Ремонт двигателя ГАЗ 53

На ГАЗ 53 устанавливались две модели двигателей — 6-цилиндровый рядный ГАЗ 11 и 8-цилиндровый ЗМЗ 53. 8-цилиндровый двигатель имел различные усовершенствования и модификации (ЗМЗ-53А, ЗМЗ 53 11, ЗМЗ-511 и т.д.), но суть двигателя не менялась, и конструктивно все двигатели были выполнены одинаково. Как и любой другой двигатель, ЗМЗ 53 рано или поздно ломается и требует ремонта.

Двигатель ЗМЗ 53а

Пример установленного двигателя ЗМЗ-53А

Вернуться к оглавлению

Профилактика и обслуживание двигателя

Двигатели внутреннего сгорания семейства ЗМЗ 53 имеют хороший ресурс и достаточно надежны, но для того, чтобы этот ресурс не уменьшался, не мешает регулярно проводить техническое обслуживание двигателя внутреннего сгорания. Профилактические и ремонтные мероприятия включают:

  • Регулярная замена моторного масла (для минерального типа — каждые 5-6 000 км пробега, для «синтетического» или «полусинтетического» — 10-12 000 км пробега). Но стоит ли заправлять синтетические масла для этого «двигателя» — это отдельная тема для обсуждения;
  • Периодическая затяжка креплений головок блока цилиндров (ГБЦ) и впускного коллектора («паук»). Достаточно подтянуть головки цилиндров через 1 500-2 000 км после замены прокладки головки цилиндров или после ремонта, требующего снятия головки цилиндров. В остальных случаях рекомендуется проверять затяжку каждые 30 тыс. км, но можно делать это и чаще — это не ухудшит ситуацию.  Затяжка головок цилиндров производится на холодном двигателе. «Паук» — это недуг ДВС, он часто идет «на болтах», проверить затяжку гаек можно раз в 10 км пробега. Тем более, что гайки легко доступны и очень легко затягиваются;
  • Проверка уровня воды (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения. Рекомендуется выполнять эту проверку каждый раз перед началом движения. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе неизменно приводит к перегреву двигателя внутреннего сгорания и, возможно, к капитальному ремонту;
  • Регулировка клапанов газ 53. Нормально работающая система газораспределения не требует постоянного осмотра, регулировку следует проводить после замены прокладок головки блока цилиндров или капитального ремонта через 1,5-2 тыс. км. В других случаях клапаны регулируются при наличии стучащих звуков. Клапаны вряд ли заклинит сами по себе, другое дело, если мастер перетянет их во время регулировки.  На практике мы обнаружили, что лучше, если клапаны будут слегка дребезжать, чем сжиматься;
  • регулировка клапана
  • Проверьте уровень масла в поддоне двигателя. Это следует делать ежедневно перед поездкой. Если уровень масла на щупе недостаточен, его следует долить. Для проверки давления масла также используйте манометр, расположенный в салоне. Манометр и манометр должны быть в исправном состоянии!
  • Внешний осмотр двигателя на предмет утечек масла. Болезнь ЗМЗ 53 — утечка масла через задний коренной подшипник, поэтому лучше проверить на смотровом канале.

затяжка головки блока цилиндров

 

Для того чтобы двигатель ГАЗ 53 как можно дольше оставался без капитального ремонта, необходимо регулярно диагностировать неисправности и поддерживать надлежащее состояние двигателя, немедленно устранять все проблемы, связанные с износом деталей двигателя, а также использовать рекомендованные производителем топливо и моторное масло.

ГАЗ-53

По возможности защищайте поршни и поверхности камеры сгорания от образования нагара.

Систематическая диагностика двигателя

Необходимо систематически проверять крепления головки блока цилиндров к блоку двигателя. Если гайки ослаблены, их следует подтянуть. Перед этим промойте охлаждающую жидкость из системы, а затем ослабьте крепления впускных труб к головкам цилиндров, чтобы избежать эффекта затягивания головок одного цилиндра на другой.

Ремонт двигателя ГАЗ-53

на фотографии изображена система двигателя грузового автомобиля ГАЗ-53

Только после этого затяните крепежные гайки динамометрическим ключом. Такая затяжка рекомендуется при первых трех технических осмотрах автомобиля. В дальнейшем эту затяжку следует выполнять несколько реже — каждые 2 сервисных интервала.

Как уже упоминалось, при использовании рекомендованного топлива и смазочных материалов можно избежать ремонта двигателя, поскольку углеродистые отложения на поршнях и в камерах сгорания будут небольшими и никак не повлияют на работу двигателя. Однако если пренебрегать рекомендациями производителей, отложения сажи будут значительными, что приведет к детонации, потере мощности и повышенному расходу топлива и смазочных материалов.

Схема двигателя ГАЗ-53

Схема двигателя ГАЗ-53

Как удалить нагар

Чтобы избавиться от нагара, необходимо хорошо очистить днища поршней и стенки камеры сгорания. Сажа содержит большое количество ядовитых веществ, и необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы предотвратить их попадание в дыхательные пути. Для этого сажа хорошо смазывается парафином.

Замена деталей коленчатого вала

Для повышения потенциала двигателя на автомобиле ГАЗ-53 необходимо регулярно заменять поршневые кольца и коренные втулки коленчатого вала. Вкладыши заменяются при значительном падении давления масла в двигателе. При необходимости следует также заменить шатунные подшипники.

Впадины шатунов на коленчатом валу также должны быть тщательно очищены. Если этот процесс очистки не будет выполнен тщательно, это приведет к преждевременному износу подшипников шатуна.

Замена поршневых колец

замена поршневых колец

Если расход масла начинает превышать 400 г на 100 км, пора заменить поршневые кольца. Необходимо установить комплект колец, состоящий из чугунного компрессионного кольца и набора стальных дисков.

При замене колец на гильзах цилиндров рекомендуется снять неизношенную часть гильзы, а также очистить головки цилиндров и днища поршней от нагара.

Система привода клапанов также требует периодической проверки. При необходимости отрегулируйте зазоры клапанов и очистите их от отложений. Зазоры в клапанах следует проверять только на холостом ходу, при полностью опущенном толкателе.

Неисправности двигателя

Двигатель ГАЗ 53 имеет те же неисправности, что и другие бензиновые силовые агрегаты. Но они не появляются просто так, для этого должна быть причина. Давайте рассмотрим неудачи и их причины:

  • Дребезг вкладышей (шеек) коленчатого вала. Одна из самых неприятных и серьезных неисправностей в двигателе внутреннего сгорания. Вызывается недостаточным уровнем масла в картере, низким давлением (или полным отсутствием давления) в системе, общим износом всех коренных и шатунных шеек;
  • Высокий расход масла. Масло может теряться через поршневые кольца (прогар) или просачиваться через шарниры или сальники. Масло может вытекать, если картер не продувается или сапун закупорен;
  • Дребезжание поршней или верхних втулок в шатунах. Поршни могут иметь трещины на юбках или перегородках между поршневыми кольцами или прогоревшие днища. Многие отказы поршней обычно вызваны перегревом двигателя; зазор в поршне
  • Треснувшие прокладки головки блока цилиндров. Перегрев также является наиболее распространенной причиной. Кроме того, перегрев часто вызывает коробление поверхностей головки блока цилиндров, поэтому при замене прокладок стоит проверить, не искривлены ли поверхности головки блока цилиндров. При необходимости поверхности фрезеруются или детали заменяются;
  • Прогорание выпускного клапана. Впускные клапаны не прогорают, но износ направляющей втулки — не редкость. Есть три причины прогорания клапанов — плохой бензин, утечка масла на клапаны (плохая поршневая группа) и плохой зазор клапанов.

Перечислять неисправности и причины можно долго, поэтому в качестве примера мы взяли самые распространенные из них.

 

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ZMZ 53 требуется в следующих случаях:

  • Скрежет двигателя, низкое давление в системе смазки; газовый двигатель 53Новый двигатель для грузовика ГАЗ 53
  • Высокий расход масла, замена поршневых колец не решила проблему, на гильзах цилиндров при замене колец была видна значительная выработка;
  • Двигатель заклинило, и после снятия поддона было обнаружено, что заклинивание вызвано коленчатым валом;
  • Двигатель выработал свой ресурс и ремонтируется в соответствии с планом.

Есть еще много причин, есть много нюансов. Капитальный ремонт ЗМЗ 53 включает следующие этапы:

  • Разборка двигателя;
  • Промывка деталей;
  • Разборка и дефектация всех компонентов двигателя внутреннего сгорания;
  • Шлифовка коленчатого вала (если подлежит шлифовке);
  • Замена втулок распределительного вала, если необходимо, с последующей разборкой;
  • Притирка клапанов;
  • Подходит;
  • Передача в двигателе внутреннего сгорания;
  • Сборка автомобиля; установка двигателяПроцесс установки двигателя на грузовик
  • Проверка работы отремонтированного двигателя на автомобиле.

Читайте также Ремонт двигателя ГАЗ-53

Как правило, во время ремонта детали заменяются:

  • Поршневая сборка (цилиндры, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, стопорные кольца поршневых пальцев);
  • Коренные подшипники шатуна и коленчатого вала;
  • Сальники, уплотнения, шестигранники привода масляного насоса, уплотнения вкладышей;
  • Масляный насос;
  • Шестерни коленчатого и распределительного валов;
  • Колпачки стеклоочистителя.

Клапаны в головке блока цилиндров и распределительный вал заменяются по мере износа этих деталей. Коленчатый вал имеет 6 ремонтопригодных размеров и подлежит замене, если его больше нельзя шлифовать. Капитальный ремонт двигателя можно сделать своими руками, руководство по ремонту ГАЗ 53 подробно описывает устройство и содержит инструкции по разборке и сборке двигателя.

схема газового двигателя 53

Схема двигателя для автомобиля ГАЗ 53

Но самостоятельная шлифовка вала не поможет, нужно отдать его в руки специалиста из компании, которая занимается расточкой валов. Вернуться к оглавлению

Дизельный двигатель Д-245

Горьковский автомобильный завод ГАЗ 53 двигатель Шахты Д-245 не закончен, но многие из этих двигателей владельцы грузовиков установили самостоятельно или воспользовались услугами компаний, специализирующихся на установке. Дизельный двигатель имеет больший ресурс, чем ЗМЗ 53, но рано или поздно он тоже требует ремонта — вечных двигателей пока не существует.

Профилактика и обслуживание

Чтобы двигатель Д-245 служил дольше, необходимо следить за его техническим состоянием и своевременно проводить техническое обслуживание.

двигатель d-245

Пример установленного двигателя D-245

Необходимо:

  • Заменяйте моторное масло через каждые 10 000 км пробега;
  • Проверьте уровень охлаждающей жидкости в радиаторе;
  • Периодически сливайте осадок из топливного фильтра грубой очистки;
  • Меняйте топливный фильтр каждые 25 000 км;
  • Заменяйте воздушный фильтр каждые 80 000 км или когда он засорится;
  • Проверяйте уровень масла в картере перед каждой поездкой;
  • Выполняйте контрольную затяжку головки блока цилиндров на горячем двигателе через каждые 2 000 км после ремонта и периодически через каждые 40 000 км;
  • Регулировка клапанов каждые 20 000 км, после каждого ремонта, требующего разборки головки блока цилиндров, в случае стука клапанов.

Текущий ремонт

Дизельный двигатель D-245 имеет длительный срок службы и может работать до 400-500 000 км. Однако из-за низкого качества топлива и моторного масла, перегрева и нарушения правил эксплуатации (перегрузка, превышение скоростного режима) происходят различные поломки. Капитальный ремонт не требуется, но текущий (частичный) ремонт должен быть проведен.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬПричиныМетоды устранения
Синий дым из трубы глушителяПовышенная температура, происходит потеря маслаСнимите головку блока цилиндров и поддон, замените поршневые кольца
Двигатель работает, нет компрессии в одном из цилиндровПрогорел выпускной клапан в одном из цилиндровРазберите головку блока цилиндров, замените клапан и притрите клапан в седле
Утечка охлаждающей жидкости из отверстия манометра водяного насосаВодяной насос неисправенВодяной насос неисправен Замените водяной насос
Двигатель нагревается, охлаждающая жидкость вытекает из радиатораПрокладка головки пробитаСнимите крышку головки блока цилиндров и замените прокладку

Ремонт двигателя ГАЗ 53

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector