Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Если владелец ВАЗ 2107 в какой-то момент начал замечать, что автомобиль ведет себя странно, и это странное поведение сопровождается характерным жужжащим звуком, доносящимся из-под капота — нужно быть бдительным. Существует большая вероятность того, что цепь привода ГРМ в двигателе ослабла и ее необходимо срочно подтянуть или заменить. Опытный водитель вполне способен заменить цепь самостоятельно. Давайте попробуем выяснить, как сделать это с наименьшими усилиями и стрессом.

Назначение цепи ГРМ и её длина

Чтобы понять назначение цепи ГРМ, необходимо обрисовать, что представляют собой двигатели классических моделей ВАЗ. Все эти двигатели имеют верхний вал. То есть, распределительный вал (он же цепь ГРМ) расположен в верхней части двигателя, над коленчатым валом и над валом масляного насоса.

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ является основным звеном двигателя ВАЗ 2107

На этих валах расположены звездочки, к которым крепится цепь привода ГРМ. Функция цепи ГРМ проста: она передает крутящий момент от распределительного вала к коленчатому валу и к валу масляного насоса. От коленчатого вала крутящий момент передается на шасси, а оттуда — на ведущие колеса. Они начинают вращаться, и автомобиль движется вперед. Цепь ГРМ является жизненно важным звеном между тремя валами двигателя, и любая неисправность этого звена неизбежно приводит к серьезному отказу двигателя или его полному выходу из строя, если цепь не выдержала.

Длина цепей ГРМ для двигателей ВАЗ

Если вы решили заменить цепь ГРМ на своем автомобиле ВАЗ 2107, вы неизбежно окажетесь в магазине запчастей с вопросом: какая цепь ГРМ?

Существует простое правило: все двигатели на ВАЗовской «классике» оснащаются исключительно цепями. Разница заключается только в длине цепей, точнее, в количестве звеньев:

  • 114-звенные цепи. Они используются на двигателях ВАЗ 2102, ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011 (эти короткие цепи предназначены для двигателей с небольшим рабочим объемом — 1,2-1,3 литра);
  • 116-звенные цепи. Они устанавливаются на автомобили ВАЗ моделей с 2103 по 2107 включительно. Эти цепи также устанавливаются на Ниву (ВАЗ 21213). Необходимость в более длинной цепи обусловлена увеличением рабочего объема двигателя, который варьируется между 1,5 и 1,7 литрами.

На основании всей вышеизложенной информации водитель в магазине должен определить, какую цепь он покупает — короткую или длинную. Это можно сделать двумя способами:

  • Первый способ очевиден: просто подсчитайте количество ссылок. Если их 116, это означает, что цепь для ВАЗ 2107 найдена;
  • Второй способ проще: сложите цепочку пополам, а затем посмотрите на пару крайних звеньев. Если эти звенья симметричны, значит, цепь состоит из 116 звеньев. Если нет, то цепь короткая, со 114 звеньями.

В этот момент мы также должны отметить, что в последнее время в магазинах часто встречаются поддельные цепи ГРМ. К счастью, они делаются достаточно свободно, поэтому внимательный водитель сразу заподозрит неладное.

Видео: как распознать поддельную цепь ГРМ

Основные элементы натяжительной системы цепи ГРМ

Цепь ГРМ состоит не только из трех звездочек, описанных выше. Он также поддерживается рядом других важных компонентов.

Конструкция натяжной системы автомобиля ВАЗ 2107

Система натяжения цепи ГРМ состоит из нескольких важных компонентов.

Давайте обсудим их подробнее.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Цепь ГРМ на двигателе ВАЗ 2107 поддерживается сложной системой натяжения. Одним из компонентов этой системы является стопорный штифт. Это небольшой цилиндрический элемент, который вкручивается в стенку блока цилиндров. Он расположен рядом с шестерней коленчатого вала. Его функция заключается в предотвращении соскальзывания цепи со звездочки коленчатого вала в случае внезапного ослабления натяжения цепи ГРМ.

Стопорный штифт цепи ГРМ

Штифт выполнен в виде простого болта с фаской на головке.

Затем цепь зацепится за ограничитель с характерным лязгающим звуком, который обязательно привлечет внимание водителя, поскольку звук слышен даже в моторном отсеке. Если цепь порвется, ограничитель не позволит цепи полностью сойти со звездочки и повредить соседние звездочки масляного насоса и распределительного вала. Если цепь ГРМ натянута правильно, она не соприкасается со стопорными штифтами, так как между цепью и штифтами имеется постоянный зазор около 1,5 см.

О натяжителях цепи ГРМ

Функция натяжителя цепи ГРМ очевидна из одного только его названия. Натяжитель цепи обеспечивает постоянное натяжение цепи и предотвращает ее провисание. Если цепь ослабнет хотя бы на полсантиметра, она может соскочить с одной из звездочек (что случается довольно редко, но чаще цепь остается на звездочке, но перескакивает вперед на несколько зубцов, что полностью нарушает натяжение, и слабина увеличивается еще больше). В разное время на ВАЗ 2107 устанавливались разные типы натяжителей.

Натяжители механические

В механическом натяжителе усилие, необходимое для того, чтобы башмак натяжителя прижимал цепь к натяжителю, создается простой пружиной. Он прижимается к планке, выдвигается из корпуса и прижимается к багажнику. Сапог, в свою очередь, прижимается к цепи, постоянно гася ее колебания.

Конструкция механического натяжного устройства

В основе механического натяжителя лежит поршневая пружина.

Пружина в этом натяжителе регулируется с помощью простой поршневой гайки. Если водителю нужно немного подтянуть цепь, он просто слегка затягивает гайку, убирая слабину.

 

Механический натяжитель цепи ГРМ

Механические натяжители для ВАЗ 2107 просты и надежны

Натяжители автоматические

Автоматические натяжители устанавливались на более поздние модели ВАЗ 2107. В отличие от механического типа, этот натяжитель состоит из зубчатого сегмента с храповиком.

Автоматическое натяжное устройство

Основным компонентом автоматического натяжного устройства является зубчатая пластина.

Пружина оправки сжимает пластину, а зубчатая пластина передает это усилие на натяжной башмак. Храповик предотвращает его возвращение в исходное положение. Это поддерживает постоянное натяжение цепи ГРМ.

 

Автоматическое натяжное устройство Автоматическое натяжное устройство

Автоматические натяжители для ВАЗ 2107 в последние годы все труднее найти в продаже.

Натяжители гидравлические

Эти натяжители устанавливались на последние модели ВАЗ 2107. Основное отличие этих устройств заключается в принципе работы. Усилие в гидравлическом натяжителе воспринимается не пружиной, а давлением масла. Это масло направляется через шланг высокого давления к натяжителю.

 

Гидравлическое натяжное устройство со шлангом

Масло подается к гидравлическому натяжителю через специальный шланг.

Успокоитель цепи ГРМ

Натяжитель цепи ГРМ — еще один ключевой компонент системы натяжения, без которого невозможно равномерное натяжение цепи ГРМ. Стойка цепи ГРМ представляет собой металлическую пластину, которая крепится к стенке блока цилиндров.

Крепежное устройство для цепей ГРМ

Регулятор цепи ГРМ на «семерке» представляет собой простую металлическую пластину, удерживаемую двумя болтами.

Эта пластина находится напротив натяжителя, что означает, что натяжитель цепи действует на другую половину цепи. Когда натяжитель сильно давит на цепь, противоположная сторона цепи неизбежно начинает вибрировать. Эта вибрация поглощается направляющей цепи. Цепь, ударяясь о пластину амортизатора, теряет часть своей энергии, и амплитуда ее колебаний значительно уменьшается. Цепь будет растягиваться гораздо быстрее без демпфирующего эффекта ограничителя цепи.

Перескок цепи ГРМ и его признаки

Цепь, как и любой другой компонент автомобиля, со временем изнашивается. Этот износ обычно проявляется в виде удлинения цепи. Растяжение вызывается так называемой усталостью металла, которой подвергаются почти все детали, подвергающиеся циклическим нагрузкам. После растяжения цепь начинает значительно провисать. Если водитель ничего не предпринимает, рано или поздно возникнет ситуация, когда цепь на одной из звездочек перескочит на один или два зуба вперед. Тогда все фазы синхронизации в двигателе будут рассинхронизированы, как и работа двигателя. Вот основные признаки неправильного расположения цепи ГРМ:

  • двигатель работает неравномерно, и это происходит даже на низких оборотах;
  • во время движения можно заметить падение мощности, которое чаще происходит при ускорении;
  • двигатель очень плохо запускается независимо от наружной температуры;
  • Из-под капота слышен характерный скрежет, который становится более слышным при увеличении оборотов двигателя.

Все эти симптомы указывают на то, что цепь ГРМ не только ослабла, но и перескочила. Водитель должен заменить его как можно скорее. Если этого не сделать, двигатель рано или поздно заклинит, после чего придется проводить дорогостоящий капитальный ремонт.

Процедура замены цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Перед началом замены соберите все необходимые инструменты и расходные материалы. Нам нужны следующие предметы:

  • новая оригинальная цепь ВАЗ со 116 звеньями;
  • гаечные ключи;
  • розетки и длинную отвертку;
  • плоской отверткой;
  • Стальная проволока длиной 20 см.

Последовательность операций

Поскольку замена цепи ГРМ является серьезной операцией, ее нельзя выполнять без подготовки. Это включает в себя полный слив охлаждающей жидкости и снятие радиатора.

  • Клапанная крышка снимается с помощью торцевой головки. Доступ к шестерням коленчатого и распределительного валов возможен. Шестерни имеют небольшие углубления, которые должны совпадать с выступами на корпусе привода клапанов.

Этикетки на валу и корпусе звездочки

  • Перед заменой цепи ГРМ необходимо совместить соединительные метки на распредвалах и корпусе.
  • После выравнивания автомобиль ставится на пятую передачу, а колеса надежно блокируются ручным тормозом. Затем ослабьте болт крепления коленчатого вала с помощью ключа на 38. Ослабление этого болта требует значительного усилия. Поэтому имеет смысл надеть на гаечный ключ стальную трубку и использовать ее в качестве
  • дополнительного рычага.

Открутите гайку коленчатого вала

  • Чтобы открутить гайку коленчатого вала, вам понадобится гаечный ключ 38 мм и большое усилие.
  • После откручивания гайки коленчатого вала можно получить доступ к передней крышке двигателя. Он опирается на девять шпилек с 14 гайками крепления, которые легко откручиваются с помощью торцевого ключа и длинного фланца. Помимо шпилек, в поддоне двигателя есть три болта, которые удерживают крышку на месте. Их также необходимо открутить. Крышку можно снять.

Снятие передней крышки

  • Крышка двигателя удерживается девятью внешними болтами и тремя болтами в поддоне, о которых не следует забывать
  • Шестерня масляного насоса имеет шплинтовую гайку. Этот шплинт необходимо выкрутить плоской отверткой и извлечь. Затем можно ослабить фиксирующую гайку. Это делается с помощью гаечного ключа на 15 мм. Штифт на распределительном валу можно снять таким же образом. После удаления шплинта ослабляется и шестерня.

Откручивание штифтов на валах

  • С помощью молотка и отвертки ослабьте штифты на валах.
  • Теперь открутите гайку на натяжителе цепи. Натяжитель будет снят, и цепь станет очень свободной.

Откручивание гайки натяжителя

  • Гайка на натяжителе должна быть откручена, так как без нее цепь не может быть ослаблена.
  • Ослабленную цепь можно легко снять со звездочек на валах. Он удаляется и заменяется новым.

Вытаскивание цепи привода ГРМ

  • Цепь ГРМ очень свободна после ослабления натяжителя и может быть снята вручную.

О сборке ГРМ и установке цепи по меткам

Как упоминалось выше, цепь ГРМ оснащена системой маркировки, которая позволяет правильно выровнять направляющие звездочки и цепь ГРМ после замены.

  1. Если цепь ГРМ заменялась на карбюраторной «семерке», то сначала затягивается звездочка масляного насоса, которая была ослаблена выше. Поэтому метка на звездочке совпадает с выступом на корпусе (а если инжектор «семерка», то эта точка не играет особой роли).
  2. Направляющая цепи и лапка звездочки устанавливаются на место.
  3. Теперь звездочка коленчатого вала установлена на место. На нем также имеется метка — отверстие, которое также необходимо совместить с выступом на корпусе звездочки, и только после этого затянуть контргайку на звездочке и установить штифт на место.
  4. После выравнивания звездочки коленчатого вала на нее устанавливается новая цепь ГРМ.
  5. Теперь необходимо установить на место звездочку распределительного вала. Звездочка не затянута. На него надвигается цепь привода ГРМ. Звездочку необходимо повернуть так, чтобы гребень на ней совпал с гребнем на блоке двигателя. Если это не так, необходимо снять цепь с зубьев и повернуть звездочку в нужном направлении до выравнивания линии гребня.
  6.  Перед затягиванием звездочки на распредвале необходимо точно выровнять.
  7. Когда метки гребня выровнены, проверьте остальные звездочки, чтобы убедиться, что они также выровнены. Если расхождения нет, можно затянуть звездочку распределительного вала и снова установить шплинт.
  8. Теперь пришло время снова установить крышку ГРМ, а затем присоединить радиатор, который вы сняли ранее.

Видео: как установить цепь ГРМ по меткам на «классике»

О замене однорядной цепи на двухрядную

Ранние модели ВАЗ 2107 в основном оснащались двухрядной цепью ГРМ. Это техническое решение имело свои преимущества:

  • Механическое распределение нагрузки на цепь было более равномерным, что значительно увеличило срок ее службы. Двухрядные цепи ГРМ проходят 100-120 000 км и не имеют признаков растяжения;
  • двухцепочечные цепи более безопасны. Если по какой-то причине одно звено в такой цепи выйдет из строя, цепь не разорвется полностью. Это, в свою очередь, дает водителю возможность вовремя остановить машину, если он услышит характерный грохот полуразорванной цепи, доносящийся из-под капота. Своевременная остановка, в свою очередь, позволяет избежать заклинивания двигателя и дорогостоящего ремонта.

Основным недостатком двухрядной цепи был ее большой вес. Именно по этой причине было принято решение отказаться от него на более поздних моделях ВАЗ 2107. Однако водители, обеспокоенные безопасностью и надежностью двигателя, всегда могут вернуть двухрядную цепь. Это предполагает замену не только самой цепи, но и всего механизма натяжения, от звездочек до направляющей шины и натяжного башмака. Как легко догадаться, натяжной башмак должен быть более широким, т.е. с двумя рядами звеньев цепи. Звездочки вала также должны быть двухрядными.

Двухрядная звездочка на распределительном валу

Если вы хотите установить двухрядную цепь на Seven, вам необходимо использовать специальные двухрядные звездочки.

В прошлом все эти детали можно было приобрести в одном комплекте. Сейчас такие наборы становятся все более редкими, поэтому гонщикам приходится покупать все по отдельности. Продукция «Кедр» пользуется большим спросом. Этот производитель выпускает не только цепи, но и двухрядные звездочки.

Кедровая двухрядная цепь

Цепочки Kedr очень популярны среди владельцев «семерок».

Последовательность установки двухрядной цепи на ВАЗ 2107 не отличается от описанной выше. Есть только одна особенность: вместо однорядной звездочки установлена двухрядная. То же самое относится и к натяжному башмаку. Процедура установки двухрядной цепи в соответствии с маркировкой ничем не отличается от описанной выше.

Поэтому цепь ГРМ является самой важной частью двигателя. Последствия отказа этой детали могут быть катастрофическими. В особо серьезных случаях заклинивший двигатель вообще не подлежит ремонту. По этой причине автомобилист должен внимательно следить за состоянием цепи и заменять ее при малейшем подозрении на неисправность. Начинающий автовладелец также может заменить цепь. Несмотря на кажущуюся сложность процедуры, в ней нет ничего страшного. Самое главное — вовремя установить цепь, и тогда не возникнет проблем с ее последующей эксплуатацией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector