Кроссовер Toyota RAV4 по праву можно назвать автомобилем-легендой. Это один из немногих выпускаемых в настоящее время автомобилей, который смог объединить самые разные категории автовладельцев. Если детально рассмотреть группы автомобилистов, предпочитающих японский автомобиль, то можно увидеть, что домохозяйки, работники среднего звена, бизнесмены, путешественники и приверженцы активного образа жизни комфортно чувствуют себя за рулем Toyota Rav4.
Модель была запущена в производство в 1994 году, и тогда мало кто понимал, что ей суждено стать культовой. Первое поколение отличалось достаточно простой конструкцией и скромными техническими характеристиками. Но с первых же дней машина зарекомендовала себя исключительно положительно благодаря отличной надежности и устойчивости.
Во многом благодаря RAV4 у автомобилистов Toyota стала ассоциироваться с пресловутым японским качеством сборки. Причем мощностью отличались не только двигатели, но и различные варианты коробок передач. Изначально автомобиль комплектовался обычной механикой и классическим автоматом, но уже в 2010 году появилась модификация с малоизвестным тогда вариатором.
Лет 9 назад версия с вариатором воспринималась как диковинка: мало кто знал, что такое вариатор, а главное, каков его ресурс. Уже сегодня автомобиль с бесступенчатой трансмиссией – обыденность и для некоторых автомобилистов настоящая привычка. Этот тип коробки передач имеет много преимуществ, но в Интернете все еще ведутся споры о надежности и вероятном сроке службы вариатора
Чем Toyota RAV4 с CVT отличается от версии с МКПП и АКПП
Коробка с постоянным переключением передач – эта фраза и сегодня внушает страх неопытным автолюбителям, не знакомым с устройством и принципом работы бесступенчатой трансмиссии. Мы привыкли, что в обычных коробках передач используется планетарный механизм переключения передач, но уже в вариаторе такие шестерни физически отсутствуют.
Его конструкция основана на двух шкивах с конусами, соединенных между собой цепью или ремнем. Казалось бы, простая конструкция с ограниченным набором механизмов, а значит, ломаться нечему. Но, к сожалению, первые модификации вариаторов оказались неудачными и потому ненадежными. Грохот подшипников, появившийся после 50 тыс км, внушал автолюбителям страх.
Когда выйдет 2019 год, станет известно гораздо больше информации о вариаторе. И многие водители на собственном опыте за это время смогли добиться того, что вариаторы в современных моделях автомобилей стали работать тише, эффективнее и производительнее.
Больше нет общих нареканий на пробуксовку передач, повышенный шум (подшипники вала гудят только на Nissan Qashqai) и неточности в подборе оптимального передаточного числа. На практике было установлено, что Рав4 с вариаторной коробкой расходует топлива в среднем на 20% меньше, чем такой же автомобиль, но с АКПП. Низкий уровень расхода топлива обусловлен оптимальной передачей крутящего момента и мощности.
Кроссовер с вариатором всегда движется на нужной передаче, чего не скажешь о автомате, тем более механике. Кроме того, вариатор намного легче коробок передач конкурентов, что благоприятно сказывается на общей массе автомобиля. Мы знаем простую формулу: чем легче автомобиль, тем меньше топлива он потребляет. Это дополнительный бонус к экономии топлива. Конечно, этот тип трансмиссии не идеален, и даже из взрывного и импульсивного автомобиля он может превратиться в послушную игрушку.
Недостатки Рав4 с вариатором следующие:
- унылый характер – модификация подойдет тем, кто ставит на первое место экономичность, комфорт, спокойствие и неторопливую эксплуатацию;
- дороговизна обслуживания – в коробку нужно будет заливать только качественную трансмиссионную жидкость, устанавливать только качественные фильтры и постоянно чистить магниты;
- наличие большого количества дорогостоящих электронных компонентов, которые могут выйти из строя, что негативно сказывается на стоимости ремонта;
- трудности с поиском профессиональных мастеров, специализированных служб в малых городах;
- нет возможности буксировать машину с вариатором.
Если у вас ранее уже была Toyota RAV4 с механикой или хотя бы автоматом, то с новой модификацией, предполагающей бесступенчатую трансмиссию, вам придется пересмотреть свой стиль вождения. Среди автомобилистов бытует мнение, что вариатор – идеальная коробка для городских автомобилей. Он не любит перегрева и частых сильных стрессов.
То есть ездить на такой машине за городом и заряжать ее условиями бездорожья — серьезная ошибка, которая может серьезно ударить по карману. Если угодно, Рав4 с вариатором напоминает тостер для поджаривания хлеба. Ведь сам процесс жарки не вызывает никаких эмоций. Так и в случае с автомобилем, который после установки бесступенчатой трансмиссии фактически теряет часть своих функциональных возможностей.
Какие вариаторы ставят на Toyota RAV4
Toyota уникальна тем, что на ее автомобили, в том числе и на Lexus, подходят только коробки производителя Aisin. Это машиностроительная компания, специализирующаяся на производстве трансмиссий для транспортных средств. Японская компания, зависящая от Toyota, но не контролируемая ею напрямую. Приблизительно только 42% акций Aisin принадлежат Toyota.
В общем, достаточно надежный и известный производитель коробок передач, входящий в так называемую «большую тройку»: ZF, Borg-Warner, Aisin. Коробки передач Aisin можно найти во многих конкурирующих марках автомобилей Toyota. Компания решила стимулировать поставки собственных коробок передач чужим перевозчикам.
Японский автопроизводитель известен своим консерватизмом, поэтому руководители компании решили купить вариаторную коробку Jatco, немного переделать ее и довести до спецификации RAV4. Многие конструкционные детали, такие как металлический ремень или цепь, сегодня взаимозаменяемы, то есть вы можете использовать эти экземпляры вариатора одного производителя и использовать их на вариаторе другого производителя.
К установке вариатора на Рав4 шли медленно и обдуманно, предварительно протестировав эту рабочую коробку передач на других моделях. После успешных испытаний на Verso, Avensis, Opa было принято решение собрать полноприводный кроссовер с двухлитровым бензиновым двигателем.
Модификация вариатора для Toyota RAV4 — Aisin K111/K111F. Трансмиссия уже давно обкатана в автомобилях, предназначенных для внутреннего рынка. Только после пяти лет эксплуатации автомобилей с Aisin K111/K111F Toyota вышла на международную арену.
Все накопители разделены на условные группы, каждая группа ориентирована на определенную пару. Модификация К111/К111Ф входит в «сотую» серию, выпускаемую для двигателей объемом 2,0 и 2,4 л. Единственное отличие K111/K111F в том, что индекс F указывает на то, что он предназначен для полноприводных автомобилей.
Наиболее частые проблемы с Aisin K111/K111F
Теперь давайте узнаем, каков ресурс вариатора Тойота Рав4. Если пообщаться с военными, которые ежедневно проверяют японский автомобиль и его вариатор, несложно понять, что K111/K111F не такой уж безотказный агрегат. Подшипники гораздо реже «гудят» без причины, как на Nissan Qashqai, но эти детали склонны к раннему разрушению.
Если странные шумы все же возникают, лучше сразу ехать на ближайший СТО для диагностики. Повышенный шум в трансмиссии машины также обусловлен преждевременным износом металлического ремня, который соприкасается с конусами и является ключевым изделием редуктора. Важно прогреть трансмиссию, чтобы предотвратить обрыв ремня, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Что касается шума, то причины его появления могут быть самые разные. В некоторых случаях достаточно заменить трансмиссионную жидкость, но иногда требуется более серьезное вмешательство специалистов. Из-за отработанных фильтров система может загрязниться посторонними частицами – продуктами износа механических частей коробки передач.
Не исключен заводской брак. Зачастую подшипники в определенной модификации вариатора не обладают достаточной грузоподъемностью и высоким классом точности. По этим и многим другим причинам трансмиссия может выйти из строя. А вот случаи брака или других инженерных просчетов – настоящая редкость. Гораздо чаще.
Ни в коем случае нельзя допускать перегрева коробки – обветрились резиновые прокладки и уплотнители. Если часто наблюдаются неисправности в нормальном диапазоне температур вариатора, причину следует искать в загрязненном радиаторе. Ни одна вариаторная трансмиссия не обходится без собственной системы охлаждения.
Детали, сборочные механизмы активно нагреваются даже при размеренной и неспешной эксплуатации, что приводит к снижению их ресурса. Радиатор Aisin K111/K111F быстро загрязняется комарами, грязью, пылью и другими посторонними частицами, нарушающими естественный теплообмен. Поэтому его необходимо регулярно чистить, чтобы потом не тратить деньги на дорогостоящий ремонт.
Обслуживание вариатора Тойота Рав4
Самое главное, что нужно иметь в виду, это то, что расходные материалы для вариатора привязаны не к модели/марке автомобиля, а к модификации вариатора. Водителей часто интересует, какое трансмиссионное масло заливать в коробку, какие фильтры лучше поставить. В первую очередь необходимо узнать модель, модификацию вариатора, установленного на автомобиле.
Вы можете найти это на специальной табличке, которая есть на каждом автомобиле с вариатором, включая Toyota Rav4. Как правило, маркировка наносится на дверную стойку. В Россию поставлялась машина с двигателем 2,0 литра, поэтому может быть и К111 и К111Ф, все зависит от типа агрегата.
Что касается жидкости ATF, то в эту коробку рекомендуется заливать только оригинальный и качественный продукт: Toyota CVT Fluid TC/FE. Фильтр, установленный в поддоне агрегата (в металлическом ящике), нельзя менять при первой замене трансмиссионного масла.
Его достаточно промыть, но новый экземпляр уже должен быть установлен на момент последующего ТО и замены масла в коробке. Его каталожный номер 35330-0W040 с пометкой «Сделано в США» или «Сделано в Японии». Прокладка поддона обозначается индексом 35168-20010. Всего водителю для полной замены потребуется около 9 литров трансмиссионной жидкости. Производитель рекомендует менять масло каждые 60 тысяч километров.
Но учтите, что рекомендации даны без учета характера и стиля вождения. Этот показатель рассчитан для автомобилей, эксплуатируемых в «идеальных условиях». Если учесть, что вариатор — коробка «нежная», только для спокойной езды, то любое движение в стиле «старт-стоп», буксировка, покорение бездорожья для него уже ненормальная среда эксплуатации.
По возможности регламентированный интервал замены масла следует сократить до 35-40 тысяч километров. Как было сказано выше, рекомендуется осматривать ремень, состоящий из металлических пластин, при каждой замене жидкости ATF и менять его как можно чаще. Если вы начнете разрушать конусы, одну из самых дорогих частей вариатора, вам придется потратить деньги на их замену, а это намного дороже стоимости нового экземпляра. Конусы не полированные.
Отзывы автовладельцев о ресурсе вариатора Toyota RAV4
Количество автомобилей с вариатором увеличивается с каждым днем. Но, даже с учетом того, что на сегодняшний день автомобили с вариатором в России не редкость, большое количество автолюбителей до сих пор скептически относятся к этой коробке передач. Это связано с тем, что бесступенчатая трансмиссия дорога в плане обслуживания и ремонта.
В крупных городах РФ сегодня не так много специализированных служб, доказавших свой профессионализм не на словах, а на деле. Есть небольшое количество действительно толковых специалистов, занимающихся восстановлением коробок передач Jatco и Aisin. Официальные дилеры, как правило, не восстанавливают коробку передач, поэтому предлагают сразу заменить комплект в сборе.
Если вы заметили некорректно работающий вариатор (автомобиль дергается, шумит, дергается при переключении передач, коробка переходит в аварийный режим), поговорите с друзьями/знакомыми знакомыми, имеющими опыт владения автомобилем с бесступенчатой коробкой передач.
Возможно, они, как и вы, столкнулись с проблемами в работе трансмиссии и смогли найти грамотного специалиста. Очень важно, чтобы подрядчик использовал оригинальные ремонтные комплекты и запасные части. От качества ремонта будет зависеть стабильность работы как двигателя, так и коробки передач. Ниже мы выделим отзывы автовладельцев, которые на личном опыте узнали, каков ресурс вариатора Тойота Рав4.