Бесперебойная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключены к ЭБУ. Хэтчбек Lada семейства 2112 выпускался только с инжекторными двигателями, причем два варианта этих двигателей — 16-клапанные. О них мы поговорим далее в статье. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешний вид будут показаны на рисунке.
На видео можно увидеть датчик избыточного давления масла, который не подключен к ЭБУ.
Разбираемся с датчиком кислорода
Нет необходимости определять номера деталей датчиков по модели двигателя или даже по евростандарту, а только по ЭБУ.
Разнообразие датчиков концентрации кислорода (ДКК)
Количество датчиков кислорода может быть два или один — все зависит от экологических стандартов. АвтоВАЗ также использовал два типа датчиков — 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикул BOSCH). Первые совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики были подключены к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики этих двух разных типов отличаются даже по внешнему виду.
ЭБУ в ‘ВАЗ десятке’ находится под пластиковой крышкой. Он расположен рядом с ногой переднего пассажира.
Красная стрелка здесь указывает на первый, т.е. основной датчик. Верхняя фотография соответствует двигателю 21124 (1,6 л).
Расположение датчиков (21124 и 21120)
Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Двигатели ВАЗ-21120 (1,5 л) могли соответствовать стандарту EURO-3, и в этом случае за основным датчиком приваривался «удлиненный» каталитический нейтрализатор. Второй датчик располагался за ним, т.е. за «банкой». Для пояснения:
- Стандарт Евро-2 соответствует конструкции с одним датчиком (основным);
- При переходе на стандарты Евро-3 был добавлен второй датчик (синяя стрелка).
Кстати, двигатель 24 может соответствовать стандартам Евро-4.
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
ЭБУ должен управлять многими параметрами одновременно. Наиболее важной информацией будет положение коленчатого вала. Вы можете отключить все датчики, кроме DPKV, и это не приведет к остановке двигателя.
Давайте перечислим все компоненты по очереди:
- 15 — DTC. Резистор, вкрученный в корпус термостата. Определяет температуру охлаждающей жидкости;
- 17 — DPW, он же DF (датчик фазы). Принцип действия — эффект Холла. Контролируется положение распределительного вала. Как проверить это здесь;
- 20 — ДПДЗ. Резистор, прикрепленный к дроссельному узлу 19. Измеряется угол открытия дроссельной заслонки;
- 21 — DPDF. Датчик подключен к корпусу фильтра. Контролирует поток воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
- 22 — ETC. Не датчик, а регулятор (соленоид). Используется в режиме ожидания. О его проверке и диагностике здесь. О замене IAC здесь;
- 24 — лямбда-зонд или кислородный зонд (см. выше);
- 25 — датчик скорости. Он крепится в паз в коробке передач. Принцип работы — эффект Холла;
- 26 — ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленчатого вала;
- 27 — ДД (датчик детонации). Пьезоэлектрический элемент, установленный на внешней стенке блока цилиндров.
Давайте посмотрим, как выглядят все компоненты в живом состоянии. Показаны фотографии датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный двигатель внутреннего сгорания).
Все сказанное выше относится сразу к двум двигателям — агрегатам 21124 и 21120 (1,6 л и 1,5 л).
Вы не сможете открутить датчик CTG без слива охлаждающей жидкости. А отсоединение датчика означает отсоединение разъема, но не снятие самого датчика.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Важно понимать, где расположены следующие компоненты:
- ДПКВ;
- Лямбда-зонд;
- Датчик скорости;
- ETC;
- ДПДЗ;
- ДПМВ;
- DTEJ.
Расположение датчика фазы показано в предыдущем разделе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет трудно подогнать его так, чтобы он оставался плотным.
Артикулы
Для кислородных датчиков сначала был использован артикул 21120-3850010, а затем артикул 1118 (см. фото). По-видимому, это относится к новому типу датчиков. Было бы проще использовать ссылку BOSCH.
Система выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21120
Перечислим номера деталей других датчиков:
- DMRV (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- SMART (двигатель 21120 с ЭБУ Jan 4.1): 2112-1130010, -01;
- КОРПУС ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ: 2112-1148200;
- ВРАТА ТАЙМИНГА: 2112-1148300-02;
- DDCV: 2112-3847010, -01, -03, -04;
- КОРПУС ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ: 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости: 2110-3843010-13, -18;
- DDC: 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня охлаждающей жидкости: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Индикатор температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Последние три датчика не подключены к ЭБУ. Однако можно подключить датчик неровной дороги (2123-1413130). Он влияет на работу двигателя, хотя и закреплен на кузове.
На двигателях с январским ЭБУ 4.1 датчики кислорода отсутствуют.
В принципе, в хэтчбеках ВАЗ-2112 можно использовать и другие датчики, кроме перечисленных. Но тогда мы говорим о 8-клапанном двигателе. И все, что мы перечислили, относится к 16-клапанному, вот схема этого двигателя.