Датчики ВАЗ 2110

В этой статье рассмотрим датчики ВАЗ 2110.

Содержание
  1. Краткий обзор датчиков ВАЗ 2110-12
  2. Немного истории
  3. Датчики двигателя ВАЗ 2110
  4. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
  5. Признаки неисправности:
  6. Датчик скорости
  7. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
  8. Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание
  9. Разбираемся с датчиком кислорода
  10. Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
  11. Где какой датчик находится — подкапотная схема
  12. Артикулы
  13. Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание
  14. Накрылся ДМРВ? Не спешите покупать новый
  15. Датчик температуры ОЖ
  16. Что делать, если устройство вышло из строя
  17. Регулятор коленвала
  18. Проверяем ДМРВ на ВАЗ-2110 мультиметром
  19. Таблица проверки
  20. Указатель температуры ОЖ
  21. Чистка
  22. Цена вопроса
  23. Датчик скорости
  24. Признаки неисправности и причины его возникновения
  25. Датчик фаз
  26. Разбираемся с датчиком кислорода
  27. Регулятор холостого хода
  28. Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

Краткий обзор датчиков ВАЗ 2110-12

Немного истории

Автомобиль ВАЗ 2110 выпускался с конца 20-го века до середины первого десятилетия 21-го века. За время своего существования «Десятка» успела завоевать огромное количество поклонников и претерпела множество изменений.

Семейство ВАЗ десять первоначально оснащалось 8-клапанными карбюраторными двигателями, которые имели общие корни с двигателями V8. Время шло, АвтоВАЗу нужно было развиваться дальше, и в конце 1990-х годов на «десятку» был установлен первый инжекторный двигатель, который отличался не только новой системой впрыска, но и количеством клапанов, причем на некоторых новых двигателях количество клапанов было увеличено с 8 до 16.

Для работы системы впрыска требуется огромное количество различных датчиков, отвечающих за работу двигателя внутреннего сгорания, и ВАЗ 2110 не является исключением, в двигателях с системой впрыска «десятка» настроена на множество различных датчиков, обеспечивающих правильную и бесперебойную работу двигателя.

В этой статье мы остановимся на датчиках ВАЗ 2110-12 их симптомах неисправности и местах установки.

Датчики двигателя ВАЗ 2110

Ниже приведен список с подробным описанием датчиков, которые устанавливаются в двигателях с электронной системой впрыска. Описаны симптомы, указывающие на их неисправность или отказ.

Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Это один из самых важных датчиков. ДМРВ отвечает за формирование топливно-воздушной смеси. Он измеряет объем воздуха, поступающего в воздухозаборник, и передает показания в блок управления двигателем, который, в свою очередь, подает нужное количество топлива в зависимости от объема воздуха. Отказ этого датчика влияет на множество различных функций двигателя.

Следует отметить, что лампочка «CheckEngine» загорается только в случае полного отказа датчика. Чаще всего датчик стареет, но очень редко полностью перестает работать. Как проверить этот датчик, можно найти в нашей статье.

Признаки неисправности:

  • Повышенный расход топлива;
  • Неравномерный холостой ход;
  • Трудности с запуском двигателя;
  • Потеря динамики;
  • Подергивание во время движения;

Датчик скорости

Этот датчик используется для передачи информации в ЭБУ двигателя о скорости автомобиля. Он участвует в корректировке оборотов двигателя во время движения, а именно, если автомобиль катится на холостом ходу, вы можете заметить, что обороты немного выше, чем на холостом ходу, когда автомобиль неподвижен. DS также отвечает за работу спидометра и одометра.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в корпусе термостата и передает показания о температуре охлаждающей жидкости двигателя в ЭБУ. На основании этих показаний блок управления двигателем увеличивает или уменьшает обороты двигателя для более стабильной работы двигателя. Работа этого датчика заметна, когда двигатель холодный, при запуске холодного двигателя вы можете заметить увеличение числа оборотов, которое со временем уменьшается по мере прогрева двигателя до рабочей температуры.

 

Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание

Эффективная работа двигателя с инжекторами обеспечивается набором датчиков. Все они подключены к ЭБУ. Хэтчбек Lada семейства 2112 выпускался исключительно с инжекторными двигателями, причем две разновидности этих ДВС — 16-клапанные. О них мы поговорим далее в статье. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешний вид будут показаны на рисунке.

На видео можно увидеть датчик избыточного давления масла, который не подключен к ЭБУ.

Разбираемся с датчиком кислорода

Нет необходимости определять номера деталей датчиков по модели двигателя или даже по евростандарту, а только по ЭБУ.

Разнообразие датчиков концентрации кислорода (ДКК)

Количество датчиков кислорода может быть два или один — все зависит от экологических стандартов. АвтоВАЗ также использовал два типа датчиков — 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикул BOSCH). Первые совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики были подключены к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики этих двух разных типов отличаются даже по внешнему виду.

ЭБУ в «ВАЗ десятке» находится под пластиковой крышкой. Он расположен рядом с ногой переднего пассажира.

Красная стрелка здесь указывает на первый, т.е. основной датчик. Верхняя фотография соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

 

Двигатели ВАЗ-21120 (1,5 л) могли соответствовать стандарту EURO-3, и в этом случае за основным датчиком приваривался «удлиненный» каталитический нейтрализатор. Второй датчик располагался за ним, т.е. за «банкой». Для пояснения:

  • Стандарт Евро-2 соответствует конструкции с одним датчиком (основным);
  • При переходе на стандарты Евро-3 был добавлен второй датчик (синяя стрелка).

Кстати, двигатель 24 может соответствовать стандартам Евро-4.

Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

ЭБУ должен управлять многими параметрами одновременно. Наиболее важной информацией будет положение коленчатого вала. Вы можете отключить все датчики, кроме DPKV, и это не приведет к остановке двигателя.

Датчики, подключенные к ЭБУ

Давайте перечислим все компоненты по очереди:

  • 15 — DTC. Резистор, вкрученный в корпус термостата. Определяет температуру охлаждающей жидкости;
  • 17 — DPW, он же DF (датчик фазы). Принцип действия — эффект Холла. Контролируется положение распределительного вала. Как проверить это здесь;
  • 20 — ДПДЗ. Резистор, прикрепленный к дроссельному узлу 19. Измеряется угол открытия дроссельной заслонки;
  • 21 — DPDF. Датчик подключен к корпусу фильтра. Контролирует поток воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
  • 22 — ETC. Не датчик, а регулятор (соленоид). Используется в режиме ожидания. О его проверке и диагностике здесь. О замене IAC здесь;
  • 24 — лямбда-зонд или кислородный зонд (см. выше);
  • 25 — датчик скорости. Он крепится в паз в коробке передач. Принцип работы — эффект Холла;
  • 26 — ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленчатого вала;
  • 27 — ДД (датчик детонации). Пьезоэлектрический элемент, установленный на внешней стенке блока цилиндров.

Давайте посмотрим, как выглядят все компоненты в живом состоянии. Показаны фотографии датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный двигатель внутреннего сгорания).

Каждый компонент будет легко найти под капотом

Все сказанное выше относится сразу к двум двигателям — агрегатам 21124 и 21120 (1,6 л и 1,5 л).

Вы не сможете открутить датчик CTG без слива охлаждающей жидкости. А отсоединение датчика означает отсоединение разъема, но не снятие самого датчика.

Где какой датчик находится — подкапотная схема

Давайте посмотрим еще на одну фотографию.

Под капотом и двигатель 21124.

Важно понимать, где расположены следующие компоненты:

Расположение датчика фазы было показано в предыдущем разделе.

Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет трудно подогнать его так, чтобы он оставался плотным.

Артикулы

Изначально артикул кислородных датчиков был 21120-3850010, затем появился артикул 1118 (см. фото). По-видимому, это относится к новому типу датчиков. Было бы проще использовать ссылку BOSCH.

Система выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21120

Перечислим номера деталей других датчиков:

  • DMRV (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
  • SMART (двигатель 21120 с ЭБУ Jan 4.1): 2112-1130010, -01;
  • ДРОССЕЛЬ: 2112-1148200;
  • ДРОССЕЛЬ: 2112-1148300-02;
  • LCDC : 2112-3847010, -01, -03, -04;
  • ДРОССЕЛЬ : 2112-3851010, -01, -02, -05;
  • Датчик скорости : 2110-3843010-13, -18;
  • ДАТЧИК СКОРОСТИ : 2112-3706040, -02, -03;
  • EA: 2112-3855020, -01, -02, -03;
  • Манометр давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
  • Датчик уровня охлаждающей жидкости: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
  • Индикатор температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.

Читайте также: Датчик масла Toyota camry

Последние три датчика не подключены к ЭБУ. Однако можно подключить датчик удара (2123-1413130). Он влияет на работу двигателя, хотя и прикреплен к кузову.

На двигателях с январским ЭБУ 4.1 датчики кислорода отсутствуют.

В принципе, в хэтчбеках ВАЗ-2112 можно использовать и другие датчики, кроме перечисленных. Но тогда мы говорим о 8-клапанном двигателе. И все, что мы перечислили, относится к 16-клапанному, вот схема этого двигателя.

 

Все датчики ВАЗ-2112 16 клапанов и их расположение: схема и описание

Автомобильный рынок не стоит на месте, производители постоянно улучшают характеристики двигателей автомобилей, расход топлива, аэродинамические показатели, придумывают опции, изменяющие общий комфорт. Основным и очевидным улучшением является переход от системы на базе карбюратора к более эффективной системе на базе инжектора.

Как работает последний? Он регулирует количество подаваемого топлива по единому дозатору для работы силового агрегата в различных режимах. Это уменьшает количество потребляемого воздуха и обеспечивает максимальную эффективность конструкции силового агрегата.

Механики же утверждают, что агрегат с карбюраторной системой технологически проще, поскольку карбюратор работает от механики, а значит, можно предположить высокую надежность механизма. Такой системой оснащен автомобиль ВАЗ-2110. Преимущество установки заключается в том, что топливно-воздушная масса образуется в карбюраторе и в цилиндрах в результате разрежения, создаваемого поршнями.

Приводом в автомобиле ВАЗ-2110 управляет ЭБУ — электронная система. Эта система должна всегда знать, сколько воздуха необходимо для определенного объема бензина. Эти два параметра тесно связаны между собой, поскольку они используются для создания топливной смеси с требуемой плотностью в приводе двигателя. После того как система определила нужный объем воздуха, она начинает подбирать нужное количество бензина. Что касается контроллера, то он отвечает за объемы впуска.

Авиадиспетчер для «десятки

Этот контроллер имеет некоторые недостатки, в частности

  • Воздействие влаги на контроллер может нарушить его функциональность;
  • Если автомобиль движется на пониженных оборотах, контроллер может генерировать более высокие значения;
  • Практика показывает, что когда двигатель работает на холостом ходу, регулятор воздуха не функционирует должным образом;
  • могут возникнуть некоторые трудности с запуском двигателя;
  • после увеличения мощности двигатель может внезапно и беспричинно заглохнуть;
  • может увеличиться расход бензина.

С недостатками мы разобрались, теперь давайте поговорим о том, как работает устройство:

  1. Конструкция регулятора состоит из нескольких сенсорных элементов, установленных непосредственно в самой линии, через которую проходит поток воздуха. Один из этих элементов предназначен для улавливания температуры воздушного потока, в то время как два других всегда нагреты до необходимых параметров.
  2. Принцип измерения электрической мощности используется для определения правильного расхода воздуха для поддержания нужного уровня температуры.
  3. Регулятор воздушного потока имеет специальную решетку, установленную в воздушном канале, которая фильтрует воздушный поток.
  4. Это позволяет датчику передавать необходимые данные другим контроллерам, предназначенным для активации определенных режимов. Затем эти контроллеры либо изменяют, либо поддерживают нагрузку.

Накрылся ДМРВ? Не спешите покупать новый

Новый датчик стоит от 2 000 до 3 200 рублей. Но прежде чем бежать в ближайший магазин или на автомобильную биржу, попробуйте реанимировать старый автомобиль. Этот метод реанимации не гарантирует 100% выздоровления. Но попробовать стоит.

Прежде всего, отсоедините клемму «минус» на аккумуляторе. Снимите датчик с автомобиля. Извлеките его из корпуса воздушного фильтра. Извлеките устройство с помощью крестообразной отвертки. Будьте осторожны, не касайтесь платиновых нитей руками или другими предметами. Очистите с помощью очистителя карбюратора. Нанесите 3-4 раза на участки, указанные стрелками на фото. Соберите датчик SMART и установите его на автомобиль.

Датчик температуры ОЖ

Разборка регулятора вентилятора на автомобиле ВАЗ 2110
На автомобиле ВАЗ 2110 датчики могут использоваться для различных целей, но большинство из них устанавливаются в моторном отсеке. На 8- или 16-клапанном двигателе датчик вентилятора — это устройство, предназначенное для приведения в действие вентилятора. Это вентилятор, предназначенный непосредственно для охлаждения горячего двигателя.

Контроллер активируется автоматически, когда генераторная установка достигает определенной температуры. Но его можно активировать и при выключенном двигателе. Многие владельцы Tens могут сначала забеспокоиться, но ничего страшного нет, поэтому вам не стоит волноваться.

Следует отметить преимущества этого контроллера:

  1. Как показывает практика, датчик вентилятора является одним из самых надежных устройств в автомобиле, поскольку он опирается на прочную начинку. При повышении температуры окружающей среды наполнитель расширяется.
  2. Это устройство также сконструировано из специального подпружиненного рычага. Благодаря этому элементу регулятор не имеет дефектов во время работы.
  3. Устройство предотвращает образование искр, что особенно важно для безопасности автомобиля.
  4. Фактически, этот тип регулятора является по своей сути надежным. Если вы купите устройство хорошего качества, вы обнаружите, что оно будет работать достаточно долго, чтобы вы могли забыть о необходимости его замены на ближайшие несколько лет.

Что делать, если устройство вышло из строя

Если тесты показывают, что датчик неисправен, сначала следует попытаться его отремонтировать. Для этого необходимо следовать инструкциям:

  1. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Дотянитесь до воздушного фильтра и извлеките из него датчик.
  3. Снимите регулятор, соблюдая осторожность, чтобы не задеть платиновую проволоку. Не прикасайтесь к нему, так как это может привести к повреждению датчика.
  4. Очистите оставшиеся части воздушного датчика с помощью очистителя батарей.
  5. Установите датчик на место и выполните сборку.

Регулятор коленвала

Новый регулятор коленчатого вала за 10 центов
В зависимости от типа автомобиля расположение всех контроллеров может отличаться на 16-клапанных и 8-клапанных двигателях. Тем не менее, все они соединены в единую слаженно функционирующую систему, и контроллер коленчатого вала не является исключением. Этот контроллер позволяет электронной системе управления двигателя Ten автономно определять, когда следует использовать бензин, и через свечи зажигания воспламенять горючую смесь. По сути, конструкция устройства представляет собой магнит и катушку тонкой проводки.

Датчик коленчатого вала имеет некоторые преимущества:

  1. Как показывает практика, на «десятках» этот регулятор может работать довольно долго. Срок его службы не сокращается даже в результате использования трансмиссии автомобиля под повышенной нагрузкой.
  2. Регулятор коленчатого вала работает в сочетании со шкивом коленчатого вала.
  3. Если устройство выйдет из строя, оно может помешать запуску двигателя. В противном случае, если контроллер выйдет из строя, обороты будут ограничены до 3 500 об/мин.

Этот контроллер установлен на масляном насосе, фактически на самом верху зубьев вала. Точнее, в одном миллиметре от зубов. Более подробно о том, как самостоятельно заменить этот контроллер, можно узнать из видеоролика ниже (снятого Сандро в своем гараже).

 

Проверяем ДМРВ на ВАЗ-2110 мультиметром

Колодка датчика, первый провод может отсутствовать — это нормально.

Для этого нам необходимо понять распиновку, с помощью схемы подключения датчика. Как мы видим, колодка имеет всего пять проводов:

  1. + 12 V.
  2. + 5 V.
  3. Общее заземление (зеленый провод).
  4. Выход сигнала температуры воздуха.
  5. Выход сигнала потребления воздуха (желтый провод).

Схема подключения расширительного клапана.

Расположение выводов может отличаться в разных версиях прошивки и на разных датчиках. С первыми двумя контактами все понятно — возьмите мультиметр и проверьте напряжение при включенном зажигании. Если сигнала нет, ищем причину либо в обрыве проводов, либо в плохом контакте. Теперь проверим главный показатель — точность и величину сигнала воздушного потока. Кстати, это можно проверить и без мультиметра, с помощью бортового компьютера, если он у вас установлен:

  1. Войдите в меню, найдите параметры датчика.
  2. Найдите напряжение Udmrv.
  3. Номинальное значение для всех вышеперечисленных приборов составляет от 0,996 до 1,01 вольт.

Платиновая нить со временем устает и искажает импульс вверх. Изменение даже на одну сотую вольта недопустимо. Если компьютер не установлен, используйте мультиметр. Проверьте напряжение между клеммами 3 и 5 (минус), установив мультиметр на диапазон 2 вольта. Включите зажигание, не запускайте двигатель.

Шкала показывает 1.00 — датчик находится в идеальном состоянии.

Шкала показывает 1,26 — датчик «мертв».

Таблица проверки

Проверьте результат в соответствии с этой таблицей:

0,99-1,02 VСостояние DMRV отличное, близко к новому
1,02-1,03 VДатчик в хорошем состоянии
1,04-1,05 VПлатиновая нить изношена, необходимо подумать о замене датчика
Выше 1,05 ВДатчик не работает, требуется срочная замена

Указатель температуры ОЖ

Охлаждение двигателя осуществляется с помощью антифриза или охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость также имеет собственный контроллер охлаждения для обеспечения надлежащей работы устройства. По функциональности этот регулятор напоминает впускной клапан, которым оснащаются 8- и 16-клапанные карбюраторные двигатели «десяток» и других автомобилей. Сам датчик предназначен для контроля температуры расходного материала.

Установка нового датчика антифриза

По сути, это устройство также обеспечивает регулирование подачи топлива. Если приводной блок работает в холодном режиме и еще не успел прогреться, то для нормальной работы ему потребуется больше бензина. Температура охлаждающей жидкости отображается на панели управления в салоне. Водитель всегда сможет определить перегрев охлаждающей жидкости по стрелке манометра на приборной панели, которая перемещается в красную зону в соответствии с этими показаниями.

Датчик температуры антифриза периодически выходит из строя и характеризуется следующими неисправностями:

  1. Электрический контакт внутри контроллера неисправен, что приводит к его неисправности.
  2. Устройство установлено таким образом, что оно может подвергаться воздействию движущихся частей, в частности троса педали акселератора. Еще правильнее сказать, что кабель воздействует не на сам датчик, а на его провода, которые действительно могут потерять свою изоляцию при длительном использовании.
  3. Часто регулятор выходит из строя, когда вентилятор начинает работать на непрогретом двигателе.
  4. Если двигатель перегрелся, его может быть трудно запустить.
  5. При выходе из строя регулятора температуры расходных материалов может произойти повышенный расход бензина. Если возникает одна из этих проблем, контроллер следует заменить, чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателя автомобиля. Подробную инструкцию по замене можно найти в видео ниже (автор — ВАЗ 2110, 2111, 2112 РЕМОНТ).

Чистка

Довольно часто замены ДМРВ можно избежать, просто очистив этот компонент двигателя.

Выполнить очистку своими руками можно следующим образом:

  • Снимите шлейф с датчика массового расхода воздуха;
  • Теперь снимите датчик с патрубка. В противном случае качественная промывка будет невозможна;
  • Чтобы снять датчик, заранее вооружитесь звездообразным гаечным ключом. Такие наборы найти не проблема;
  • Открутите все крепления, снимите датчик с патрубка и оцените его внешнее состояние;
  • Часто на датчике можно увидеть следы масляных отложений. Цель очистки — придать устройству новый вид;
  • Очиститель карбюратора часто используется для очистки воздушного датчика;
  • Внутри пленки находятся датчики, которые представляют собой маленькие провода, прикрепленные к специальной смоле. Эти компоненты следует осторожно опрыскивать очистителем, чтобы не повредить устройства;
  • Подождите, пока поверхности высохнут. Чтобы ускорить этот процесс, используйте баллончик со сжатым воздухом;
  • Нередко вместо очистителя карбюратора используется спирт, который также работает достаточно эффективно;
  • Правильная очистка коллектора воздухозаборника включает в себя очистку труб от скопившейся грязи, копоти и пыли;
  • После того, как все части извлеченного SMRV будут тщательно очищены, подождите, пока он высохнет, а затем соберите его. Очистка завершена.

Статистика показывает, что примерно в 80% случаев простая процедура очистки позволяет вернуть датчику массового расхода воздуха былую привлекательность.

Цена вопроса

80% — это не 100, поэтому иногда приходится заменять датчик. А чтобы произвести замену, нужно его купить.

Существуют три ценовые категории датчиков массового расхода воздуха:

  • Дешево. В основном это китайская продукция, цена которой составляет до 1000 рублей. Покупать такие регуляторы, безусловно, не рекомендуется;
  • Средний. Среди них датчики от АвтоВАЗа, отечественные и некоторые зарубежные аналоги. Такие стоят от 1500 до 2500 рублей;
  • Дорого. Качество, надежность, импортные ДМРВ, цена которых может достигать 5,5 тыс. руб. Насколько рационально их покупать, сказать сложно. Однако они, безусловно, будут служить долгое время.

При выборе нового SMART ориентируйтесь не только на цену, но и на производителя. В настоящее время наиболее популярными устройствами являются Siemens и Bosch. Средний по цене, отличный по качеству.

Датчик скорости

8- и 16-клапанные Tens также оснащены датчиком скорости. С помощью этого устройства электронная система управления двигателем получает информацию о том, с какой скоростью движется автомобиль. Сам датчик устанавливается в коробке передач автомобиля. Практика показала, что в автомобилях ВАЗ 2110 этот контроллер имеет достаточно высокую надежность и длительный срок службы.

Но отечественные разработчики не смогли сделать все идеально, поэтому это устройство характеризуется несколькими недостатками:

  1. Если этот компонент выйдет из строя или будет работать неправильно, приводной блок может самопроизвольно отключиться на холостом ходу.
  2. Неисправный регулятор может частично повлиять на скоростные характеристики автомобиля. Конечно, если устройство полностью выходит из строя, водитель не имеет возможности узнать, с какой скоростью он едет.

 

Признаки неисправности и причины его возникновения

Неисправный датчик массового расхода воздуха водитель может распознать по таким симптомам:

  1. На приборной панели загорается лампочка Check Engine.
  2. Расход топлива внезапно увеличивается.
  3. Машина медленно набирает скорость.
  4. Горячий двигатель может быть трудно запустить.
  5. Мощность автомобиля снижается.

Причины отказа могут варьироваться от банальной небрежности водителя до механических повреждений. Если воздушный фильтр не меняется вовремя, расширительный клапан быстрее засоряется и не может выполнять свою функцию. Особую опасность для него представляют масло и конденсат. При следующей замене фильтра не забудьте проверить состояние резиновой прокладки между датчиком и корпусом фильтра — она предотвращает всасывание нефильтрованного воздуха.

 

Датчик фаз

Этот датчик не устанавливается на 8-клапанные двигатели, он встречается только на 16-клапанных версиях «десяток». Основная функция контроллера заключается в предоставлении необходимых данных системе управления трансмиссией. В соответствии с этими данными система определяет, в какой момент и в каком месте необходимо впрыснуть топливо в конкретный цилиндр. Каждый владелец автомобиля ВАЗ 2110 должен знать, где находится это устройство. Если вы откроете моторный отсек автомобиля, то увидите, что регулятор расположен справа от заливной горловины моторной жидкости.

В принципе, если регулятор сломается, ничего страшного с точки зрения целостности автомобиля не произойдет. Но выход из строя контроллера в любом случае спровоцирует увеличение расхода бензина. Это основано на том, что электронная система управления двигателем автоматически переключит газораспределительный механизм в режим ожидания. Следовательно, бензин будет поступать во все цилиндры двигателя одновременно. Первоначально водитель может даже не подозревать об этом, пока не проведет диагностику регулятора или не измерит расход топлива.

Очевидно, что такая отечественная модель, как ВАЗ 2110, не является самым современным и электронно продвинутым автомобилем. Однако автомобили этой модели оснащены большим количеством различных регуляторов и контроллеров. В статье рассматриваются не все устройства, а только самые основные, которые должен знать каждый автомобилист. Более подробную информацию можно найти в других статьях на нашем сайте или в сервисной книжке вашего автомобиля.

Разбираемся с датчиком кислорода

Для определения номеров деталей датчиков модель двигателя или даже евроспецификация не важны — только ЭБУ.

Разнообразие датчиков концентрации кислорода (ДКК)

Количество датчиков кислорода может быть два или один — все зависит от экологических стандартов. АвтоВАЗ также использовал два типа датчиков — 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикул BOSCH). Первые совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики были подключены к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики этих двух разных типов отличаются даже по внешнему виду.

ЭБУ в «ВАЗ десятке» находится под пластиковой крышкой. Он расположен рядом с ногой переднего пассажира.

Красная стрелка здесь указывает на первый, т.е. основной датчик. Верхняя фотография соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

Расположение датчиков (21124 и 21120)

Двигатели ВАЗ-21120 (1,5 л) могли соответствовать стандарту EURO-3, и в этом случае за основным датчиком приваривался «удлиненный» каталитический нейтрализатор. Второй датчик располагался за ним, т.е. за «банкой». Для пояснения:

  • Стандарт Евро-2 соответствует конструкции с одним датчиком (основным);
  • При переходе на стандарты Евро-3 был добавлен второй датчик (синяя стрелка).

Кстати, двигатель 24 может соответствовать стандартам Евро-4.

Регулятор холостого хода

Сегодня в городских условиях водитель просто не может обойтись без холостого хода. Поэтому каждый автомобиль, в том числе и ВАЗ 2110, оснащен датчиком холостого хода. Неисправность или отказ этого контроллера значительно усложнит управление автомобилем, так как будет способствовать пробуксовке двигателя даже при самых коротких остановках. Поэтому, если контроллер выходит из строя, а это не редкость на автомобилях ВАЗ 2110, его следует заменить как можно скорее.

Снятие регулятора холостого хода

Основной задачей контроллера такого типа является поддержание оборотов, необходимых для нормальной работы трансмиссии. Благодаря этому устройству водитель всегда может сделать короткую остановку, вызванную изменением количества поступающего воздуха. Что касается расположения, контроллер установлен на тросе дроссельной заслонки. В частности, это якорный шаговый двигатель, который оснащен двумя обмотками.

Когда сигнал подается на одну из обмоток, специальная игла перемещается вперед на один шаг и назад на другой шаг. Червяк позволяет шаговому двигателю выполнять вращательное движение устройства, преобразуя это движение в поступательное. Сам вал, а именно его коническая часть, находится в канале, через который подается поток воздуха.

Система регулирует частоту вращения холостого хода приводного устройства посредством действия штока. Шток устройства, как упоминалось выше, может втягиваться или выдвигаться. В этом случае он зависит от импульса, поступающего от контроллера. Сам контроллер позволяет регулировать частоту, с которой коленчатый вал двигателя будет вращаться во время короткой остановки машины.

Контроллер также управляет потоком поступающего воздуха, который обходит дроссельную заслонку в закрытом положении. Когда двигатель горячий, контроллер сам управляет движением плунжера воздухозаборника для поддержания правильной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу. Нагрузка на двигатель и состояние двигателя не имеют значения.

Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112

ЭБУ должен контролировать множество параметров одновременно. Наиболее важной информацией будет положение коленчатого вала. Все датчики, кроме DPKV, могут быть отсоединены, и это не приведет к остановке двигателя.

Датчики, подключенные к ЭБУ

Давайте перечислим все компоненты по очереди:

  • 15 — DTC. Резистор, вкрученный в корпус термостата. Определяет температуру охлаждающей жидкости;
  • 17 — DPW, он же DF (датчик фазы). Принцип действия — эффект Холла. Контролируется положение распределительного вала. Как проверить это здесь;
  • 20 — ДПДЗ. Резистор, прикрепленный к дроссельному узлу 19. Измеряется угол открытия дроссельной заслонки;
  • 21 — DPDF. Датчик подключен к корпусу фильтра. Контролирует поток воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
  • 22 — ETC. Не датчик, а регулятор (соленоид). Используется в режиме ожидания. О его проверке и диагностике здесь. О замене IAC здесь;
  • 24 — лямбда-зонд или кислородный зонд (см. выше);
  • 25 — датчик скорости. Он крепится в паз в коробке передач. Принцип работы — эффект Холла;
  • 26 — ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленчатого вала;
  • 27 — ДД (датчик детонации). Пьезоэлектрический элемент, установленный на внешней стенке блока цилиндров.

Давайте посмотрим, как выглядят все компоненты в живом состоянии. Показаны фотографии датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный двигатель внутреннего сгорания).

Каждый компонент будет легко найти под капотом

Все сказанное выше относится сразу к двум двигателям — агрегатам 21124 и 21120 (1,6 л и 1,5 л).

Вы не сможете открутить датчик CTG без слива охлаждающей жидкости. А отсоединение датчика означает отсоединение разъема, но не снятие самого датчика.

Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет трудно подогнать его так, чтобы он оставался плотным.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector