Тормозная система ГАЗель Next 4.6т. Устройство и обслуживание.
Другие записи, касающиеся ГАЗели Next Тормозная система и ABS:
- Описание и диагностика ABS9.
- Прокачка гидравлического блока ABS тормозов автомобиля ГАЗель Next.
- Антиблокировочная тормозная система Bosch ABS9 для ГАЗЕЛИ Next.
- GAZELA Next Коды неисправностей тормозной системы ABS. (Bosch ABS9).
- ГАЗЕЛЬ Следующая схема системы ABS. (ABS9 Bosch).
- Рекомендации по замене деталей вакуумного усилителя на автомобиле GAZELA Next.
- Замена датчиков ABS GAZELA Next.
- ГАЗЕЛЯ Следующие диаграммы.
Тормоза.
Схема сервисного привода тормозной системы.
1 — правый передний дисковый тормоз; 2 — передний ротор ABS; 3 — передний датчик ABS; 4 — комбинация приборов; 5 — вакуумный усилитель с главным цилиндром и бачком; 6 — кронштейн педали тормоза; 7 — правый задний дисковый тормоз; 8 — задний ротор ABS; 9 — задний датчик ABS; 10 — левый задний дисковый тормоз; 11 — левый передний дисковый тормоз; 12 — гидравлический регулятор.
Автомобиль имеет три тормозные системы:
- двухконтурный гидравлический привод с диагонально разделенными контурами. Один контур обеспечивает правый передний и левый задний тормоз, другой — левый передний и правый задний тормоз. В случае отказа одного контура рабочей тормозной системы другой контур используется для остановки автомобиля с достаточной эффективностью;
- резервная тормозная система, которая действует на каждый контур рабочей тормозной системы;
- стояночная тормозная система, которая воздействует на стояночные тормоза задних колес.
Обслужите тормозную систему.
Рабочая тормозная система состоит из дисковых тормозов на четырех колесах и гидравлического привода. Привод управляется подвесной педалью, расположенной на лицевой панели кабины и механически соединенной с модулем вакуумного усилителя тормозов.
Установка привода рабочей тормозной системы.
1 — гибкая линия ступицы; 2, 10 — гайки; 3 — болты; 4 — гибкая линия левого заднего тормоза; 5 — гибкая линия крепления кронштейна; 6 — гибкая линия заднего тормоза; 7 — штуцер сцепления; 8 — трубка крепления кронштейна; 9 — гибкие линии переднего тормоза; 11 — нижняя линия кронштейна; 12, 24, 25 — гибкие линии тормоза; 13 — линия от гидравлического регулятора к передней левой магистрали; 14 — линия от гидравлического регулятора к задней левой магистрали; 15 — вакуум усилителя с главным цилиндром и резервуаром; 16 — обратный клапан усилителя тормозов, 17 *, 27 — суппорты; 18 — магистраль; 19 — линия от первичной полости главного цилиндра к гидравлическому регулятору; 20 — линия от отсека главного цилиндра вторичного тормоза к гидравлическому регулятору; 21 — гидравлический регулятор ABS; 22 — линия от гидравлического регулятора к передней правой магистрали; 23 — линия от гидравлического регулятора к задней правой магистрали; 26 — крепежные фиксирующие линии; 28 — линия от сцепления к поперечной муфте; 29 — кабель от сцепления справа 30 — кабель от сцепления к задней правой тормозной магистрали; 31 — кронштейн задней правой тормозной магистрали; 32 — кабель от сцепления к задней левой тормозной магистрали; 33 — кабель от сцепления к левой муфте; 34, 35 — кабели от кабеля к муфте; 36 — кабель от кабеля к передней левой тормозной магистрали; 37 — кабель от кабеля к передней правой тормозной магистрали.
*Для автомобилей с дизельным двигателем.
Гидравлический тормозной привод включает в себя:
- тормозной модуль (блок вакуумного усилителя (0204798191 ф. «BOSCH») с главным цилиндром и бачком);
- гидравлический контроллер с датчиками ABS, установленными в колесных узлах. Гидравлический контроллер C41R92. 3538020 в состоянии поставки — не заправлен тормозной жидкостью.
- трубопровод.
Поплавковый выключатель предупреждения об уровне тормозной жидкости установлен в бачке главного цилиндра.
Резервная тормозная система.
Если один из контуров рабочей тормозной системы негерметичен и сигнальная лампа уровня жидкости на комбинации приборов горит красным цветом (на это указывает поплавковый выключатель системы предупреждения об уровне жидкости в рабочем тормозном контуре).
Оставшийся рабочий контур обеспечивает адекватное торможение, увеличивает ход педали, и торможение начинается в начале второй половины полного хода.
Основные компоненты рабочей тормозной системы.
Тормозной модуль и педаль в сборе.
1 — тормозной модуль; 2 — педаль тормоза; 3 — кронштейн педали тормоза; 4 — трос; 5 — провода; 6 — риф питания троса; 7, 9, 17 — гайки; 8 — втулка вала педали; 10 — проставка; 11 — выключатель сигнала торможения; 12 — фиксатор оси толкателя; 13 — ось толкателя; 14 — болт; 15 — прокладка; 16 — обратный клапан усилителя тормозов; 18, 19* — суппорты; 20 — регулировочные гайки.
* — Для автомобилей с дизельным двигателем.
Педаль тормоза.
Педаль тормоза 2 шарнирно соединена с распоркой 10 кронштейна педали 3, который прикреплен к передней крышке. Кронштейн крепится шестью гайками, четыре из которых также крепят тормозной модуль 1.
Толкатель вакуумного усилителя шарнирно соединен с педалью. На кронштейне закреплен выключатель сигнала торможения 11. Шарнир педали с проставкой снабжен пластмассовыми втулками 8 для уменьшения трения.
Вакуумный усилитель с главным цилиндром и резервуаром.
Вакуумный усилитель с главным цилиндром и бачком (тормозной модуль) установлен под капотом с левой стороны и крепится к передней панели четырьмя гайками. Прокладка 15 (поставляется вместе с модулем) устанавливается между вакуумным усилителем и передней панелью. Тормозной модуль соединен с педалью тормоза 2 посредством толкателя через ось 13, которая фиксируется колпачком 12.
Вакуумный усилитель.
1 — передний палец (для крепления главного цилиндра); 2 — корпус вакуумного усилителя; 3 — прокладка; 4 — задний палец (для крепления модуля к переднему диску); 5 — толкатель поршня.
Главный тормозной цилиндр в сборе с бачком.
1 — крышка бачка; 2 — бачок; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — главный цилиндр; 5 — заглушки.
Технические данные Тормозной модуль.
Вакуумный усилитель: двухкамерный с размером камеры 9+9″, общий ход толкателя усилителя в сборе с главным тормозным цилиндром 41,3-43,5 мм.
Главный цилиндр: типичный ход главного поршня 21 мм, ход вторичного поршня 21 мм, диаметр цилиндра 27 мм, резьба M10x1 для прокладки гидравлических линий.
Электрические характеристики датчика уровня тормозной жидкости: | |
напряжение, В | 12 |
ток, макс. | 1 |
Утечка вакуумного усилителя: допустимая утечка вакуума в течение 15 с при температуре окружающей среды, мбар: | |
для нового бустера с усилием на хвостовике 400 Н (40 кгс) | 20 |
Для изношенного бустерного блока (предельное значение) с усилием поршня 400 Н (40 кгс) | 200 |
Негерметичность нового главного цилиндра: перепад давления за 60 с, не более МПа: | |
при низком давлении (0,3 МПа) | 0,05 |
при среднем давлении (7 МПа) | 0,3 |
при высоком давлении (14 МПа) | 0,3 |
Негерметичность использованного главного цилиндра: перепад давления в течение 60 с, не более МПа: | |
при низком давлении (0,3 МПа) | 0,1 |
при среднем давлении (7 МПа) | 0,6 |
при высоком давлении (14 МПа) | 0,6 |
Тормоза на передних и задних колесах.
Передние и задние дисковые тормоза представляют собой плавающие дисковые тормоза одинаковой конструкции, различающиеся размерами.
Установка тормоза переднего колеса.
1 — верхний рычаг подвески; 2 — передний тормозной диск; 3 — тормозной диск; 4 — болты; 5 — тормозная магистраль; 6 — перепускной клапан с колпачком; 7 — левый дисковый тормоз; 8 — стойка подвески; 9 — нижний рычаг подвески.
Установка тормоза заднего колеса.
1 — картер заднего моста; 2 — болты; 3 — левый стояночный тормоз; 4 — тормозной диск; 5 — перепускной клапан с пробкой; 6 — левый дисковый тормоз; 7 — тормозная магистраль.
Обе оси оснащены левым тормозом (стол), правый тормоз слева.
Обозначение по ГАЗу | Обозначение по поставщику (компания Mando) | Назначение |
A21R23.3501 136 | VS101-414-00 | Правый передний дисковый тормоз |
A21R23-3501 137 | VS 100-414-00 | Левый передний дисковый тормоз |
C41R92.3502136 | VS 103-249-00 | Задний правый дисковый тормоз |
C41R92.3501 137 | VS 102-249-00 | Задний дисковый тормоз левый |
Тормозной диск имеет вентиляционные каналы для снижения нагрева тормозов и крепится к ступице колеса винтами (винты — для задних колес). Крепежные винты (болты) опломбированы.
Основание кронштейна переднего колеса крепится болтами к амортизатору, основание кронштейна заднего колеса крепится болтами к опорному фланцу картера оси. Крепежные болты уплотнены.
Состав механизма переднего тормоза.
1 — наружная тормозная колодка в сборе; 2 — пружины тормозной колодки; 3 — внутренняя тормозная колодка в сборе; 4 — крышка поршня; 5 — нижний направляющий палец; 6 — корпус скобы; 7 — перепускной клапан с крышкой; 8 — защитная заглушка; 9 — направляющий палец болта; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — верхний направляющий палец; 12 — поршень; 13 — палец крышки; 14 — основание скобы.
Состав механизма заднего тормоза.
1 — корпус суппорта; 2 — перепускной клапан с крышкой; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — верхний направляющий палец; 5 — защита пальца; 6 — защитный колпачок поршня; 7 — основание суппорта; 8 — пружины колодок; 9 — внутренняя тормозная колодка в сборе; 10 — внешняя тормозная колодка в сборе; 11 — нижний направляющий палец; 12 — поршень; 13 — направляющий палец болта; 14 — защитный колпачок
Корпус кронштейна подвижно соединен с основанием с помощью направляющих штифтов.
Защитные крышки предохраняют контакты от грязи и влаги. Поршни и уплотнительные компоненты поршня, такие как кольца и колпачки, расположены в корпусе. Для удаления воздуха из цилиндра предусмотрен перепускной клапан с пробкой. Тормозные колодки расположены в опорной плите и прижимаются к выступам опорной плиты пружинами, закрепленными на опорной плите.
При торможении под давлением жидкости в гидроцилиндре поршень, перемещаясь в корпусе, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску, а сам корпус, перемещаясь на штифтах в направлении, противоположном движению поршня, прижимает наружную колодку к диску. Давление обеих колодок на диск одинаково и прямо пропорционально давлению в гидроцилиндре.
Когда башмаки освобождаются, они отходят от диска на расстояние, которое определяется эластичностью уплотнительного кольца и размером фаски в канавке корпуса, что обеспечивает автоматическую регулировку расстояния между башмаками и диском и компенсацию износа колодок.
Стояночная тормозная система.
Размер A соответствует резьбе 1-2; 1 — рычаг привода; 2, 22 — кронштейн крепления троса; 3, 13, 21 — болты; 4 — кронштейн крепления оболочки троса левый; 5 — ступица; 6, 10, 11, 19 — гайки; 7 — уравнитель; 8, 14 — штифты; 9 — шплинт; 12 — шайба; 15 — крышка; 16 — специальный болт; 17 — выключатель контрольной лампы ручного тормоза; 18 — рычаг стояночного тормоза; 20 — кронштейн крышки троса; 23 — передний трос; 24 — задний трос; 25 — кронштейн крепления крышки троса справа.
Стояночная тормозная система приводится в действие механически с помощью стояночных тормозов задних колес.
Стояночные тормоза (правый, левый) барабанного типа встроены в колесные узлы заднего моста и крепятся болтами к фланцам картера моста. Болты крепления стояночного тормоза опломбированы.
Внутренняя часть рабочего тормозного диска используется в качестве барабана стояночного тормоза.
Левый стояночный тормоз установлен на левой стороне задней оси (таблица), а правый стояночный тормоз — на правой стороне.
Обозначение по ГАЗу | Обозначение в соответствии с поставщиком (Mando) | Имя |
C41R92.3507010 | BD103-013-00 | Правый стояночный тормоз |
C41R92-3507011 | BD102-013-00 | Левосторонний стояночный тормоз |
Привод состоит из рычага 18, переднего троса 23 и заднего троса 24, соединенных между собой компенсатором 7 и закрепленных на кронштейне, приваренном к поперечине рамы. Задние тросы воздействуют на рычаги 1, которые являются частью стоек колодок стояночного тормоза заднего колеса.
Когда рычаг 18 перемещается вверх, тормозные колодки прижимаются к барабанам, тормозя автомобиль. Рычаг 18 заблокирован храповым механизмом, состоящим из зубчатого сектора и щеколды.
При включении зажигания красный индикатор на комбинации приборов горит прерывисто.
Чтобы отпустить рычаг, слегка потяните его вверх, нажмите кнопку на конце рычага и переместите рычаг полностью вниз; сигнальная лампа в комбинации приборов погаснет.
Механизм стояночного тормоза (правый/левый).
1 — фрикционная накладка; 2, 8 — пружины натяжения; 3 — обойма регулировочного звена; 4 — регулировочный винт; 5 — штифт; 6 — нажимная пружина; 7 — основание (правое/левое); 9 — корпус расширителя; 10 — рычаг приводного звена; 11 — ось расширителя; 12 — крышка опоры в сборе (правая/левая); 13 — опора кабеля (правая/левая); 14 — винт; 15 — крышка.
Возможные неисправности тормозной системы и способы их устранения.
Чрезмерный ход педали тормоза.
Причина неисправности | Метод устранения |
Воздух в гидравлическом цилиндре | Система промывки |
Утечка тормозной системы (утечка жидкости) | Затяните резьбовые соединения или замените неисправные детали. |
Педаль тормоза медленно перемещается вниз при постоянном давлении на тормоз и включенном стояночном тормозе.
Утечка тормозной жидкости из уплотнений главного цилиндра | Замените главный цилиндр и бачок в сборе или тормозной модуль, если уплотнения главного цилиндра не соответствуют спецификации. |
Тормозные механизмы всех колес или осей не полностью отпущены (колеса сильно вращаются).
Педаль тормоза не возвращается полностью после торможения из-за неправильной настройки выключателя сигнала торможения | Установите переключатель сигнала торможения в необходимое положение |
Неисправный главный тормозной цилиндр. Тормозная жидкость не поступает в бачок из углублений главного цилиндра | Замените главный цилиндр и бачок в сборе или тормозной модуль |
Тормозной узел не разжимается (колесо раскручивается и вращается с трудом).
Тормозные штифты заклинило в основании дужки | Тормозной суппорт Замените тормозной суппорт |
Заедание тормозных поршней в основании дужки | Тормозные поршни в тормозном суппорте Замените тормозной суппорт |
Уплотнительные кольца поршня тормозного суппорта в вилке перестали быть гибкими | Замените тормозной суппорт |
Колодки дискового тормоза заклинивают из-за деформированных или сломанных пружин или чрезмерного загрязнения сопрягаемых поверхностей колодок и основания. | Замените пружины или очистите от коррозии и грязи посадочные поверхности тормозных колодок и опорной плиты, если тормозной суппорт не подлежит замене |
Скольжение или отклонение автомобиля при торможении.
Несоответствующее давление в шинах | Проверьте правильность давления в шинах. |
Тормозные колодки в одном из тормозов засалены | Замените или промойте колодки бензином и отшлифуйте их мелкой наждачной бумагой, чтобы удалить абразивную пыль. |
Заусенцы или глубокие следы на поверхности диска | Замените тормозной диск |
Утечка тормозной жидкости из одного из тормозных суппортов | Устраните утечку |
Не удается выпустить тормозную жидкость в одном тормозном суппорте (колесо откручивается и тяжело вращается) |
Тормозное усилие слишком мало (увеличение усилия на педали тормоза).
Тормозные колодки изношены или засалены | Тормозные накладки изношены или замаслены. |
Негерметичное соединение вакуумного шланга | Устранение утечек |
Неисправный обратный клапан усилителя тормозов | Замените обратный клапан |
Утечка воздуха из усилителя тормозов повреждена | Замените вакуумный усилитель или тормозной модуль |
Нарушена герметичность соединения между вакуумным усилителем и корпусом главного цилиндра | Если норма герметичности для изношенного усилителя превышена, замените уплотнительное кольцо в месте соединения вакуумного усилителя — главного цилиндра или тормозного модуля. |
Неисправный главный цилиндр. Обнаружена утечка в цилиндре | Замените главный цилиндр и резервуарный блок или тормозной модуль. |
Жужжание, дребезжание в тормозном механизме.
Неисправная пружина колодок дискового тормоза | Замените пружину тормозной колодки |
Изношенные направляющие штифты тормозного суппорта | Замените тормозной суппорт |
Отверстия для направляющего штифта тормозного суппорта в основании тормозного суппорта изношены | Замена тормозного суппорта |
Пружины тормозных колодок на колодках стояночного тормоза Сломаны или ослаблены | Замените пружины |
Сильно нажмите на рычаг стояночного тормоза, чтобы удержать автомобиль.
Кабели в кабельной направляющей замяты | Отсоедините кабели, очистите их от грязи, смажьте кабели и их соединения смазкой ЦИАТИМ-22 1. Если резиновые покрытия повреждены, замените кабели целиком |
Колодки стояночного тормоза смазаны | Промыть колодки или заменить колодки |
Стояночный тормоз отрегулирован неправильно | Повторно отрегулируйте привод стояночного тормоза (см. «Регулировка привода стояночного тормоза»). |
Рычаг стояночного тормоза с большим ходом.
Чрезмерный люфт тяги разблокировки стояночного тормоза в тормозах задних колес | Отрегулируйте привод стояночного тормоза (см. раздел «Регулировка привода стояночного тормоза»). |
Нагрев тормозных дисков при движении без торможения.
Неправильная настройка стояночного тормоза или тросового привода. | Повторно отрегулируйте привод стояночного тормоза (см. «Регулировка привода стояночного тормоза»). |
Низкий уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра при отсутствии внешних утечек в гидравлической системе.
Неисправный главный тормозной цилиндр. Утечка в цилиндре затруднена (жидкость может просочиться в усилитель тормозов). | Замените тормозной модуль |
Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы.
Техническое обслуживание тормозной системы включает работы, запланированные в сервисной книжке и руководстве владельца автомобиля, а также работы по поддержанию работоспособности автомобиля.
Периодически проверяйте работу системы предупреждения (аварийная потеря тормозной жидкости в бачке главного цилиндра), герметичность гидравлического тормозного цилиндра, рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы. Утечка тормозной жидкости не допускается.
Общие требования к ремонту тормозной системы.
Моменты затяжки:
- гайки гидравлической линии — 15-25 Н-м (1,5-2,5 кгс-м);
- хомуты вакуумного шланга 1,5-3,5 Н-м (0,15-0,35 кгс-м).
Трубы должны быть надежно закреплены в зажимных приспособлениях.
Если на тормозных шлангах обнаружены трещины, вздутия или видимые потертости, замените шланги на новые. Защитные крышки не должны иметь сквозных повреждений отверстий.
При ремонте тормозной системы после отсоединения трубопроводов отверстия в трубопроводах и компонентах должны быть закрыты заглушками, чтобы предотвратить утечку жидкости и попадание пыли и мусора в систему.
Перед проведением ремонтных работ снятые с автомобиля компоненты тормозной системы следует тщательно промыть теплой водой с моющим средством и высушить сжатым воздухом. Не используйте бензин, дизельное топливо, трихлорэтилен или другие минеральные растворители, так как они могут повредить резиновые детали. Для смазки деталей трения при сборке используйте касторовое масло НГ-213 ТУ 38.101.129-80 или ГОСТ 6757-73.
Проверка рабочей тормозной системы.
Работоспособность вакуумного усилителя проверяется следующим образом.
Когда двигатель не работает, нажмите на педаль тормоза 3-4 раза, затем нажмите на педаль и удерживайте ее с усилием 300-400 Н (30-40 кгс), чтобы запустить двигатель. Педаль будет двигаться до пола, если усилитель рулевого управления работает. Если педаль не перемещается или перемещение затруднено, причиной является неисправность усилителя или вакуумного насоса*.
Вакуумный усилитель и обратный клапан также следует проверить на герметичность. Для этого выключите двигатель, подождите 1-2 минуты и несколько раз нажмите на педаль. Во время первых трех нажатий вы должны услышать шум воздуха, поступающего в бустер. Если нет, то неисправен вакуумный усилитель или обратный клапан.
Если уровень тормозной жидкости в бачке главного цилиндра опускается ниже минимального уровня, должна загореться красная сигнальная лампа на комбинации приборов (при включенном зажигании).
Проверьте эффективность тормозной системы и работу антиблокировочной тормозной системы на испытательном стенде.
Тормозное усилие на каждом переднем колесе должно быть не менее 1170 Н (120 кгс), на каждом заднем колесе не менее 1170 Н (120 кгс), при этом усилие на педали тормоза должно составлять 420-440 Н (43-45 кгс) при неработающем двигателе и 45-65 Н (4,5-6,5 кгс) при работающем двигателе.
Разница в тормозном усилии на колесах передней оси не должна превышать 20%, на колесах задней оси — 20% от максимального тормозного усилия.
Изменение тормозного усилия на каждом колесе при постоянном нажатии на педаль тормоза не должно превышать 30% от максимального тормозного усилия.
*Для автомобилей с дизельным двигателем.
Заполните (продуйте) тормозную систему жидкостью.
Промывайте тормозную систему при замене тормозной жидкости, при наличии воздуха в гидравлической системе или при проведении ремонтных работ в системе.
Гидравлический цилиндр состоит из двух независимых контуров, каждый из которых выпускается отдельно. Начните прокачку с самого дальнего от главного цилиндра тормозного механизма.
Порядок продувки тормозов:
- сзади справа;
- спереди слева;
- левая задняя;
- спереди справа.
Работайте с помощником.
Последовательность перекачки:
- Залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля до отметки «MAX»;
- удалите мусор из выпускных клапанов передних и задних тормозов, снимите резиновые крышки с выпускных клапанов;
- установите трубопровод слива тормозной жидкости на головку клапана правого заднего тормозного механизма. Опустите свободный конец в тормозную жидкость, налитую в чистую прозрачную емкость;
- нажмите на педаль тормоза, открутите стравливающий клапан на 1/2-3/4 оборота. Когда из шланга перестанут выходить пузырьки воздуха, закройте стравливающий клапан. Отпустите педаль тормоза. Сильно нажмите на педаль и плавно отпустите ее. Выполняйте описанную выше последовательность до тех пор, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха;
- после очистки затяните задний тормозной клапан. Затяните загрузочный клапан с усилием 8-13 Нм (0,8-1,3 кгс-м). Снимите шланг и установите защитный колпачок;
- очистите остальные тормоза в указанном порядке. После продувки затяните тормозные клапаны.
Во время продувки своевременно доливайте жидкость в бачок главного цилиндра, следя за тем, чтобы уровень жидкости в бачке не уменьшался более чем на 2/3 объема. Визуально проверьте уровень тормозной жидкости в полупрозрачном бачке главного цилиндра в соответствии с метками на корпусе бачка.
Долейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра после прокачки гидравлической системы. При новых накладках тормозных колодок уровень жидкости должен находиться на отметке MAX.
- Затяните пробку на бачке главного цилиндра с усилием 2,0-2,6 Н-м (0,20-0,26 кгс-м);
Проверьте качество продувки гидравлической тормозной системы, для чего нажмите на педаль тормоза с усилием 294-343 Н (30-35 кгс) при неработающем двигателе, при этом педаль не должна перемещаться более чем на 70 мм.
Замените тормозную жидкость в приводе тормоза и сцепления.
Тормозную жидкость необходимо менять, поскольку во время работы она поглощает влагу из атмосферы, что снижает температуру кипения и вызывает коррозию цилиндров и поршней. Меняйте тормозную жидкость и жидкость сцепления через интервалы, указанные в сервисной книжке.
Чтобы заменить тормозную жидкость, выполните следующие действия
- открутите пробку главного цилиндра, снимите защитные колпачки с клапанов выпуска тормозной жидкости и цилиндра сцепления;
- надеть на головки клапанов резиновые шланги, свободные концы которых опускаются в прозрачные сосуды, а затем открутить все клапаны на 1/2-3/4 оборота;
- Слейте отработанную жидкость из гидравлического тормозного цилиндра, сильно нажав на педаль тормоза и плавно отпустив ее. Закройте продувочные клапаны по истечении срока годности использованной жидкости. Слейте использованную жидкость из гидравлической системы сцепления, выжав педаль сцепления таким же образом;
- слейте использованную жидкость из бачков и поместите их обратно под резиновые шланги;
- залейте свежую тормозную жидкость в бачок главного цилиндра и открутите все продувочные клапаны.
Энергично нажимайте и плавно отпускайте педаль тормоза и в соответствующее время заполняйте бачок свежей тормозной жидкостью. Аналогичным образом заполните цилиндр сцепления, нажав на педаль сцепления;
- как только в резервуарах появится свежая тормозная жидкость, закройте продувочные клапаны;
- промыть тормозную систему;
- выпустите воздух из привода сцепления.
Предупреждение.
Не рекомендуется использовать для заполнения бачка жидкость, слитую из системы, так как она насыщена воздухом, содержит много влаги и может быть загрязнена. Используемая тормозная жидкость должна соответствовать руководству по эксплуатации автомобиля.
Замените тормозные колодки и тормозные суппорты в передних и задних дисковых тормозных механизмах в сборе.
Для замены тормозных колодок и тормозных суппортов на передней оси и задней оси обратитесь к «Инструкции по обслуживанию суппорта переднего тормоза Colette» и «Инструкции по обслуживанию заднего дискового тормоза» поставщика соответственно.
Тормозные колодки должны заменяться одновременно на правом и левом тормозном механизме одной оси, когда толщина фрикционного материала уменьшится до 2 мм.
После замены тормозных колодок соблюдайте осторожность в течение первых 80-100 км, пока новые колодки не приработаются, так как тормозной путь автомобиля может немного увеличиться. Избегайте длительного торможения в этот период во избежание перегрева тормозных колодок.
Регулировка положения выключателя стоп-сигнала.
- Положение выключателя сигнала торможения 11 (см. рисунок) регулируется путем его перемещения при ослабленных гайках 20.
- Во время регулировки шток переключателя должен упираться в опорную пластину упора педали.
- Установочный размер B между опорой штока и корпусом преобразователя должен составлять 0,2-1,2 мм.
- По окончании регулировки затяните гайки 20 с усилием 2-4 Н-м (0,2-0,4 кгс-м).
- Смажьте графитовой смазкой US-A ГОСТ 3333-80, если ось педали тугая.
Регулировка привода стояночной тормозной системы.
Регулировка механизма стояночного тормоза (без снятия ступицы с тормозным диском).
Во время технического обслуживания периодически проверяйте состояние тросов и регулируйте привод стояночного тормоза, если ход рычага значительно увеличивается и эффективность стояночного тормоза снижается. Замените узел кабеля, если повреждено покрытие или защитные крышки.
Если рычаг стояночного тормоза 18 (см. рисунок) перемещается до упора (до остановки), а рычаг не может приложить усилие 392 Н (40 кгс), приложенное к центру рукоятки рычага, или эффективность торможения низкая, необходимо отрегулировать привод стояночного тормоза следующим образом
- установите автомобиль на ровную, плоскую поверхность, подложите клинья под передние колеса;
- опустите рычаг 18 в нижнее крайнее положение и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
- ослабьте гайки крепления задних колес, поднимите заднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались плоскости кронштейна, установите ось на кронштейн, а затем снимите колеса;
- полностью ослабьте тросы, ослабив регулировочную гайку 11 в зоне крепления переднего троса 23; ослабьте кронштейн 22;
- Поверните тормозной диск, совместив регулировочное отверстие в диске с зубцами регулировочного кольца механизма стояночного тормоза (рис.;).
- С помощью прямой шлицевой отвертки поверните обойму до тормозного диска, затем в обратном направлении на 7-8 зубьев. Диск должен свободно вращаться от руки;
- отрегулируйте второй механизм стояночного тормоза в том же порядке (поверните обойму в противоположном направлении);
- повернуть гайку 11 (см. рисунок) регулировочного конца переднего троса до освобождения одного из приводных рычагов 1; дальнейшее смещение приводных рычагов может привести к торможению механизмов и преждевременному износу тормозных накладок в процессе эксплуатации;
- затяните регулировочную гайку 11 с контргайкой 10 моментом 23,5-35,3 Нм (2,4-3,6 кгс-м), затяните гайку крепления кронштейна 22 моментом 6,7-9,0 Нм (0,68-0,91 кгс)
- установите задние колеса на место, опустите автомобиль, затяните колесные гайки требуемым моментом.
Если рычаг стояночного тормоза установлен правильно, он должен перемещаться на 6-8 щелчков с моментом 392 Н (40 кгс) в рукоятке рычага.
При замене кабелей необходимо соблюдать следующие требования
- резьбу гаек 6 и 11 и концы кабеля смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 или смазки ЛИТА ОСТ 38.001.295-83
- Кронштейны 4 и 25 и штифт 14 должны быть установлены, как показано на рисунке.
Размер A выступающей резьбовой части торца гильзы должен быть не более двух ниток.
Замена колодок стояночного тормоза.
Колодку стояночного тормоза следует заменить, если одна из накладок колодки изношена до толщины менее 2 мм.
Допускается эксплуатация тормозного барабана с износом до максимального диаметра 170 мм. Для информации: Диаметр нового тормозного барабана составляет 168 + 0,2 мм.
3 Измерьте толщину накладок стояночного тормоза.
Толщина колодок стояночного тормоза может быть измерена без снятия ступицы и тормозного диска путем измерения разницы в расстоянии между внешней поверхностью тормозного диска и ободом колодки. Измерение следует производить штангенциркулем через специальное регулировочное отверстие (12 мм) в тормозном диске.
Одновременно замените тормозные колодки в правом и левом механизмах стояночного тормоза (рис.).
Снимите тормозные колодки в следующем порядке:
- поставьте автомобиль на ровную и плоскую площадку и подложите клинья под передние колеса;
- опустите рычаг стояночного тормоза;
- ослабьте гайки крепления задних колес, поднимите заднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались плоскости кронштейна, установите ось на кронштейн, а затем снимите колеса;
- отсоедините и снимите тормозной суппорт, не отсоединяя трос, подвесьте суппорт на раму, не нагружая трос;
- открутите полуоси и снимите полуось с помощью съемника муфты;
- открутите гайку подшипника ступицы и снимите ступицу с тормозным диском и подшипником, снимите уплотнительное кольцо;
- Полностью ослабьте натяжение кабеля, ослабив регулировочную гайку 11 в передней зоне крепления кабеля 23; ослабьте зажим 22 (Рис;)
- снимите талреп 28 и фиксирующие пружины 6 (рис.);
- снимите тормозные колодки 1 и регулировочную тягу (детали 3 и 4) с опорной плиты 12;
- очистите компоненты стояночного тормоза от мусора.
Установите новые колодки в порядке, обратном снятию, учитывая следующее.
- установленные колодки должны быть сухими, без следов масла или топлива;
- Смажьте консистентной смазкой CASMOLY MS243 или эквивалентной: 1) тормозной диск в месте его контакта с тормозными колодками (6 колодок); 2) опорная и удерживающая пружина 8 колодки в месте ее контакта с тягой стойки
- Смажьте резьбовые поверхности компонентов регулировочного звена (сепаратор 3 и регулировочный винт 4) смазкой CASTROL K764 или эквивалентной. Мойте детали перед их смазкой;
- Соберите регулировочное звено, свинчивая детали до упора без заеданий;
- пружины должны быть расположены, как показано на рисунке.
После установки ступицы и тормозного диска проверьте уровень масла в картере заднего моста и при необходимости долейте его.
Отрегулируйте привод стояночного тормоза, как описано выше.
Новые накладки колодок стояночного тормоза должны быть притерты, чтобы обеспечить требуемую эффективность торможения.
После регулировки привода стояночного тормоза выполните притирочные работы на тормозном стенде с соблюдением требований безопасности следующим образом:
- установите задние колеса на ролики подставки;
- переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- переключатель на стенде, задающий скорость вращения роликов, соответствующую скорости автомобиля 5-10 км/ч;
- установите рычаг стояночного тормоза на 1 щелчок и продолжайте притирать колодку в течение 5 минут.
Проверьте после того, как тормоза остынут. При усилии 147-196 Н (15-20 кгс), приложенном к рукоятке рычага, общее тормозное усилие на задних колесах должно быть не менее 3435 Н (350 кгс). Проверьте, поворачивая ролики испытательного стенда в том же направлении, что и при движении автомобиля задним ходом.
Снятие и установка тормозного модуля.
Снимите тормозной модуль (см. рисунок) в следующем порядке:
- слейте тормозную жидкость из тормозной гидравлической системы;
- очистите от пыли и грязи цилиндр гидроусилителя, главный цилиндр и соединения шлангов;
- отсоедините трубопровод от вакуумного обратного клапана усилителя, ослабив крепежный фланец*;
- Ослабив хомут, отсоедините трубопровод тормозной жидкости к главному цилиндру сцепления и жгут проводов к сигнализатору уровня тормозной жидкости;
- Отсоедините трубопроводы к главному цилиндру;
- Отсоедините конец штока вакуумного усилителя от педали;
- открутите четыре гайки, крепящие вакуумный усилитель к передней панели;
- снимите модуль с капота и удалите прокладку;
- снимите обратный клапан.
При замене поликлиновых втулок снимите кронштейн педали тормоза, отсоединив электрический разъем от выключателя сигнала торможения, и открутите две оставшиеся гайки болтов, крепящих кронштейн к передней панели.
Чтобы снять кронштейн педали тормоза
- открутите гайку болта крепления педали, выньте болт, снимите педаль с кронштейна и снимите проставку со ступицы педали;
- Снимите две полиамидные втулки со ступицы педали.
Соберите и установите кронштейн педали в порядке, обратном снятию и утилизации, учитывая следующее:
- Перед сборкой смажьте внешние и внутренние поверхности полиамидных втулок, а также прилегающие детали смазкой US-A ÃÎÑÒ 3333-80.
- Момент затяжки гаек болтов крепления педали тормоза — 40-56 Н-м (4,0-5,6 кгс-м), гаек болтов крепления кронштейна педали тормоза к передней крышке — 12-18 Н-м (1,2-1,8 кгс-м).
Если необходимо заменить один из узлов тормозного модуля (главный цилиндр с бачком или вакуумный усилитель), отсоедините главный цилиндр от вакуумного усилителя, замените поврежденный узел, установите новое уплотнительное кольцо 3 (см. рис.), установите главный цилиндр на болты вакуумного усилителя, установите новые гайки и затяните их моментом 17-23 Н-м (1,7-2,3 кгс-м).
*Для дизельных автомобилей.
Установите тормозной модуль в автомобиль в следующем порядке:
- установите обратный клапан на вакуумный усилитель, соблюдая угол G=15°±15° (см. рисунок);
- установите модуль гидроусилителя вместе с главным цилиндром на автомобиль, предварительно установив прокладку 15 (см. рисунок) и затяните гайки моментом 12-18 Нм (1,2-1,8 кгс м);
- подсоедините проушину толкателя к педали тормоза, установив ось и фиксатор оси. Перед установкой нанесите смазку US-A ГОСТ 3333 80 на ось тормозного толкателя;
- проверьте и при необходимости отрегулируйте положение выключателя сигнала торможения;
- подсоедините трубопровод к главному тормозному цилиндру, сняв транспортировочные заглушки, затянув гайки моментом 15-20 Н-м (1,5-2,0 кгс-м);
- подсоедините и закрепите хомутом трубопровод тормозной жидкости к насосу сцепления. Отрежьте герметичный конец разъема бачка в области G, чтобы предотвратить попадание посторонних частиц в бачок (в случае нового главного цилиндра с бачком или нового тормозного модуля);
- Наденьте вакуумный шланг на фитинг обратного клапана, соблюдая расстояние D=5 мм, не более от торца фитинга, и закрепите шланг хомутом. Установите хомут на расстоянии E=3-7 мм от конца шланга;
- Подсоедините разъем жгута шлангов к выключателю уровня тормозной жидкости;
- Заполните бачок тормозной жидкостью и удалите воздух из привода тормоза и сцепления.
Снятие и установка гидравлического управляющего клапана ABS.
Установка гидравлического управляющего клапана ABS.
1 — гидравлический регулятор; 2 — колодка разъема жгута ABS; 3 — гайки, крепящие гидравлический регулятор к кронштейну; 4 — кронштейн гидравлического регулятора; 5 — трубные гайки.
Для того чтобы снять гидравлический регулятор, необходимо
- отсоедините колодку 2 разъема жгута проводов ABS от штекерного разъема гидравлического регулятора;
- отсоедините шесть шлангов от гидравлического блока управления 1;
- ослабьте три гайки 3, крепящие гидравлический регулятор к кронштейну 4, и снимите гидравлический регулятор.
Чтобы установить гидравлический контроллер
- Установите гидравлический контроллер в кронштейн;
- Аккуратно соедините и затяните шесть накидных гаек 5 крепления трубопровода к гидравлическому контроллеру с моментом, обеспечивающим плотность соединений, но не более 15,7 Н-м (1,6 кгс-м);
Предупреждение.
Гайки на трубопроводах имеют разную резьбу. Точки подключения не должны изменяться.
- Затяните три гайки 3, крепящие гидравлический блок управления к кронштейну, с усилием 6-10 Н-м (0,6-1,0 кгс-м);
- Проверьте идентификационный номер программного обеспечения блока управления ABS с помощью специального диагностического программного обеспечения, подсоедините разъем жгута проводов ABS к разъему электронного блока управления, долейте тормозную жидкость в бачок и продуйте тормозную систему и гидравлический контроллер.
Замените передний тормозной диск.
Если на рабочих поверхностях тормозного диска имеются трещины или особенно глубокие канавки, или если диск изношен до толщины 30 мм или менее, замените диск новым.
Чтобы снять тормозной диск, выполните следующие действия
- затяните стояночный тормоз и подложите противооткатные упоры под задние колеса;
- снимите колпак ступицы и ослабьте крепление переднего колеса;
- поднимите переднюю часть автомобиля, обопритесь на нижний рычаг и снимите колесо;
- отсоединить и снять кронштейн со стойки, не отсоединяя трос, подвесить кронштейн на раму, не затягивая трос; отсоединить и снять со стойки ступицу с тормозным диском;
- Освободите и извлеките диск из ступицы.
Соберите и установите ступицу с тормозным диском в порядке, обратном снятию и установке.
Моменты затяжки должны быть:
- болты крепления диска к ступице 54-69 Нм (5,5-7,0 кгс м);
- болты крепления ступицы к опорному подшипнику 52-59 Н-м (5,3-6,0 кгс-м);
- болты крепления тормозной дужки к амортизатору 230-310 Н-м (23,5-3 1,5 кгс-м).
Во время сборки необходимо нанести слой анаэробного герметика Unigerm-6 TU2257-516-00208947-2009 на резьбовую часть болтов крепления тормозного суппорта, а также на опорные стойки диска и ступицы (3-5 витков с торца).
Перед нанесением герметика очистите поверхности деталей от старого герметика и обезжирьте.
Замените задний тормозной диск.
Если на рабочих поверхностях диска обнаружены трещины или особенно глубокие канавки, или диск изношен до толщины 19 мм или менее, замените диск новым.
Снимите тормозной диск в следующем порядке:
- подложите противооткатные упоры под передние колеса автомобиля;
- опустите рычаг стояночного тормоза вниз;
- ослабьте гайки крепления задних колес, поднимите заднюю часть автомобиля так, чтобы колеса не касались плоскости кронштейна, установите ось на кронштейн, а затем снимите колеса;
- отсоедините и снимите кронштейн, не отсоединяя шланг, повесьте кронштейн на раму, не затягивая шланг;
- открутите полуоси и снимите полуось с помощью съемника муфты;
- открутите гайку подшипника ступицы и снимите ступицу с тормозным диском и подшипником, снимите уплотнительное кольцо;
- открутите шесть крепежных винтов и снимите тормозной диск со ступицы.
- Соберите и установите ступицу с новым тормозным диском в порядке, обратном снятию и демонтажу.
Моменты затяжки должны быть следующими:
- болты крепления диска к ступице — 88-108 Н-м (9-11 кгс-м);
- гайки крепления ступицы заднего моста — 353-392 Н-м (36-40 кгс-м);
- Болты полуоси заднего моста 90-125 Н-м (9,0-12,5 кгс-м);
- Болты крепления дискового тормоза задней оси 157-196 Н-м (16-20 кгс-м).
При установке нанесите герметик Unigerm-6 TU2257-5 16-00208947-2009 на резьбовую часть болтов крепления тормозного суппорта и диска к ступице на расстоянии 3-5 длин резьбы от торца.
Перед нанесением герметика очистите поверхности деталей от старого герметика и обезжирьте.
После установки ступицы проверьте уровень масла в картере заднего моста и при необходимости долейте его.