Генератор ГАЗ 3110

На «Волгу» и «Газель» устанавливался двигатель ЗМЗ 402. Генератор переменного тока использовался либо типа 16 KZATE, либо типа 19 ATE1 (Eltra). Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По своей конструкции они были идентичны и позволяли использовать детали друг с другом для ремонта.

Схема генератора на Волгу и Газель с двигателем 402

Генераторы переменного тока для двигателей «Волги» оснащались двухрядным шкивом, а для «Газели» — однорядным.

На автомобилях, выпущенных в первой половине 90-х годов, фаза генератора была выведена для питания тахометра.

На более поздних моделях тахометр получает сигнал от системы зажигания, а фазовый провод генератора стал лишним, если он есть, то просто не подключен.

Генератор переменного тока имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточная сборка. Регулятор напряжения, тип 13.3702 (131.3702), является отдельным и соединен с генератором проводами.

Схема генератора переменного тока для «Волги» с двигателем 402

Генератор переменного тока ГАЗ 3110: какой установлен, замена

Схема генератора для «Газели» с двигателем 402

Эта схема отличается тем, что в ней для контроля работы генератора используется вольтметр, в то время как в схеме «Волги» используется амперметр.

Генератор переменного тока ГАЗ 3110: какой установлен, замена

При включении зажигания ток от аккумулятора проходит через контакты зажигания, начиная с точки 151, на щетку и затем через обмотку ротора на внешний регулятор (который находится сбоку генератора). От точки 151 идет отдельный провод к клемме + регулятора, плюс с этого провода открывает регулятор напряжения, а ток с ротора течет на общую землю. Этот ток намагничивает ротор.

Двигатель запускается, ротор генератора начинает вращаться, и его магнитное поле возбуждает ЭДС в обмотке генератора. Уже на холостом ходу генератор начинает подавать напряжение. Батарея становится потребителем и начинается зарядка, при этом обмотка возбуждения генератора питается по той же схеме, только теперь не от батареи, а от выхода генератора.

При подключении внешних потребителей все питание осуществляется от генератора.

  • Принцип работы генератора переменного тока
  • Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести диодов, которые проводят ток обмотки только в одном направлении.Генератор переменного тока ГАЗ 3110: какой установлен, замена

Магнитное поле создается электрическим током. Для этого внутри ротора размещается обмотка, называемая обмоткой возбуждения. Обмотка возбуждения питается током через щетки, которые прижимаются к кольцам на роторе.

Генератор ГАЗ 3110: что установлено, замена

Регулятор напряжения

Генератор ГАЗ 3110: что установлено и заменено

Генератор переменного тока должен обеспечивать постоянный уровень напряжения в сети. Чем выше скорость, тем выше ЭДС и, следовательно, напряжение может подняться до неприемлемого уровня. По этой причине все автомобильные генераторы переменного тока сконструированы таким образом, чтобы поддерживать постоянный уровень напряжения при изменении частоты вращения двигателя.

Кроме того, при включении оборудования увеличивается ток нагрузки, и чем выше ток, тем ниже становится напряжение. Устройство, которое поддерживает напряжение на одном уровне, называется регулятором напряжения. Регулятор напряжения включен в цепь обмотки возбуждения и включает и выключает ток возбуждения.

Каково правильное напряжение?

Все электроприборы рассчитаны на напряжение батареи 12 вольт. Для зарядки аккумулятора напряжение генератора должно поддерживаться примерно на 2 вольта выше, поэтому рабочее напряжение генератора поддерживается на уровне от 14,2 до 13,8 вольт.

Если напряжение будет выше, это приведет к закипанию батареи и сокращению срока ее службы, лампочки и другие приборы начнут перегорать. Если напряжение ниже, аккумулятор будет недозаряжен, что приведет к неожиданному отказу стартера и сокращению срока службы аккумулятора.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение на заданном уровне.

  1. Если генератор неисправен, аккумулятор разряжен или плохо заряжен.
  2. Это может вызвать следующие симптомы:
  3. стартер запускается с трудом, но срабатывает.
  4. стартер с трудом запускает двигатель, а аккумуляторная батарея оказывается недостаточной со второй попытки.
  5. Утром стартер работает медленно и с трудом запускает двигатель.
  6. Автомобиль глохнет и не заводится.
  7. Он запускает автомобиль только при нажатии на кнопку.
  8. Все гаснет, и наступает полная тишина.
  9. Свет тусклый, а сигнал слабый.
  10. Если напряжение батареи превышает 15 вольт, она перезаряжена.
  11. Батарея становится влажной, и появляется кислотный запах.
  12. Перезарядка обычно происходит при повреждении регулятора напряжения, в Волге и Газели это внешнее устройство, которое легко заменяется.
  13. Однако что делать, если напряжение ниже, и есть подозрение, что генератор неисправен.

Чтобы понять, в чем проблема, необходимо завести автомобиль. Например, вставьте контрольную батарею или запустите с толкателя.

Проблема может заключаться в стартере, аккумуляторе, проводке или генераторе переменного тока. Сначала необходимо вставить тестовую батарею. Если зажигание происходит нормально, то стартер и проводка в порядке. Проверьте генератор переменного тока. Игла вашего собственного вольтметра должна находиться на зеленой шкале. Используйте вольтметр для проверки напряжения батареи.

Напряжение должно быть 13, 6 — 14 вольт, оно не должно быть ниже 13, 4 вольт при включенных фарах и обогревателе. Если это так, то генератор неисправен. Если напряжение ниже, то заряд слабый или его нет. Сначала убедитесь, что ремень хорошо натянут. Затем измерьте напряжение на выходе генератора, оно должно составлять 13, 6-14 вольт.

Если он находится ниже батареи, значит, предохранитель 60A неисправен или контакты блока предохранителей заржавели.

Это распространенная проблема на старых Газелях. Зарядный ток идет от плюса генератора к плюсу аккумулятора через предохранитель 60A. Это быстро ржавеет, и контакты предохранителя падают на вольт или полтора вольта. Блок силовых предохранителей лучше всего заменить на новый.

GAS 3110 Генератор: что устанавливается и меняется

Если выходное напряжение генератора близко к 12 вольтам, генератор не работает, заряда нет, и батарея умирает.

Замените регулятор напряжения, вставьте контрольный регулятор. Если генератор работает и на батарее нормальное напряжение, то все чисто, нужно просто заменить регулятор напряжения. Купите регулятор 13.3702 или эквивалентный. Если это не поможет, значит, проблема в генераторе или в проводке.

Читайте также: Воздушный фильтр Mazda CX-5: где найти и как заменить.

Если генератор не работал с тестовым регулятором, сначала проверьте, что плюс достигает щеток генератора и регулятора напряжения. Вы можете проверить с помощью вольтметра или контрольной лампы.

Отсоедините разъем от щеток генератора и от регулятора напряжения. Измерьте напряжение на снятых разъемах относительно земли. В одной точке каждого разъема должен быть плюс.

Если нет, то где-то между выключателем зажигания и разъемами есть зазор.

Перед снятием генератора проверьте его еще раз. Возьмите два провода с вилкой, наденьте их на клеммы щетки вместо разъема, один (любой) провод к плюсу аккумулятора, другой к минусу и запустите двигатель.

Напряжение на выходе генератора скачет до 16 вольт или более, генератор работает, выключите двигатель и подумайте дальше. Если напряжение не появляется, генератор определенно не работает и его необходимо снять.

  • Положите снятый генератор на стол и проверните шкив, если вы услышите грохот, значит, подшипники нуждаются в замене.
  • Если генератор имеет большой пробег, подшипники в любом случае придется заменить.
  • Разберите генератор переменного тока:

Если генератор залит водой, покрыт маслом и грязью, силовые провода перегорели или ослабли, обмотка сгорела или концы обмотки заржавели, медные кольца на роторе изношены, лучше заменить генератор на восстановленный.

Если все выглядит нормально, генератор сухой и чистый, значит, неисправен диодный мост, либо неисправна обмотка статора или ротора.

Проверьте диодный мост любым цифровым (или стрелочным) тестером. Всего имеется шесть диодов. Измерьте проводимость каждого из них в одном направлении, а затем в другом.

Если при проверке сопротивления стрелочным измерителем стрелка сильно отклоняется на одном переходе и слабо на другом, или не отклоняется, диод неисправен.

Если он отклоняется на одном соединении и на другом, или не отклоняется вообще, диод неисправен, и диодный мост следует заменить.

Обмотку статора следует проверить на наличие замыканий на землю. Сопротивление между любой клеммой и землей должно быть очень высоким (без пайки).

Проверьте целостность обмотки. Сопротивление между тремя выводами обмотки должно быть очень низким (все должно быть проверяемо).

Если произошел сбой или повреждение, потребуется замена обмотки (проще заменить генератор)

Проверьте обмотку ротора. Сопротивление между медными кольцами на роторе должно составлять 2,5 — 3 Ом. Если имеется обрыв обмотки или пробой на землю, замените ротор. Если вы попытаетесь установить аналогичный ротор, он может не подойти. Проще заменить генератор переменного тока.

Поэтому ремонт генератора заключается в замене диодного моста и замене подшипников, в других случаях его целесообразнее заменить на восстановленный.

В некоторых случаях подшипники настолько корродированы, что их невозможно извлечь, это также является причиной для замены генератора на восстановленный.

 

Проверка и ремонт генератора на автомобилях ГАЗ 3110 с 402 и 406 двигателем

Каждый современный автомобиль оснащен устройством генераторного типа, которое используется для питания электрических устройств, подключенных к бортовой сети. И грузовые автомобили «ГАЗель» не являются исключением. Что такое генератор переменного тока двигателя ГАЗ 3110 402, из каких компонентов он состоит и что нужно знать о неисправностях? Читайте об этом ниже.

Из каких компонентов состоит генератор переменного тока двигателя 406 в сборе, какова его электрическая схема и принцип работы? Для начала рассмотрим описание механизма.

Устройство и принцип работы

Генераторная установка в Газели представляет собой трехфазный синхронный электродвигатель с электромагнитным возбуждением, а также встроенное диодное выпрямительное устройство.

Роторный механизм приводится в движение от шкива коленчатого вала силового агрегата посредством клинового ремня. Узел статора, а также крышка механизма стягиваются четырьмя винтами.

Вал ротора вращается в подшипниках, которые расположены в крышках. Кстати, подшипниковые узлы смазываются на весь срок службы.

GAS 3110 Генератор: что устанавливается и меняется

Задний подшипник установлен на валу шестерни ротора, он прижимается задней крышкой через пластиковую втулку. Передний несущий элемент расположен на внутренней стороне передней крышки. Он крепится с помощью шайбы и четырех винтов.

В статорном механизме имеются две трехфазные обмотки, которые соединены параллельно. Диодный мост или выпрямитель состоит из шести диодных элементов, которые установлены в двух стальных или алюминиевых пластинах. Сами пластины соединены между собой, образуя выпрямительный блок, который установлен внутри задней крышки устройства.

Механизм оснащен обмотками возбуждения, которые установлены на роторе механизма. Их выводы припаяны к двум медным контактным кольцам, которые, кстати, расположены на валу шестерни.

Питание обмоток обеспечивается двумя угольными щетками, соединенными с ними и размещенными в щеткодержателе.

Под расширительным бачком, на крыле возле правой боковой стойки, находится регулятор напряжения двигателя ZMZ Chrysler.

Почему Крайслер? Ведь первые «Газели» были оснащены именно этими двигателями. Регулятор функционирует совместно с генераторной установкой, и если этот компонент выходит из строя, его необходимо заменить.

GAS 3110 Генератор: который установлен и изменен

В соединительной цепи также используется конденсаторное устройство. Этот элемент предназначен для защиты электрооборудования Газели от возможных импульсов в системе зажигания.

Конденсатор также выполняет функцию уменьшения радиопомех.

Охлаждение выпрямительного блока, а также обмоток механизма обеспечивается потоком воздуха через отверстия в кожухах центробежных вентиляторов.

Компоненты устройства

Устройство состоит из следующих компонентов:

  • Корпус, в который заключена вся конструкция;
  • Механизм статора;
  • вращающееся устройство или якорь;
  • шкив и ротор;
  • выпрямительная сборка или диодный мост
  • два подшипниковых узла, на которых вращается ротор
  • щеточный механизм;
  • регулятор напряжения.

 

Фотогалерея «Схемы подключения»

GAS 3110 Генератор: который установлен и измененGAS 3110 Генератор: который установлен и изменен

Как проверить генератор?

Процедура диагностики узла без разборки выглядит следующим образом:

  1. Сначала запустите двигатель и дайте ему прогреться. Доведите обороты двигателя до 3 тысяч в минуту.
  2. Активируйте оптику — дальний свет, обогрев заднего стекла, обогрев заднего стекла, отопитель, радио, световую сигнализацию и включите стеклоочистители. Это делается для того, чтобы максимально приблизить условия эксплуатации к реальным.
  3. Затем с помощью вольтметра или мультиметра измерьте напряжение на клеммах аккумулятора, которое должно быть не менее 12 вольт. Если это не так, значит, обмотка закорочена или прервана. Виноват либо регулятор напряжения, либо щетки. Проблема также может быть вызвана окислением намоточных колец.

 

Ремонт ГАЗ 3110 (Волга) : Проверка и замена щеток генератора

Проверить и заменить щетки можно, не снимая генератор с автомобиля.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Отсоедините кабель от отрицательной клеммы аккумулятора. 2.
GAS 3110 Генератор: который установлен и измененОтсоедините щеточную клемму 1 с помощью провода. 2. выверните два винта 2 и снимите щеткодержатель 3 с генератора.
3. убедитесь, что щетки свободно перемещаются в щеткодержателе. Если щетки застряли, открутите два крепежных винта и снимите крышку щеткодержателя. Очистите щетки и прочистите отверстия в щеткодержателе. Если желаемый результат не достигнут, замените узел щеткодержателя или щетки. Щетки со сколами, трещинами и другими дефектами также следует заменить.
GAS 3110 Генератор: который установлен и изменен4 Проверьте, насколько щетки выступают из щеткодержателя. Если выступ «a» щеток в свободном состоянии составляет менее 8 мм, замените узел щеткодержателя или щетки.

 

Газ 3110. Ремонт генератора. Волга

Ремонтировать генератор самостоятельно сложно и нецелесообразно, так как требуется специальная станция для определения его пригодности и соответствия его характеристикам.

        ПРИМЕЧАНИЕ Во время электрического осмотра генератора, особенно на этапе выпрямления, используемое оборудование не должно создавать напряжение выше 14 вольт, чтобы избежать риска разрушения некоторых компонентов.

По этой причине ремонт генератора лучше всего поручить квалифицированным специалистам на СТО Volkswagen, где также можно заменить генератор. Такой генератор будет стоить на 50% дешевле, чем новый.

Однако перед заменой генератора можно провести несколько проверок.

Проверка регулятора напряжения автомобиля

Для проверки регулятора напряжения вам понадобится вольтметр постоянного тока со шкалой от 15 до 30 вольт с классом точности 1,0 или выше.

Чтобы проверить регулятор напряжения автомобиля, сделайте следующее

  • запустите двигатель и дайте ему поработать около 15 минут на средней скорости;
  • используя вольтметр, измерьте напряжение между клеммой «30» и «землей» генератора;
  • напряжение должно быть между 13,3 и 14,6 В.

Если аккумулятор систематически недозаряжается или переразряжается, а регулируемое напряжение не находится в заданных пределах, регулятор напряжения следует заменить. Также следует проверить состояние угольных щеток.

Проверка состояния угольных щеток

Хотя эту работу можно выполнить и при установленном генераторе, рекомендуется снять генератор с автомобиля.

Проверьте состояние угольных щеток с помощью следующей процедуры:

  1. открутите винты, удерживающие защитную крышку, и снимите ее;
  2. открутите два винта, удерживающие регулятор напряжения;
  3. осторожно извлеките регулятор напряжения вместе со щеткодержателем и щетками генератора из корпуса генератора;
  4. проверьте контактную часть угольных щеток. Убедитесь, что щетки свободно перемещаются в направляющих; при необходимости очистите щеткодержатель трихлорэтиленом.
  5. Измерьте длину «a» (рис. 9.4) угольных щеток, выступающих из щеткодержателя. Если их длина менее 5 мм, замените щетки.

Длина новой угольной щетки составляет 12 мм, поэтому вы можете видеть, насколько сильно износились угольные щетки. Замена старых угольных щеток на новые означает замену всего регулятора напряжения, включая щетки и щеткодержатель, поскольку угольные щетки впаяны в щеткодержатель. Однако при желании вы можете самостоятельно припаять электрическое соединение новой угольной щетки.

Проверка ротора

Обмотка возбуждения генератора проверяется на наличие обрывов и коротких замыканий. Подключите тестер (режим омметра) к клеммным кольцам ротора (рис. 9.5). Тестер должен показать сопротивление обмотки 2,8 — 3,0 Ом.

Если тестер показывает более высокое сопротивление, протрите контактные кольца тканью, смоченной в трихлорэтилене, и очистите их стеклянной тканью. Если в контактном кольце появилась канавка глубиной более 1,5 мм, снова проверните его на токарном станке.

Если тестер показывает неисправность (сопротивление «бесконечно высокое»), в первую очередь проверьте соединения обмотки возбуждения с контактным кольцом. Они часто являются причиной отказов полевых цепей.

Осторожно припаяйте эти соединения сильным паяльником (не менее 100 Вт) или замените ротор.

Иногда контактные кольца могут отсоединяться от ротора, что также может привести к обрыву цепи возбуждения. Замените ротор или приклейте контактное кольцо к валу эпоксидным клеем.

Цепь возбуждения также может быть вызвана отсоединением провода от щетки. В этом случае замените ротор или просверлите в торце щетки отверстие диаметром больше диаметра проволоки, заполните отверстие клеем, смешанным с графитовыми опилками от поврежденной щетки, и вставьте проволоку.

Короткое замыкание в обмотке возбуждения можно проверить, подключив один щуп тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу ротора, а другой — к ротору (рис. 9.6).

 

Если стрелка отклоняется, попытайтесь найти и устранить короткое замыкание. Чаще всего это происходит в местах соединения обмотки возбуждения с контактными кольцами — под действием центробежных сил провод обрывается и соединяется с валом ротора генератора. Если короткое замыкание в обмотке возбуждения не удается устранить, необходимо заменить весь ротор.

Обратите внимание, что обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Доступ к контактным кольцам можно получить, сняв защитную крышку и регулятор напряжения со щеткодержателем,

Проверка статора

Также проверьте обмотку статора генератора на наличие обрыва или короткого замыкания. Чтобы проверить наличие обрыва цепи, подключите тестер (в режиме омметра) поочередно к концам двух фаз статора.

Если показания не соответствуют 0,1 — 0,11 Ом, то в цепи проверяемой обмотки имеется обрыв.

Если обнаружен обрыв, спаяйте соединение оборванных выводов сильным паяльником (не менее 100 Вт), покройте лаком и высушите при высокой температуре.

При проверке обмотки статора на обрыв обратите внимание на показания тестера между фазными проводами. Показания должны быть одинаковыми на всех соединениях тестера. Если тестер показывает другое сопротивление, это означает, что в обмотке статора имеется межвитковое замыкание. Обмотку следует заменить.

В большинстве случаев короткого замыкания неисправность можно определить внешним осмотром — в проводке могут быть видны признаки перегрева.

Короткое замыкание обмотки статора на корпус определяется путем подключения одного щупа тестера (в режиме омметра) к одному из выводов обмотки, а другого щупа — к корпусу статора.

Если игла тестера отклоняется, проверяемая обмотка закорочена на корпус. Если вы не можете найти короткое замыкание, замените весь статор.

 

1.2 Принцип действия генератора

На автомобиле «Волга 3110» установлены генераторы переменного тока 9422.3701. Генераторы представляют собой трехфазные синхронные электрические машины с электромагнитным возбуждением. Генераторы оснащены кремниевыми выпрямителями, генераторы 9422.3701 также имеют встроенный регулятор напряжения. Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

Ротор генератора приводится в движение многоручьевым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.

Использование генераторов переменного тока и транзисторных регуляторов тока в современных автомобилях значительно упростило процессы обслуживания и ремонта электрооборудования.

Основными неисправностями генераторов переменного тока являются износ контактных колец и щеток, различные обрывы щеткодержателей, обрывы обмоток возбуждения ротора и статора, межвитковые замыкания в обмотках статора и замыкания на землю, выход из строя или обрыв диодов выпрямительного блока, провисание, чрезмерное напряжение или износ приводного ремня и др.

Основными неисправностями стабилизатора напряжения являются неправильный уровень регулируемого напряжения, который для ГАЗ-3110 должен составлять от 13,5 до 14,7 вольт.

Диагностика комплекта генератора переменного тока проводится с помощью вольтметра. В этом случае, помимо предельного напряжения, можно проверить производительность генератора.

Предельное напряжение проверяется при отключении потребителей тока и увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Эффективность генератора оценивается по напряжению при включенных потребителях тока (осветительных приборах) при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей полной мощности генератора. В этом случае напряжение не должно быть ниже 12 В.

Однако такая процедура испытаний, даже при наличии дополнительного режима испытаний, не может выявить такие типичные, хотя и редкие, неисправности генератора, как обрыв или короткое замыкание обмотки статора с каркасом (землей) или выход из строя диодов выпрямителя, из-за значительных резервов эффективности генератора.

Если генератор работает правильно, диапазон колебаний напряжения сети обычно не превышает 1,12 В. Если один диод выходит из строя в результате потери характеристик выпрямления, диапазон напряжения увеличивается до 2,5-3 В при общем снижении частоты колебаний.

Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, не меняется, но скачки напряжения сокращают срок службы батарей и других частей электрооборудования. Аналогичные явления происходят при обрыве или замыкании обмоток статора на каркас.

Эти неисправности можно легко распознать по характерному внешнему виду осциллограммы.

Для ремонта необходимо заменить неисправный генератор. Предельное напряжение для регулятора напряжения 13.3702-01 не регулируется, поэтому неисправное устройство необходимо заменить.

Таблица 1.1 Возможные неисправности генератора переменного тока, их причины и решения.

Причина неисправностиМетод коррекции
12
Генератор работает, но аккумулятор заряжается плохо или не заряжается вообще.
Плохое натяжение приводного ремня генератораОтрегулируйте натяжение ремня.
Неисправен регулятор напряженияЗамените регулятор напряжения
Провода, удерживающие генератор или батарею, ослаблены, клеммы батареи окислены, провода переломаныПодтяните клеммы, очистите клеммы аккумулятора, замените поврежденные провода.
Изношенные или болтающиеся щетки генератора переменного токаЗамените щеткодержатель со щетками или отремонтируйте подвижность щеток в щеткодержателе
Поврежденная обмотка возбужденияПроверьте пайку обмотки возбуждения к шлейфам обмотки и при необходимости отремонтируйте или замените обмотку возбуждения
Один диод в выпрямительном блоке неисправенЗамените выпрямитель в сборе
Повышенный износ щеток и упорных шайб
Чрезмерное биение контактного кольцаОчистите и отшлифуйте упорные шайбы
Истирание смазки контактного кольцаУстраняет необходимость смазывать и очищать контактные кольца бензином
Изменение натяжения щеточной пружиныЗамените щеткодержатель
Зарядка аккумулятора
Неисправен регулятор напряженияЗамените регулятор напряжения
Неисправный аккумуляторЗамените батарею
Чрезмерный шум при работе генератора переменного тока
Неисправны подшипники генератораЗамените поврежденные подшипники
Ротор трется о полюса статораЗамените неисправные подшипники
Износ посадочного места подшипника в крышке генератора переменного токаЗамените крышку генератора переменного тока
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector