Принцип работы роторного двигателя

Для того чтобы понять, почему промышленники перестали оснащать автомобили данным типом силового агрегата, полезно ознакомиться с принципом работы роторного двигателя. Зная основные характеристики, конструкцию, преимущества и недостатки, изучив типы РПД, можно оценить перспективы и вероятность дальнейшего серийного производства таких моделей машин.

Принцип работы роторного двигателя

Роторный двигатель работает по схеме, отличной от технологии, характерной для стандартного двигателя внутреннего сгорания с поршнями в качестве основного подвижного элемента. Также силовые агрегаты имеют разную конструкцию.

По аналогии с поршневым двигателем принцип работы РПД основан на преобразовании энергии, получаемой в результате сгорания топливовоздушной смеси. В первом случае давление, создаваемое в цилиндрах при сгорании топлива, заставляет двигаться поршни. Возвратно-поступательные движения шатуна и коленчатого вала преобразуются во вращательные движения, приводящие во вращение колеса.

Ротор движется во внутренней полости овальной капсулы, передавая мощность на сцепление и коробку передач. Благодаря своей треугольной форме он выжимает энергию из топлива, направляя ее через трансмиссию на колесную систему. Обязательным условием является использование в качестве материала легированной стали.

Внутри цилиндра, где расположен ротор, происходят следующие процессы:

  1. топливно-воздушная смесь сжимается;
  2. впрыскивается очередная доза топлива;
  3. поступает кислород;
  4. воспламеняется топливо;
  5. сгоревшие элементы отправляются в розетку.

Схема работы роторного двигателя

Треугольный ротор закреплен на специальном механизме. При запуске двигателя он совершает специфические движения, не вращательные, а как бы бегущие внутри овальной капсулы.

Благодаря своей форме он образует в теле 3 изолированные камеры.

Они имеют следующие процессы:

  • топливо подается в первую полость через входное отверстие и всасывается кислород, образуя при смешении смесь воздуха и топлива;
  • сжатие и воспламенение происходят во втором отсеке;
  • продукты сгорания вытесняются из третьей камеры.

Схема устройства РПД

В конструкцию РПД входят следующие элементы:

  1. Ротор с 3 выпуклыми гранями, выполняющими роль поршня. За счет углублений увеличивается скорость вращения, образуется больше места для топливовоздушной смеси.
  2. Металлические пластины прикреплены к верхней части каждой стороны. Его назначение – образование полостей в корпусе, где происходят рабочие процессы силовой установки.
  3. 2 металлических кольца по бокам ротора служат для образования стенок камеры.
  4. В центре конструкции находятся 2 больших колеса с большим количеством зубьев, которые вращаются вокруг шестерен меньшего диаметра. Зубчатая передача соединена с приводным устройством, установленным на выходном валу. От этой связи зависит направление и траектория движения внутри камеры.
  5. Корпус ротора. Он выполнен в виде условного овала. Такая конфигурация обеспечивает постоянный контакт вершин треугольника со стенками капсулы, создавая 3 изолированных газовых объема.
  6. Инжекторные и выхлопные окна. У них нет клапанов. Вход соединен с системой подачи топлива, а выход – с выхлопной трубой.
  7. Выходной вал эксцентриковой конструкции. Он имеет специальные кулачки, смещенные от центральной линии. На каждый из этих выступов ставится отдельный ротор. Из-за асимметричной установки происходит неравномерное распределение усилия прессования. Это приводит к созданию крутящего момента, который обеспечивает стабильную работу силовой установки на основе оборотов вала.

Конструкция двигателя

5 основных слоев, скрепленных по окружности длинными винтами, составляют стандартную конструкцию двухроторного двигателя. Это создает условия для свободной циркуляции теплоносителя внутри системы. Подвижные части, представленные 2 роторами и эксцентриковым выходным валом, расположены между 2 неподвижными секциями.

Мощность и ресурс

По сравнению со стандартным двигателем внутреннего сгорания роторный агрегат характеризуется более высокой удельной мощностью, измеряемой в л.с./кг. Это связано с меньшей массой подвижных частей, из которых состоит конструкция РПД. Обоснование: отсутствие газораспределительного механизма, клапанной системы, коленчатого вала и шатунов.

Также однороторный двигатель преобразует энергию сгорания топлива во вращательное движение за ¾ такта рабочего цикла. Для поршневых двигателей этот показатель снижается до ¼.

В результате при рабочем объеме 1,3 литра современный серийный РПД развивает мощность до 220 л.с. А если базовую конструкцию дополнить турбинным наддувом, то и до 350 л.с.

До 2011 года только японские производители концерна Mazda выпускали автомобили с роторными двигателями. А потом сняли агрегат с производства. Вероятная причина — заниженный ресурс силовой установки. До первого капремонта автомобили проезжают всего 100 тыс км. При аккуратной манере вождения и бережном отношении пробег увеличивается до 200 тыс км.

Уязвимым звеном являются уплотнения ротора, которые страдают от перегрева и высоких нагрузок. Помимо этих факторов, на них негативно влияет детонация и износ подшипников, расположенных на эксцентриковом валу.

Работающий двигатель

Достоинства и недостатки роторного двигателя

Впервые автомобиль с роторной силовой установкой вышел на трассу для испытаний в 1958 году. У истоков его создания стоит Феликс Ванкель, имя которого часто называют РПД.

Игнорируя преимущества изобретения немецкого инженера, работавшего над ним вместе с коллегой-единомышленником Вальтером Фройде, многие автопроизводители не решились устанавливать новинку в серийные модели своих автомобилей.

К ним не относится Mazda, выпустившая первую версию автомобиля с роторной силовой установкой в ​​1967 году.

Достоинства РПД

Преимущества РПД:

  1. Высокий КПД до 40%. Обоснование: 1 оборот эксцентрикового вала соответствует 3 рабочим циклам.
  2. Упрощенный дизайн. В нем отсутствуют многие узлы, характерные для поршневых двигателей внутреннего сгорания, в том числе газораспределительный механизм, шатуны, клапаны и др.
  3. Высокая ротация. Двигатель на основе треугольного элемента ротора вращается до 10 тысяч об/мин.
  4. Плавная работа без вибраций. Объяснением является устойчивая ориентация движения ротора в одном направлении.
  5. Детонационная стойкость. Это позволяет использовать водород во время работы.
  6. Компактные размеры. По сравнению с поршневыми агрегатами габариты РПД в 2 раза меньше. Следствием этого является небольшой вес полностью укомплектованной конструкции и наличие свободного места для комфортного расположения водителя и пассажиров.
  7. Никаких дополнительных нагрузок при увеличении числа оборотов. Учитывая этот фактор, можно разогнать автомобиль до 100 км/ч на пониженной передаче.
  8. Остаток средств. Он позволяет более эффективно балансировать автомобиль, создавая стабильную устойчивость на любом дорожном покрытии.

Недостатки РПД

Конструкторы, разрабатывавшие роторную силовую установку, не смогли устранить недостатки:

  1. Основным недостатком создателей автолюбители считают ограниченный ресурс двигателя, оправданный конструктивными особенностями. Постоянные изменения рабочего угла наконечников вызывают их ускоренный износ.
  2. Срок годности заканчивается быстрее из-за колебаний температуры, сопровождающих каждый цикл. В сочетании с нагрузками, которым подвергаются трущиеся детали, они наносят непоправимый ущерб функциональным узлам и материалам. Проблему можно решить, впрыскивая минеральную смазку непосредственно в коллектор.
  3. Поскольку внутренние полости камер имеют серповидную форму, содержащееся в них топливо не сгорает полностью. Ротор, вращающийся со скоростью с ограниченной длиной хода, толкает горячие газы к выпускному отверстию. Наличие фрагментов масла в продуктах сгорания приводит к токсичности выбросов.
  4. Недостаточная герметичность конструкции, вызванная износом уплотнений, является причиной протечек между отсеками с большими перепадами давления между отсеками. В результате снижается эффективность и увеличивается ущерб окружающей среде.
  5. Высокий расход топлива. По сравнению с поршневым двигателем роторный агрегат расходует намного больше топлива (20 литров на 100 км) и масла (1 литр на 1 тыс км). Забывчивость водителя, пропустившего очередную заправку смазкой, приводит к внеплановому капитальному ремонту или полной замене двигателя.
  6. Для производства РПД используется высокоточное оборудование. К качеству материалов также предъявляются повышенные требования. В результате конечная стоимость роторного двигателя увеличивается.

Машины с роторным двигателем

К разработке усовершенствованных концепций силовой установки с основным конструктивным элементом в виде подвижного ротора привлекались и российские конструкторы, в том числе Зуев, Желтышев, ингушские изобретатели, братья Ахриевы.

Игнорируя инновации, двигатели Ванкеля до сих пор устанавливают на автомобили.

Модели РПД включают:

  1. Мазда РХ-8. Конструкторское бюро японской компании добилось успехов в усовершенствовании. Его последняя разработка объемом 1,3 литра развивает 215 л.с. Более поздняя версия того же объема выдает 231 л.с. Производство было остановлено в августе 2011 года в связи со снижением спроса.
  2. ВАЗ 2109-90. Такие машины использовались в служебных целях сотрудниками российских правоохранительных органов. Полицейские машины за 8 секунд могли разгоняться до 100 км/ч и развивать скорость 200 км/ч, легко обгоняя преступников. Выпускались также агрегаты большей мощности. Но высокая цена и малый ресурс не позволили РПД прижиться, и полиции пришлось пересесть на автомобили с поршневыми двигателями.
  3. Мерседес С-111. Впервые он был представлен автолюбителям на автосалоне в Женеве в 1970 году. Спорткар был оснащен трехкамерным двигателем Ванкеля. Максимальная скорость составляла 275 км/ч. Ему понадобилось 5 секунд, чтобы разогнаться до первой сотни.
  4. ВАЗ 21019 Аркан. Также модель была закуплена для нужд МВД. Обогнать на таких машинах советских полицейских и тем более уйти от преследования было невозможно. Большинство процессов заканчивались поимкой виновных. Объяснение этому — способность служебных автомобилей развивать максимальную скорость 160 км/ч. Трехсекционный двигатель объемом 1,3 литра выдавал 120 л.с.

Автомобиль ВАЗ 21019 Аркан

Роторный двигатель – отличный вариант для спортивных и гоночных автомобилей, где не требуется большой ресурс. Скоростные и мощностные показатели позволяют надеяться, что промышленники обратят на него внимание и с небольшими доработками снова начнут выпускать автомобили с двигателями Ванкеля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector