Конструкция дроссельной заслонки автомобиля

Дроссельная заслонка — одна из важнейших частей системы впуска ДВС. В автомобиле она находится между впускным коллектором и воздушным фильтром. В дизельных двигателях дроссель не нужен, но в современных двигателях он все равно устанавливается на случай аварийной работы. Аналогичная ситуация и с бензиновыми двигателями с системой управления подъемом клапана. Основное назначение дроссельной заслонки является подача и регулировка воздушного потока, нужного для образования топливовоздушной смеси. Таким образом, от правильного функционирования заслонки зависит стабильность режимов работы двигателя, уровень расхода топлива и характеристики автомобиля в целом.

Конструкция дроссельной заслонки

На практике дроссельная заслонка является перепускным клапаном. В открытом положении давление во впускной системе равно атмосферному. Когда она закрывается, давление уменьшается ближе к значению разрежения (это потому, что двигатель фактически работает как насос). Вот почему вакуумный усилитель подключен к впускному коллектору. Конструктивно сама заслонка представляет собой круглую пластину, которую можно поворачивать на 90 градусов. Одно из этих оборотов — это цикл от полного открытия до закрытия клапана.

основные элементы дроссельной заслонки

Модуль дроссельной заслонки состоит из следующих элементов:

  • Корпус с несколькими патрубками. Они подключаются к системам вентиляции, рекуперации топлива и хладагента.
  • Привод, который приводит клапан в движение, при нажатии педали акселератора водителем.
  • Датчики положения или потенциометры. Они измеряют угол поворота дроссельной заслонки и посылают сигнал в блок управления двигателем. В современных системах установлены два датчика положения, которые могут быть скользящими контактами (потенциометры) или магниторезистивными (бесконтактными).
  • Регулятор холостого хода. Основное назначение —  поддерживать определенную частоту вращения коленчатого вала в закрытом режиме. То есть минимальный угол открытия заслонки обеспечивается, когда педаль акселератора не нажата.

Работа дроссельной заслонки

Тип дроссельной заслонки определяет ее конструкцию, работу и режим управления. Он может быть механическим или электрическим (электронным).

Механическое исполнительное устройство

Конструкция дроссельной заслонки автомобиля

Старые и дешевые модели автомобилей имеют механический исполнительный клапан, где педаль акселератора соединяется непосредственно с перепускным клапаном с помощью специального троса. Механическая передача для дроссельной заслонки состоит из следующих элементов:

  • педаль акселератора;
  • поворотные рычаги и тяги;
  • стальной трос.

Нажатие на педаль акселератора запускает механическую систему рычагов, тяг и троса, которая заставляет заслонку вращаться (открываться). В результате в систему начинает поступать воздух и образуется топливовоздушная смесь. Чем больше подано воздуха, тем больше будет поступать топлива и, как следствие, скорость возрастет. Когда дроссельная заслонка находится в положении холостого хода, дроссельная заслонка возвращается в закрытое положение. Помимо базового режима, в механических системах также может быть предусмотрено ручное управление положением дроссельной заслонки с помощью специального рычага.

Как работает электронный привод

Конструкция дроссельной заслонки автомобиля

Второй и самый современный тип заслонки — это электронный дроссель (с электроприводом и электронным управлением). Основные отличия:

  • Отсутствие прямого механического взаимодействия между педалью и заслонкой. Вместо этого используется электронное управление, которое также позволяет изменять крутящий момент двигателя, не нажимая на педаль.
  • Скорость холостого хода двигателя регулируется автоматически при перемещении дроссельной заслонки.

В состав электронной системы входят:

  • датчики положения педали акселератора и заслонки;
  • электронный блок управления двигателем (ECU);
  • электропривод.

Электронная система управления дроссельной заслонкой также учитывает сигналы коробки передач, контроль температуры, датчик положения педали тормоза и круиз-контроль.

Когда педаль акселератора нажата, датчик положения педали акселератора, состоящий из двух независимых потенциометров, изменяет сопротивление в цепи, что является сигналом для электронного блока управления. Последний передает команду на электропривод (двигатель) и поворачивает дроссельную заслонку. Её положение, в свою очередь, отслеживают специальные датчики. Они отправляют в ЭБУ обратную связь о новом положении клапана.

Датчик текущего положения акселератора представляет собой потенциометр с разнонаправленными сигналами и общим сопротивлением 8 кОм. Он расположен в корпусе и реагирует на вращение вала, преобразуя угол открытия клапана в постоянное напряжение.

Когда клапан закрыт, напряжение будет примерно 0,7 В, а при полностью открытом — примерно 4 В. Этот сигнал получает контроллер, таким образом узнавая процент открытия дроссельной заслонки. На основании этого рассчитывается количество доставленного топлива.

Формы выходных сигналов датчиков положения заслонки разнонаправлены. Разница между двумя значениями считается управляющим сигналом. Такой подход помогает бороться с возможными помехами.

Ремонт дроссельной заслонки и ее обслуживание

При выходе из строя заслонки ее модуль полностью заменяется, но в некоторых случаях достаточно произвести регулировку (адаптацию) или очистку. Следовательно, для более точной работы систем с электроприводом, дроссель должен быть адаптирован или обучен. Эта процедура предполагает сохранение данных о крайних положениях клапана (открыт и закрыт) в памяти контроллера.

обслуживание дроссельной заслонки

Адаптация дроссельной заслонки является обязательной в следующих случаях:

  • В случае замены или изменения конфигурации ЭБУ двигателя.
  • При замене заслонки.
  • Если вы заметили нестабильную работу двигателя на холостом ходу.

Дроссельная заслонка проходит обучение на СТО с помощью специального оборудования. Непрофессиональное вмешательство может привести к неправильной адаптации и ухудшению характеристик автомобиля.

Если проблема возникает на стороне датчика, на панели загорается индикатор неисправности. Это может указывать на неправильную конфигурацию и прерванный контакт. Еще один частый дефект — утечка воздуха, который можно диагностировать по заметному увеличению оборотов двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, диагностику и ремонт дроссельной заслонки лучше доверить опытному мастеру. Это обеспечит экономичную, комфортную и, главное, безопасную эксплуатацию автомобиля и увеличит ресурс двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector