Натяжное устройство цепи ГРМ

Как известно, в автомобильном двигателе используется ременный или цепной привод газораспределительного механизма. Последний тип появился немного раньше и считается самым надежным. Но в последнее время сеть стала неактуальна для иностранных производителей. Но пока этим типом привода оснащаются отечественные ГАЗели и Нивы (в том числе Шевроле Нива). В сегодняшней статье мы рассмотрим устройство натяжения цепи ГРМ, его принцип работы и порядок замены.

Характеристика механизма

Этот элемент выполняет функцию регулировки натяжения цепи в распределительной зубчатой ​​передаче. Он устанавливается на все автомобили с таким агрегатом. Гидравлический натяжитель цепи компенсирует низкое натяжение. Со временем деталь изнашивается. Цепь при работающем двигателе постоянно вращается и имеет свойство растягиваться. Это тот факт, что деталь перескакивает на один или несколько зубов. В результате происходит неправильное газораспределение. Как следствие, позднее или раннее закрытие впускных и выпускных клапанов. Растяжение цепи — это абсолютно нормально. За время жизни он может растянуться на один-два сантиметра. Натяжитель цепи сглаживает это растяжение.

Устройство

Этот узел состоит из нескольких частей:

  • Гидроблоки
  • Стопорное кольцо
  • поршень.
  • Доки.
  • Стопорное кольцо.

Также натяжитель цепи (Шевроле Нива не исключение) имеет отверстие для подачи масла.

Как работает?

Принцип работы элемента основан на работе пружины. Когда линейное масло поступает через корпус клапана, плунжер давит на пластиковый натяжной башмак. На некоторых двигателях используется рычаг со звездочкой. Таким образом обеспечивается неразрывный контакт поверхности рабочего элемента. При изменении частоты вращения плунжер элемента перемещается назад. Пружина сжата.

Как проверить гидронатяжитель цепи?

Необходимо следить за появлением новых стуков в подкапотном пространстве. Если в месте крышки ГБЦ обнаружены неровности, это свидетельствует о неисправности натяжителя. Эти звуки отчетливо слышны при резком сбросе педали акселератора.

Где он находится?

Этот элемент расположен в моторном отсеке с левой стороны. Необходимо найти патрубки охлаждения перед ГБЦ; под ними находится натяжитель цепи.

Как поменять?

Если наблюдаются вышеперечисленные симптомы, необходимо срочно заменить натяжитель цепи. Для этого нам понадобится новый элемент, а также набор головок. Ключом на 10 отверните штуцер патрубка охлаждения головки блока цилиндров и снимите его.

Что делать, если замена не помогла?

Бывает, что стуки не проходят даже после замены натяжителя. В этом случае необходимо проверить длину строки. Через 150 тысяч километров он может растянуться настолько, что этого не компенсирует даже новый натяжитель. Поэтому при достижении этого пробега одновременно меняется и цепь.

Можно ли отремонтировать старый?

Старый гидравлический натяжитель цепи можно отремонтировать в 60 процентах случаев. Но сначала нужно убедиться, что это неправильно. Для этого нажмите пальцем на сферический конец элемента. Если не нажимает, то натяжитель заклинил.

Ручная натяжка цепи

Для устранения характерного стука цепного привода в районе клапанной крышки, не меняя сам элемент, можно вручную подтянуть деталь. Рассмотрим, как выполняется эта процедура на примере автомобиля ВАЗ-2106. Используйте звездочку на натяжителе.

Стоимость этого элемента от 500 до 900 рублей. При отсутствии времени на ремонт можно просто купить новый натяжитель в сборе.

Заключение

Итак, мы выяснили устройство и принцип работы натяжителя цепи. Помните, что езда с неровностями под капотом чревата поломкой двигателя. Если цепь натянута, она начинает вибрировать. Будут нарушены фазы газораспределения. Следуйте графику замены и слушайте, как работает ваш двигатель.

Автоматические натяжители цепи ГРМ.

Короче смысл в этом. Автоматические натяжители разрушают цепь ГРМ и это заговор мировых производителей. Об этом подробнее.

В последнее время стали популярны автоматические натяжители цепи ГРМ. На мой взгляд, такая популярность оправдана только экономической выгодой для производителя. Автоматический натяжитель придумали не инженеры, а маркетологи.

На первый взгляд автоматика регулировки «натяжения» цепи ГРМ может показаться современной, прогрессивной и очень полезной. Автоматический натяжитель должен упростить обслуживание двигателя и избавить владельца от беспокойства, так как не требует никаких регулировок и обслуживания. Но в действительности происходит обратное. Как практикующий механик, я вижу в автоматических натяжителях гораздо больше недостатков, чем достоинств.

Пружина, толкатель, храповой замок.

Это один из старых механических натяжителей, но уже работающих на станке, а не ручной регулировкой. Пружина постоянно давит на толкатель в направлении натяжения цепи, а «храповик» не дает толкателю вернуться в обратном направлении (да, назад, нет)

  1. всегда прижимать цепь одной колодкой, ускоряя износ обеих,
  2. имеет ступенчатое крепление,
  3. от вибрации изнашиваются мелкие зубья храпового механизма и выходит из строя и загибается натяжитель, перескакивает цепь — капитальный ремонт двигателя.

Более современный В отличие от реечного, он регулируется не ступенчато, а более плавно за счет вращения подпружиненного винта, который мягко толкает толкатель. Резьба толкателя не позволяет толкателю скользить в корпус. Недостатки:

  1. Всегда нажимать.
  2. Частые поломки нежной пружины — выходит из строя натяжитель, перескакивает цепь — проверьте двигатель.
  3. Резьба изнашивается из-за вибраций и возвратный замок не работает должным образом. В некоторых режимах ответное давление цепи на колодку в резонансе с вибрациями толкает толкатель назад

Такое натяжение не такое компактное, как описанные выше механизмы, но сломать его нереально, так как у него нет мелких зубцов и тонких, тонких нитей. Натяжение цепи двигателя регулируется также плавно, как и на винтовом натяжителе.После осмотра деталей натяжителя на наличие дефектов и отсутствия видимых признаков износа, люфта толкателя и заедания можно вернуть натяжитель в двигатель. Недостатки.

  1. Постоянно прижимает цепь башмаком, ускоряя износ обоих.
  2. Общая и относительно сложная конструкция, есть детали подверженные износу.

«Гидравлический натяжитель» Их также называют масляными натяжителями, потому что они работают от давления масла, поступающего внутрь натяжителя из системы смазки двигателя. Такие натяжители используются на многих автомобилях и в последние годы используются на мотоциклах. Для работы такой системы в двигателе всегда должно присутствовать очень чистое и качественное моторное масло, так как внутри натяжителя находится высокоточно изготовленный плунжер с очень небольшим зазором в цилиндре натяжителя гидравлического. Если туда попадет хоть малейшая соринка, натяжитель заклинит с печальными последствиями.

Недостатки.

  1. Работает только на чистом качественном масле.
  2. Постоянно прижимает цепь одной колодкой, ускоряя износ обеих.
  3. не работает при запуске, пока в масляной системе нет давления.
  4. Не имеет блокировки возврата штока.
  5.  Все зависит от наличия и давления масла. Если стоит какой-либо другой натяжитель, кроме гидравлического, то падение давления масла по каким-либо причинам не будет иметь таких фатальных последствий.

Если в любом другом случае при потере масла достаточно заменить вкладыши, то с гидронатяжителем и клапана завяжутся узлом.

С появлением в конструкции двигателя автоматического натяжителя к плановому обслуживанию стали добавляться пункты. Вот, например, вполне обычная история про Mercedes-Benz W204, у которого на 90 тыс км приходится менять цепь двигателя, башмак натяжителя, амортизатор, звездочки шестерни, автомат натяжителя. В общем все что связано с приводом ГРМ https://www.drive2.ru/l/6461785/

Вот еще Шкода Йети с другими двигателями, цепь ГРМ живет 60-90 тыс.км

Таких примеров много. На современных мотоциклах дела обстоят еще хуже. Очень часто выходит из строя автоматический натяжитель, он начинает работать некорректно, а цепь ГРМ растянута уже на 40 тыс км. Наиболее яркими примерами являются, пожалуй, все семейство Honda CBR, XR, Suzuki DRZ и другие.

Противопоставить этим коронам современной инженерной мысли можно смело обычный ВАЗ 2101. Такой проблемы нет вообще.

В современных автомобилях используются два типа передачи крутящего момента от распределительного вала к коленчатому. Это конструкция ремня и цепи. Второй вариант более надежен и долговечен; однако несвоевременное техническое обслуживание и ремонт могут стать причиной чрезмерно шумной работы устройства. Натяжители цепи, которыми оснащены все комплекты ГРМ, позволяют корректировать состояние трансмиссии.

Предназначение

Рассматриваемый механизм обеспечивает нормальную работу схемы и всего привода. Агрегат прост в обслуживании и прост по конструкции. Натяжение осуществляется под воздействием пружины или масла на рабочий стержень устройства. Натяжитель цепи двигателя – деталь достаточно надежная, редко выходит из строя. Однако если слышны посторонние шумы, необходимо проверить его состояние и при необходимости заменить.

Игнорирование этой проблемы приводит к ослаблению и перескакиванию цепи, что чревато более серьезными поломками силового агрегата. Почистить и заменить деталь вполне возможно самостоятельно. Далее рассмотрим характеристики и принцип работы этих устройств.

Механический натяжитель цепи

В этом случае необходимое натяжение достигается с помощью пружины плунжера. Под его воздействием рабочий орган покидает десантный отсек и соприкасается со специальным башмаком. Нагрузка продолжается до момента сопротивления цепи. Это предотвращает его провисание и фиксирует нужное положение упором.

При длительном использовании цепь растягивается и требует переналадки. После откручивания стопорной гайки плунжера пружина снова будет регулировать величину провисания. Такие натяжители цепи имеют существенный недостаток. Они склонны забиваться мелкими частицами, что увеличивает вероятность заедания плунжера. Вы можете решить эту проблему, просто нажав на элемент. Если корпус устройства поврежден, его необходимо заменить.

В связи с относительно трудоемким обслуживанием трансмиссии с механическим натяжителем цепи многие автовладельцы переходят на автоматический тип, который самостоятельно регулирует натяжение цепи и исключает заедание устройства.

Автоматическая конструкция

Этот тип натяжителя цепи ГРМ имеет храповик, который автоматически контролирует провисание и растяжение приводного элемента. Узел состоит из корпуса и расположенной в нем подпружиненной собачки, а также зубчатой ​​планки. Зубья выполнены с наклоном в одну сторону с шагом в один миллиметр.

Принцип работы данной конструкции следующий:

  • пружина устройства воздействует на зубчатую планку с усилием, зависящим от провисания цепки;
  • штанга передает усилие на натяжной башмак;
  • обратный ход исключается за счет фиксирующей собачки храповика;
  • упор проходит между зубьями, не давая стержню вернуться назад.

Этот принцип работы заключается в постоянном воздействии пружины на стержень при натяжении цепи, а храповое устройство не позволяет ей ослабевать.

Возможные неисправности и их причины

Если при работе газораспределительного узла явно заметно увеличение шума, следует снять и проверить натяжитель цепи ЗМЗ или другой мотор. Он расположен с правой стороны силовой установки. Подобный механизм работает с помощью пружины и давления масла в корпусе, которое зависит от аналогичного показателя на самом двигателе.

Причины, приводящие к появлению посторонних звуков при работе цепи ГРМ:

  • некачественная прокачка плунжерного аппарата;
  • блокировка вентиляционных отверстий;
  • чрезмерный износ плунжера;
  • неправильная регулировка пружины;
  • выход из строя шарового крана.

Рассмотрим порядок разборки и установки данного устройства.

Замена натяжителя цепи

Для снятия механизма необходимо открутить фиксирующий болт плунжера. Делать это нужно осторожно, так как винт находится под большим давлением, которое дает ему пружина. Затем требуется разобрать наполнитель пружинного плунжера. Ненагруженная длина пружины должна быть 155,5 миллиметров.

Следующим шагом будет проверка устройства. Для этого встряхивают плунжер, при этом шарик (рабочий элемент) должен двигаться свободно. Затем проверьте работоспособность клапана. При продувке сжатым воздухом она должна открыться, а после повторения манипуляции с другой стороны закрыться. Если этого не произошло, нужно снять клапан с посадочной втулки и прочистить оба элемента. Также следует обратить внимание на чистоту продувочного пространства.

Монтаж и регулировка

Механические натяжители цепи устанавливаются после заполнения рабочей камеры необходимым количеством масла. На седло укладывается плунжер с пружиной и новой прокладкой, после чего закручивается установочный винт. Край конусообразной пружины должен быть повернут в сторону стопорного болта.

После установки необходимо открутить болты крепления головки блока цилиндров, после чего снимается ее крышка и крышка шестерни распределительного вала. Натяжитель следует двигать в обе стороны до тех пор, пока возле установочного винта не появится масло и не появится ощущение реального сопротивления движению детали. На завершающем этапе затягивается стопорный болт с усилием 35 Нм, устанавливаются на место крышка ГБЦ и шестерня распредвала.

Установка автоматического устройства

Автоматические натяжители цепи ГРМ аналогичны по конструкции большинству автомобилей. Они продаются с рабочим стержнем, помещенным в корпус, который с конца фиксируется штифтом. Снятие и установка этого устройства идентичны механической версии.

После установки устройства необходимо удалить фиксирующий штифт кусачками или пассатижами. После этого пружина будет давить на планку. Затем контрольный болт необходимо вкрутить в торцевую часть кожуха. Он служит для предотвращения выпадения пружины и поставляется в комплекте с основным узлом. На самом деле процесс замены натяжителей двигателя одинаков, вне зависимости от модификации и типа навесного оборудования. Зная последовательность операций, вы легко сможете выполнить эту работу самостоятельно.

Особенности конструкций натяжителей на отечественных авто

Натяжитель цепи ВАЗ первых модификаций представляет собой пружинную конструкцию. Современные модели (после седьмой серии) оснащены гидравлическими устройствами. Шток поршня приводится в движение давлением масла. Этот тип полностью автоматический и не требует дополнительного вмешательства для регулировки натяжения цепи.

Эта деталь, как и любая другая, подвержена износу и деформации. Если он поврежден или засорен, натяжитель необходимо заменить или отремонтировать. Девайс снят по стандартной версии. На первых версиях «Жигулей» также требуется разобрать маслоподводящий патрубок, расположенный на торце монтажного кожуха. Чтобы жидкость не вытекала во время работы, отверстие необходимо перекрыть болтом подходящего диаметра или ветошью.

Проверка на пригодность

Сняв деталь, проверьте, не засорен ли элемент. Масло может нести с собой мелкие частицы и другие загрязнения, негативно влияющие на работу рассматриваемого устройства. Его избыточное накопление вызывает неустойчивую работу штока и его заклинивание.

Почистить натяжитель можно самостоятельно без особых усилий. Следует поместить деталь в бак с бензином на несколько часов, хорошо промыть и просушить. При осмотре корпуса следует обратить внимание на наличие вмятин, трещин и царапин. Таким же образом проверяют плунжерный механизм. Если видимых повреждений не обнаружено, устройство проверяется на работоспособность.

Прибор берут одной рукой, а второй стараются продвинуть поршень в каркас. Он должен двигаться свободно, не застревая. В случае затрудненного движения необходимо повторить процесс мытья. Если это не помогло, деталь необходимо заменить. Элемент монтируется в порядке, обратном снятию.

Что советуют пользователи?

Автолюбители дают разные советы, как улучшить или выбрать натяжитель цепи. Мерседес и другие иномарки известных производителей часто комплектуются цепью ГРМ. Как правило, устройство для натяжения цепи на современных автомобилях выполнено с возможностью автоматической регулировки. Это облегчает обслуживание и ремонт агрегата, обеспечивая надежность его работы.

Также при замене натяжителя пользователи рекомендуют ставить шток нового устройства в минимальное положение. Это позволяет максимально накачивать рабочую камеру, избегая засоров и лишнего шума. Это, в свою очередь, способствует правильной регулировке степени натяжения цепи.

Завершение

Такая маленькая, но важная деталь, как натяжитель цепи двигателя, является своеобразным предохранителем от ослабления передающего элемента и его скачка. Такие вещи могут привести к серьезным неисправностям силового агрегата. Если на более старой модели автомобиля установлена ​​механическая версия, ее легко модернизировать, заменив на автоматическую версию.

Он более удобен, так как обеспечивает натяжение цепи без дополнительного вмешательства человека, исключает заедание штока, проще в разборке и сборке. По своему принципу действия все вариации натяжителей цепи ГРМ имеют схожую последовательность. То же самое касается замены и ремонта деталей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector