийся въехать на крайнюю левую полосу дороги, на которую он поворачивает, «подрезает» своей правой скулой другого водителя, который параллельно с ним слева поворачивает на ту же крайнюю левую полосу (рисунок ниже).

В этом случае «водитель справа» покидает свою обычную полосу движения и поэтому обязан уступить дорогу «водителю слева».

Параллельный левый поворот одновременно с двух полос, пути пересекаются

То же самое верно и в «зеркальном» случае, когда «левый» автомобиль теснит «правый» на повороте, т.е. оба поворачивающих налево стремятся попасть на правую (дальнюю) полосу дороги.

В этом случае приоритеты меняются местами: «Левый» должен уступить место «правому».

Действие правил смены полосы движения на перекрестке следует из определений знаков 5.15.1 и 5.15.2, упомянутых в начале статьи (эти знаки действуют на всем перекрестке).

Поэтому при проезде перекрестка в соответствии с вашими намерениями и дорожными условиями вы должны это учитывать. Принцип смены полосы движения изложен в разделе 8.4 Кодекса дорожного движения.

О других ситуациях, возникающих в процессе «перестроения» с полосы на полосу, читайте в серии статей Lining Up.

Все написанное выше — это вариант того, как правильно совершить левый поворот на перекрестке с учетом приоритета согласно Кодексу дорожного движения.

Однако в действительности приоритет в таких ситуациях по разным причинам упускается. Как избежать аварии при таких маневрах?

Реальность такова, что приоритет в движении, как и соблюдение правил дорожного движения в целом, не гарантирует безопасности.

Таким образом, при использовании приоритета вам все равно необходимо убедиться, что вы находитесь на дороге с приоритетом.

В случае двустороннего левого поворота, если произошла авария, характер столкновения между автомобилями, т.е. кто «догнал», «сгрудился» и с какой стороны было совершено действие, также будет учитываться при определении виновных, в дополнение к уточнению приоритета проезда.

Многие нюансы столкновения они могут не определить (или не захотеть). Например, как определить, кто имеет приоритет, без внешнего «наблюдателя»?

В таких случаях основанием для аварии является двусторонняя смена полосы движения, где применяется раздел 8.9 Кодекса дорожного движения (правило «правого препятствия»).

Другими словами, водитель автомобиля, не уступивший дорогу перед препятствием справа, становится юридически виновным в ДТП (см. статью Погоня справа в правилах дорожного движения).

И вообще, часто бывают не идеальные условия для соблюдения приоритета по той простой причине, что ситуация на выезде с перекрестка в разных ситуациях не одинакова.

Сюда могут входить перекрестки различных форм и обстоятельств, где в одних случаях пешеходы пересекают проезжую часть, а в других возникает затор на правой полосе (после поворота).

Другие варианты: когда один водитель едет чуть впереди, другой чуть позади; на проезжей части одна машина едет слева, другая справа; пробки на перекрестке в час пик и т.д.

Не существует универсального «рецепта», как избежать аварии.

Если кто-то совершает левый поворот вопреки правилам, например, со средней или правой полосы, водитель-нарушитель не имеет законного преимущества.

Однако, увидев такую ситуацию, предположите, что на вашей стороне есть смысл взять управление на себя, чтобы избежать столкновения.

В судебной практике есть немало случаев, когда суд вставал на сторону нарушителя только потому, что он был прав. Затем Верховный суд отменил эти решения, но не у всех хватает терпения дойти до Верховного суда.

Поэтому на перекрестке необходимо взять за основу общее правило движения задним ходом (раздел 8.4 Правил дорожного движения) и в конкретных случаях действовать в зависимости от ситуации, чтобы была возможность избежать столкновения.

Имея приоритет и уступая дорогу, вы НЕ нарушаете правила дорожного движения.

Следите за дополнительной информацией. Вы найдете много интересного и полезного с точки зрения собственной безопасности на дорогах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector