Запасное колесо докатка — назначение и особенность

По мере возрастания конкуренции между производителями автомобилей, дошедшей до настоящих сражений инженеров за каждый литр полезного пространства в салоне и багажнике, дошло дело и до запасного колеса. Некоторые вообще от него отказались, предложив ремнабор с герметиком или специальные шины для езды в спущенном состоянии, остальные поступили менее радикально, откомплектовав свои машины запаской уменьшенного размера – докаткой. Или костылём, как это изделие тут же окрестили в народе.

докатка в багажнике авто

Чем докатка отличается от полноценной запаски

По мнению автопроизводителей, у неполноценного запасного колеса есть целый ряд преимуществ:

  • оно значительно дешевле в производстве;
  • занимает меньше место в отведённой для него нише кузова, что увеличивает размеры багажного отсека;
  • дисциплинирует водителей, которые, установив полноценное запасное колесо, не спешат в шиномонтаж, оставляя себя без резерва на случай второго прокола или повреждения;
  • уменьшает общую снаряженную массу автомобиля;
  • даёт экономию на одно колесо при покупке комплекта.

При этом суррогатная запаска даёт целый букет эксплуатационных неудобств:

  • ограничено расстояние, на которое можно проехать, воспользовавшись «костылём», обычно это несколько десятков километров;
  • скорость передвижения приходится удерживать в диапазоне не более 60-80 км/ч;
  • уменьшаются способности автомобиля к торможению и разгону;
  • примитивная покрышка быстро изнашивается;
  • комфорт передвижения падает, в докатке приходится поддерживать высокое давление;
  • вводятся в заблуждение все электронные системы, получающие информацию с датчика ABS на неполноценном колесе;
  • приобрести её в случае выхода из строя сложнее, чем обычное колесо.
обычная запаска и докатка

Размеры докатки приходится выбирать из соображений сохранения радиуса качения на уровне штатного, что непросто. Малые размеры и узкий профиль вынуждают повышать его высоту, что добавляет минусов в управляемость. Строго говоря, такое колесо опасно, но мало кто рассматривает его с этой стороны. Это удивительно при общем помешательстве на безопасности.

Конструктивные особенности докаток также можно охарактеризовать, как предельную простоту, утилитарность и первобытные технологии. Никакого литья и декоративности тут не бывает, плоский стальной диск с простейшим ободом, часто камерная конструкция. Давление поддерживается на уровне четырёх и более атмосфер, что для современных шин – нонсенс. Естественно, долго такое давление оно не держит, при установке наверняка придётся подкачивать, для чего в автомобиле надо иметь качественный шинный компрессор, способный на создание такого давления за приемлемые сроки.

Можно рассмотреть примерные размеры подобного колеса. При посадочном диаметре обода в 17 дюймов ширина составляет около 15 сантиметров, а высота профиля 90% и выше. Только так можно обеспечить нужный наружный диаметр. О сохранении штатного вылета и связанного с ним плеча обкатки тоже скромно умалчивают. А при экстренном торможении это приведёт к рывку руля и уходе с траектории даже при наличии работающей ABS.

Техника безопасности при езде на «костыле»

О максимальной скорости уже говорилось, а все остальные приёмы управления сильно зависят от схемы привода автомобиля и оси, на которую установлена докатка. В любом случае, надо помнить о значительно увеличившемся тормозном пути и совершенно неадекватном поведении автомобиля в поворотах. Обязательно появится либо запредельная недостаточная поворачиваемость, когда машина упорно будет идти мимо поворота, хорошо ещё если на свою обочину, а не на встречную полосу, либо противоположный эффект.

докатка на автомобиле

Установка этого эрзаца на задние колёса наоборот, вызовет сильнейшую избыточную поворачиваемость. Машина с лёгкостью уйдёт в занос при малейшей провокации, а затем и в неуправляемое вращение. Ехать придётся с предельной осторожностью.

Потребуется отключить систему стабилизации, если она имеется, иначе введённая в заблуждение электроника будет способна на самые неожиданные поступки, в лучшем случае задушит двигатель, начнёт стачивать и перегревать тормозные колодки, при этом надоедливо сигнализируя водителю усилием на рулевом колесе о выявленных проблемах. В худшем – внезапно проснётся и проявит себя в самой нежелательной ситуации, например, при опасном обгоне.

Как пользоваться докаткой

Правила применения данного запасного колеса начинаются с большой вероятности демонтажа не одного повреждённого, а двух колёс, что создаст сложности из-за наличия только одного домкрата. Но ставить её на переднюю ось очень нежелательно, особенно на переднеприводной машине, которых сейчас большинство. Или сильно снижать скорость, мешая всем в транспортном потоке и создавая аварийные ситуации.

Никакие резкие манёвры или крутые повороты совершать недопустимо, да и не получится, ось с докаткой сразу уйдёт в скольжение. Тормозить следует с предельной осторожностью, предвидя все ситуации на дороге. Если получится.

Законодатели в курсе происходящего, поэтому правилами предписывается осторожное движение строго до ближайшего шиномонтажа. Иначе будет выписан штраф, любителей постоянной езды на докатках действительно надо наказывать, они опасны для окружающих.

Всем прочим можно дать рекомендацию – не покупать автомобили в комплектации с докаткой, только с полноценным запасным колесом. Небольшой выигрыш в объёме и без того огромного багажника современного авто того не стоит. А если уж пришлось, то это колесо надо оставить в гараже, а возить с собой постоянно что-то более полноценное. Тем более, если предстоит долгая загородная поездка, где подразумеваются высокие скорости движения. Или брать докатку в качестве второго аварийного резерва, тут она полностью себя оправдает по причине крайне редкого прокола сразу двух колёс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector