Разновидности, устройство и предназначение маховика двигателя

Внешне маховик двигателя это обыкновенное устройство — простой тяжелый диск. Однако одновременно он выполняет немаловажную функцию в работе двигателя и всей машины. В этой статье мы рассмотрим его главное предназначение, виды маховиков, а также их устройство.

Предназначение и функции

Простой маховик – это точно отбалансированный цельный чугунный диск, на котором запрессованы металлические зубцы для зацепа со стартером мотора, так именуемый зубчатый венец. Маховик передает крутящийся момент от мотора на коробку передач, поэтому он находится между двигателем и трансмиссией. При применении механической коробки передач к маховику прикрепляется корзина сцепления, а в АКПП – гидротрансформатор.

сплошной маховик

Маховик – это достаточно тяжелый элемент. Его вес зависит от мощности мотора и количества цилиндров. Разъясняется это тем, что главное предназначение маховика – аккумулировать кинетическую энергию от коленчатого вала, а также образовывать требуемую инерцию. Факт в том, что у ДВС из 4 тактов лишь 1 делает нужную работу – рабочий ход. Другие 3 такта КШМ и поршневая группа обязаны осуществить по инерции. Непосредственно для этого и необходим маховик, фиксированный на конце коленвала.

Из всего ранее сказанного следует, что предназначение маховика и главные функции у него такие:

  • обеспечение плавной работы мотора;
  • передача от мотора крутящего момента на КПП, а также обеспечение работы сцепления;
  • передача крутящего момента от стартера на венец маховика для запуска мотора.

Виды маховиков

На сегодняшний день, можно отметить 3 вида маховиков:

  1. Сплошной. Более популярная и обычная конструкция. Это металлический плотный диск, устройство которого описывалось ранее. Маховик для автоматической коробки передач значительно легче простого, так как предусмотрен для применения вместе с гидротрансформатором.
  2. Облегченный. Во время тюнинга машины, трансмиссии, а также мотора зачастую устанавливают облегченный маховик. Его маленькая масса понижает инерцию и увеличивает эффективность мотора на 4-5%. Авто стремительнее реагирует на педаль газа, делается наиболее активным. Но устанавливать облегченный маховик необходимо лишь совместно с иными работами по улучшению характеристик мотора, а также трансмиссии. Применение облегченных маховиков без доработки поршневой, а также КШМ может привести к неустойчивой работе мотора на холостых оборотах.
  3. Двухмассовый. Двухмассовый либо демпферный маховик считается наиболее сложным по устройству и устанавливается на современные марки машин. Он может использоваться на авто с механической, а также автоматической коробкой передач без гидротрансформатора. В случае с механической коробкой передач применяется ведомый диск сцепления без демпфера крутильных колебаний.

Двухмассовые маховики стали очень распространенными из-за усовершенствованных характеристик подавления вибраций, гула, защите трансмиссии, а также синхронизаторов. Непосредственно эту разновидность нужно рассмотреть наиболее подробно.

Конструкция и свойства двухмассового маховика

В конструкции двухмассового вида содержится не 1, а 2 диска. Один диск соединен с мотором, а 2-ой – с коробкой передач. Оба они могут функционировать вне зависимости друг от друга. Кроме того, на первом диске есть венец маховика с зубьями для зацепления со стартером. Оба подшипника (осевой и радиальный) обеспечивают объединение 2-ух корпусов.

устройство двухмассового маховика

Внутри дисков располагается улучшенная пружинно-демпферная конструкция, которая состоит из мягких, а также жестких пружин. Мягкие пружины обеспечивают мягкость работы на невысоких оборотах во время запуска и остановки мотора. Жесткие пружины же гасят колебания на больших оборотах. Внутри располагается специализированная смазка.

Принцип работы

Впервые двухмассовые маховики получили машины с АКПП. Для роботизированной коробки свойственна быстрая, а также достаточно частая смена передач. С этим «двухмассовик» справляется отлично. Потом из-за этих достоинств их начали устанавливать на машины с механической коробкой передач.

Принцип работы простой. Крутящий момент от коленчатого вала переходит на первый диск, какой отклоняет пружинную систему изнутри. Достигнув определенного уровня сжатия, крутящий момент переходит на 2-ой диск. Подобная конструкция ликвидирует большие колебания от мотора, позволяя намного уменьшить нагрузку на трансмиссию.

принцип работы двухмассового маховика

Плюсы и минусы двухмассового маховика

Преимущества подобной конструкции очевидны:

  • мягкая и равномерная работа мотора и коробки передач;
  • небольшой уровень вибрации и гула.

Однако имеются и минусы. Период работы двухмассового маховика в среднем составляет приблизительно 3 года. Система регулярно подвергается высоким нагрузкам. Кроме того, внутренняя смазка выробатывается. Цена замены достаточно высокая. И это его основной минус.

Основные неисправности

Маховик подвержен мощным нагрузкам, потому рано или поздно он перестает работать. Признаком его неисправности может быть скрип, посторонние шумы во время запуска и остановки двигателя.

Ощущение мощной вибрации тоже может означать неисправность маховика. Многие считают, что это из-за «троения» мотора. Если переключиться на бОльшую передачу, то вибрации обычно пропадают. Щелчки во время старта и разгона тоже могут обозначать нарушения в работе. Однако не нужно сразу спешить с заменой маховика, так как данные признаки могут обозначать и иные неполадки. К примеру, с опорами мотора, КПП, навесным оснащением, выхлопной системой и прочим.

Наиболее точно определить причину поломки поможет непосредственный осмотр детали. Однако чтобы до нее добраться, надо будет разобрать КПП, а на это нужны специальные навыки и приспособления.

Восстановление работоспособности двухмассового маховика

Из-за высокой цены «оригинала» практически все водители задумываются о возможности восстановления маховика. Стоит тут же отметить, что изготовители не подразумевают восстановление данного элемента. Он считается неразборным, поэтому лучше установить новый.

внешний вид двухмассового маховика

Однако все-таки существуют специалисты, которые могут взяться за работу. Все это зависит от степени неисправности. В случае если вышли из строя пружины, то в сервисе их могут заменить. Они первыми подвергаются изнашиванию. Однако если развалился корпус либо один подшипник, то правильным решением будет купить новый. В каждом случае мало кто сможет гарантировать долговременную работу мотора, а также трансмиссии после проведения ремонтных работ.

Замена на одномассовый

Чисто теоретически это можно сделать. Квалифицированный специалист в сервисе сможет выполнить это легко. Однако имеет ли смысл это делать? Никто не сумеет предсказать, какой период времени после этого продержится коробка передач и двигатель, потому с своей стороны мы не советуем это делать!

В случае если у вас мощный двигатель, а также механическая коробка передач, то не избежать значительных вибраций и тряски во время запуска и остановки. Ездить вы сможите, но со значительным дискомфортом. Роботизированная коробка не сможет выдержать тандема с литым маховиком, поэтому довольно бысто перестанет работать. При этом совместно с коробкой восстановление обойдется уже намного дороже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector