- Диагностика – причины и признаки неисправностей
- Устройство ремонтируемого узла
- Как правильно выполнять ремонтные работы
- Вариант замены подшипника с использованием съемника
- Замена ступичного подшипника подручными инструментами
- Как снимаются ступицы передних колёс
- Снятие тормозных суппортов и дисков
- Выпрессовка и запрессовка ступичных подшипников
- Рекомендации по ремонту
Диагностика – причины и признаки неисправностей
Одной из наиболее частых причин замены подшипников является естественное старение из-за большого пробега автомобиля. Причиной преждевременного износа ступицы также являются:
- агрессивное вождение, сильный стук колес;
- несоблюдение технических требований при последнем ремонте;
- попадание посторонних частиц (пыль, грязь);
- перегрев ступицы.
Каждый из этих факторов вызывает лавинный износ изделия, вплоть до его полного разрушения.
Узнать о наличии дефекта можно по ряду признаков:
- жужжание, непривычный шум из подвески;
- ненормальный люфт подвесного колеса;
- дисковый нагрев;
- шум колес на поворотах.
Наличие любых признаков требует немедленного ремонта – эксплуатация автомобиля небезопасна.
Устройство ремонтируемого узла
Рассмотрим схему передней подвески Меган:
На схеме показано: 1,2 — поворотный кулак; 3.4 — защита тормозного диска; 5 — ступица переднего колеса; 6 — комплект тормозных дисков; 7 — болт М6; 8 — переднее стопорное кольцо; 9 — болт М6; 10 — гайка М20; 11 — болт М8; 12 — комплект ступичного подшипника.
Колесный подшипник, стопор и стопорная гайка маркируются одной единицей.
Как правильно выполнять ремонтные работы
Передний подшипник. Замена ступичного подшипника на Рено Меган 2 хэтчбек предполагается в такой последовательности:
- В ведро помещается экстрактор. Стекло устройства крепится болтами, которые вкручиваются в отверстия колеса. Затем, поворачивая осевую тягу (скобу), снимите ось с проушиной с поворотного кулака. Ударный зажим навинчивается на ступицу, и деталь снимается.
- Затем поворачивают поворотный кулак на бок, снимают пружинную стопорную шайбу, снимают фиксаторы и навинчивают съемник, стягивая кольцо снаружи.
- Затем поверхность вала очищают и, при необходимости, полируют. Подшипник смазывается и вдавливается в канавку поворотного кулака в направлении, противоположном подвеске. Подшипник запрессовывается в кулак: диаметр оправки должен быть идентичен диаметру наружного кольца.
- Устанавливается внутренняя стопорная шайба и запрессовывается вал в отверстие поворотного кулака: диаметр оправки соответствует диаметру внутреннего кольца.
- Вставляется ШРУС, затягивается гайка с усилием 220 Нм и ставится суппорт.
При отсутствии комплекта экстракторов, необходимого для ручной разборки узла при поднятом автомобиле, узел необходимо разобрать целиком, освободив ручку стойки. Итак замена производится в таком порядке:
- Подшипник выдавливается из шейки, снимается стопорное кольцо и нарезается внутренняя обойма. Если возникают трудности, следует использовать кустарный метод, например, распилить кольцо по ширине, а затем расщепить детали стамеской.
- Клипса выталкивается из поворотного кулака. Для этого нужно использовать домкрат, а сама операция производится на верстаке.
- Новый подшипник вдавливается так, что усилие распределяется по наружному кольцу. Центр прижат, с усилием в небольшой зажим.
Замена заднего подшипника Мегана осуществляется по аналогичной методике:
- Снимается колесо, разбирается весь тормозной механизм, снимается и вынимается заглушка шкворня, затем откручивается ступичная гайка, надевается хомут и проталкивается узел.
- Механизм фиксируется тисками, сальник снимается, стопорное кольцо прижимается пассатижами, клипсы вытягиваются. Детали очищаются и осматриваются на наличие дефектов.
- Новый компонент вдавливается в стекло с помощью пресса и домкрата. Затем все фиксируется стопорным кольцом и ставится новый сальник.
- Собранный механизм размещается на цапфе задней двери. Вручную разверните тормозной диск до упора. Все детали смазаны, гайка закручена с усилием 190 Нм. Кронштейн установлен.
На финальном этапе Renault Mégane 2 едет по свободной дороге, а сама поездка используется для внешнего шума. Как видите, заменить ступичный подшипник своими руками вполне возможно.
Вариант замены подшипника с использованием съемника
С комплектом съемных шайб владелец сможет произвести замену, не снимая полностью рукоятку. Порядок выполнения:
- Обеспечьте доступ к хабу.
- Выберите прокладку того же диаметра, что и корпус подшипника.
- Нажмите на старую часть.
- Очистите кольцо ступицы, подготовьтесь к установке новой детали.
- Таким же образом, постепенно затягивая съемник, установите запчасть на место.
- Нажмите на куб.
Соберите в обратном порядке.
Замена ступичного подшипника подручными инструментами
При отсутствии пресса или экстрактора ремонт возможен обычным набором инструментов. При этом очень важно соблюдать осторожность: сильные удары могут нарушить целостность внешней обоймы.
Проведение замены:
- Снимите переднюю подвеску.
- Разобрать узел, вынуть ступицу.
- Выберите прокладку с диаметром, равным наружному кольцу подшипника.
- Резкими, но плавными движениями снимите старую сменную деталь с посадочного места. Распорка должна быть по центру.
- Очистите внутреннюю поверхность кулака.
- Оставшуюся на культе часть клипсы можно «отрезать» стамеской. Важно не повредить поверхность.
- Аналогичным образом установите новую сменную деталь на свое место.
Нажмите на куб.
После посадки новой детали важно не забыть установить стопорное кольцо.
Как снимаются ступицы передних колёс
Как обычно, соблюдаем технику безопасности, отсоединяем клеммы аккумулятора. Очищаем ступичную гайку от налипшей пыли металлической щеткой и распыляем растворитель ржавчины из баллончика.
Мастера Renault Repair тестируют жидкость с замораживающим эффектом.
Пока колеса стоят на земле, включите стояночный тормоз и слегка ослабьте гайку ступицы. Затем поднимаем колесо на домкрате, или на домкратах и равномерно вращаем колесо, слушаем шум.
Колесо должно вращаться легко, без скрипа и посторонних шумов. И еще проверяем вертикальный люфт, придерживая верх колеса одной рукой, а низ другой, и виляя. Если он шатается, это еще один признак того, что подшипники нуждаются в замене. Но и для убеждения нужно одной рукой ровно крутить руль, а другой держать пружину. Если есть вибрация в ступице, то нужно менять подшипник.
Перед работой сразу определяем, что еще можно заменить параллельно в передней подвеске, например, рулевые наконечники, шаровые опоры, резиновые пыльники и т.д.
Так что продолжаем работать. Откручиваем до конца ступичную гайку и, пока колесо «весит», то есть упирается в колесные болты, молотком через деревянный брусок выбиваем наружную гранату из шлицов ступицы. Это удобно делать, когда поворотный кулак, шаровая опора, рулевой наконечник и руль еще на месте.
Чтобы шлицы ступицы и ШРУСа не прилипали друг к другу в процессе эксплуатации автомобиля, мастера смазывают медной смазкой. Когда отдаем колесные болты, смотрим на состояние резьбы. Ступица может нуждаться в замене, если резьба на болте изношена.
Как только колесо было снято, надо посмотреть состояние колодок, тормозных шлангов, чтобы не натирали. Выворачиваем тормозной диск, проверяем состояние гофры рулевой тяги, пыльников наружной и внутренней гранат и рулевого пальца.
Найдите сломанную резину, ее обязательно нужно поменять, иначе дорогая деталь долго не прослужит…
Затем металлической щеткой очищаем рулевой наконечник от пыли и распыляем на гайку растворитель ржавчины из баллончика. Далее откручиваем головку (на 17) гайку, проверяем состояние резьбы рулевой рейки. Здесь при обратной сборке рекомендуется новую гайку обмотать нейлоном.
Еще раз распылите средство для удаления ржавчины, чтобы легко снять рулевой наконечник с поворотного кулака. Можно использовать специальный экстрактор или бить по пальцу легкими ударами молоточка по слегка выпуклой части кулака.
Как только палец сняли, сразу проверяем состояние шарнира наконечника, когда он сильно болтается, его надо менять. Вполне вероятно, что порвется только резинка пыльника, а шарнир в рабочем состоянии затянется, в этом случае меняем только крышку.
Снятие тормозных суппортов и дисков
Сняв наконечник отверткой, разведите тормозные колодки, нажмите на поршень суппорта. Подпираем отверткой только на колодки, чтобы не повредить тормозной диск (см фото).
Проверим работу направляющих пальцев суппорта и резиновых гофр, очистим их от старой смазки и смажем новой термостойкой смазкой.
Резиновые пыльники пальцев суппорта «гофрированные» подходят на автомобиль ВАЗ 2108, заводской БРТ…
Затем головкой (на 18-й) откручиваем 2 винта, которые крепят скобу суппорта к кулаку, проверяем винты на наличие фиксатора и состояние резьбы. Для удобства снимаем суппорт с тормозным шлангом в сборе и подвешиваем на пружине с помощью металлического крючка.
Далее откручиваем 2 винта, которые держат тормозной диск ударной отверткой Phillips, предварительно ударив молотком. Винты часто пригорают и при откручивании края «слизываются». Если края сломаны, на помощь приходит так называемая «американка» в простонародье, которую нужно забить в винт и выкрутить.
Перед тем, как снять диск, сбрызните отверстия для болтов и колесные болты жидким ключом. Если шайба застряла, можно ударить по ней молотком через деревянный брусок ближе к основанию втулки. Категорически запрещается применять рычаг и ударять по краям диска, чтобы не вышла «восьмерка», создающая биение по ноге при торможении. Диск довольно легко повредить; в противном случае его можно выточить на специальном станке.
Металлической щеткой, не касаясь резиновых пыльников приводной шаровой, очистите от грязи гайку шаровой опоры и обработайте ее жидким ключом. Затем головкой (на 16-м) крутим именно гайку, а не опорный винт, который держим только ключом (на 16-м).
Болт иногда застревает и не выходит, и в этом случае вы должны раскрутить его и ударить молотком по деревянному бруску. Проверяем состояние болта, если резьба растянута или повреждена, мастера рекомендуют установить новые.
Сбить шаровую опору здесь сложно, для этого нужно разжать кулак зубилом, не повредив скобу троса АБС, и забрызгать его жидким ключом в канавку. Мы немного отогнули в сторону удерживающую тросик пластину, которая по-прежнему выполняет функцию пыльниковой прокладки, и вставили в паз клин (см фото ниже).
Наличие таблички на пыльнике шаровой обязательно, так как увеличивает срок службы не только кронштейна, но и датчика абс.
Нажимая одной рукой на поворотный кулак, другой вытаскиваем шаровую опору. Затем, немного покачивая из стороны в сторону, не повреждая тросик, отсоединяем датчик абс.
Важная заметка. Датчик должен располагаться от магнитов подшипника под определенным углом и на определенном расстоянии. Нужно следить за чистотой, периодически продувать датчик, магниты от пыли, и тогда он прослужит вам долго.
После того, как привод был разобран, необходимо зачистить металлической щеткой винт крепления рейки, а также места контакта рукоятки с рейкой, стараясь не задеть тормозной шланг. Не скупясь на жидкий ключ, обильно брызгаем на все очищенные от грязи места.
Откручиваем болт головкой (на 18), не вытягивая до конца, чтобы кулак не отвалился. А также внимательно рассмотрите состояние снятого крепежного болта, в случае дефекта его необходимо поменять.
Затем, немного покачав, снимаем полку, клин здесь вбивать не надо. Когда он тугой, его можно снять легкими ударами молотка сверху по кулаку, но в то же время, расправляя искривление рукой. «Вкладка» на направляющей полки показывает, в каком положении ставить хват, а также в каком положении относительно полки выставлять. Не нужно сгибать и складывать его из стороны в сторону.
Еще один важный момент. Поверхность контакта внутренней обоймы подшипника с трансмиссией необходимо тщательно зачистить щеткой до получения идеально ровной поверхности и, желательно, обработать медной смазкой. А также медная смазка, очистка днища рамы, шлицов гранаты, шаровых пальцев, рулевого управления, чтобы все легко входило и выходило при следующей замене.
Обязательно запаситесь медной смазкой, она всегда пригодится при ремонте автомобиля.
Это важно знать! Не бойтесь смазывать тормозной диск руками во время работы; по окончании сборки его необходимо очистить очистителем тормозной системы.
Замасленный тормозной диск абсолютно невозможно установить…
Выпрессовка и запрессовка ступичных подшипников
Прежде чем снимать подшипник, необходимо снять поворотный кулак. Подпираем разобранный кулак на столе ступицей вниз, и прикладываем деревянный брусок к самому основанию тормозного диска, где находится ребро. Затем нам остается выбить диск молотком через деревяшку.
Нажимать на ступицу поворотного кулака нужно осторожно, не акцентируя внимания на «ушках» крепления кронштейна, так как они гнутся, ломаются и заклинивают тормоза (см фото ниже).
Берем патрон диаметром 36 мм, например, мощную головку (на 27), чтобы вытащить ступицу и ударить по ней легкими ударами молотка. Внутреннее кольцо подшипника, которое остается в ступице при его снятии, хорошо срезается болгаркой и отламывается ударом зубила. Затем вручную снимаем обломанную клипсу (см фото).
Проверяем состояние втулки, если износ большой или сорвана резьба, меняем. Перед снятием стопорного кольца рекомендуется очистить поверхность от грязи. Если стальной колпачок не поддается круглогубцам, необходимо сдвинуть его с места, ударив по нему молотком через бородку.
Сняв стопорное кольцо, положите кулак наружной стороной на ровную поверхность и поместите оправку диаметром 46 мм под внутреннюю обойму подшипника. Затем, не повредив крепление датчика абс, в прессе сдвигаем обойму с места до первого выстрела. Затем выбираем оправку на 80 мм ниже внешнего диаметра подшипника, которая будет опираться на рукоятку, и подшипник легко войдет в нее.
В первую очередь тщательно очищаем посадочное место от ржавчины, грязи и смазываем его перед установкой нового подшипника, чтобы он под давлением сидел на месте ровно, не растягиваясь. Слегка разогните пассатижами 3 «упора» защелки на держателе датчика и прочно зафиксируйте его в пазу. Это сделано для того, чтобы опора, «прыгающая» по выстрелам, не сходила со своего места при нажатии на подшипник.
Ставим ступичный подшипник с магнитным кольцом в сторону датчика и запрессовываем в кулак со старым подшипником того же размера, что и новый. Фиксируем вилку круглогубцами в канавке, запрессовываем ступицу в подшипник на ровной площадке. Здесь сверху делаем упор оправкой 46 мм только на внутреннюю обойму подшипника, чтобы она не касалась держателя датчика.
Осталось собрать детали на автомобиль в обратном порядке и перейти к развал-схождением колес. Развал в Рено Меган делается не так, как в Логане.
Рекомендации по ремонту
Несколько полезных советов:
- Правильно сориентируйте внешнее кольцо на шейке. Даже небольшая несоосность при установке вызовет дисбаланс сборки и повышенный износ. Такая запчасть может выйти из строя за несколько тысяч километров.
- При замене подшипникового узла ступицы большая часть деталей развалится. Рекомендуем воспользоваться случаем и пересмотреть узлы подвески.
- Подшипники герметичны и не требуют дополнительной смазки.
- Втулку удобно выбивать обратным молотком. Также подойдет увеличенный трехлапый съемник.
Следуйте блок-схеме процедуры и нашим рекомендациям. В этом случае замена ступичного подшипника будет несложной. Удачи в ремонте!