Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей должны хорошо охлаждаться во время работы, чтобы они не вышли из строя раньше гарантийного срока производителя. Охлаждение двигателя в современных автомобилях основано на использовании различных типов жидкости. По этой причине используется термин «жидкостная система охлаждения».
- Основные компоненты ЖСО автомобиля
- Общее устройство помпы для «Газели»
- Признаки неисправности помпы
- Видео: признаки неисправной помпы «Газели»
- Расположение водяного насоса на авто
- Порядок замены водяной помпы на автомобиле «Газель»
- Подготовка инструментов для самостоятельной замены водяного насоса
- Порядок действий при осуществлении замены помпы и объём сливаемой ОЖ
- Видео: самостоятельная замена охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 405 автомобиля «Газель»
- Пошаговые действия по самостоятельной замене водяной помпы на различных двигателях «Газели»
- Установка новой помпы
- Детали двигателя, которые можно заменить вместе с помпой
- Замена помпы на других моделях двигателей
Основные компоненты ЖСО автомобиля
Двигатель должен постоянно охлаждаться, чтобы поддерживать его эффективную работу даже глубокой зимой.
Особое внимание уделяется эффективности системы трубопроводов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, а также правильной работе основной части системы жидкостного охлаждения (СЖО) — водяного насоса или, другими словами, водяной помпы автомобиля.
Водяной насос на двигателе является неотъемлемой частью LHS в любом современном автомобиле
Приводы современных автомобилей, в силу своих конструктивных особенностей, работают при высоких температурах. Отечественные автомобили «Газель», например, рассчитаны на температурный диапазон силового агрегата 92-99 °C.
Отечественные автомобили Газель — достаточно распространенные бюджетные варианты для местных грузоперевозок.
При интенсивном использовании машины двигатель начинает перегреваться. Однако благодаря своевременной подаче охлаждающей жидкости к компонентам двигателя, рабочая температура силового агрегата быстро достигает необходимых показателей, и значительные нагрузки не страшны автомобилю. Антифриз или зола используется в системах охлаждения различных моделей «Газели».
Антифриз — один из популярных вариантов высококачественной охлаждающей жидкости.
Таким образом, охлаждающая жидкость выполняет задачу своевременного охлаждения механизмов двигателя. Постоянная циркуляция охлаждающей воды необходима для бесперебойной работы системы. Проходя по магистралям охлаждающей жидкости, антифриз (толуол) значительно охлаждается и тем самым поддерживает работоспособность двигателя.
Более дешевой альтернативой охлаждающей жидкости антифризу является толуол.
Жидкость, используемая в охладителе HDS, циркулирует принудительно. Эта циркуляция обеспечивается автомобильным водяным насосом. Этот компонент предотвращает перегрев двигателя и поддерживает его рабочую температуру в необходимом для эффективной работы диапазоне.
Общее устройство помпы для «Газели»
Стандартный водяной насос включает в себя следующие компоненты:
- корпус насоса;
Корпус насоса всегда изготавливается из прочного сплава
- вал, оснащенный рабочим колесом;
вал и рабочее колесо являются основными рабочими частями насоса
- подшипник;
- уплотнительный сальник.
- Подшипник насоса обеспечивает свободное вращение вала, а сальниковая набивка — целостность узла
Некоторые версии «Газелей» оснащены специальным механизмом, который автоматически включает вентилятор радиатора. Это электрическое сцепление. Замена насоса на этих двигателях (например, ZMZ 405) возможна только вместе со всем механизмом.
Один из удачных вариантов установки электромуфты — монтаж в одном блоке с насосом
Основными недостатками этого конструктивного решения являются.
- относительно высокая стоимость установки;
- замена всего компонента, даже если поврежден только один компонент (гидромуфта или насос);
- Ремонт устройства возможен только в специализированных мастерских с использованием специального оборудования.
Расположенный на блоке двигателя, насос соединен с приводным ремнем коленчатого вала.
Оптимальная функция водяного насоса связана через приводной ремень с коленчатым валом.
Насос работает следующим образом
- Когда двигатель и насос работают, в корпусе насоса создается центробежная сила, направленная против поступающей в него охлаждающей жидкости;
- движение гребного винта вызывает сброс охлаждающей жидкости из радиатора в центр насоса;
- Затем он отклоняется назад к краю внутренней камеры насоса;
- Через специальное технологическое отверстие в корпусе охлаждающая жидкость поступает к блоку цилиндров и к другим деталям приводного механизма, требующим охлаждения.
Для предотвращения нежелательной утечки охлаждающей жидкости между блоком цилиндров и корпусом насоса устанавливается специальное уплотнение. Контактные поверхности на двигателе и насосе должны быть тщательно очищены.
При проведении ремонта всегда необходимо заменять прокладку под насосом.
На выходе вала насоса установлен сальник, который благодаря своей конструкции обладает способностью к герметизации. Он состоит из резиновой втулки и уплотнительной шайбы. Сальник обеспечивает необходимую герметизацию изделия.
Сальник насоса не должен пропускать воздух внутрь насоса, обеспечивая полную герметичность.
Устройство имеет корпус из прочного сплава и специальные петли, обеспечивающие правильное крепление устройства.
Популярный водяной насос для «Газелей» без электрического сцепления
Признаки неисправности помпы
Насос — достаточно надежный механизм, но случаи его внезапного выхода из строя нередки. Чтобы избежать этого, необходимо знать основные признаки, указывающие на возможную неисправность этого компонента.
К ним относятся:
- быстрый перегрев двигателя, который происходит в результате выхода из строя самого водяного насоса, его крыльчатки или привода;
- наличие других шумов вблизи крепления насоса, не характерных для нормальной работы двигателя;
- отсутствие циркуляции жидкости в системе охлаждения, что приводит к быстрому повышению температуры жидкости;
- чрезмерный износ подшипников, определяемый наличием значительных зазоров в валах;
- утечка из корпуса водяного насоса, что указывает на повреждение сальника.
Ремонт водяного насоса эксперты считают нецелесообразным. Его конструктивные особенности исключают возможность качественного самовосстановления, поэтому рекомендуется заменять этот компонент в сборе.
Особенностью конструкции водяного насоса, применяемого на некоторых двигателях Газелей (ЗМЗ 405 и других модификаций), является то, что насос собран в единый блок с электромуфтой, приводящей в действие вентилятор охлаждения радиатора. Замена насоса на новую деталь идет в комплекте с электромуфтой.
Современный водяной насос для двигателя ЗМЗ 405 идеально подходит для «Газели».
Обозначение отдельных моделей водяных насосов, собранных в единый механический блок с электрическим сцеплением, следующее:
- Идентификационный номер 4063-1307007-20 (насос использовался на автомобилях «Газель», оснащенных генераторами 40524 E3).
- Идентификационный номер 4063-1307010-10 (насос для Газели с двигателем ЗМЗ 405).
В других случаях с модификациями двигателя (4216, 406, 421, 402) используются насосы, в конструкции которых не предусмотрено электрическое сцепление. Этот компонент устанавливается отдельно от водяного насоса.
Насос двигателя 4216 установлен на новейшей Газели Бизнес
Видео: признаки неисправной помпы «Газели»
Расположение водяного насоса на авто
Насос работает синхронно с двигателем машины. Чтобы вал насоса вращался вместе с крыльчаткой, шкив получает энергию вращения от шкива коленчатого вала посредством ременной передачи.
Водяной насос расположен в передней верхней части двигателя Газели.
Это оптимальное решение для эффективной работы насоса двигателя.
Порядок замены водяной помпы на автомобиле «Газель»
Если водяной насос вышел из строя, рекомендуется немедленно заменить его на новую деталь, так как игнорирование ремонта может привести к более серьезным последствиям и, как следствие, к значительным финансовым потерям. Речь идет о производительности двигателя и, в частности, о деньгах на его капитальный ремонт.
В процессе работы двигателя происходит неизбежный износ деталей, и насос необходимо заменить на новый. Срок службы водяного насоса может быть различным. Например, оригинальный насос прослужит более 80 000 км при удовлетворительных условиях эксплуатации. С механизмом от неизвестного производителя или подделкой даже 20 000 км не стоит считать. В этом случае вам придется покупать дорогую охлаждающую жидкость в дополнение к покупке компонента, который преждевременно вышел из строя.
Основное отличие оригинального дизайна от подделки
- Серый, матовый цвет продукта (если есть блеск, то это подделка);
- На корпусе оригинального насоса обязательно указывается информация о сплаве;
- Должен присутствовать знак Росстандарта (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);
- Символ товарного знака ZMZ;
- Обозначение номера литейной формы;
- Вся информация на корпусе должна быть литой, но не рельефной;
- Деталь должна быть хорошо обработана, без сколов, металлических заусенцев.
Оригинальный насос отличается от подделок качеством литья и затемненным цветом сплава
Подготовка инструментов для самостоятельной замены водяного насоса
При разборке механизма и последующей сборке новой детали потребуются следующие инструменты и материалы:
- плоскую отвертку с тонким зубцом;
- гаечный ключ 12-го размера;
- Гаечный ключ с открытым концом размер 24;
- Размер гаечного ключа 27;
- Шестигранный гаечный ключ размера 6;
- Острый нож;
- Необходима чистая емкость для слива охлаждающей жидкости объемом до 15 литров
- Мелкозернистая наждачная бумага;
- тряпки.
Лучшим решением для сложного ремонта является набор высококачественных инструментов.
Благоразумные водители всегда имеют при себе инструменты, так как они просто незаменимы при любом ремонте автомобиля
Порядок действий при осуществлении замены помпы и объём сливаемой ОЖ
Если насос отработал весь свой срок службы, специалисты рекомендуют слить максимально возможное количество охлаждающей жидкости, находящейся в жидкостной топливной системе автомобиля. Эта процедура очищает систему охлаждения от любых примесей в охлаждающей жидкости. Это обстоятельство положительно сказывается на простоте использования вновь установленного механизма.
Охлаждающая жидкость обычно сливается из следующих компонентов:
- радиатор охлаждающей жидкости;
Радиатор охлаждает охлаждающую жидкость во время эксплуатации автомобиля
- расширительный бак системы;
Расширительный бачок используется для заполнения охлаждающей жидкости, а также для удержания охлаждающей жидкости по мере ее нагревания (увеличения объема).
- система отопления;
Отопитель обогревает салон автомобиля и стекла в холодную погоду
- блок цилиндров двигателя.
- Блок цилиндров является одной из основных частей двигателя
Для этого:
- Откройте крышку расширительного бачка LCA.
Магистрали охлаждающей жидкости двигателя обеспечивают циркуляцию охлаждающей жидкости и ее поступление к различным системам и компонентам двигателя
- Сначала удалите охлаждающую жидкость из блока двигателя, где есть специальный кран.
- Протяните через него шланг подходящего размера (как правило, подходит изделие диаметром 12 мм).
- Затем проведите шланг к сливной емкости, которую лучше предусмотреть сверху.
Кран слива охлаждающей жидкости на блоке двигателя позволяет слить большое количество охлаждающей жидкости при ремонте системы охлаждения или при замене охлаждающей жидкости, а также в других необходимых случаях
- Слейте максимально возможное количество охлаждающей жидкости (всего около 10 литров).
- Аналогичным образом слейте остатки охлаждающей жидкости из других шлангов охлаждающей жидкости и радиатора автомобиля, который имеет специальный кран или винт на нижней стороне.
Если охлаждающая жидкость находится в нормальном состоянии (без отложений), ее можно использовать повторно. Однако важно отметить, что система не может быть опорожнена от охлаждающей жидкости. Остаточный объем в различных компонентах неизбежен и учитывается при доливке новой охлаждающей жидкости. Общий объем охлаждающей жидкости на разных моделях может достигать 11,5-12 литров. При замене или ремонте охлаждающей жидкости из системы сливается примерно 8,5 л.
Видео: самостоятельная замена охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 405 автомобиля «Газель»
Пошаговые действия по самостоятельной замене водяной помпы на различных двигателях «Газели»
После того как из системы охлаждения будет удалена охлаждающая жидкость, можно приступать к разборке механизма:
- Отключите напряжение в электросистеме автомобиля, отсоединив аккумулятор.
Снятие отрицательной клеммы с аккумулятора необходимо при любом ремонте автомобиля, так как это обеспечивает безопасность во время работы
- Открутите винты крепления верхней облицовки над радиатором и, не отсоединяя трос замка капота, сдвиньте его вверх, закрепив на элементах двигателя.
«Телескоп» на «Газели» — это передняя верхняя часть кузова с тросом замка капота.
- Ослабьте хомуты, которыми шланги крепятся к блоку, а также к радиатору охлаждения, и отсоедините их.
Шланги к насосу двигателя ЗМЗ 405 обеспечивают приток/отток охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
- Ослабьте шкив.
Перед снятием приводного ремня переместите шкив в положение, позволяющее легко снять ремень
- Затем снимите приводной ремень со шкива, а затем со шкива генератора.
Приводной ремень должен быть снят со шкива и шкивов, чтобы обеспечить легкий доступ к насосу
- Затем снимите радиатор охлаждающей жидкости.
- Проверьте резиновые шайбы, на которых установлен радиатор.
- При необходимости замените их на новые.
Невозможно снять насос без снятия радиатора двигателя.
- Снимите охлаждающий вентилятор.
Вентилятор охлаждения двигателя мог быть снят во время самостоятельных ремонтных работ
- Отсоедините штекер от электрической муфты.
В некоторых случаях электрическая муфта двигателя снимается вместе с насосом, необходимость в этом зависит от установленного на автомобиле привода
- Снимите корпус термостата (два винта с шестигранным ключом).
- Корпус термостата снимается с двигателя, чтобы получить доступ к кронштейну насоса.
- Очистите посадочное место мелкой наждачной бумагой, после чего аккуратно удалите остатки прокладки отверткой или ножом (при сборке необходимо заменить прокладку на новую).
Для обеспечения надлежащего уплотнения область крепления корпуса перед сборкой должна быть тщательно очищена наждачной бумагой и обработана литолом.
- Ослабьте два винта, удерживающих насос на месте, с помощью шестигранного ключа.
- Выверните третий болт ключом №12 в задней части крепления насоса к двигателю.
- Снимите водяной насос со своего посадочного места.
- Удалите старую прокладку под насосом или ее остатки.
- Тщательно отшлифуйте посадочное место мелкозернистой тканью и протрите ветошью.
Установка новой помпы
Сборка нового механизма осуществляется пункт за пунктом, начиная с конца пошагового списка разборки насоса.
Особенности сборки нового насоса:
- При сборке уплотнений под насосом и под крышкой термостата их посадочные места следует предварительно покрыть тонким слоем литола для достижения некоторой защиты от коррозии и необходимой герметизации.
- Литол используется для обработки стыков труб и посадочных мест деталей, которые впоследствии будут закреплены винтами или болтами.
- Такую же процедуру следует проделать с фитингами, установленными на насосе, выходе крышки термостата и радиаторе.
- Это делается для того, чтобы добиться лучшего уплотнения при затягивании зажимов соединителя трубки.
- Рекомендуется тщательно натягивать приводной ремень с помощью специального механизма и шкива, ни в коем случае не допускайте чрезмерного натяжения ремня.
- После установки новой помпы, термостата, радиатора, вентилятора, натяжителя, приводного ремня, всех шлангов и фитингов, электрических разъемов визуально проверьте правильность установки.
- Установите верхнюю металлическую облицовку над радиатором с помощью замка капота автомобиля.
- После подсоединения всех необходимых шлангов и разъемов залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
- Рекомендуется сначала залить жидкость до отметки MIN на расширительном бачке.
- Подключите аккумулятор.
- Затем запустите двигатель.
- Выполните слив системы с помощью специального винта; для этого открутите этот винт и подождите, пока из системы не выйдет весь воздух и из-под нее не потечет охлаждающая жидкость (этот винт находится под панелью рядом с входом трубы в отопитель автомобиля).
- Затяните этот винт.
- Доведите двигатель до рабочей температуры (примерно 90 °C).
- Затем проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и долейте необходимый объем до отметки MAX.
- Еще раз проверьте все соединения на предмет утечек.
Детали двигателя, которые можно заменить вместе с помпой
Эксперты рекомендуют одновременно заменять следующие компоненты
- натяжной ролик приводного ремня;
- сам ремень
- шланги и муфты, которые высохли или износились;
- прокладки под насосом и под термостатом.
Замена помпы на других моделях двигателей
Практически для всех двигателей модификации УМЗ, ЗМЗ, которые устанавливаются на автомобили «Газель», основные действия по замене водяного насоса будут аналогичными. Могут быть лишь незначительные различия относительно структурного расположения узла.
При проведении работ на приводных агрегатах автомобиля «Газель-Бизнес» модели УМЗ-4216 имеются некоторые отличия в этапах и их последовательности:
- Доступ к водяному насосу осуществляется с нижней правой стороны автомобиля.
- Нет необходимости снимать радиатор.
- Необходимо снять переднее правое колесо автомобиля, предварительно подняв кузов домкратом.
- Дальнейший процесс аналогичен работе, описанной выше с двигателями ЗМЗ 405.
Радиатор в двигателях УМЗ-4216 «Газель-Бизнес» снимать не нужно, так как доступ к насосу возможен через правую нижнюю сторону автомобиля
Во всех модификациях автомобилей «Газель» замена водяного насоса включает практически одни и те же действия. В каждом случае удаляется охлаждающая жидкость из бачка охлаждающей жидкости двигателя, а также приводной ремень. Процедура не сложная: она вполне по силам водителям с базовыми навыками обслуживания автомобиля.