Датчики давления масла необходимы для контроля состояния системы смазки. Невнимание к их сигналам может привести к значительным повреждениям двигателя и сложному, дорогостоящему ремонту.
- Показатели давления двигателей автомобилей ГАЗ
- Таблица: показатели давления двигателей автомобилей ГАЗ
- Места установки датчиков на двигателях автомобилей ГАЗ
- Проверка работоспособности датчиков
- Таблица: неисправности датчиков давления масла
- Видео: контроль давления масла манометром
- Диагностика аварийного ДДМ
- Видео: проверка аварийного ДДМ
- Проверка контрольного ДДМ
- Самостоятельная замена ДДМ автомобилей ГАЗ
Показатели давления двигателей автомобилей ГАЗ
Давление в системе смазки необходимо для движения масла и его доставки к ресиверам. На практические показатели эффективного двигателя влияют следующие факторы:
- вязкость масла
- температура двигателя
- температура окружающей среды,
- частота вращения коленчатого вала,
- нагрузка на двигатель,
- наличие масляного радиатора.
Различные двигатели устанавливаются на автомобили, выпускаемые Горьковским заводом. Значения допустимых давлений в системе смазки двигателя приведены в таблице.
Строительство Нижегородского автомобильного завода (НАЗ) входило в список ударных строек первой пятилетки и, хотя и не без серьезных проблем, было завершено всего за 18 месяцев.
Таблица: показатели давления двигателей автомобилей ГАЗ
Двигатель | Автомобиль | Значение давления (кгс/см2) | Условия |
ЗМЗ-406 | «Волга» «Газель | 2-4 | Движение со скоростью 50 км/ч |
4,5 | холодный двигатель | ||
1,5 | горячий | ||
1 | критерий отказа | ||
ЗМЗ-402 | «Волга» «Газель» | 2-4 | Езда со скоростью 50 км/ч |
4,5 | холодный двигатель | ||
1,5 | горячий | ||
1 | Критерий отказа при средней скорости движения | ||
0,5 | Критерий неисправности на холостом ходу | ||
ЗМЗ-405 | «Газель» | 4,6 | Срабатывание перепускного клапана фильтра |
6 | максимально допустимый | ||
0,4-0,8 | активация системы сигнализации | ||
ГАЗ-560 | «Волга» «Газель» | >1 | при скорости холостого хода 850 об/мин, 80-85 °C |
5-7 | 3800 об/мин нормальный | ||
4 | 3800 об/мин краткосрочный допустимый | ||
UMZ-421 | «Газель» | >1,3 | 80 °C, 700 об/мин Отключение масляного радиатора |
>3,5 | 80 °C, 2000 об/мин Отключение масляного радиатора | ||
>0,8 | 80 °C, 700 об/мин Масляный радиатор включен | ||
>2,5 | 80 °C, 2000 об/мин Масляный радиатор включен |
Места установки датчиков на двигателях автомобилей ГАЗ
Практическая компоновка двигателей может быть различной, но, как правило, расположение датчиков давления масла (OPM) в системе смазки одинаковое — за фильтром. Где именно, не имеет значения, так как давление во всей линии одинаково.
Давление во всей масляной магистрали одинаковое
На двигателях семейства ЗМЗ-406 оба датчика — аварийный и контрольный — установлены на левой стороне блока в верхней части головки.
В двигателях семейства ЗМЗ-406 оба датчика — аварийный и контрольный — установлены на левой стороне блока в верхней части головки.
На ЗМЗ-402 также могут быть установлены два датчика, но их расположение находится с разных сторон двигателя. Аварийный датчик находится с левой стороны, под масляным фильтром. Контрольный датчик находится на противоположной стороне на высоте шкива водяного насоса.
На ЗМЗ-402 также могут быть установлены два датчика, но их расположение находится по разные стороны двигателя
На ЗМЗ-405 расположение датчиков такое же, как и на двигателе 406.
На двигателе ЗМЗ-405 расположение датчиков такое же, как и на двигателе 406
Расположение ДДМ на дизельном двигателе ГАЗ-560 находится над масляным фильтром.
Расположение ДМУ на дизельном двигателе ГАЗ-560 — над масляным фильтром
Датчики двигателя UMZ-421 установлены на передней правой стороне на высоте нижнего выреза генератора.
Датчики двигателя UMZ-421 устанавливаются на передней правой стороне на высоте нижнего выреза генератора.
Проверка работоспособности датчиков
Датчики предоставляют очень важную информацию о состоянии двигателя. Ответственный водитель относится к ним с большой осторожностью и по праву. «Без давления» вы не сможете ездить, но и разбирать двигатель каждый раз, когда загорается сигнальная лампочка, тоже не стоит.
Хотя датчики давления — как аварийные, так и контрольные — являются надежными устройствами, они, как и все детали автомобиля, могут выходить из строя. Их общие «болезни» приведены в таблице.
Таблица: неисправности датчиков давления масла
Тип манометра давления масла | Проблема | Манифестация |
Чрезвычайная ситуация | Размыкание или повышенное сопротивление контактов | Сигнальная лампа не горит |
Прилипание контактных электродов | Сигнальная лампа горит постоянно | |
Поломка мембраны | Чувствительность датчика низкая, сигнальная лампа гаснет только на высокой скорости | |
Утечка из датчика | Утечка масла из датчика | |
проверьте | Разрыв реостата | Отсутствие показаний манометра |
повышенное сопротивление подвижного контакта | показания низкого давления | |
Повреждение диафрагмы | Отсутствие или снижение показаний давления | |
утечка датчика | Утечка масла из датчика |
Наиболее надежным способом проверки показаний датчика является измерение давления с помощью внешнего манометра. Он подключается в удобном месте вместо любого (контрольного или аварийного) обычного манометра.
Наиболее надежным способом проверки показаний датчика является измерение давления с помощью внешнего манометра давления масла.
Видео: контроль давления масла манометром
ГАЗ-3302 был первым отечественным автомобилем, разработанным с использованием самых передовых в мире автомобильной промышленности методов автоматизированного проектирования CAD-CAM технологии производства, аналитических расчетов штампов и пресс-форм на компьютерной программе CATIA и многого другого.
Использование механического манометра в качестве эталонного устройства помогает устранить любые сомнения в целостности втулок, коленчатых валов и колец. Однако оценить ЧМТ можно и без него.
Одна или две ПМГ используются на двигателях автомобилей ГАЗ. Сигнализатор подает сигнал (включает лампочку), когда значение давления падает ниже допустимого значения. Управляющий управляет показаниями манометра, установленного на приборной панели, который показывает текущее значение параметра.
Диагностика аварийного ДДМ
Аварийный манометр имеет две неисправности: обрыв и короткое замыкание. В случае обрыва цепи лампа давления на приборной панели не загорается. В случае короткого замыкания он горит постоянно.
Если зажигание включено и двигатель не работает, но лампочка не загорается, отсоедините кабель от датчика и коснитесь корпуса, очистив контактную зону.
Загорается ли лампочка? Тогда вам необходимо заменить датчик давления, он неисправен. Если сигнализация по-прежнему не срабатывает, проблема может заключаться в обрыве кабеля или неисправной лампочке.
Если кабель датчика отсоединен, но при включении зажигания масляная лампа продолжает гореть, вероятно, жгут проводов замкнут на шасси.
Работоспособность снятого аварийного детектора дизельных частиц можно проверить с помощью тестера или автомобильной лампы и аккумулятора.
Работоспособность аварийного детектора дизельных частиц, снятого с двигателя, можно проверить с помощью тестера.
Сопротивление хорошего датчика очень низкое, около нуля. Если поместить лампочку через датчик и подключить ее к батарее, лампочка загорится.
Если лампочку поместить напротив датчика и подключить к батарее, лампочка загорится.
Не отсоединяя амперметр, вставьте шланг от шинного насоса или компрессора в гнездо датчика и подайте давление. Тестер должен отреагировать увеличением показаний. Если лампочка была использована, она погаснет. Если нет, не продолжайте эксплуатацию прибора.
Вытекающее из датчика масло указывает на наличие утечки. Чтобы проверить это предположение, покройте датчик мыльной пеной или погрузите его в воду, подсоедините разъем к насосу и прокачайте. Пузырьки будут указывать на место сбоя.
Используйте тот же метод для проверки утечки контрольного датчика.
Видео: проверка аварийного ДДМ
Проверка контрольного ДДМ
Переменный резистор внутри датчика управления. Его сопротивление изменяется под давлением, о чем свидетельствует манометр на приборной панели.
В индикаторе напряжения находится переменный резистор.
Когда стрелка манометра «зашкаливает», отсоедините провод от манометра, не выключая зажигания. Игла вернется к нулю или останется на правом пределе. Если игла реагирует, выбросьте датчик. Он остается на месте — ищите короткое замыкание в жгуте проводов.
Если манометр показывает ноль, отсоедините провод от манометра и подсоедините его к корпусу, включите зажигание. Если после этого стрелка манометра «гаснет», значит, манометр сработал. Если этого не происходит, то, вероятно, дело в обрыве провода или неисправном индикаторе.
Когда двигатель работает, значение сопротивления исправного пилота BPM, измеренное тестером, реагирует на вращение и должно составлять около 100-300 Ом. Точные данные можно найти в технической документации.
Для оценки работы контрольного датчика в домашних условиях необходимы тестер и компрессор или насос с манометром.
Сопротивление датчика тесно связано с давлением на входе. Таблицы или графики для каждой модели можно найти в технических паспортах и руководствах пользователя.
Сопротивление датчика тесно связано с давлением на входе
Правильность применения датчика определяется путем проверки значения сопротивления и давления на входе по сравнению со значением сопротивления на заводской табличке и с помощью тестера.
По воспоминаниям ветеранов завода, первые опытные образцы «Газели» воспринимались нижегородцами как техническая диковинка. Они не могли поверить, что она была произведена на головном заводе. Водители больших и прожорливых грузовиков буквально мчались за ним, пытаясь узнать, где и за сколько можно приобрести новинку.
Самостоятельная замена ДДМ автомобилей ГАЗ
Замена датчиков обычно не вызывает проблем. Возможно, потребуется предварительно снять некоторые детали для облегчения обращения и доступа. Оба датчика, контрольный и аварийный, разбираются по одной и той же процедуре.
Необходимо следить за тем, чтобы не устанавливать датчик, отличный от стандартного, не убедившись в соответствии параметров. Высокое или низкое внутреннее сопротивление будет искажать показания индикатора на приборной панели.
Для выполнения работы вам понадобятся инструменты, поставляемые с автомобилем.
- Перед началом работы отключите бортовое питание, выключив зажигание и отсоединив аккумулятор.
- При необходимости снимите отдельные детали, обеспечив к ним легкий доступ.
- Отсоедините кабели от датчика.
- Открутите старый датчик.
- Установите неисправный. Не вкручивайте винт с чрезмерным усилием.
- Отремонтируйте проводку.
- Запустите двигатель и проверьте работоспособность датчика.
- Проверьте датчик после нескольких минут работы. Если масло вытекает, затяните соединение гаечным ключом. Не затягивайте слишком сильно, иначе в следующий раз датчик может «залипнуть».
Проверка работоспособности и замена датчиков давления масла в ГАЗели не требует специальных знаний и навыков. Любой автолюбитель может сделать это с помощью простой операции.