Колесные диски — виды и параметры

В колесе автомобиля диск предназначен для удержания на себе пневматической шины и надёжного крепления к вращающейся ступице. Для изготовления используются различные металлы и сплавы, поэтому все диски подразделяются в зависимости от применённой технологии. Их можно производить штамповкой, литьём или ковкой (горячая штамповка). Прочие способы обработки металлов практически не используются, даже в автоспорте, хотя существуют и карбоновые диски.

колесные диски внешний вид

Как устроен диск колеса

Иногда диски могут быть составными из ступицы и обода, но чаще это монолитная цельная конструкция:

  • шина надевается на внешнюю поверхность обода диска и удерживается от бокового смещения бортами;
  • в зависимости от предназначения изделия для работы с камерными или бескамерными шинами, на полке обода рядом с бортом может присутствовать кольцевой выступ (хамп), предотвращающий аварийную потерю давления бескамерной шиной при смещении её обрезиненного уплотнительного кольца в противоположную от борта сторону, внутрь диска;
  • для камерных шин в ободе имеется отверстие под вентиль камеры, в бескамерном варианте в него вставляется специальный герметичный вентиль для бескамерных колёс;
  • основным декоративным, но в то же время и силовым элементом, служит ступица, иногда называемая просто диском, заменившая спицы у колёс древних конструкций, а также вело- и мототехники;
  • на диске имеется привалочная плоскость, которой он опирается на ступицу, здесь же расположены отверстия для крепёжных болтов или шпилек с конусными центрирующими фасками.
составные диски

Прижатие шины к бортам обода производится внутренним давлением, если оно падает по разным причинам, то края шины отходят вдоль полки внутрь обода, где расположено кольцевое углубление для облегчения шиномонтажа. Это называется разбортовкой колеса, для бескамерных шин чаще всего такая быстрая потеря давления приводит к разрушительным последствиям, возможно и для автомобиля также.

Основными требованиями, предъявляемыми к дискам, являются:

  • высокая прочность, способность противостоять многократным разрушающим нагрузкам при работе и пробоях подвески, а также боковым наездам на препятствия;
  • жёсткость, предотвращающая потерю давления и разбортовку при деформациях;
  • минимальная масса, поскольку она целиком неподрессоренная и негативно влияет на характеристики подвески;
  • декоративный внешний вид, поскольку именно диски в первую очередь бросаются в глаза при взгляде на машину сбоку и формируют впечатление о её дизайне и престижности, разработке уникального рисунка вентиляционных отверстий и спиц уделяется большое внимание, а дешёвые штампованные диски принято закрывать декоративными пластиковыми или металлическими колпаками;
  • точно подобранный размер, именно он определяет правильную посадку шины, её долгую работу и максимальные сцепные показатели, а также обеспечивает комфортную или спортивную работу подвески автомобиля.

Разделение дисков по технологии изготовления

Диски могут быть изготовлены из чёрного металла – стали, или с применением лёгких сплавов. В том числе и гибридными, когда две части – непосредственно диск и обод, делаются из одного материала или разных, скрепляясь между собой болтами.

виды дисков

Стальные изделия

Литьё в случае применения стали не используется, диск формуется холодной штамповкой. Такая технология не требует финишной обработки и высоких температур, в изготовлении и эксплуатации обладает следующими преимуществами:

  • низкая цена изделия, благодаря минимуму операций, потребуется только сварка;
  • затрачивается небольшое количество относительно дешёвого материала при минимуме отходов производства;
  • сталь имеет высокие прочностные показатели, обладает упругостью;
  • в случае повреждений деталь относительно просто рихтуется или прокатывается с полным восстановлением исходных свойств.

Присутствуют и недостатки:

  • диски не обладают объёмностью форм, отсюда сложности с обеспечением нужной декоративности;
  • покрытие лакокрасочными материалами нуждается в частом обновлении, поскольку сталь подвержена быстрой коррозии в тех условиях, которые сопровождают применение колёс;
  • несмотря на тонкие стенки деталей, обеспечение приемлемой жёсткости вызывает массивность изделия, что неблагоприятно сказывается на эксплуатационных показателях.

Стальные штампованные диски используются исключительно на самых бюджетных автомобилях и в минимальных комплектациях, а также в качестве запасных колёс.

Литьё

Так принято называть диски, изготовленные в литьевых формах из лёгких сплавов на основе алюминия и магния. Магниевые изделия обходятся значительно дороже, но они легче и прочнее. Обод и диск изготавливаются в едином цикле, одной отливкой, не имея сварных швов. Такая технология имеет свои достоинства:

  • диски очень жёсткие, точно держат форму при больших ударных нагрузках;
  • дизайнеры получают простор для фантазии, создание причудливых моделей для отливки не сильно влияет на конечную прочность, жёсткость и массу колеса;
  • после конечной отделки лёгкий сплав не обязательно красить, достаточно покрыть декоративно-защитным слоем прозрачного лака;
  • алюминий тоже корродирует, но с этим проще бороться, чем в случае стальных дисков, а значительная толщина стенок минимизирует последствия;
  • минимум массы положительно влияет на способности подвески;
  • теплопроводность материала и возможность создания сложных аэродинамических форм, направляющих потоки воздуха, благотворно сказываются на охлаждении тормозных механизмов.

Литые диски очень прочные и жёсткие, но всему есть предел. При сильных ударах и они деформируются или трескаются. Ремонт затруднён, что можно считать недостатком, но возможен. Они также подлежат прокатке или сварке на аргоновых аппаратах с точно подобранным присадочным материалом. Цена изделий выше, чем у штамповок, но это не мешает литью занимать первое место по распространённости.

Ковка

Технология горячей штамповки лёгких сплавов значительно улучшает свойства материала. Поэтому диск можно сделать прочнее или легче обычного литого. Или подобрать одновременное улучшение этих качеств, что обычно и происходит.

Всё остальное, что можно сказать про эти изделия, полностью соответствует литью, но при этом цена дисков существенно выше, как за счёт усложнённой технологии, так и рецептуры сплавов. Но качество продукта это полностью окупает.

Гибридные диски

Многие противоречия, связанные между требованиями к материалам и технологиями для диска и обода, могут быть решены, если их делать из разных материалов, а потом скрепить резьбовыми соединениями. Это достаточно дорого и не очень технологично, требует точной металлообработки, поэтому так делаются элитные и спортивные изделия.

Основные размеры и прочие параметры

В обозначениях дисков используется целый ряд условных характеристик, по которым подбирается конкретная модель.

  1. Посадочный диаметр шины. Его принято обозначать в дюймах, например, популярные размеры 15, 16, 17 и выше. Вошедшей в мемы ошибкой стало считать это радиусом, что связано с использованием буквы R в маркировке шин.
  2. Ширина обода, которая определяет правильное размещение шины. Важно обеспечить заданную форму её профиля.
  3. Вылет, то есть расстояние между привалочной к ступице плоскостью и плоскостью симметрии диска и шины. Здесь также встречаются ошибки, многие вылетом считают выступание диска наружу, на самом деле всё наоборот. Слишком сильно выступающие диски имеют нулевой или отрицательный вылет. Обозначается буквами ET.

    параметры дисков

  4. Расположение и количество крепёжных отверстий. Выражается диаметром окружности, проходящей через центры отверстий и их числом. Например, 5х110, то есть пять болтов на окружности 110 мм.
  5. Диаметр окружности в центре диска, которой он центрируется на ступице. Важно понимать, что биения минимизируются не фасками болтов, а именно этой точной посадкой, поэтому всевозможные проставки нежелательны.
  6. Могут использоваться дополнительные буквенные обозначения J, H и другие, относящиеся к особенностям посадки бескамерных шин, форме и количеству хампов и бортов обода.
параметры и размеры дисков

Правильный подбор дисков обеспечивает безопасность и управляемость автомобиля, поэтому крайне нежелательно отходить от заводских рекомендаций. Особенно это касается диаметра, вылета и ширины. Недопустимо задевание дисков за прочие механизмы автомобиля, а также неправильное положение шины, что грозит её разбортовкой в движении. Вылет обеспечивает стабильность на торможении, поскольку он связан с плечом обката подвески, руль может просто вырвать из рук. А при отказе одного из контуров тормозов автомобиль неизбежно развернёт со всеми опасными последствиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector